Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Книга 2

Платон. Законы

Книга 1

победа над самим собой есть первая и лучшая из

побед. Быть же побежденным самим собой всего постыднее и хуже.

О том государстве, где лучшие побеждают большинство худших, правильно

было бы сказать, что оно одерживает победу над самим собой и в высшей

степени справедливо заслуживает похвалы за эту победу; в противном же случае

происходит противоположное. И победа государства над самим собой относится, конечно, не к области наилучшего, но к области необходимого.

 

Есть два рода благ: одни - человеческие, другие - божественные.

Человеческие зависят от божественных. Если какое-либо государство получает

большие блага, оно одновременно приобретает и меньшие, в противном же случае

лишается и тех и других. Меньшие блага - это те, во главе которых стоит

здоровье, затем идет красота, на третьем месте - сила... на четвертом -

богатство... Первое же и главенствующее из божественных благ - это

разумение; второе - сопутствующее разуму здравое состояние души; из их

смешения с мужеством возникает третье благо - справедливость; четвертое

благо - мужество. Все эти блага по своей природе стоят впереди тех, и

законодателю следует ставить их в таком же порядке.

 

Воспитание ведет к победе, победа же иной раз - к невоспитанности. Самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание, вносящее в

душу играющего ребенка любовь к тому, в чем он, выросши, должен стать

знатоком и достичь совершенства. Воспитание же, имеющее своим предметом

и целью деньги, могущество или какое-нибудь другое искусство, лишенное

разума и справедливости, низко и неблагородно, да и вовсе недостойно носить

это имя.

 

Распознавание же природы и свойств душ было бы одним их самых полезных

средств для того искусства, которое о них печется. А мы, я полагаю,

признаем, что это относится к искусству государственного правления. Не так

ли?

Книга 2

Я утверждаю, что первые детские ощущения - это удовольствие и

страдание, и благодаря им сперва и появляются в душе добродетель и порок.

Ту же часть добродетели, которая касается

удовольствия и страдания, -... можно... назвать воспитанием.

Итак, верно направленные удовольствия и страдания составляют

воспитание; однако в жизни людской они во многом ослабляются и извращаются.

...В государствах у молодых людей должно войти в привычку занятие

прекрасными телодвижениями и прекрасными песнями.

 

...Воспитание есть привлечение и приведение детей к такому образу

мыслей, который признан законом правильным и в действительной правильности

которого убедились у тому же на опыте люди самые почтенные и престарелые. И

вот, чтобы душа ребенка не приучалась радоваться и скорбеть вопреки закону и

людям, ему послушным, и чтобы ребенок следовал в своих радостях и скорбях

тому же самому, что и старик, и появились песни.

 

Каждый человек, взрослый или ребенок, свободный или раб, мужчина или

женщина, - словом, все целиком государство должно беспрестанно петь для

самого себя очаровывающие песни, в которых будет выражено все то, что мы

разобрали.

Достигшие сорока лет могут пировать... Ведь Дионис даровал людям вино

как лекарство от угрюмой старости, и мы снова молодеем и забываем наше

скверное настроение, жесткий наш нрав смягчается, точно железо, положенное в

огонь, и потому делается более гибким.

Стражами, содействующими этим законам, должны быть люди спокойные и

трезвые; именно они должны быть начальниками над нетрезвыми.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вооружение | Идеализация старины




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.