Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды прибыли на предприятии






 

В российской практике употребляются следующие определения: валовая прибыль (балансовая прибыль), прибыль к налогообложению, нераспределенная (чистая) прибыль. Эти определения закреплены нормативно и могут употребляться в разных контекстах. В соответствии с российским налоговым законодательством валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции, работ, услуг, основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Таким образом, валовая (балансовая прибыль) включает три основных элемента:

1) прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг – это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия. Это разница между выручкой от реализации продукции (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию;

2) прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия представляет собой финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Это продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия;

3) финансовые результаты от внереализационных операций – это прибыль (убыток) по операциям, не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнения работ, оказания услуг. В состав внереализационных прибылей (убытков) включается сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций, а также доходы: прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; доходы от дооценки товаров; положительные курсовые разницы по валютным счетам; поступления сумм в счет погашения дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы.

Формула расчета балансовой прибыли имеет следующий вид:

 

ПРБАЛ = ПРРЕАЛ ± ПРПРОЧ ± ПРВН.Д, (6.1)

 

где ПРРЕАЛ – прибыль (убыток) от реализации продукции, работ, услуг;

ПРПРОЧ – прибыль (убыток) от прочей реализации (например, основных средств и т.д.);

ПРВН.Д – прибыль (убыток) от внереализационных доходов (расходов).

 

Следующий показатель – прибыль, облагаемая налогом. Размер налогооблагаемой прибыли определяется ставкой налога на прибыль, действующей в той или иной стране. В Российской Федерации ставка налога на прибыль при традиционной системе налогообложения равна 24%. При этом 7, 5% зачисляются в федеральный бюджет; 14, 5% – в бюджеты субъектов РФ, 2% – в местный бюджет. Существуют также упрощенная система налогообложения и система уплаты налога на вмененный доход, применение которых возможно при соответствии предприятия или организации определенным условиям деятельности, регламентированным налоговым законодательством.

Порядок уплаты налога. Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, отчетными периодами – первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. По итогам каждого отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму квартального авансового платежа, исходя из ставки и полученной прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания первого квартала, полугодия, 9 месяцев и года. Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 15-го числа каждого месяца этого отчетного периода. Сроки представления налоговых деклараций: за отчетный период – в течение 30 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода; за налоговый период – не позднее 31 марта года, следующего за налоговым периодом.

Денежные средства, остающиеся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, являются нераспределенной (чистой) прибылью. Чистая прибыль направляется на создание различных фондов предприятия: резервного фонда, фонда накопления и потребления и т.д.

 

Планирование прибыли. Факторы ее роста

 

Планирование прибыли является составной частью финансового планирования. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений.

В условиях стабильной развивающейся экономики планирование прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации в стране планирование возможно на кратковременный период – квартал, полугодие.

Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли, в первую очередь, прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Этапы планирования валовой (балансовой) прибыли:

1) планирование объема продаж. Основой расчетов прибыли служит прогнозируемый объем продаж. Это связано с тем, что производственная программа и запасы зависят от объема продаж. Однако этот объем может ограничиваться имеющимися производственными мощностями. В таком случае именно они являются отправной точкой для планирования.

2) разработка программы производства. После определения объема продаж разрабатывается производственная программа на основе заключенных договоров. Производственная программа зависит от планового объема реализации и от величины запасов готовой продукции на складе на начало и конец планируемого периода. При этом необходимо учитывать и изменения остатков незавершенного производства. В свою очередь, производственная программа является основой для расчета потребности в материалах.

3) планирование основных затрат на производство, которые включают запасы сырья и материалов для производства, планирование затрат на оплату труда производственных рабочих. Потребность в закупках материалов определяется с учетом запасов на складе на начало планируемого периода, а также переходящих остатков на конец периода. Важным моментом в планировании является учет трудовых затрат. С учетом необходимых отчислений в социальные фонды планируются затраты на оплату труда. Их еще называют расходами на персонал. Они зависят от вида продукции и расценок. Предварительно необходимо обеспечить нормирование рабочего времени на изготовление единицы продукции и определиться со стоимостью одного человеко-часа.

