Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из протокола допроса Г.М. Онянова[639], рядового 8‑й учебной бригады, в 4‑м отделении 2‑го отдела УМГБ Молотовской области






21 апреля 1947 г.

г. Молотов

[…][640] Об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ от показаний предупрежден по ст. 92 и 95 УК РСФСР.

Онянов

Вопрос: Где, когда и при каких обстоятельствах вы попали к немцам в плен?

Ответ: 8 июня 1943 года Краснокамским райвоенкоматом Молотовской обл.я был призван в ряды Советской Армии и зачислен в 8-ю учебную бригаду. В первых числах февраля 1944 года наша часть была перемещена на фронт на Ленинградское направление. 18 числа того [же] месяца мы оказались в окружении противника. Значительная часть личного состава была убита и ранена. Я в числе двадцати солдат нашего подразделения при выполнении задания командования внезапно в 30 километрах от гор. Псковабыли атакованы численно превосходящими [силами] немецких солдат, которые открыли по нам пулеметный и ружейный огонь. Таким образом, в виду безвыходного положения после непродолжительного боя нам пришлось сложить оружие и сдаться в плен противника.

Вопрос: Расскажите о Ваших местах пребывания и практической деятельности в период пленения?

Ответ: Первоначально нас, военнопленных, доставили в гор. Псков, откуда через трое суток переместили в гор. ВалцаЭстонская ССР. Там содержали в лагере военнопленных. Примерно 10 марта 1944 г. я [с товарищами] совершил побег, но вскоре были [мы] задержаны эстонскими гражданами и доставлены в немецкую полицию, откуда на третьи сутки были отправлены в гор. Кивиоли (Эстония)и снова заключены в лагерь военнопленных. В лагере приходилось выполнять всевозможные земляные работы. 15 ноября 1944 года весь лагерь, в том числе и меня, вывезли в Германию, гор. Фаллингбостель. А через две недели спустя нас отобрали около пятисот военнопленных и направили для работы в шахты по добыче железной руды, местность не знаю. Одновременно содержался в лагере № 82. В последних числах февраля 1945 года мне удалось еще совершить побег, но тоже был задержан и увезен в гор. Фаллингбостель, где при лагере содержался по день освобождения американскими войсками, то есть по 16 апреля 1945 года.

Вопрос: Сколько раз, за что вы подвергались арестам и допросам немецкими властями и о чем Вас допрашивали?

Ответ: За время нахождения в плену за совершенные побеги из лагерей военнопленных я подвергался арестам шесть раз и столько же допрашивался немецкими полицейскими органами. Из них дважды арестовывался и допрашивался в гор. Валцаи Циниоле(Эстония) в марте и июне 1944 г. Затем четыре раза на территории Германии– в декабре 1944 г. и феврале 1945 г. В основном допросы сводились к выяснению обстоятельств и причин совершенных побегов. Другими никакими вопросами не интересовались. Причем, при каждом допросе я подвергался избиениям.

Вопрос: После освобождения из плена сколько времени вы проживали в зоне оккупации американских войск и чем там занимались?

Ответ: В зоне оккупации американских войск я находился с 16 апреля по 21 мая 1945 года. Содержался в лагере для русских граждан.

Вопрос: Вы американскими властями допрашивались?

Ответ: Нет. Американскими властями я не допрашивался.

Вопрос: После освобождения из плена вы проходили фильтрацию в советских органах?

Ответ: Фильтрацию я проходил в июне 1945 г., [в] Шталаге № 216 (гор. Малахов, Германия).

Вопрос: Кто Вас хорошо знал по совместному нахождению в плену и в настоящее время по месту работы и жительству.

Ответ: По плену меня хорошо знал Малышев, имя и отчество его не помню, 40 лет, житель гор. Молотов, Липовая Гора, участок 1 фермы. В настоящее время по месту работы имею знакомых: Путилов Алексей Павлович, 57 лет; Вачегов Иван Федорович, 27 лет, работает гвоздарем; Селиванов, имя и отчество не знаю, мастер лудильного цеха.

Вопрос: Когда и откуда вы возвратились в гор. Молотов?

