Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бланк модифицированного теста Лири




Номер п/п Психологическое свойство Я- реальное Каким я хотел бы быть Мой идеал мужа (жены)
  Другие думают о нем благосклонно Производит впечатление на      
  окружающих      
Умеет распоряжаться, приказывать      
Умеет настоять на своем      
Обладает чувством достоинства      
Независимый      
Способен сам позаботиться о себе      
Может проявлять безразличие      
Способен быть суровым      
Строгий, но справедливый      
Может быть искренним      
Критичен к другим      
Любит поплакаться      
Часто печален      
Способен проявлять недоверие      
Часто разочаровывается      
Способен быть критичным к себе      
Способен признать свою неправоту      
Охотно подчиняется      
Уступчивый      
Благодарный      
Восхищающийся, склонный      
  к подражанию      
Уважительный      
Ищущий одобрения      
Способный к сотрудничеству, взаимопомощи      
Стремится ужиться с другими      
Дружелюбный, доброжелательный      
Внимательный, ласковый      
Деликатный      
Ободряющий      
Отзывчивый на призывы о помощи      
Бескорыстный      
Способен вызывать восхищение      
Пользуется у других уважением      
Обладает талантом руководителя      
Любит ответственность      
Уверен в себе      
Самоуверен, напорист      
Деловитый, практичный      
Любит соревноваться      
Стойкий и упорный, где надо      
Неумолимый, но беспристрастный      
Раздражительный      
Открытый, прямолинейный      
Не терпит, чтобы им командовали      
Скептичен      
На него трудно произвести      
  впечатление      
Обидчивый, щепетильный      
Легко смущается      
Неуверенный в себе      
Уступчивый      
Скромный      
Часто прибегает к помощи других      
Очень почитает авторитеты      
Охотно принимает советы      
Доверчив и стремится радовать      
  других      
Всегда любезен в обхождении      
Дорожит мнением окружающих      
Общительный      
Добросердечный      
Добрый, вселяющий уверенность      
Нежный, мягкосердечный      
Любит заботиться о других      
Бескорыстный, щедрый      
Любит давать советы      
Производит впечатление значительного человека      
Начальственно-повелительный      
Властный      
Хвастливый      
Надменный, самодовольный      
Думает только о себе      
Хитрый, расчетливый      
Нетерпим к ошибкам других      
Корыстный      
Откровенный      
Часто недружелюбен      
Озлобленный      
Жалобщик      
Ревнивый      
Долго помнит обиды      
Самобичующийся      
Застенчивый      
Безынициативный      
Кроткий      
Зависимый, несамостоятельный      
Любит подчиняться      
Предоставляет другим принимать решения      
Легко попадает впросак      
Легко поддается влиянию      
Готов довериться любому      
Благорасположен ко всем без разбора      
Всем симпатизирует      
Прощает все      
Переполнен чрезмерным      
  сочувствием      
Великодушен, терпим к недостатам      
Стремится покровительствовать      
Стремящийся к успеху      
Ожидает восхищения от каждого      
Распоряжается другими      
Деспотичный      
Сноб, судит о людях по рангу и      
  достатку, а не по личным качествам      
Тщеславный      
Эгоистичный      
Холодный, черствый      
Язвительный, насмешливый      
Злой, жестокий      
Часто гневлив      
Бесчувственный, равнодушный      
Злопамятный      
Проникнут духом противоречия      
Упрямый      
Недоверчивый,подозрительный      
Робкий      
Стыдливый      
Отличается чрезмерной готовностью подчиняться      
Мягкотелый      
Почти никогда и никому      
  не возражает      
Навязчивый      
Любит, чтобы его опекали      
Чрезмерно доверчив      
Стремится снискать расположение      
  каждого      
Со всеми соглашается      
Всегда дружелюбен      
Всех любит      
Слишком снисходителен к окружающим      
Старается утешить каждого      
Заботится о других в ущерб себе      
Портит людей чрезмерной добротой      

 





