Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тубтен Чодрон

 

 

ОТКРЫТОЕ СЕРДЦЕ

ЯСНЫЙ УМ

 

Перевод с англ. И. Берхина

 

Предисловие Его Святейшества Далай-ламы XIV................................................................................ 4

ВВЕДЕНИЕ И ОБЗОР.............................................................................................................................. 4

Обзор........................................................................................................................................................... 5

Выражение признательности................................................................................................................... 6

Часть I................................................................................................................................................................. 7

БУДДИЙСКИЙ ПОДХОД....................................................................................................................... 7

Буддийский подход................................................................................................................................... 7

Три ущербных сосуда................................................................................................................................ 8

Часть II.............................................................................................................................................................. 10

КАК ЭФФЕКТИВНО РАБОТАТЬ С ЭМОЦИЯМИ........................................................................... 10

1. В чем счастье: Внимательный взгляд на свой опыт............................................................................ 10

2. Устранение боли из привязанности: Как вести уравновешенную жизнь......................................... 11

Изменение: неизбежность старения...................................................................................................... 12

Приносит ли нам наше тело долговременное счастье?....................................................................... 12

Чисты ли и привлекательны наши тела?.............................................................................................. 12

Наше тело не обладает реальной сущностью....................................................................................... 13

Путь к удовлетворенности..................................................................................................................... 13

3. Любовь против привязанности: Как отличить искреннюю заботу от нереалистичных проекций 14

Я буду любить тебя, если........................................................................................................................ 16

Исполнение наших нужд........................................................................................................................ 17

Когда взаимоотношения приходят к концу......................................................................................... 18

4. Как справиться с гневом: Преображение гнева и отвращения.......................................................... 19

Как исследовать свое восприятие ситуации........................................................................................ 19

Рассмотрение причин и следствий........................................................................................................ 20

Давить или смиряться?........................................................................................................................... 21

5. Узколобая ограниченность: Столкновение с инаковостью................................................................ 21

6. Правильный взгляд на самих себя: Средства от ложной гордости................................................... 22

Уверенность в себе.................................................................................................................................. 23

Как успокоить гордость.......................................................................................................................... 24

7. От зависти к радости: Как избавиться от душевной боли.................................................................. 24

8. Держи вора: Как распознать беспокоящие эмоции............................................................................. 25

9. Главный виновник: Эгоизм................................................................................................................... 26

" Логика" эгоистических установок....................................................................................................... 27

Разрешение сомнений............................................................................................................................. 29

Необходимость иметь доброе сердце.................................................................................................... 30

Часть III............................................................................................................................................................ 31

НАША НЫНЕШНЯЯ СИТУАЦИЯ..................................................................................................... 31

1. Перерождение: От жизни к жизни........................................................................................................ 31

Те, кто помнит......................................................................................................................................... 31

Как это происходит?............................................................................................................................... 32

Как это проверить................................................................................................................................... 35

2. Карма: Причина и следствие.................................................................................................................. 36

Как действуют причина и следствие.................................................................................................... 37

Следствия наших поступков.................................................................................................................. 39

Предопределенность?............................................................................................................................. 40

Очищение и изменение.......................................................................................................................... 41

3. Круговорот бытия: Беличье колесо возобновляющихся проблем..................................................... 42

Иные формы жизни................................................................................................................................. 43

Часть IV............................................................................................................................................................ 45

ВОЗМОЖНОСТИ НАШЕГО РОСТА.................................................................................................. 45

1. Природа будды: наши врожденные добрые качества......................................................................... 45

2. Наша драгоценная человеческая жизнь: Как использовать благоприятную возможность............. 47

Как использовать свою жизнь для продвижения по пути.................................................................. 48

Три способа использования драгоценного человеческого рождения для продвижения по пути.. 50

Часть V.............................................................................................................................................................. 51

ПУТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ.................................................................................................................... 51

1. Четыре благородные истины: Учение тех, кто обрел глубокое постижение................................... 51

Распознавание нежелательных обстоятельств..................................................................................... 51

Причины, которые следует устранить.................................................................................................. 52

Прекращение проблем есть покой......................................................................................................... 52

Путь к покою........................................................................................................................................... 52

Четыре благородные истины................................................................................................................. 52

Два способа объяснения истины пути к покою................................................................................... 53

2. Решимость стать свободным: Как отважиться на выход из тяжелого положения........................... 53

Недостатки привязанности.................................................................................................................... 54

Счастье сейчас и в будущем................................................................................................................... 54

Давайте соскочим с чертова колеса....................................................................................................... 56

3. Нравственность: Конструктивное отношение к окружающим.......................................................... 57

Три телесных действия........................................................................................................................... 57

Четыре действия речи............................................................................................................................. 57

Три действия ума..................................................................................................................................... 58

4. Самоотверженность: Открытое сердце, любящее и сострадательное............................................... 59

Чужая доброта.......................................................................................................................................... 60

Открытое сердце...................................................................................................................................... 61

Любовь и сострадание............................................................................................................................ 62

5. Мудрость, постигающая реальность: Отсечение корня неведения.................................................... 63

Поиски реального печенья..................................................................................................................... 64

Кто мы?..................................................................................................................................................... 65

Зависимое возникновение...................................................................................................................... 66

6. Медитация: Развитие сосредоточенности и проницательности........................................................ 66

Безмятежность.......................................................................................................................................... 68

Проникновение....................................................................................................................................... 69

7. Принятие прибежища: Сокровища пути.............................................................................................. 70

Три драгоценности.................................................................................................................................. 70

Дхарма и Сангха...................................................................................................................................... 72

Верят ли буддисты в бога?..................................................................................................................... 72

Зачем принимать прибежище?............................................................................................................... 72

Доверие как противоположность слепой вере..................................................................................... 73

Врач, лекарство и сиделка...................................................................................................................... 73

Обряд прибежища................................................................................................................................... 74

Часть VI............................................................................................................................................................ 75

ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ..................................................................................................................... 75

1. Жизнь Будды и развитие буддизма: Пробуждение Сиддхартхи и распространение его учения... 75

Распространение буддизма..................................................................................................................... 76

2. Обзор буддийских традиций современности: Единство и разнообразие......................................... 77

Тхеравада.................................................................................................................................................. 78

Чистая земля............................................................................................................................................. 78

Дзэн........................................................................................................................................................... 78

Ваджраяна................................................................................................................................................ 79

Часть VII........................................................................................................................................................... 81

СОСТРАДАНИЕ В ДЕЙСТВИИ.......................................................................................................... 81

Сострадание в действии......................................................................................................................... 81

Повседневный рост нашего сострадания............................................................................................. 82

Посвящение.............................................................................................................................................. 83

СЛОВАРЬ................................................................................................................................................ 83

 

 

Пусть перевод этой книги послужит
исполнению всех обязательств,
как мирских, так и духовных
Переводчик

 

Предисловие Его Святейшества Далай-ламы XIV

За последние две с половиной тысячи лет учение Будды принесло счастье и покой бесчисленному количеству людей. В течение этого времени его влияние ощущалось по большей части в странах Азии, хотя за последние десятилетия значительно вырос интерес к нему во всем мире. Радостным свидетельством тому являются такие люди, как достопочтенная Тубтен Чодрон, которая, не будучи ни рожденной, ни воспитанной в традиционно буддийской стране, с воодушевлением посвятила свои время и усилия, дабы помочь другим извлечь благо из буддийской практики.