Ответ: В гор. Молотовя прибыл в июне 1946 года из гор. БобруйскаБССР, где работал вахтером УВСР № 216-25 около шести месяцев.

Вопрос: Что вы еще желаете сообщить в своих показаниях?

Ответ: Больше сообщить ничего не имею. Протокол с моих слов записан верно и мною прочитан.

Онянов

Допросил: Ст. оперуполномоченный 4 отдел. 2 отдела УМГБ Мол. обл.

лейтенант Хаткин

Д.3518. Л.3об.-4об. Подлинник. Рукопись.

1 марта 1944 г.

Протокол допроса А.А. Новикова[641], младшего лейтенанта 1172‑ го стрелкового полка 348‑ й стрелковой дивизии 3‑ й армии, в отделе контрразведки «Смерш» 1‑ й Горьковской запасной стрелковой дивизии

17 октября 1945 г.

 

Я, оперуполномоченный ОКР «Смерш» 1-й ГЗСД лейтенант Царев, допросил:

Новикова Анатолия Александровича, 1924 г. рождения.

За дачу ложных показаний предупрежден по ст. 95 УК РСФСР.

Новиков

Вопрос: Изменяли ли вы фамилию в плену?

Ответ: В плену содержался под фамилией Новиков Алексей Алексеевич в звании мл. л-та.

Вопрос: Расскажите, при каких обстоятельствах вы попали в плен и в каких лагерях в/пленных содержались?

Ответ: Утром 1 марта 1944 г. под г. Бобруйскнаш батальон вел наступление на немецкие траншеи. Батальон выдвинулся на шоссе, где наткнулся на засаду. Под пулеметным огнем б-н залег. Вскоре появились немецкие танки с десантом пехоты. Батальон понес большие потери, а я, раненый, вместе с 2я офицерами был подобран немецкими автоматчиками. Содержался в лагерях в/пленных:

– Шталаг 1А (Восточная Пруссия) – 4 м‑ ца, лежал в лазарете.

– г. Гамерштейн, Шталаг 2Б – 2 м‑ ца, пересыльный лагерь.

– г. Нюрнберг– с октября 1944 по апрель 1945 г., работал в рабочей команде № 10022 на ванадиевом заводе разнорабочим.

Вопрос: Служили ли в РОА, в каких немецких партиях состояли, на каких немецких курсах обучались, сколько раз Вас допрашивали в гестапо?

Ответ: В РОА я не служил и не записывался, в немецких партиях не состоял, на немецких курсах не обучался, в гестапо не допрашивался.

Вопрос: Кого знаете из лиц, занимавшихся предательской деятельностью в плену?

Ответ: Таковых лиц в 10-м СП я не знаю. Больше добавить ничего не могу. Протокол с моих слов записан верно. Мне прочитан вслух, в чем и расписываюсь.

Новиков [642]

Допросил: О/уполном. ОКР «Смерш» 1 ГЗСД

л-т Царев

Д.3417. Л.4-5. Подлинник. Рукопись.

7 марта 1944 г.

Протокол допроса И.И. Манькова, рядового 26‑ го стрелкового полка 7‑ й гвардейской стрелковой дивизии, в отделе контрразведки МГБ Военно‑ строительного Управления Белорусского военного округа

 

26 декабря 1946 г.

 

Я, оперативный уполномоченный отдела контрразведки МГБ Военно-строительного Управления БВО лейтенант Сметанин, сего числа допросил репатрианта 44 отдельного рабочего батальона:

Маньков Иван Ильич, 1908 года рождения, уроженец Молотовской области, Осинский район, Кашкаринский сельсовет, дер. Кашкара. Образование 4 класса, беспартийный (в 1934 г. состоял кандидатом в члены ВКП(б), откуда выбыл за неуплату членских взносов), русский, по специальности десятник по строительству. Ранее не судим (со слов), женат. В Красную Армию мобилизован в декабре мес. 1942 года. Находился в плену у немцев с 7.03.44 г. Из плена освобожден английскими войсками 5 мая 1945 года.

Об ответственности за дачу ложных показаний по ст. 136 УК БССР и за отказ дачи показаний по ст. 134 УК БССР предупрежден.

Маньков

Показания Манькова Ивана Ильича.