4) планирование накладных производственных затрат. Затем составляется смета производственных накладных расходов, включаемых в производственную себестоимость. Сумма этих затрат зависит от их состава и поведения относительно объема производства. Здесь затраты разделяют на переменные и постоянные. В результате проведенных расходов формируется производственная себестоимость реализуемой продукции с учетом остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

5) планирование административных и коммерческих расходов, которые связаны с обслуживанием и управлением производством, с продвижением товаров на рынок сбыта. Часть этих затрат зависит от объема продаж (например, комиссионные), другая часть относится к постоянным расходам и учитывается в общей их сумме. На основании этих расчетов формируется план по прибыли от реализации продукции.

6) планирование предстоящих операционных, а также внереализационных доходов и расходов. В завершении этого этапа предприятие будет иметь данные о прогнозируемой балансовой прибыли.

Особенности расчета прибыли предприятия.

Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разница между объемом выручки в ценах продаж (без НДС, акцизов, таможенных пошлин, торговых и сбытовых скидок) и полной себестоимостью реализуемой продукции.

Объем выручки от реализации продукции определяется с учетом переходящих остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода по следующей формуле:

 

РПР = ОНПР – ОК, (6.2)

 

где РПР – объем реализованной продукции, исчисленный в двух оценках: по ценам продаж и по полной себестоимости;

ОН и ОК – соответственно остатки готовой продукции на складе на начало и конец планируемого периода;

ТПР – объем выпуска товарной продукции, исчисленный по ценам продаж и по полной себестоимости.

 

После того, как объем реализованной продукции будет рассчитан в двух оценках – по ценам продаж и полной себестоимости, рассчитывается прибыль от реализации по формуле

 

ПР = ВРП – СРП, (6.3)

 

где ВРП – выручка от реализации продукции;

СРП – себестоимость реализованной продукции.

 

Плановую сумму прибыли за определенный период можно рассчитать исходя из известных показателей цены и себестоимости выпуска товарной продукции и остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода. Тогда форму имеет вид

 

ПР ЗА ПЕРИОД = ПОН + ПТП + ПОК, (6.4)

 

где ПОН – прибыль в остатках готовой продукции на начало планируемого периода;

ПТП – прибыль от выпуска товарной продукции в планируемом периоде;

ПОК – прибыль в остатках готовой продукции на конец планируемого периода.

 

Для коммерческих предприятий очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует определить точку безубыточности. Точка безубыточности показывает объем и стоимость продаж, при которых коммерческое предприятие способно покрыть все свои расходы, не получая прибыль, но и без убытка. Этот метод планирования базируется на разделении затрат на условно-постоянные и условно-переменные и расчете маржинальной прибыли. Из выручки от реализации продукции (без НДС, акцизов и прочего) вычитаются условно-переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Маржинальную прибыль еще называют валовой маржой, маржинальным доходом, суммой покрытия, предельной прибылью. Затем из маржинальной прибыли вычитаются условно-постоянные затраты и определяется финансовый результат, то есть прибыль или убыток предприятия. Точка безубыточности – это такой объем выручки, при котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытка, оно возмещает затраченные на производство средства. Рентабельность при такой выручке будет равна нулю. Порог рентабельности – это отношение суммы постоянных затрат в составе себестоимости реализованной продукции к доле маржинального дохода в выручке, что отражает представленное ниже равенство

ПР = ПостЗ/МД (6.5)

 

Если известен порог рентабельности, нетрудно рассчитать запас финансовой устойчивости (ЗФУ) по формуле

 

ЗФУ = (В–ПР)/В х 100% (6.6)

 

Определение точки безубыточности можно увидеть на рис. 6.1.

 

Затраты,

выручка Выручка

Точка равновесия от реализации

(точка безубыточности)

Зона

прибыли

Совокупные затраты

 

Постоянные затраты

 

Зона Переменные затраты

убытков

 

 
 


 

Объем производства, шт.

 

Рис. 6.1. Определение точки безубыточности

 

После определения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта операционного (производственного) рычага или производственного левериджа, то есть того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем реализации, не приводя к убыточности. Запас финансовой прочности представляет собой наличие на предприятии свободных собственных средств (резервов) для покрытия запасов при необходимости.

Производственный леверидж – потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения структуры себестоимости продукции и объема ее выпуска. Исчисляется уровень производственного левериджа отношением темпов прироста валовой (балансовой) прибыли до выплаты процентов и налогов к темпам прироста объема продаж в натуральных, условно-натуральных единицах или в стоимостном выражении. Таким образом, формула расчета производственного левериджа имеет вид

 

ПЛ = Δ ПРБАЛ /Δ VРП (6.7)

 

Производственный леверидж показывает степень чувствительности валовой (балансовой) прибыли к изменению объема производства. Чем выше отношение постоянных расходов к переменным, тем выше значение коэффициента производственного левериджа. Действие эффекта операционного рычага (производственного левериджа) связано с непропорциональным воздействие постоянных и переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага.