Я рад, что она подготовила эту книгу, " Открытое сердце, ясный ум", основанную на ее собственном опыте, которая легко доступным языком передает ясное понимание буддизма, как его практикуют тибетцы. Это учение и сокровенно, и глубоко, и очень важно сделать его доступным, чтобы люди могли действительно применять его на практике и извлечь из него истинное благо. Я уверен, что эта книга достигнет данной цели и окажется полезной широкому кругу читателей, в особенности тем, кто недостаточно хорошо знаком с буддизмом.

20 февраля 1990

 

 

ВВЕДЕНИЕ И ОБЗОР

В 1989 году, во время визита в Соединенные Штаты, Его Святейшество Далай-лама, лауреат Нобелевской премии Мира 1989 г., прямо обратился к сердечным чаяниям людей современности:

" Все в нашем мире взаимосвязаны и взаимозависимы. Мои личные покой и счастье являются моей заботой. Я ответственен за них. Но счастье и покой всего общества являются заботой каждого. Каждый из нас несет личную ответственность за то, чтобы делать все, что он может, ради улучшения нашего мира.

В наш век сострадание — необходимость, а не роскошь. Люди — общественные существа, и мы должны жить вместе, нравится нам это или нет. Если нам недостает добросердечия и сострадания для каждого, само наше существование оказывается под угрозой. Даже если мы хотим любить самих себя, мы должны любить себя мудро и понимать, что наши личные выживание и счастье зависят от других. Поэтому доброта и сострадание к ним существенны.

У пчел и муравьев нет религии, образования или философии, но все же они инстинктивно сотрудничают друг с другом. Поступая так, они обеспечивают выживание своего общества и счастье каждого индивида в нем. Конечно же, мы, люди, более сложные и разумные, можем делать то же самое!

Таким образом, у каждого из нас есть личная ответственность за то, чтобы помогать другим, чем можем. Однако не следует ожидать, что мир изменится мгновенно. Пока мы не пробуждены, наши действия на благо других будут ограничены. Без внутреннего покоя невозможно мировое спокойствие. Поэтому мы должны улучшать самих себя и в то же время, как можем, помогать другим."

В своей речи Его Святейшество прямо говорит о сострадании как о существенной части нашего мира. Чтобы наше сострадание было действенным, оно должно сопровождаться мудростью. Сострадание помогает всем другим освободиться от страданий и заблуждений; мудрость непосредственно постигает нашу высшую и относительную природу. Это — важнейшие компоненты здоровой и счастливой жизни и они являются сутью духовного пути.

Эта книга озаглавлена " Открытое сердце, ясный ум". Открытое сердце дополняется и усиливается концентрированной мудростью — ясным умом. Союз сострадания и мудрости приносит полное развитие человеческих возможностей, пробужденное состояние. Открытое сердце и ясный ум сегодня так же уместны, как и 2500 лет назад, когда Будда Шакьямуни впервые описал путь их осуществления.

Учение Будды первоначально привлекало меня потому, что оно содержало ясные методики эффективного взаимодействия с повседневными ситуациями. Наставления о том, как подчинить гнев или привязанность, работали, когда я их проверяла. Конечно же, тренировка ума требует времени, и не следует ожидать мгновенных чудес, но, по мере ознакомления с реалистическим и сострадательным подходом, нас уже не выводят из равновесия многие ситуации, а наша способность сделать свою жизнь более полезной для других возрастает.

Будда был глубоким философом и психологом, его наставления могут дать нам возможность улучшить свою жизнь. Не нужно считать себя буддистом, чтобы практиковать его советы. Настоящая духовная практика превосходит крысиные норы " измов". Как часто говорит Его Святейшество Далай-лама, " сострадание не является собственностью какой-либо религии или системы убеждений".

В ходе преподавания буддийской философии, психологии и медитации во многих странах меня часто просили порекомендовать хорошую книгу для начинающих, которую было бы легко понять и которая объясняла бы важнейшие положения учения Будды применительно к жизни в XX веке.

Хотя есть множество превосходных книг по буддизму, большинство из них не подходит для этой цели. " Открытое сердце, ясный ум" предназначена заполнить этот пробел. Она написана современным английским языком с небольшим, по возможности, количеством технических или иностранных терминов. Я постаралась ясно изложить те темы буддизма, которые новички находят наиболее интересными, существенными или озадачивающими.

Эта книга позволит вам ощутить вкус учения Будды, хотя и не даст ответов на все вопросы. Скорее всего, возникнут дополнительные вопросы. Но это нормально, поскольку мы растем, когда ищем ответы на наши вопросы.

При обучении буддизму никто не ожидает, что мы сразу же поймем все, чему нас учат. Это отличается от одного из свойств западного образования, когда предполагается, что мы запомним, поймем и повторим то, чему нас научили. При изучении Дхармы, учения Будды, допускается, что нам не все будет ясно с первого раза. Повторный просмотр того же самого материала зачастую открывает новые смыслы. Обсуждение с друзьями также может прояснить понимание.

Будда говорил о нашей жизни и нашем уме. Так что и эта книга не об отвлеченной философии, а об опыте — нашем опыте — и о путях его улучшения. Таким образом, было бы полезно обдумать прочитанное применительно к своей собственной жизни и опыту.

Это книга об учении Будды в целом, а не о какой-то отдельной буддийской традиции. Однако, поскольку по большей части я проходила подготовку в тибетском буддизме, порядок изложения соответствует его подходу.

 

Обзор

Кто-то из вас прочитает эту книгу от начала до конца, другие же выберут разделы, представляющие для них особый интерес. Если вы в числе последних, то ясные названия глав помогут вам найти то, что вас интересует.

Относительно тех, кто читает " от корки до корки": последовательность глав предназначена для того, чтобы направлять вас. В первой излагается буддийский подход к поиску истины. Второй раздел, " Как работать с эмоциями", описывает наши повседневные переживания и дает несколько новый взгляд на них. Это включает много практических техник улучшения наших взаимоотношений с людьми.

Третий раздел, " Наша нынешняя ситуация", рассматривает нашу жизнь в другой перспективе, подводя к теме перерождений и кармы. Поняв нашу нынешнюю ситуацию, мы исследуем возможности своего роста — наше врожденное добро и нашу драгоценную человеческую жизнь — в четвертом разделе.