Приложение 14.2.2

Ключ

Тенденция Номера утверждений
1. Доминантность 1-4, 33-36, 65-68, 97-100
2. Уверенность в себе 5-8, 37-40, 69-72, 101-104
3. Требовательность 9-12, 41-44, 73-76, 105-108
4. Скептицизм 13-16, 45-48, 77-80, 109-112
5. Уступчивость 17-20, 49-52, 81-84, 113-116
6. Доверчивость 21-24, 53-56, 85-88, 117-120
7. Добросердечие 25-28, 57-60, 89-92, 121-124
8. Отзывчивость 29-32, 61-64, 93-96, 125-128

 

Занятие 14.3 ВЕДЕНИЕ БЕСЕДЫ В ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ (РОЛЕВАЯ ИГРА)*

* При подготовке задания использованы материалы программы социально-психоло­гического тренинга «Ведение партнерской беседы в конфликтной ситуации», разрабо­танной сотрудником Лейпцигского университета доктором И. Шмидтом.

Вводные замечания. Беседа специалиста-психолога при консультировании является одним из основных средств психологической помощи человеку в разрешении тех или иных сложных жизненных ситуаций. Эффективность беседы как средства в арсенале активных психологических методов во многом определяется умением организовать ее так, чтобы беседа приобрела диагностические, профилактические и терапевтические свойства. Для этого построение беседы должно следовать определенной стратегии- созданию благоприятного психологического климата между партнерами в беседе, установки на взаимопонимание и сотрудничество партнеров, на совместный анализ и поиск вариантов решения проблемы; должны быть исключены типичные ошибки и использованы наиболее эффективные приемы ведения беседы.

Цель занятия. Выработка навыков ведения беседы в проблемной ситуации психологического консультирования. Задание выполняется в форме ролевой игры.

Оснащение. Видеомагнитофон.

Порядок работы. Занятие проводится в аудиторном помещении, условия которого позволяют вести видеозапись. В выполнении задания участвует группа численностью 10-12 человек. Из ее состава выделяется человек, играющий роль «обратившего­ся за помощью в психологическую консультацию». Остальные лица участву­ют в работе в качестве «экспертов». В начале сеанса на роль «психолога» желательно выбрать человека, на мнение которого ориентируются все или большинство данной группы. В дальнейшем каждый из участников должен выступить в этой роли.

Например, задается ролевая игра следующего содержания: «На консуль­тацию к психологу пришла женщина, у которой возникли серьезные пробле­мы, связанные с воспитанием сына».

Инструкция «психологу»: «Вы должны провести беседу с женщиной, обратившейся за консультационной помощью. В процессе беседы необходи­мо разобраться в ситуации, выявить наиболее значимые объективные и субъективные факторы, обусловившие развитие данной ситуации. Дать обо­снованные рекомендации для решения проблемы, вселить уверенность в воз­можность успешного преодоления трудностей».

Инструкция «женщине»: «Вы пришли к психологу-консультанту в связи с тем, что вас беспокоит поведение сына. В последнее время он стал плохо себя вести, особенно в общественных местах. Вы подробно рассказываете об этом психологу. Однако истинная, но неосознаваемая вами, причина вашего беспокойства - это не столько поведение сына как таковое, сколько: а) ваша болезненная чувствительность к мнению окружающих; б) ваше желание во что бы то ни стало казаться «идеальной» матерью; в) опасение серьезных конфликтов с сыном; г) боязнь осложнений в отношениях с мужем; д) опасение, что поведение сына может испортить вашу служебную репутацию; е) опасение, что поведение сына может испортить карьеру вашего мужа; и т. п.». Инструкцию «женщине», в которую включается одна из указанных выше истинных причин обращения за психологической помощью, следует давать в отсутствие «психолога».

Инструкция «экспертам»: «Внимательно следите за ходом беседы и ведите протокол наблюдения (форма произвольная), в котором отмечайте все, что в поведении, вербальном и невербальном, в отдельных действиях и приемах «психолога» способствовало или препятствовало созданию благоприятного психологического климата беседы, пониманию ситуации, выяснению истинных причин возникновения проблемы, формированию уверенности в возможности успешного и благоприятного разрешения проблемы при выполнении рекомендаций».

