Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Страноведение в системе географических наук






 

В настоящее время можно отметить возрождение интереса к страноведению в связи с интенсивным развитием внутреннего и международного туризма и восстановлением позиций комплексного страноведения как важного направления в географии. Это направлениеосуществляет синтез разнообразных географических материалов на современном уровне знаний. Свидетельством тому является ряд научных публикаций на эту тему, издание красочных географических энциклопедий, пользующихся большим спросом, возрождение старых («Вокруг света») и появление новых географических научно-популярных журналов, таких как «Гео», «Терра инкогнита», «Ветер странствий», «National Geographic» (на русском языке) и др., которые в определенной мере восполняют существующий дефицит периодических изданий по страноведению на русском языке. При этом нельзя не отметить, что справочно-страноведческая литература в настоящее время является наиболее востребованным результатом деятельности географов-страноведов.

А. Г. Исаченко по этому поводу отмечал, что страноведение выполняет важные функции особой прикладной дисциплины. Именно страноведческие издания, освещающие в комплексе различные стороны природных условий, хозяйства и культуры разных стран и народов, являются самыми востребованными у туристов, отправляющихся в ту или иную страну и у широкого круга любознательных читателей, любителей географической литературы. Однако, тот же автор в настоящее время придает важнейшее значение организующей роли страноведения в последовательном синтезе основных географических дисциплин: физической географии, исторической географии и социально-экономической географии, особо отмечая необходимость исторического подхода к страноведческим исследованиям (2002). Действительно, современное страноведение обобщает данные большого числа разных наук (географии, истории, этнографии, экологии, экономики, социологии, лингвистики и др.) и является важной синтетической географической дисциплиной, занимающейся исследованиями конкретного регионального уровня организации геопространства.

Наконец, следует согласиться с мнением Я. Г. Машбица (1998) в том, что страноведение не только органично вписывается в современный этап развития географии, но и остается одним из магистральных направлений ее прогресса. Новый импульс развития страноведения тесно связан с крупными изменениями в политическом устройстве мира на рубеже XX и XXI веков и интенсивным развитием рекреации и туризма, которые являются активными потребителями страноведческой информации. Страноведение и туризм исходят из изучения территории и знакомства с ней. На современном этапе страноведческая подготовка необходима и организаторам туризма и самим туристам, отправляющимся в путешествия.

Страноведение – это особая географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением регионов, стран и их районов. Прежде всего - это комплексная дисциплина, которая систематизирует и обобщает разнообразные данные о природе регионов и стран мира, о расовом и национальном составе населения, укладе жизни и традициях народов, хозяйстве, особенностях культуры и социально-политической организации государств, располагающихся в пределах отдельных регионов. Идеи комплексного страноведения наиболее глубоко разрабатывались известным географом-страноведом – Я. Г. Машбицем (1998), который отмечал, что комплексное страноведческое изучение России и ее регионов, а также зарубежных стран - важная составляющая часть междисциплинарного исследования мирового развития и глобальных проблем человечества. Главную задачу комплексного страноведения он видел в создании целостных и по возможности более широких по своему содержанию характеристик различных территорий, стран и регионов.

Именно поэтому в настоящее время страноведческие исследования, дающие комплексные характеристики странам и регионам и публикации разносторонней информации о странах и регионах, необходимы всем, кто отправляется за рубеж, развивает там свою деятельность, научным работникам, путешественникам и туристам, изучающим другие страны.

Отметим, что термин «страноведение» существует лишь в русском и немецком языках (нем. – Landeskunde). В других языках синонимом страноведения является – “региональная география” (англ. - Regional geography), что не совсем корректно, т.к. не отражает комплексной сущности страноведения. Кроме того, среди российских географов до настоящего времени нет единого мнения по поводу места страноведения в системе географических наук.

Как было отмечено, одним из основоположников отечественной школы страноведения был выдающийся географ акад. Л. С. Берг, который утверждал преимущественно природные основы страноведения. В послевоенные годы Л. С. Берг (1947) продолжал развивать ландшафтно-страноведческое направление в географии. При этом физическая и экономическая география рассматривались им как составные части географии вообще(или общей географии), а в соединении природного и социально-экономического начал, по мнению Л. С. Берга, заключалось единство географии.

Близких представлений о природной основе страноведения придерживался и В. П. Семенов-Тян-Шанский. Базовыми категориями его страноведческой теории являлись пространство и движение. Он рассматривал страну как «собрание однотипных местностей в смысле ландшафта», или как «совокупность однотипных мест, обладающих определенным географическим пейзажем». Важно отметить, что в работе «Район и страна» (1928) этот автор рассматривал страноведение в качестве основной сути географии. При этом он ставил вопрос о переходе от описательного страноведения к проблемному, утверждая, что географы должны исследовать на конкретных территориях не только вопросы «где?», «куда?», «откуда?», но и прежде всего «почему здесь, а не там?».

Большое значение В.П. Семенов-Тян-Шанский придавал географическому пейзажу, как выражению особенностей ландшафта. Пейзаж в его понимании – это внешнее отражение сложной структуры ландшафта, которая находится в постоянном развитии и изменении. Поэтому пейзаж, как и фотографический снимок, отражает лишь временное состояние ландшафта, которое любой человек воспринимает в процессе сравнения природы одной страны с другими, удивляясь географическому разнообразию мира.