Раздел пятый объясняет, как развить свои возможности, следуя пути к пробуждению. Четыре Благородные Истины были первым учением, которое дал Будда. Когда мы поймем недостатки нашей нынешней ситуации и наши потрясающие возможности, в нас возрастет решимость освободиться от всех неудовлетворительных жизненных обстоятельств. Это приведет нас к практике нравственности с целью заложить прочную основу своего будущего развития. В результате мы сможем расширить поле зрения и различить чужую доброту, развивая тем самым любовь, сострадание и самоотверженную устремленность. Чтобы осуществить свои возможности и лучше служить другим, необходима мудрость, в частности мудрость в отношении высшей природы бытия. Сострадание, самоотверженность и мудрость ведут нас к открытому сердцу и ясному уму.

Все эти темы дают пищу для медитации, которая и обсуждается следующей. Имея общий обзор пути к пробуждению, мы уже можем оценить качества будд (пробужденных существ), Дхармы (духовных постижений и учения) и Сангхи (тех, кто помогает нам на пути). Это объясняется в главе о принятии прибежища.

Кому-то из вас может быть интересна жизнь Будды Шакьямуни, основоположника буддийской философии и психологии. В шестом разделе говорится об этом, а также описываются некоторые важнейшие буддийские традиции, практикуемые сегодня. " Сострадание в действии" предлагает практические пути применения учения Будды в нашей повседневной жизни.

Моей задачей является дать вам доступ к сути учения Будды. Таким образом, большой материал был сжат в несколько страниц. Я постаралась дать вам достаточно, однако, поскольку у каждого свой аппетит, сделать это трудно! Если вы ищете больше информации, читайте, пожалуйста, другие книги, посещайте буддийские лекции или беседуйте с практиками буддизма. Я приглашаю вас также писать мне. В конце книги есть краткий список источников.

Следует объяснить несколько лингвистических и стилистических моментов. Во-первых, в буддийской терминологии не проводится различий между сердцем и умом, одно слово используется для обоих. Ради удобства здесь использовано слово " ум", хотя этот термин не относится только к нашему мозгу или интеллекту. Ум есть то, что воспринимает и переживает наш внутренний и внешний мир. Он не имеет формы и включает наше чувственное сознание, умственное сознание, эмоции, рассудочность и так далее. Это будет объяснено позже.

Во-вторых, " Будда" относится к Будде Шакьямуни, жившем в Индии 2500 лет назад. Однако есть много существ, которые достигли пробуждения и стали буддами.

В-третьих, выражения типа " он/она" или " он/а" неуклюжи при использовании их в качестве неопределенного местоимения третьего лица. Вместо этого, я попеременно использую местоимения " он", " она" и " он или она".

И, наконец, некоторые слова могут быть незнакомыми или иметь значение, несколько отличное от обычного словоупотребления. Краткий вспомогательный словарь прилагается в конце этой книги.

 

Выражение признательности

Моя искренняя благодарность всем тем людям, которые сделали меня способной написать эту книгу. Невозможно в словах выразить признательность всем моим учителям — особенно Его Святейшеству Далай-ламе, Ценшаб Серкону Ринпоче и Сопе Ринпоче. Вдохновение к написанию этой книги пришло от студентов в Сингапуре и от людей, которые посещали мои беседы во время лекционного тура по США и Канаде. Поддержка приходила от разного рода благодетелей, которые кормили меня и давали мне кров, в частности от Буддийского центра Амитабхи (Amitabha Buddhist Center) в Сингапуре, О-Сел Шенпен Лин в Монтане и Фонда дружбы Дхармы (Dharma Friendshop Foundation) в Сиэтле. Особая благодарность Стиву Вильгельму и Синди Лот за редактирование рукописи, Лесли Локвуд и Гэри Лоту за прочтение ее и ценные предложения, а также геше Туптен Чжинпе за проверку трудных разделов. Рисунки сделали Сонам Чжигме и Чжанчуб Наван.*

Хотя у меня и небольшое понимание пути к пробуждению, я попыталась повторить здесь то, чему меня научили мои добрые учителя. Все ошибки — мои.

__________
* В этой электронной версии нет рисунков, но книга от этого нисколько не теряет, поскольку они не были связаны с текстом и имели в основном декоративный характер.

 

Часть I

БУДДИЙСКИЙ ПОДХОД

 

Буддийский подход

 

Основополагающее учение Гаутамы (Будды), как это нам стало понятно теперь, после изучения первоисточников, ясно и просто и находится в теснейшем согласии с современными идеями. Оно, бесспорно, является достижением одного из наиболее проницательных умов, известных миру.

Г. У. Уэллс, британский историк и писатель


Во время вводного занятия к первым буддийским курсам, которые я посетила, учитель сказал: " Будда наставлял своих учеников: " Не принимайте мое учение просто из уважения ко мне, но исследуйте и проверяйте его точно так же, как золотых дел мастер испытывает золото, растирая, разрезая и расплавляя его". Вы разумные люди и должны думать о том, что вы слышите на этих курсах. Не принимайте это слепо".

Я расслабилась. " Хорошо, — подумала я, — никто не будет на меня давить, чтобы я во что-то поверила, и не прогонит, если я верить не буду". Во время курсов нам предлагались обсуждение и споры по темам. Мне понравился этот подход, так как он соответствовал моей склонности анализировать и исследовать предмет с разных точек зрения.

Таков буддийский подход. Наша разумность уважается и поощряется. Нет догм, чтобы слепо им следовать. В действительности мы вольны выбирать, какое из учений Будды подходит нам сейчас, и отложить остальные в сторонку, не критикуя их. Учение Будды похоже на огромный шведский стол. Тебе может нравиться одно блюдо, другому — другое. Никто не обязан есть все, как и не обязаны мы выбирать то, что выбирают наши друзья.

Точно так же одна тема или медитативная техника в учении Будды может подходить нам, тогда как другая — быть важной для нашего друга. Мы должны учиться и практиковать согласно нашим нынешним способностям, чтобы улучшать качество своей жизни. Таким образом мы постепенно придем к тому, " что поймем и оценим те части учения, которые поначалу казались нам трудными или неважными.

Такой открытый подход возможен потому, что Будда описал наши человеческие переживания и то, как их улучшить. Он не создавал нашу ситуацию, равно как и не изобретал путь к пробуждению. Он обсуждал наши переживания, работу нашего ума, а также реальные способы решения повседневных проблем. Описывая наши трудности и их причины, Будда также объяснил и путь их устранения. Он говорил о наших великих человеческих возможностях и о том, как их развить. И это уже наше дело — удостовериться посредством логики и собственного опыта в истине того, чему он учил. Тогда наши убеждения будут хорошо обоснованы и устойчивы.