Вопрос: Расскажите свою биографию и трудовую деятельность до мобилизации Вас в ряды Красной Армии в 1942 году?

Ответ: Родился 8 ноября 1908 года в дер. Кашкара Осинского района Молотовской областив семье крестьянина-бедняка. С 1915 года по 1919 год учился в Кашкаринской начальной школе, где окончил 4 класса. После этого прекратил учебу, ввиду того, что некому было работать, поэтому учиться прекратил и стал работать в своем хозяйстве вместе с родителями. Работал до 1928 года. После этого я работал в работниках 2 года у Голдобина Петра Афанасьевича в дер. ТорочкиОсинского района. В 1930 году при коллективизации Голдобина П.А. раскулачили, а я пришел домой и стал работать дома, помогал отцу в хозяйстве. Летом 1930 года в нашей деревне организовался колхоз «Пионер», и при [его] организации мои родители вступили в колхоз. В колхозе я работал летом 1930 г. бригадиром. Весной 1931 года ушел на отхожий заработок в город Осана лесопильный завод «Кряж». Вначале работал плотником, затем кочегаром и на других работах. Работал до 1937 года. В 1937 году завербовался на работу в гор. Молотовна военный завод № 172 котельщиком на 1 год. Этот срок отработал и перешел работать на подсобное хозяйство вышеуказанного завода по вольному найму плотником. Работал плотником до 1941 года, после этого работал десятником до мобилизации в ряды Красной Армии.

Мои родители до революции 1917 года занимались сельским хозяйством, а также и после революции до вступления в колхоз, где и работают по настоящее время. В 1930 году вступил в брак с гражданкой Березиной Марией Петровной, 1907 года рождения, уроженкой дер. ТорочкиОсинского района. Из моих родственников был судим мой старший брат – Маньков Петр Ильич, 1907 года рождения, в 1935 году за халатное отношение к работе. В результате получилась недостача 3 тонн овса, за что [он] получил 5 лет лишения свободы. Больше из родственников никто никаким репрессиям со стороны органов советской власти не подвергались. Из моих родителей в настоящее время никто [за границей] не проживает и кроме меня никто не проживал.

Вопрос: Расскажите, где Вы проходили службу в Красной Армии после мобилизации Вас в 1942 году [и] до пленения немцами?

Ответ: 10 декабря 1942 года был мобилизован в ряды Красной Армии и направлен для прохождения службы в военный лагерь Бершеть, где сформировался 20-й Уральский лыжный минометный батальон. В этом лагере находился до 20 февраля 1943 года, после чего выехали и приехали в гор. Бологое Калининскойобласти. Выгрузившись с эшелона, пешим порядком шли 400 км. и в марте мес. 1943 года пришли в местечко Бор Калининскойобласти, где вступили в бой с немецкими захватчиками. Простояв в обороне 4 дня, наш 20-й УЛМБ был разбит. В результате [нас] отвели в тыл на 30 км., где [мы] работали на восстановлении дорог шоссейных и грунтовых. Работали до 12 апреля 1943 года. После этого наш батальон расформировали и весь личный состав передали в 7-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Я был назначен стрелком в 14-й стрелковый полк. В составе данной дивизии до 4 мая 1943 года был на передовой позиции. 4.05.1943 года был назначен на курсы младших командиров. Обучался в учебном батальоне той же дивизии 3 месяца. Не закончив 1 месяц учебы, 1 августа 1943 года [меня] перевели как неуспевающего в комендантский взвод дивизии. В этом взводе был рядовым 6 месяцев. В результате боев дивизия имела большие потери. Ввиду этого с хозяйственных подразделений стали снимать людей и отправлять на передовую. 3 февраля 1944 года [я] был переправлен в 26-й полк на передовую линию фронта. Находился [там] до 7 марта 1944 года, после чего попал в плен к немцам.

Вопрос: Расскажите, где и при каких обстоятельствах Вы попали в плен к немцам?

Ответ: Наша 7-я гвардейская стрелковая дивизия действовала в направлении запада – между городами Пустошки и ОпочкиКалининскойобласти. 7 февраля 1944 года 1-й взвод 1-й роты 26-го СП пошел выполнять боевую задачу, мы пошли на подмогу вторым взводом. Когда мы подошли к 1-у взводу, то нас обошли немцы и я сдался в плен.