Пример. Выручка от реализации продукции на предприятии составила 500 млн.руб., переменные затраты – 250 млн. руб., постоянные затраты – 100 млн.руб. Рассчитать точку безубыточности и эффект операционного рычага. Расчет представлен в табл. 6.1.

 

Таблица 6.1

Показатели для определения точки безубыточности

 

Показатель Сумма Процент
1. Выручка от реализации    
2. Переменные затраты    
3. Маржинальная прибыль (стр.1 – стр.2)    
4. Постоянные затраты    
5. Финансовый результат (прибыль) (стр.3 – стр.4)    

 

Рассчитаем процент маржинальной прибыли к выручке от реализации: 250/500х100% = 50%.

Точка безубыточности будет определена как отношение постоянных затрат к доле маржинальной прибыли в общей выручке от реализации: 100/50%х100% = 200 млн.руб.

Эффект операционного рычага рассчитывается как отношение маржинальной прибыли к прибыли. Сила воздействия операционного рычага будет равна: 250/150 = 1, 67. Иными словами, любое изменение выручки от реализации влечет за собой изменение прибыли в пропорции 1: 1, 67. Допустим, у предприятия появилась возможность увеличить выручку на 10%, в этом случае прибыль возрастет на 16, 7%.

 

Выручка от реализации (500 х 10%)/100% = 500 х 1, 1 = 550 млн. руб.

Переменные затраты 250 х 1, 1 = 275 млн. руб.

Маржинальная прибыль 500 – 275 = 275 млн. руб.

Прибыль от реализации 275 – 100 (пост.затраты) = 175 млн. руб.

Прибыль увеличилась на 25 млн. руб., или на 16, 7%.

 

При снижении выручки от реализации сила операционного рычага возрастает, что влечет за собой серьезное снижение прибыли.

Факторы, влияющие изменение прибыли:

1) зависимость изменения прибыли от объема реализации. При высоком удельном весе постоянных расходов в себестоимости продукции рост объема реализации приведет к росту прибыли за счет снижения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции;

2) на размер прибыли оказывают влияние рост цен и снижение себестоимости, поскольку эти показатели участвуют в формировании прибыли предприятий. В периоды инфляции рост прибыли обеспечивается за счет ценового фактора. В условиях стабильной экономической ситуации, насыщения рынка товарами, развития конкуренции производители не могут получать прибыль за счет увеличения цен на продукцию. Поэтому здесь важным моментом является снижение затрат на производство. Здесь используются такие приемы, как экономия топливно-сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, снижение доли амортизационных отчислений в себестоимости, сокращение административных расходов. Однако следует помнить, что снижение себестоимости имеет свой предел, так как от этого зависит качество производства и реализации продукции;

3) важную роль в планировании прибыли играет организация на предприятии управленческого учета, с помощью которого осуществляется контроль за издержками предприятия. Особенно эффективен учет по центрам ответственности, который базируется на принципе бюджетирования. Бюджет – это количественное выражение производственного и финансового планов, инструмент координации и контроля за его выполнением. Бюджетный цикл обычно включает следующие этапы:

– планирование деятельности организации в целом и по его подразделениям;

– разработку проекта бюджета;

– просчет вариантов плана, внесение коррективов;

– окончательное планирование, проектирование обратной связи и меняющихся условий;

4) обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции. Всем известно, что продукция на предприятии имеет стадии жизненного цикла: ее проектирование, освоение, запуск в производство, серийный выпуск, в результате которого происходит насыщение рынка этим продуктом. По истечении времени, продукция морально устаревает, сокращаются объемы продаж, а, следовательно, и прибыль. Требуется модернизация данного продукта или разработка нового продукта, что потребует время и затрат. Поэтому, предприятие должно уловить момент, распознать, нужны ли изменения в продукте, повлияют ли они на прибыль, лучше ли это будет или нет. Приступать к освоению нового вида продукта следует на этапе роста прибыли, чтобы к моменту начала снижения рентабельности старой продукции выпуск новой продукции достиг точки безубыточности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.