Буддизм сосредоточен не столько на Будде как на человеке или на его последователях, на Сангхе, сколько на Дхарме — учениях и постижениях. Будда Шакьямуни, живший в Индии 2500 лет назад, не всегда был полностью пробужденным существом. Когда-то он был обычным человеком, как и мы, с теми же проблемами и сомнениями, что и у нас. Следуя пути к пробуждению, он стал Буддой.

Точно так же каждый из нас обладает способностью стать в полной мере сострадательным, мудрым и умелым. Пропасть между нами и Буддой не является непреодолимой, поскольку мы тоже можем стать буддами. Создав причины пробуждения, накопив положительный потенциал и мудрость, мы автоматически становимся пробужденными. Многие уже сделали это. Хотя мы часто говорим о Будде, имея в виду Будду Шакьямуни, в действительности существует много пробужденных.

Будда Шакьямуни почитаем нами за то, что он очистил свой мыслепоток от всех омрачений и в полной мере развил все благие качества. Будда совершил то, что надеемся сделать мы, а его учение, как описано в этой книге, указывает путь к преодолению наших ограничений и полному развитию наших возможностей. Он преподнес нам свою мудрость, и мы свободны в том, чтобы принять ее или нет. Будда не требует от нас веры и преданности, и мы не подвергаемся проклятию, если придерживаемся других взглядов.

Будда советовал нам быть практичными по существу, не отвлекаясь на бесполезные рассуждения. Он привел пример человека, раненного отравленной стрелой. Если бы прежде, чем позволить извлечь стрелу, человек захотел узнать имя и занятие того, кто ее пустил, место, где ее сделали, и какой был использован лук, он умер бы, не дождавшись ответов. Главное — это обработать нынешнюю рану и предотвратить будущие осложнения.

Точно так же, если мы захвачены круговоротом телесных и умственных проблем, если нас уводят в сторону бесполезные интеллектуальные рассуждения по досужим вопросам, ответить на которые для нас сейчас просто невозможно, — значит, мы глупы. Намного мудрее будет заняться тем, что важно.

Чтобы преодолеть свои ограничения и развить внутреннюю красоту, существует процесс следования шаг за шагом. Сперва мы слушаем или читаем с целью изучить предмет. Затем размышляем о нем. Мы используем логику, чтобы его анализировать, и исследуем, насколько он согласуется с нашим собственным жизненным опытом и с тем, что мы наблюдаем в жизни окружающих. Наконец, мы объединяем это новое понимание с нашим существованием так, что оно становится частью нас самих.

Суть учения Будды проста, и ее можно практиковать в повседневной жизни: мы должны помогать другим, чем можем, а когда это невозможно, избегать причинения им вреда.

Таковы сострадание и мудрость. Таков здравый смысл. В этом нет мистики или волшебства, это также и не иррационально или догматично. Все учения Будды направлены на то, чтобы мы смогли развить мудрость и сострадание и ввести их в свою повседневную жизнь. Здравый смысл не просто интеллектуально обсуждается — он воплощается в жизнь.

Учение Будды называется " срединным путем", потому что оно свободно от крайностей. Равно как и самопотакание, самоумерщвление также является крайностью. Цель Дхармы в том, чтобы помочь нам расслабиться и насладиться жизнью, хотя и не в обычном смысле того, чтобы поспать и прогуляться по вечеринкам. Мы учимся тому, как ослабить разрушительные эмоции и установки, которые не позволяют нам быть счастливыми. Мы учимся понимать, как наслаждаться жизнью без цепляния, одержимости и забот.

Есть старая идея, что для того, чтобы быть религиозным или " святым", мы должны полностью отречься от собственного счастья. Это неверно. Каждый хочет быть счастливым, и было бы замечательно, если бы все мы такими и были. Но было бы полезно понять, что счастьем является, а что — нет.

В буддизме мы узнаем о различных видах счастья, которые способны испытывать. Затем мы ищем причины истинного счастья с тем, чтобы быть уверенными, что наши усилия принесут желаемый результат. Наконец, мы создаем причины счастья. Счастье — равно как и беда — не встает у нас на пути вдруг или по случаю, как и не вызвано оно тем, что мы заручились поддержкой какого-то высшего существа. Как и все во Вселенной, счастье возникает благодаря особым причинам. Если мы создаем причины счастья, в итоге наступит счастье. Таков систематический процесс причины и следствия, который будет изложен в последующих главах.

В буддизме целью являются простота, ясность и непосредственность. Тот, кто обладает этими качествами, необычаен. С простотой мы оставляем лицемерие и себялюбие, тем самым позволяя беспристрастным любви и состраданию взрасти в нашем уме. С ясностью мы покидаем заблуждения неведения, заменяя их на непосредственное восприятие действительности. С непосредственностью мы более не подвержены импульсивным мыслям, но естественно знаем наиболее приемлемые и действенные пути того, как принести пользу другим в любой ситуации.

Развивая мудрость и сострадание, мы будем более удовлетворенными и будем знать, что в нашей жизни важно. Вместо того, чтобы сражаться с миром под влиянием неудовлетворенного разума, который непрестанно хочет большего и лучшего, мы преображаем наше отношение так, чтобы быть счастливыми в любых обстоятельствах и сделать свою жизнь значимой.

Некоторые думают, что буддизм учит бездеятельности и отстранению от других людей. Это неверное понимание учения Будды. Хотя отдаление себя от ложных понятий и неверно направленных эмоций дает преимущества, это не означает, что мы живем без энергии и без цели. На самом деле все совсем наоборот! Свободные от заблуждений, мы будем ярче и бдительней. Мы воистину будем заботиться о других. Хотя и способные принять любую ситуацию, с какой только ни столкнемся, мы будем активно трудиться на благо тех, кто нас окружает.

 

Три ущербных сосуда

Будда пользовался сравнением с тремя ущербными сосудами, чтобы объяснить, как устранить препятствия к обучению. Первый сосуд перевернут вверх дном. В него ничего нельзя налить. Это похоже на то, когда читают книгу о Дхарме, смотря телевизор. Мы настолько отвлечены, что очень малая часть того, что читаем, достигает ума. У второго ущербного сосуда в дне дыра. Что-то может попасть внутрь, но оно там не задерживается. Мы можем внимательно читать книгу, но когда потом приятель спросит нас, о чем была эта глава, мы не помним. Третий негодный сосуд грязен. Даже если мы нальем в него свежее чистое молоко и оно там останется, пить его будет невозможно. Это похоже на просеивание того, что мы читаем, через наши собственные предубеждения и идеи. Мы не поймем предмет правильно, поскольку наше понимание загрязнено ложными истолкованиями.