Вопрос: Где Вы находились в плену в Германиипосле пленения немцами и чем занимались до освобождения войсками союзников?

Ответ: Нас захватили в плен 12 человек и привезли в гор. ОпочкиНовгородской области[643]. Находился [там] 15 дней. Работали на разных работах. Жили в лагере № 100. После этого при приближении частей Красной Армии весь лагерь погрузили в эшелоны и привезли в город Режица (Латвия). Находились в лагере № 100. Находились до 15 апреля 1944 года. Работали на железной дороге. Потом погрузили в эшелоны человек 700-800 и увезли в Германиюв гор. Нибюлльв 80 км. от границы [с] Данией. В этом городе распределили по немецким хозяйствам. Меня назначили к хозяину Отас Юлису в город Нибюлль. Нас у этого хозяина было двое. Работали на разных хозяйственных работах до 5 мая 1945 года, где [нас] освободили английские войска.

Вопрос: Расскажите, где Вы находились после освобождения английскими войсками и когда и каким порядком прибыли в распоряжение командования Красной Армии?

Ответ: После освобождения английскими войсками до 17 июня 1945 года жил у того же хозяина. Потом нас стали собирать в этом городе Нибюлльна площадь 17 июня 1945 года. Всего нас собралось 40 автомашин по 28 человек в машине. На машинах выехали до гор. Фленсбург, где [нас] погрузили в эшелоны и привезли в зону Германии, оккупированную Красной Армией, в гор. Бисмарк, где передали частям Красной Армии 18 июня 1945 года. Когда после освобождения жил у хозяина в городе Нибюлле, то ничего не делал. Продукты англичане не давали и зарплату не платили.

Вопрос: Расскажите, где Вы находились после репатриации в ведении частей Красной Армии до настоящего времени?

Ответ: После того, как мы приехали от англичан, то пешим строем через город Ростокпришли в город Лаагена сборный пункт 22 июня 1945 года. В этом пункте занимались военным обучением до 19 ноября 1945 года. Приехали в гор. Гродно, где, прожив неделю, были отправлены на лесозаготовки, где работали 2 месяца. После этого в гор. Гроднобыл сформирован 18-й отдельный рабочий батальон, в составе которого приехали в г. Бобруйск. Работали до 15 марта 1946 года, после чего приехали в гор. Минск. Фильтрацию проходил в гор. Лаагеи в гор. Гродно.

Вопрос: Чего Вы можете дополнить к своим показаниям?

Ответ: К своим показаниям больше дополнить ничего не могу. Протокол допроса с моих слов записан верно и мне вслух прочитан.

Маньков

 

Допросил о/уполномоченный ОКР МГБ

Военно-строительного управления БВО

лейтенант Сметанин

Д.3049. Л.3-5. Подлинник. Рукопись.

11 марта 1944 г.

№ 263
Объяснительная записка И.Ф. Дунина,
младшего лейтенанта 42‑ го гвардейского стрелкового полка 13‑ й гвардейской стрелковой дивизии[644]

 

11 октября 1945 г.

 

Я, Дунин Иван Федорович, родился 20 апреля 1920 г. в семье крестьянина-середняка в Молотовской обл., Кишертском р-не, Медведевском с/с, д. Лазарята. Родители мои до революции, а также после революции занимались крестьянством, с 1930 года – в колхозе. Отец, Дунин Федор Сергеевич, рождения 1898 года, в 1942 году в январе месяце был взят в ряды Красной Армии и с марта 1942 года о нем нет никаких точных сведений; но, по словам земляка-однополчанина, [он] был убит на фронте. Мать, Дунина Евдокия Ивановна, работает в колхозе в д. Лазарята. Брат, Дунин Илья Федорович, с мая 1941 года и по настоящее время находится в Красной Армии.