В том и другом случае имеется в виду страна физико-географическая, обладающая прочными естественными рубежами. В другом варианте – выделяются страны политические, редко совпадающие с первыми территориально, обладающие «крайне непрочными, искусственными политическими границами, легко меняющимися в результате войн».

Существенный импульс развития от чисто описательного к комплексному страноведение получило в работах Н. Н. Баранского. Им были сформулированы научные основы и сущность страноведения, которые он видел в географическом синтезе результатов исследований природы, населения и хозяйства. Он утверждал необходимость «единого взгляда» на природные, социальные и экономические явления, происходящие в странах и регионах, утверждал обобщающую функцию страноведения «в синтезе географии физической и экономической».

Современное понимание страноведения существенно отличается от того, которое преобладало во времена Л. С. Берга. Оно вобрало в себя то, что Л. С. Берг считал единой географией, т.е. соединение природного и социально-экономического начал географии, включило историко-географические и экологические аспекты территориального устройства мира.

В последние годы в России и за рубежом обострился интерес к страноведению как комплексной географической дисциплине, сочетающей в себе разнообразные знания об отдельных регионах Земли, о континентах и их частях, о горных и равнинных странах, о государствах с населяющими их народами, об особенностях их природы, хозяйства и культуры. Поэтому страноведение как научная область и учебная дисциплина в географии, приобретает все большее значение в географическом образовании. Как отмечает А. Г. Исаченко (2002), в настоящее время у современного страноведения много нерешенных проблем, среди которых наиболее сложная – создание действительного синтетического комплекса из разнообразных фактических материалов о странах мира. Комплексное страноведение призвано объединить на современном уровне широкий спектр физико-географических и общественно-географических знаний о странах и регионах, о природе и ресурсах отдельных территорий, их народонаселении, культуре и истории развития, о социально-экономических, политических и экологических проблемах.

На этой основе формируется новое научное проблемное страноведение, объединяющее и «организующее» сложный современный комплекс географических знаний о странах и регионах мира. Развивая эти взгляды, Ю. Д. Дмитревский (1997), отмечал, что важнейшее отличие комплексного, синтетического страноведения заключается в том, что «основные элементы триады “природа – население - хозяйство“ рассматриваются во взаимной связи и всех аспектах их взаимодействия и взаимовлияния».

В отечественной географии до настоящего времени практикуются разные подходы к пониманию сущности страноведения. Одни ученые склонны видеть в комплексном страноведении основу единства географии и олицетворение общности географических наук (В. А. Анучин, Н. Н, Баранский, Б. Б. Родоман, Ю. Г. Саушкин). Другие рассматривают его как описательную географическую науку применительно к отдельным странам, как чисто региональную географию, сужая его рамки и отождествляя с государствоведением или частью регионоведения, видят в нем прикладную дисциплину, наделяя страноведение лишь справочным содержанием. Третьи – считают страноведение проблемной наукой, представляющей собой не только синтез географических знаний о стране, но и творческий анализ ее территориальных и геополитических проблем (Э. Б. Алаев, С. Б. Лавров, Я. С. Машбиц, Н. С. Мироненко, В. А. Пуляркин, Г. В. Сдасюк и др.).

Однако, большинство географов сходятся в мнении, что именно комплексное страноведение способствует сохранению целостности и единства всей географии, и что страноведение, как наука, отражает степень интегративности географии в целом.

Развитие страноведения показывает, насколько глубоко развиты идеи комплексности и интеграции различных областей географической науки. В связи с этим, известный географ И. П. Герасимов (1978) отмечал, что «исконной общей задачей географии – одной из самых старых наук в мире – всегда было и продолжает оставаться изучение природы, населения и хозяйства на территории данной страны, ее различных частей, других стран и всей Земли в целом». Действительная сущность географии («землеописания») реализуется через комплексное страноведение и представляет собой одну из самых важных и перспективных линий развития целостности всей системы географических наук. Суть комплексного страноведения заключается в объединении, синтезе природных, экологических, этносоциальных и экономических факторов для характеристики той или иной страны или региона. Интегративная роль страноведения и его положение в системе географических наук отражена на рис. 3.

Как уже отмечалось, страноведение питается информацией из целого ряда наук, из которых основополагающими являются физическая география, биогеография, социально-экономическая география и картография. Природный ландшафт страны или региона, его ресурсный потенциал и его преобразование человеком в процессе исторического природопользования – первая важнейшая сторона страноведческих интересов. Вторая равноценная часть интересов комплексного страноведения – современный уклад жизни населения и социально-экономические условия страны, которые сформировались в ходе истории освоения природных ресурсов и развития территории. Третья важная часть – биологическая география, в области рассмотрения ею природных составляющих страны – растительности и животного мира как основы существования человека и их роли в процессе расселения, природопользования и адаптации этносов к различным ландшафтам.

