Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение и основные этапы развития мировой политической мысли






Научные знания о политике развивались в русле философской мысли в разные эпохи: Античности, Средневековья, Нового времени.

В античной философии Древней Греции государство понималось как величайшее воплощение разума. Идеальной моделью такого государства-Разума являлся, по мнению древних греков – полис. Большой вклад внесли Сократ, Платон, Аристотель.

В Древнем Риме – Марк Туллий Цицерон (106-43 г. до н. э.) утверждал, что естественное право появилось раньше, чем государство. Государство есть воплощение справедливости и права.

В эпоху Средневековья на развитие политической мысли оказывало сильное влияние христианская церковь. В основе лежит высказывание апостола Павла (первая половина II в.) о происхождении государственной власти от Бога. Эта мысль получает свое развитие в трудах теологов Аврелия Августина Блаженного и Фомы Аквинского. Христианская мораль Средневековья сформировала не только мысли и идеологию покорности, смирения, но и такие важные общественные постулаты как забота государства об общем благе, ответственность правителей, справедливые законы.

Мыслителями Нового Времени (ХVIII-ХIХ вв.) сделан акцент на развитие гражданской и социальной концепции государства, права и свободы граждан. К ним относятся Никколо Макиавелли, Томаса Гоббса, Джона Локка, Ш. Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Джеймс Мэдисон, Алексис Токвиль, Джона Стюарта Милля.

Появление в эпоху Нового времени новых классов (буржуазии и пролетариата, обострение социально-экономических отношений) вызывает к жизни и новые теории, по-своему дающие трактовку состоянию и перспективам развития государства и общества. Карл Маркс (1818-1883 г.) рассматривал политику как надстройку над экономическим базисом. В конце XIX – начале ХX в. на развитие политической мысли оказали сильное влияние социологические теории М. Вебера (о необходимости освобождения науки от идеологических и ценностных факторов), O. Конта, Э. Дюркгейма (о возможности учения политической реальности методами естественных наук) и др.

Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика

Истоки письменной политической мысли зародились в Древней Руси в X—IX в. При дворах великих князей и в монастырях создаются известные памятники политической литературы: «Повесть временных лет», «Слово о походе Игоревом», «Поучение Владимира Мономаха» и др.

Русская политическая мысль допетровской эпохи в основном ориентировалась на царя и православную церковь, поддерживала сословную монархию.

На рубеже XVII–XVIII вв. реформы Петра I затрагивали общие проблемы государства, структуры государственного аппарата, социального устройства общества и сословных отношений. Политические мыслители того периода – Ф. Прокопович («Слово о власти и чести царской»), В.Н. Татищев («История российская с самых древнейших времен»).

В годы Екатерины II сформировалась яркая плеяда политических просветителей: И.И. Новиков, И.А. Третьяков, А.П. Сумароков. Их общим мотивом была критика крепостничества, повышение роли моральных устоев политики.

В XIX в. в политической мысли России зарождаются, а затем оформляются ее следующие основные направления и течения:

– либерализм, выражающий интересы зарождающейся буржуазии (М.М. Сперанский, П.Я. Чаадаев, Б.Н. Чичерин, С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий);

– радикализм, выражающий интересы угнетенных слоев населения, обосновывающий и использующий революционные методы борьбы (А.Н. Радищев, П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, Н.М. Муравьев и др.);

– революционеры-демократы В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский;

– революционное народничество (П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев);

– анархизм (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, С.Г. Нечаев);

– социал-демократическое движение (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и др.), различные направления которого выступали, соответственно, как с реформаторских («меньшевики»), так и последовательно революционных позиций («большевики»);

– консерватизм, отражавший интересы помещиков, части бюрократии и интеллигенции (Н.М. Карамзин, С.С. Уваров, К.П. Победоносцев).

Западничество – идейное течение русской общественной мысли 40–50-х гг. XIX в., выступавшее за ликвидацию крепостного права и признававшее необходимость развития России по западно-европейскому пути. Славянофилы отстаивали идею особого пути и особой исторической роли России.

В 1840–60-е гг. в России складывается революционно-демократическая идеология. Ее идеологами стали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский и др.

Важным направлением политической мысли России с конца XIX в. стали социал-демократические идеи и доктрины. Ведущим теоретиком «большевизма» являлся В.И. Ленин.

Прогресс в развитии политологических исследований был достигнут в 1960-е гг. в процессе преодоления культа личности, в период реформаторской деятельности Н.С. Хрущева и особенно в последние 20-лет.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.