Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объект и предмет исследований в страноведении






Основной признак, по которому одна наука отличается от другой – это объект ее исследования, существенно отличающийся от предмета исследования. Например, объектом географии является планета Земля с ее материками, океанами и их более мелкими частями (горами и равнинами, морями, озерами, реками и т.д.). Предметов исследований у географии множество – географическая оболочка, ее сферы и их взаимодействие, природные процессы, явления, природные закономерности и аномалии в различных сферах географической оболочки и пр.

Согласно определению, данному в Географическом энциклопедическом словаре (1988), объектом страноведения являются «страны, как основные единицы социально-экономической организации мира, а также их крупные части (районы) и региональные группировки» (с.297).

По мнению Н. С. Мироненко (2001), объектом исследований в региональной географии (страноведении) может выступать максимально широкий пространственный диапазон географических образований:

- макрорегионы мира, выделенные по разным критериям;

- группировки государств;

- отдельные страны мира;

- области и районы крупных стран.

Однако можно видеть, что существующие толкования объекта исследований в страноведении неоправданно сводит его доминанты к политико-экономическим аспектам, что сближает его с государствоведением, и оставляет вне рассмотрения природные и историко-культурные аспекты страноведения.

Страноведение имеет дело, прежде всего, с описанием территорий регионов и стран и определение их естественных рубежей, с выявлением определенных пространственных и временных особенностей, присущих данным территориям и расположенным на них природным и антропогенным явлениям и объектам. Описание территорий регионов и стран мира должно производиться в соответствии с предметом исследования. Таких предметов в страноведении, в зависимости от цели изучения страны может быть много: природа страны в целом и ее отдельные составляющие – климат, рельеф, природные воды и др.; население страны, его численность, расовый и этнический состав, языки, религии и др.; экономика страны, уровень её развития, специализация сельского хозяйства и промышленности и т.д. Современные страноведческие исследования связывают разнообразные предметы в единый страноведческий комплекс, который позволяет сформировать более или мене объективный образ страны.

В поле исследований комплексного страноведения в равной степени должны быть не только природные и антропогенные объекты, но и процессы и явления (природные, демографические, социально-экономические, экологические и др.), происходящие в пространстве и во времени на территории определенных регионов и стран в их взаимосвязи. При этом описание территорий и выявление их особенностей должно производиться на основе комплекса географических, исторических и социально-экономических методов, которые дают возможность осуществить анализ фактов и их синтез и ответить на ряд основных вопросов о территории. Применительно к изучаемой территории это позволяет выявить тенденции развития региона или страны.

 

Контрольные вопросы и задания

  1. Что изучает современное комплексное страноведение?
  2. Определите место страноведения в системе географических наук.
  3. В чем заключаются особенности современного туризма?
  4. Назовите две основные сущности туризма.
  5. В чем состоит связь страноведения и туризма?
  6. Назовите известные имена первых античных географов-страноведов.
  7. Какова продолжительность «эпохи Великих географических открытий»?
  8. Назовите наиболее известные имена мореплавателей и путешественников и годы совершенных ими важнейших географических открытий.
  9. Что составляет объект и предмет исследований в страноведении?
  10. В чем состоят общие черты и отличия страноведения и регионоведения?
  11. Какие основные элементы входят в страноведческий комплекс?
  12. Какие объекты, процессы и явления изучает комплексное страноведение?
  13. В чем заключается комплексный характер страноведения?
  14. Поясните, в чем заключается связь краеведения и туризма?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.