Комплексный подход в страноведении неизбежно смыкается с анализом территориальных проблем – природно-экологических и социально-экономических. По образному выражению Н. Н. Баранского (1980) – одного из основоположников российского комплексного страноведения – «страноведение – это купол над географией», т.к. оно призвано объединить физико-географические, социально-экономические и историко-географические подходы к изучению объекта страноведения. Современное страноведение представляет собой синтез различных черт, отражающих специфику страны или ее района, для чего, как считал Н. Н. Баранский, «необходимы специалисты-страноведы, а не просто физико-географы и экономико-географы».

Необычайно важным на современном этапе развития страноведения оказывается выявление исторической роли человека, которая проявляется во взаимодействии его с природой в процессе природопользования, формирует тот или иной тип социально-экономических образований в разных странах и регионах мира. Это особенно ярко проявляется на примерах рассмотрения макрорегионовмира, при комплексном страноведческом изучении континентов и крупных территорий (например, таких полиэтнических как Индостан, Индокитай, Центральная Азия).

Для комплексного страноведческого изучения регионов и стран мира необходим особый – с и н е р г и ч е с к и й метод исследований (от греч. - sineergeia - содружество, сотрудничество), подразумевающий совместное изучение исторического развития природных условий, природопользования и социально-экономических формаций.

Макрорегиональное (крупно-комплексное) страноведение требует от специалиста глубокого знания природно-экологических, социально-экономических, историко-географических, лингвистических, конфессиональных и других особенностей рассматриваемых стран и народов. Не менее важно все сказанное и на мезорегиональном уровне изучения – при характеристике или сравнении региональных образований, групп стран и даже отдельных районов внутри крупных стран (например, таких как Россия, Китай, Индия, США, Бразилия).

Страноведение как науку можно рассматривать в широком и узком смысле.

В широком смысле страноведение – это комплексная наука о странах и регионах (группах стран), характеризующая их природные условия, население, культуру, хозяйство и др. В узком смысле – страноведение может изучать физико-географические страны и их природно-ресурсные особенности, экономическую структуру и специализацию отдельных стран и др. Оно может заниматься комплексным изучением стран «как основных единиц политической, экономической и социально-культурной дифференциации земного шара», как считает В. М. Гохман (1981).

Таким образом, страноведение по своей сути развивает региональный подход в географии, используя весь багаж фундаментальных географических знаний применительно к конкретным регионам Земли, оправдывая тем самым международный термин “regional geography”. Регионализм и региональный подход в географии остаются важнейшим инструментом познания территорий. Регионализм был и остается «живой душой географии». Здесь возникает необходимость уточнить смысл и соотношение понятий – «регионоведение», «страноведение», «краеведение».

Термины «регион» и «страна» в ряде случаев могут пересекаться или быть индентичными по пониманию их как «части земного пространства» или «территорий мира». Они приобретают существенные различия в результате целенаправленного изучения тех или иных географических особенностей этих территориальных образований.

Ю. Н. Гладкий и А. И. Чистобаев (2000), справедливо считают, что уяснение этих понятий важно с методологической (для развития теоретических построений) и методической точек зрения (в целях поиска соответствующих приемов и организационных форм для проведения исследований), так как они все более проникают в планы обучения в различных учебных заведениях. Названные авторы рассматривают регионоведение «как область научного и образовательного знания, имеющего целью изучение … целостных территориальных образований». Страноведение они видят как специфическую часть региональной географии, которая призвана создавать «страноведческие «образы» отдельных стран с учетом множества позиций». Однако, более логичной нам представляется точка зрения Я. Г. Машбица (1998), считавшего, что для комплексного страноведения актуальным является макрорегиональный уровень рассмотрения особенностей и проблем стран и групп стран (регионов).

Краеведение – узко региональная наука, связанная с изучением «родного края», «малой родины», «микрорегиона», т.е. относительно небольшого региона, (области, района, города). Для развития туризма в настоящее время эта наука приобретает все более важное значение.

Таким образом, логически проистекает иерархическое подразделение территорий по размерам на регион – страну – край.

Регион – это относительно крупная территория мира, континента, части света или крупного государства, группа стран (Азиатско-Тихоокеанский регион; Восточно-Африканский регион; Западная Европа; Ближний восток, Северо-Запад России и т.п.).

Страна – это либо природная (физико-географическая) страна, являющаяся частью континента, или крупного региона, характеризующаяся единством геоструктуры (платформа, плита, щит, орогеническая структура), особенностями макроклимата, широтно-зональной структуры, или высотной поясности (например, Русская равнина, Западная Сибирь; Алтае-Саянская горная страна, Кавказская горная страна и др.), либо страна – в значении государства (Россия, США, Франция, Ватикан и др.).

Край – (район, область) часть страны, региона, иногда – области, не всегда совпадающая с административными единицами, но прилежащая к какой-либо географической границе или крупному географическому объекту (морю, горам, реке, озеру). Административными единицами в нашей стране являются: Алтайский край, Краснодарский край, Ставропольский край, Красноярский край, Хабаровский край, Приморский край. В то же время, употребляются и такие понятия как - Дальневосточный край, Забайкальский край (Забайкалье), Озерный край (Карелия) и др.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.