Оставить в стороне наши предубеждения может оказаться трудно, поскольку мы не осознаем, что наши идеи являются предвзятыми. Можно предложить постараться понять каждое положение в его собственном контексте, без того, чтобы перетолковать его так, чтобы оно подошло к какой-то другой системе, которую мы уже изучили. Таким образом мы увидим его свежим взглядом, с открытым умом. Когда мы хорошо поймем Дхарму в ее собственном контексте, мы больше преуспеем в видении того, как она согласуется с психологией, естественными науками или с другими философиями или религиями.

Эта книга написана не ученым для группы интеллектуалов, но так, как один человек делится с другим. Мы исследуем не только то, чему учил Будда, но также и то, как это применить к нашей жизни. Чтобы делать это, не нужно называть себя " буддистами", так как поиски счастья путем проживания осмысленной жизни являются всеобщими. Мы постараемся взглянуть на свою жизнь со здравым смыслом и ясностью как человеческие существа, ищущие счастья и мудрости. Таков буддийский подход.

 

Часть II

КАК ЭФФЕКТИВНО РАБОТАТЬ С ЭМОЦИЯМИ

 

1. В чем счастье: Внимательный взгляд на свой опыт

Буддизм описывает наши проблемы и страдания, их причины, путь освобождения от них и итоговое состояние блаженства, вызванного прекращением всех нежеланных переживаний. Буддизм является подходом к жизни, который помогает действовать эффективно и сострадательно. Он содержит практические рекомендации, могущие стать средством, избавляющим от беспокоящих эмоций и повседневных проблем.

В течение одного дня мы испытываем множество эмоций. Некоторые, такие, как настоящие любовь и сострадание, ценны. Другие — привязанность, гнев, узколобая ограниченность, гордыня и зависть — разрушают наш душевный покой и заставляют нас действовать, принося беспокойство другим. В главах этого раздела изучаются беспокоящие эмоции и исследуются некоторые средства их умиротворения и преображения.

Все беспокоящие эмоции основываются на свойственном нам предположении, что счастье и боль приходят извне. Кажется, что это другие люди и вещи делают нас несчастными или счастливыми. Таким образом, мы полагаемся на внешние объекты, с которыми соприкасаемся посредством пяти чувств — зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, — чтобы они нас осчастливили. Нам представляется, что счастье находится " где-то там", в том предмете, месте или человеке. И поэтому мы пытаемся добыть определенные вещи и быть рядом с определенными людьми. Подобным же образом мы пытаемся избежать всех тех предметов и людей, которые делают нас несчастными, поскольку кажется, что наше несчастье исходит от них,

Тот взгляд, что счастье и несчастье исходят от внешних вещей и людей, ставит нас в затруднительное положение, поскольку мы никогда не можем полностью контролировать то, что нас окружает. Мы пытаемся обрести желаемое имущество, но нам всегда мало. Постоянно разочарованные, мы ищем большего и лучшего, чего бы то ни было, что, как мы думаем, принесет нам счастье. Но знаем ли мы хотя бы одного богатого человека, полностью удовлетворенного? Знаем ли мы хотя бы одного человека, который полностью доволен своими друзьями и родственниками?

Точно так же всякий раз, когда у нас возникает проблема, мы думаем, что она вызвана вещами или людьми извне. Мы приписываем наши эмоциональные проблемы тому, как наши родители обходились с нами, когда мы были маленькими. Мы возлагаем вину за нашу теперешнюю неудовлетворенность на своих начальников, подчиненных, родственников или учителей. Мы хотим, чтобы окружающие нас люди научились обходиться с нами получше. Другие не такие, как нам хочется, и мы постоянно терпим крах в своих попытках заставить их измениться.

Наша жизнь может стать очень сложной, если мы будем пытаться сделать мир таким, как мы хотим. К несчастью, мир с нами не сотрудничает! Наши планы и мечты осуществляются лишь частично, если осуществляются вообще. Хотя мы можем временно преуспеть в том, чтобы влиять на чужие действия, мы не можем диктовать другим, что чувствовать и что думать. Когда мы получаем, чего хотим, мы в восторге; когда — нет, разочарованы и подавлены. Словно эмоциональный попрыгунчик, мы поднимаемся и опускаемся в зависимости от того, с кем или с чем мы встречаемся. Чтобы в этом убедиться, нам стоит лишь взглянуть на то количество настроений, которое у нас сегодня было,

Однако, как только мы проверим свой повседневный жизненный опыт, мы обнаружим, что счастье и благо не существуют во внешних предметах и людях, равно как и несчастье и неприятности. Будь это так, мы все бы воспринимали и реагировали одинаково, поскольку воспринимали бы то, что находится " где-то там", независимо от нас самих.

Но не всем нам нравятся одни и те же люди или вещи: одному нравится поп-музыка, тогда как другому — нет. Равно как и не всегда мы от одного и того же получаем удовольствие: детьми мы любили комиксы, но, став взрослыми, можем счесть их скучными. Это показывает, что наши переживания от людей и вещей зависят от того, как мы на них смотрим и как к ним относимся.

Таким образом, меняя свои интерпретации и то, как мы относимся к людям и вещам, мы можем изменить свои переживания. Мы можем распознать свои проекции, недо- и переоценку людей и вещей, и затем исправить эти ложные представления. Так мы будем относиться к вещам более реалистично и станем более удовлетворенными. Оставляя ложные представления, ведущие к привязанности, гневу, узколобости, гордыне и зависти, мы станем более уравновешенно относиться к другим людям и вещам.

 

2. Устранение боли из привязанности: Как вести уравновешенную жизнь

Знаете ли вы кого-нибудь, кто удовлетворен тем, что у него есть? С большинством людей это не так: они хотели бы иметь больше денег, лучше проводить отпуск, покупать больше вещей для своего дома и носить более привлекательную одежду. Некоторые становятся несчастными, когда не могут позволить себе то, чего хотят, и даже если у них это есть, они беспокоятся о том, чтобы оплатить счета к концу месяца. Они привязаны к своему имуществу и горюют, когда утерян драгоценный подарок или ломается семейное наследие.

В течение дня наше внимание обычно направлено наружу. С утра до ночи мы желаем видеть красивые образы, слышать приятные звуки и трогать приятные предметы. Когда мы делаем это, мы счастливы; когда — нет или когда соприкасаемся с неприятными зрелищами, звуками, запахами, вкусами и телесными ощущениями, мы расстраиваемся. Наши чувства и настроения ежедневно поднимаются и опускаются в зависимости от того, нравятся ли нам те объекты чувств, с которыми мы сталкиваемся.

Хотя мы извлекаем удовольствие из объектов чувств, это удовольствие — ограниченное. Если мы тщательно исследуем свою жизнь, то обнаружим: то, что один раз доставляет нам удовольствие, в другой раз делает нас несчастными. Например, пища приятна, когда мы начинаем есть, но не когда переедаем. Деньги дают нам возможность иметь много вещей, но они также заставляют нас беспокоиться о том, как бы их не потерять или чтобы их не украли. Вещи, к которым мы привязаны, не всегда доставляют нам удовольствие.

В данный момент нам может казаться, что чувственные удовольствия — это фантастика, но на самом деле нам доступно большее счастье. Согласно буддизму, все существа должны получать удовольствие и быть счастливыми. Однако мы должны тщательно исследовать, что такое счастье и каковы его причины. Есть много уровней счастья, и чувственные удовольствия — это один из них. Однако нам доступно счастье большее, нежели то, что мы испытываем от присутствия прекрасных вещей и замечательных людей. Буддизм направляет нас к высшему счастью, которое проистекает от преображения нашего ума.

Будда заметил, что когда мы привязаны к объектам чувств, то в конце концов становимся несчастными. Проблема не в объектах, а в том, как мы к ним относимся. Как же действует привязанность? Разве это правильный или необходимый способ относиться к людям и вещам, окружающим нас?

Привязанность — это отношение, когда человек переоценивает качества предмета или личности и затем цепляется за них. Иными словами, мы проецируем на людей и вещи те качества, которых у них нет, или преувеличиваем те, что есть. Привязанность — это нереалистическое воззрение и потому вводит нас в заблуждение.

Возьмем, например, пищу, поскольку это то, к чему привязано большинство. Видя или слыша запах чего-то вкусного, мы этого хотим. Нам кажется, будто бы счастье существует внутри пищи. Мы чувствуем, что если бы съели эту пищу, то обрели бы счастье. Нам кажется, что вкусность пищи существует независимо от нас как часть ее исконной природы.

Верно ли то, что нам кажется? Если бы пища была вкусной по своей природе, то каждому бы нравилось одно и то же, поскольку все мы любим вкусное. Если бы хорошее было присуще пище по природе, то она всегда была бы вкусной. Но, если оставить пищу на ночь, она потеряет свежесть и станет непривлекательной. Хотя ранее пища казалась нам неотъемлемо и постоянно вкусной и мы верили этому впечатлению, тот факт, что она изменилась, показывает, что пища не является ни постоянно, ни неотъемлемо вкусной.

Если бы счастье было неотъемлемым свойством пищи, тогда, чем больше бы мы ели, тем счастливее бы становились. Это определенно не так, поскольку, когда мы переедаем, то чувствуем себя отвратительно! Если бы пища содержала счастье, то поедание нужного количества делало бы нас навеки удовлетворенными. Однако спустя несколько часов мы чувствуем голод.

Хотя приведенные выше аргументы могут казаться самоочевидными, важно с ясностью изучить свой собственный опыт. Мы можем что-то рассудочно понимать, не будучи способны применить это в своей повседневной жизни. К примеру, мы можем знать рассудком, что счастье не существует внутри пищи. Тем не менее, всякий раз, когда нам хочется нашей любимой пищи, наше действительное восприятие и ожидание ее совсем иные. Видя это противоречие, мы начнем перемещать свое понимание из головы в сердце. Мы сможем лучше жить, согласуясь с тем, о чем знаем, что оно истинно, нежели согласуясь с тем, что бездумно полагаем таковым.

Когда мы исследуем то, что переживаем, становится ясно, что мы переоцениваем качества пищи и затем привязываемся к ней. Устраняя эти ложные проекции, мы можем ослабить цепляние.

Это не означает, что мы прекращаем есть. Мы должны есть, чтобы остаться в живых, но мы можем иметь реалистичный, уравновешенный взгляд на еду. Если мы относимся к ней как к лекарству, исцеляющему голод и питающему тело, мы будем есть спокойно и довольствоваться тем, что едим. Это удовлетворение — истинное благословение, так как от нас не всегда зависит, что мы будем есть. Если бы мы были привередливыми и всегда хотели потрясающей еды, мало было б у нас удовлетворения просто потому, что мы не можем всегда получать то, чего хотим. Будда сказал в " Дхаммападе":

Привязанность возникает от различающих мыслей,
Так знайте же их как корень привязанности.
Избегайте различающих мыслей,
И привязанность не возникнет.

Определенные фундаментальные заблуждения питают нашу привязанность. Они в том, что 1) вещи, люди и взаимоотношения не меняются; 2) они могут принести нам долговременное счастье; 3) они чисты и 4) они обладают настоящей, обнаружимой сущностью.

Эти заблуждения начинают действовать всякий раз, когда мы к кому-то или чему-то привязаны. Чтобы поглубже их изучить, мы воспользуемся примером своего тела.

 

Изменение: неизбежность старения

Зная рассудком, что не будем вечно молодыми, в глубине души мы инстинктивно чувствуем иначе. Так, глядя на свое изображение, сделанное много лет назад, мы поражаемся тому, насколько постарели. Наши волосы стали седыми или, возможно, у нас не так уж и много осталось волос, а кожа наша уже не такая гладкая. Несмотря на все кремы против морщин, краски для волос и средства от облысения, которыми мы пользуемся, наши тела все равно становятся все слабее и непривлекательнее, заставляя нас переживать и печалиться.

Вдобавок мы не ощущаем себя такими же юными и энергичными, как привыкли. Хотя сейчас мы можем делать упражнения и, как следствие, иметь много энергии, когда мы были моложе, эта энергия присутствовала сама собой. Теперь мы ощущаем, как наше тело теряет скорость, и вынуждены работать над тем, чтобы чувствовать себя в форме.

Некоторые люди очень расстраиваются из-за неизбежности старения. Западная культура с ее упором на молодость, здоровье и привлекательность создает основу для неудовлетворенности и забот. Мы превращаем в идола то, что постоянно теряем, — нашу молодость.

Если мы реалистично видим и принимаем изменчивую природу нашего тела, печаль, вызванная старением, ослабевает. Наше тело стареет вместе с каждым прошедшим мгновением, и нет никакого способа предотвратить это. Мы должны размышлять над этим так, чтобы не просто понимать это рассудком, но и принять сердцем. Если мы будем думать о неизбежности старения, пока молоды, то не будем.настолько потрясены, когда это произойдет.

 

Приносит ли нам наше тело долговременное счастье?

Второе заблуждение относительно нашего тела заключается в том, что оно приносит нам долговременное счастье. Мы очень привязаны к тому, чтобы быть здоровыми. Есть люди, которые балуют свое тело хорошим уходом и переживают, когда чихают или кашляют. Такая привязанность к здоровью приносит неудобства тем, кто нас окружает. Это также заставляет нас испытывать гнев или подавленность, замедляя тем самым выздоровление.

Хотя никто не любит болеть, наши тела подвержены болезням. Знаем ли мы кого-нибудь, кто никогда не болел? Если наш ум может признать слабость нашего тела, мы лучше сможем справиться с болезнью, когда она случится. Тогда, даже болея, мы сможем сохранять радостный ум. Положительная же установка автоматически поможет нам поправиться.