С началом игры, после распределения ролей и изучения инструкций, включается видеозапись. Длительность одного сеанса ролевой игры целесообразно ограничивать 15 мин.

После окончания ролевой игры проводится ее коллективный разбор, который целесообразно начать с получения ответов на вопросы «экспертов».

Вопросы «психологу»:

1. В чем суть проблемы у «женщины», обратившейся за консультационной помощью?

2. Какие трудности вы испытывали при проведении беседы?

3. Что вы делали, чтобы преодолеть трудности в беседе или избежать их?

4. Уверены ли вы, что высказанные вами рекомендации окажут действенную помощь «женщине»? Вопросы «женщине»:

1. Чувствовали ли вы, что «психолог» вас хорошо понимает?

2. Как вы чувствовали себя во время беседы?

3. Что в поведении, в речи «психолога» помогало, а что мешало вам откровенно высказаться?

4. Убеждены ли вы, что данные вам рекомендации безусловно помогут в решении проблемы?

В соответствии с полученными ответами кратко резюмируется совпадение или различие в субъективных оценках беседы со стороны «психолога» и со стороны «женщины».

Далее в дискуссии «экспертов» обсуждаются вопросы о том, что в вербальном и невербальном поведении «психолога» способствовало или препятствовало созданию благоприятного психологического климата беседы, анализу ситуации, выяснению истинных причин возникновения проблемы, формированию уверенности в действенности психологических рекомендаций, и желания их осуществить. В дискуссии необходимо использовать в качестве аргументации материалы видеозаписи и данные протоколов наблюдения. Итогом дискуссии должно быть краткое резюме по существу обсуждаемых вопросов.

Специальному анализу «экспертов» должны быть подвергнуты ошибки, выявленные в консультационной беседе. Наиболее часто встречаются следующие типичные ошибки:

- не установлен необходимый психологический контакт, что препятствует созданию благоприятного для беседы психологического климата;

- переход к решению проблемы без достаточного изучения ее сути;

- жесткая приверженность первоначально избранной гипотезе;

- авторитарность по отношению к собеседнику, навязывание ему своего мнения;

- мнение собеседника не выслушивается или дискредитируется;

- тем или иным способом создаются препятствия для разъяснения и обоснования собеседником своей точки зрения;

- постановка собеседнику прямых вопросов («в лоб») при неясных ему мотивах самой постановки вопросов.

Для выявления ошибок могут быть полезны примеры, приведенные в прил. 14.3.1. В резюме по анализу ошибок необходимо не только констатировать наличие и характер ошибок, но и указать причины, приведшие к их возникновению.

«Эксперты» должны также оценить владение «психолога» такими приемами ведения беседы, как получение дополнительных сведений, разъяснений, позволяющих более точно понять намерения и интересы партнера; умение передать своими словами высказанные мысли и чувства партнера, включить в изложение высказываний партнера результаты наблюдения за его состоянием, интерпретировать высказывания партнера с целью достижения большей их ясности и определенности. В резюме по оценке владения различными приемами ведения беседы следует отметить, насколько уместно и разнообразно применение «психологом» тех или иных приемов.

Кроме того, «экспертами» должны быть проанализированы данные «психологом» рекомендации и оценена их обоснованность.

В общем заключении «экспертов» должны быть сведены в единую систему данные, представленные в отдельных резюме по вопросам: достигнута ли цель консультационной беседы? как проходила беседа? какие ошибки были допущены «психологом»? в чем выразились отдельные недостатки ведения беседы? какие приемы ведения беседы оказались наиболее удачными?

Контрольные вопросы

1. Что означает выражение «установить психологический контакт в беседе»?

2. В чем выражается эгоцентрическая позиция психолога-консультанта и к чему, как правило, приводит такая позиция при проведении беседы?


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.028 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал