Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лингвокраеведческий материал как средство воспитания на уроках русского языка






В последнее время заметно усилился интерес к проблеме повышения эффективности урока. Большая часть методистов и учителей своё внимание сосредотачивают на поисках новых, более совершенных форм организации занятий, структуры урока, на совершенствовании методики обучения, на способах активизации учащихся и т. д.

Основные поиски решения проблемы сосредоточены на одной из сторон педагогического процесса – на обучении.

Что касается другой стороны этого целостного педагогического процесса – воспитания, то в последнее время методистов интересовал вопрос: школа воспитывает или обучает?

Принятие закона о воспитании подвело черту под этим спором и подтвердило: школа и воспитывает, и обучает.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» воспитание – это целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном становлении; создание условий для самореализации личности.

Целью воспитания является, обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных учреждений всех типов и видов; упорядочение их деятельности, содействующей развитию социальной и культурной компетентности личности, её самоопределению в социуме, формированию человека гражданина, семьянина, родителя, специалиста-профессионала [Программа…, с.71].

Из многочисленных задач программы можно выделить наиболее существенную для нашей работы: формирование региональных, муниципальных и других систем воспитания на основе учета территориальных, социокультурных, и национальных особенностей.

Мы считаем, что реализация этих задач возможна на уроках русского языка с использованием и изучением местного языкового материала, который имеет и образовательный, и воспитательный потенциал.

Родной язык, родная речь передают особые реалии национальной жизни, имеют многовековую историю, составляют предмет гордости носителей национального языка. Это культурное наследие, запечатлённое в фольклоре и произведениях мастеров слова, имеющее устные и письменные языковые традиции, разные формы существования (русский литературный язык, диалекты, разговорный язык).

На уроках русского языка формируется языковая личность с цельным взглядом на русский язык, постоянным стремлением овладевать его системой и совершенствоваться в знаниях и умениях, связанных с родным языком и родной речью.

Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К 7-8 классу интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Методисты объясняют этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению.

Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку необходимо начинать с освоения притягательной силы родного языка. Стержнем этой работы может стать краеведение. Ведь использование на уроках по русскому языку местного языкового материала не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает интерес к тому, что называют малой родиной, расширяет представление о её истории и сегодняшнем дне. Всё это даст возможность воспитать не только патриота, но и культурного человека. Обращение к региональному компоненту в образовании, его разумно организованное изучение, овладение родной речью может стать мощным средством развития и воспитания подрастающего поколения.

«Изучение народного языка не исключает древних стихий нашей речи, во-первых, уже и потому, что в старинных памятниках нашей литературы постоянно сливается он с варваризмами, с речениями церковно-славянскими» [Буслаев, с.283], то есть обращение к историческим фактам (очеркам, биографиям) неизбежно.

Главное в воспитании национального самосознания при обучении родному языку состоит в том, чтобы показать, что именно родной язык обеспечивает для каждого соотечественника возможность понять другого и быть понятым, приобщиться к исторической судьбе народа, испытать эстетическое наслаждение от культуры владения речью.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.