 

Чисты ли и привлекательны наши тела?

Другим заблуждением относительно нашего тела является то, что оно по природе чисто и привлекательно. Таким образом, мы привязаны к тому, чтобы хорошо выглядеть. Мы чувствуем, что мы чего-то стоим, когда выглядим хорошо, и используем свою внешность, чтобы привлекать к себе людей. Нам кажется, что мы будем нравиться другим, если у нас будет привлекательное или атлетично сложенное тело, и что они не будут замечать нас, если это не так.

Хотя одна часть нас думает, что наше тело по природе чисто, наша привязанность к своей внешности делает так, что мы постоянно им не удовлетворены. Мы можем использовать множество продуктов, диет и упражнений, чтобы сделать свое тело красивым, но наши желания никогда не исполняются полностью. Даже самые красивые женщины и мужчины недовольны своими телами. Нам кажется, что у нас что-то есть в том месте, где этого быть не должно, или же нет чего-то там, где оно должно быть. Хотя другие могут говорить нам, насколько мы привлекательны и хорошо сложены, нам всегда кажется, что наше тело недостаточно хорошо.

Но какова же цель нашей человеческой жизни? В том ли она, чтобы прекрасно выглядеть внешне, или же в том, чтобы развивать ум и открывать сердце с тем, чтобы стать прекраснее внутренне? Все мы встречали людей, которые внешне непривлекательны, но которые излучают внутренние качества терпимости и открытости, притягивающие людей. Качества, которые делают человека прекрасным внутренне, важнее и долговременнее физической красоты. Но эти качества не появляются случайно, они появляются, потому что люди взращивают их. Размышление над этим помогает нам прояснить свои взаимоотношения с телом.

Конечно, мы должны стараться беречь здоровье и опрятно одеваться, но это можно делать и без привязанности. Избыточная забота о своей хорошей внешности делает нас несчастнее. Привлекательность же может принести дополнительные проблемы, как мы можем это видеть на примере жизней разных знаменитостей. Если мы осознаем, что обладание привлекательным телом не устраняет наши проблемы и не приносит высшего счастья, мы избавимся от цепляния за то, чтобы быть красивым и хорошо сложенным. Тогда мы станем увереннее и более удовлетворенными тем, что являем собой. Осознавая, что внутренняя красота более важна, мы будем взращивать ее и обретем больше друзей, поскольку наш характер улучшится.

Наше тело не обладает реальной сущностью

Последнее заблуждение заключается в том, что мы верим, будто бы наше тело обладает реальной сущностью. Однако если мы тщательно изучим свое тело, то обнаружим, что оно является всего-навсего скоплением атомов. Ученые говорят, что в нашем теле пустот больше, чем пространства, занятого атомами. Вдобавок эти атомы непрестанно движутся.

Так что, когда мы ищем прочную, неизменную сущность, чтобы назвать ее " мое тело", мы не можем ничего такого найти. Нет такого устойчивого постоянного явления, которое мы могли бы опознать как тело. Также, поскольку то, что мы называем " мое тело", является просто скоплением атомов, расположенных определенным образом, наше тело не обладает собственной неотъемлемой сущностью. Точно так же оно не является неотъемлемо привлекательным или уродливым.

Эти четыре заблуждения — что наши тела неизменны, приносят долговременное счастье, чисты по своей природе и обладают реальной, обнаружимой сущностью — преувеличивают качества нашего тела. Это заставляет нас цепляться за то, чтобы быть вечно юными, здоровыми и внешне привлекательными. Такое цепляние делает нас недовольными и беспокойными.

Каков же иной путь взаимоотношений со своим телом? Прежде всего, может показаться непостижимым, что есть какой-то другой способ относиться к своему телу, кроме как быть к нему привязанным. И все же он есть. Один из путей — это думать: " Я могу придать своей жизни смысл тем, что буду совершенствовать свой характер, помогать людям, которые меня окружают, и делать вклад в жизнь общества. Мое тело является средством, которое позволяет это сделать. Поэтому я должен сохранять тело в здоровье и уходе не ради собственных эгоистичных целей, но чтобы использовать его на благо других".

Такой образ мышления может поначалу показаться чуждым, но, если мы приучим себя к нему, он станет для нас естественным. У нас будет меньше напряженности в отношении к своему телу, и благодаря этому мы станем счастливее.

 

Путь к удовлетворенности

Привязанность закладывает основу для неудовлетворенности, ведь неважно, сколько чего у нас есть, нам всегда хочется большего и лучшего. Наше общество эксплуатирует эту жадность и неудовлетворенность, и нам говорят, что мода прошлого года уже нехороша, а прошлогодние новинки техники устарели. Но лишь малое число людей способно позволить себе все то, что, как они думают, им следует иметь. Даже если мы можем купить много вещей, они потом стареют или ломаются, или же нам приходится приобретать что-то новое, потому что у остальных это уже есть. Это постоянно может выбивать опору из-под наших ног.

Если же, с другой стороны, мы думаем: " Того, что у меня есть, вполне достаточно", наш ум избавляется от напряжения. Это не означает, что мы никогда больше не будем покупать новые вещи или что наше общество не должно технологически развиваться. Если нам что-то нужно или же когда новая модель более эффективна, нет ничего плохого в том, чтобы это приобрести, если, конечно же, мы можем себе позволить! Но вне зависимости от того, удалось нам что-то приобрести или нет, в нашем уме не будет напряжения, поскольку мы довольны тем, что у нас есть. Будда сказал:

Если желаешь любого счастья,
Всецело оставь все привязанности.
Полным отказом от всех привязанностей
Обретается высочайший восторг.

Пока следуешь привязанности,
Никогда не обретешь удовлетворение.
Всякий, кто оставляет привязанность,
С мудростью достигает удовлетворения.

Пока мы жаждем большего, лучшего и нового, мы никогда не будем довольны, независимо от того, что у нас есть. С другой стороны, будучи довольными тем, что имеем, мы все же можем трудиться над тем, чтобы что-то улучшить, но в нашем уме не будет напряжения. Свободные от цепляния, мы можем развиваться экономически и технологически на благо каждого.

Сперва может показаться трудным думать таким образом, поскольку мы привыкли быть привязанными. Привязанность может быть такой сильной, что мы боимся потерять вещь или человека и паникуем. Эти страх и цепляние омрачают наши добрые чувства и не дают нам получить удовольствие от своих взаимоотношений и имущества.

Мы можем избавиться от этого страха. Сначала мы можем осознать, что это наш собственный ум создает проекцию красивой вещи или человека и что эта привязанность является ложной идеей. Это позволит нам стать реалистичнее. Затем мы можем вспомнить недостатки привязанности и оставить ее. Вместо этого мы можем позволить своему уму остаться в открытом состоянии удовлетворенности, зная, что, если у нас есть эта вещь или если мы находимся рядом с этим человеком, это хорошо, но, если это и не так, мы все равно можем быть счастливы.

Для некоторых людей слово " непривязанность" имеет отрицательный смысл, поскольку подразумевает аскетизм, бесстрастие и безразличие. Однако это не буддийское значение непривязанности. Это слово скорее относится к уравновешенному состоянию ума, когда мы не цепляемся за вещи и потому способны сосредоточить свое внимание на том, что действительно того стоит.

Быть непривязанным не означает, что мы раздаем все свое имущество и живем в пещере. Нет ничего плохого в том, чтобы иметь собственность. Нам нужно какое-то имущество для того, чтобы жить. Проблемы возникают только тогда, когда мы нереалистично преувеличиваем важность своего имущества. Это привязанность и цепляние вызывают проблемы, а не имущество. Будучи свободными от привязанности, мы можем получать от вещей удовольствие.

Когда мы пользуемся своим имуществом, полезно подумать: " Много людей трудилось, чтобы создать вещи, которые приносят мне удовольствие, и я благодарен им. Вместо того, чтобы пользоваться своим имуществом с эгоистичной привязанностью, я буду использовать его, стремясь улучшить свои качества так, чтобы я мог любить других и больше им помогать". Мы можем получать удовольствие от еды, одежды, дома или имущества, но исходя из иных, нежели ранее, побуждений. Поступая так, мы пребудем в мире и свободе от беспокойства.

Оставление привязанностей также не сделает нас безразличными и пассивными. На первый взгляд это может так показаться просто потому, что мы очень привыкли к привязанности. Однако есть множество других установок, которые могут служить нашими побуждениями. Искренняя забота о других — это одна из них. Желание принести другим счастье и предотвратить их страдания может быть могучей движущей силой нашей жизни. Таким образом, уход от привязанности открывает врата искреннему общению, любви и состраданию.

 

3. Любовь против привязанности:
Как отличить искреннюю заботу от нереалистичных проекций

Все мы хотели бы испытывать в отношении других положительные эмоции. Мы знаем, что любовь является основой мира на земле. Что же такое любовь и как нам ее развить? Какая разница между тем, чтобы любить и быть привязанным?

Любовь — это желание того, чтобы другие были счастливы и обладали причинами счастья. Реалистично осознав доброту других, равно как и их ошибки, мы сосредоточиваем любовь на благе других. У нас нет скрытых мотивов осуществления собственных интересов: мы любим других просто потому, что они существуют.

Привязанность, с другой стороны, — это преувеличение хороших качеств других и стремление быть рядом с ними. Когда мы с ними, то счастливы, когда нет — несчастны. Привязанность связана с ожиданиями того, какими другие должны быть или что они должны делать.

Является ли настоящей любовью любовь, как она обычно понимается в нашем обществе? Прежде чем мы познакомимся с людьми, они для нас незнакомцы, и мы чувствуем безразличие по отношению к ним. После того, как мы познакомились с ними, они могут стать дороги нам, мы можем испытывать к ним сильные чувства. Давайте поближе посмотрим на то, как люди становятся нашими друзьями.

Обычно люди привлекают нас либо потому, что у них есть качества, которые мы ценим, либо потому, что они помогают нам. Если понаблюдать свои собственные мысли, мы заметим, что ищем в других особые качества. Некоторые из этих качеств мы находим привлекательными, другие — это то, что ценится нашими родителями или обществом. Мы изучаем внешность человека, его образование, материальное благосостояние и общественное положение. Если мы ценим художественные или музыкальные способности, мы проверяем, есть ли они. Итак, для каждого из нас есть различные качества, которые мы ищем, и разные мерки, по которым мы их оцениваем.

Если людям присущи качества из нашего " внутреннего списка", мы ценим их. Мы думаем, что это хорошие и достойные люди. Нам представляется, будто это великие люди как они есть, независимо от нашей их оценки. Но в действительности, поскольку у нас есть определенные предрассудки по поводу того, какие качества желанны, а какие нет, мы и являемся теми, кто создает этих достойных людей.

Вдобавок, мы полагаем людей достойными, судя по тому как они к нам относятся. Если они помогают нам, хвалят нас, обеспечивают нам чувство безопасности, слушают то, что мы говорим, и заботятся о нас, когда мы больны или подавлены, мы считаем таких людей хорошими. Это весьма пристрастно, поскольку мы судим лишь согласно тому, как они к нам относятся, как если бы мы были самой важной персоной в мире.

Обычно мы думаем, что если люди нам помогают, то это хорошие люди, а если вредят, — плохие. Если люди подбадривают нас, они замечательны, а если они подбадривают наших соперников, они несносны. И мы ценим вовсе не их поддержку, но тот факт, что она направлена на нас. Точно так же, если люди порицают нас, значит, они ошибаются или поступают опрометчиво. Если же они ругают того, кто нам не нравится, они мудры. Мы не возражаем против их критического отношения, если только оно не направлено на нас.

Процесс, посредством которого мы различаем людей, не основан на объективных критериях. Он определяется нашими собственными предрассудками по поводу того, что является ценным, и тем, как данный человек к нам относится. В основе этого лежат наши предположения: что мы очень важны и что, если люди соглашаются с нашими предвзятыми идеями по поводу того, что хорошо, значит, это люди замечательные как таковые.

После того, как мы определили некоторых людей как хороших, всякий раз, при виде их, нам кажется, что добро рождается в них. Однако, будь мы проницательнее, то осознали бы, что сами спроецировали на них это добро.

Если бы какие-то люди были объективно достойны и хороши, то каждый видел бы их такими. Но тот, кто нравится нам, не нравится кому-то другому. Это происходит потому, что каждый из нас оценивает других, основываясь на собственных предрассудках и предпочтениях. Люди не являются замечательными как таковые, вне зависимости от нашего о них суждения.

Спроецировав добро на некоторых людей, мы формируем устойчивые идеи о том, кто они такие, а затем привязываемся к ним. Некоторые кажутся нам близкими к совершенству, и мы стремимся быть рядом с ними. Желая быть с теми, с кем мы себя хорошо чувствуем, мы становимся эмоциональными попрыгунчиками: когда мы с ними, мы вверху, когда нет — внизу.

Вдобавок мы формируем устойчивые идеи о том, какими будут наши взаимоотношения с этими людьми, и тем самым создаем ожидания по их поводу. Когда же они не живут согласно нашим ожиданиям, мы разочаровываемся или сердимся. Мы хотим, чтобы они изменились так, чтобы соответствовать нашим о них представлениям. Но наши проекции и ожидания исходят из нашего собственного ума, а не от других людей. Наши проблемы возникают не потому, что другие не

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Среди учащейся молодежи | Награждение в личном первенстве.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.