Я в 1935 году кончил неполную среднюю школу. С 1935 года по июнь 1938 года учился в Молотовском с/хоз. техникуме. В 1938 году по рекомендации РК комсомола г. Молотовабыл послан учится в летную школу ГВФ в г. Батайск, где учился по октябрь 1939 года. В октябре 1939 года школа ГВФ была расформирована, а в летную школу ВВС не поступил по состоянию здоровья. С ноября 1939 года по июль 1940 года учился в с/хоз. техникуме в г. Молотов. Окончив техникум, сразу же поступил в с/хоз. институт в г. Молотове, где учился с 1 сентября 1940 года по 20 сентября 1940 года. После призыва из института ушел. 16 октября 1940 года Молотовским РВК г. Молотовбыл взят в ряды РККА. 2 ноября прибыли в 327-й СП на Дальневосточный фронт. С ноября 1940 года по декабрь 1940 года служил в 327-м СП красноармейцем. С декабря 1940 по июнь 1941 – в/ч 8472, 15-я армия, красноармеец. С июля 1941 года по октябрь 1941 учился в училище связи в г. Ульяновске. С октября 1941 по июнь 1942 г. – 52-я с. бр. ОБС в должности нач. радиостанции. С июня 1942 по ноябрь 1942 г. – 207-я СД ОБС, нач. радиостанции. С ноября 1942 по май 1943 г. – 24-я армия 38 ОБС, старший радист. С мая 1943 г. по июнь 1943 г. учился на курсах зам. ком. роты по п/ч при 24-й армии. Курсы не окончил, т.к. они были расформированы. С этих курсов был послан учиться на курсы мл. л-тов Степного фронта, где учился с июня 1943 г. по октябрь 1943 года. 10 октября [мне] было присвоено звание мл. л-т и [я] был направлен в 13-ю ГСД 42-й ГСП на должность ком. взвода связи 2-го ГСБ. С 6 ноября 1943 года по 11 марта 1944 года служил в 13-м ГСД 42-м ГСП.

Член партии с марта 1943 года. Был принят в чл. ВКП(б) политотделом 24-й армии. Партбилет, удостоверение личности, расчетную книжку, вещ.книжку и удостоверение на медаль «За оборону Сталинграда» зарыл в землю после пленения. 11 марта 1944 года был пленен в р-не г. Кировограда, д. Квитково.

Наш 42-й ГСП с начала марта, прорвав оборону немцев западнее г. Кировограда, двигался в направлении с. Н.-Украинка. 10 марта 1-й и 2-й батальон нашего полка заняли траншеи восточнее д. Квитково. В ночь с 10 на 11 марта 1-й и 2-й батальон нашего полка получили приказ занять дер. Квитково. 1-е наступление было отбито контратакой немецких танков. После того, как танков стало не слышно, батальоны начали продвигаться в направлении Квитково и, не встречая никакого сопротивления, в 4 часа 11 марта заняли д. Квитково. Как только стало светло, немец открыл сильный артиллерийский и минометный огонь по занятой нами деревне и одновременно выброшенным на б[роне]/транспортере десантом автоматчиков отрезал нас от основных наших сил. Отрезанные батальоны до 12 часов вели бои в деревне, а затем были выбиты из деревни и начали отходить. В начале отхода я был ранен в левую руку. В дальнейшем при отходе к своим я увидел траншею, в которой находилось несколько наших бойцов и офицеров. И я побежал к траншее, но только на расстоянии 50-60 м я увидел, что в траншее вместе с нашими, попавшими в плен вперед меня, находились и немцы. Всего в траншее было около взвода немцев. Подбежав к траншее, немцы заставили [меня] окриком поднять правую руку. Отобрали находившееся при мне оружие – пистолет ТТ, [а] документы не нашли.

После пленения нас направили в лагерь в/пл. на ст. Помошная, откуда 14 марта вместе с остальными военнопленными и гражданскими (собранными на работу) был направлен в этап по направлению [на] г. Первомайск– Кишиневи дальше в Германию. До р. Днестр шли вместе пленные и гражданские. На Днестрепленных отделили, а меня с другими ранеными в/пл. погнали вместе с гражданскими в Германию. 27 апреля наш этап пригнали в г. Пархимв гражд. пересыльный лагерь. С 27 апреля по 3 июля находился в лагере в гор. Пархим, болел сыпным тифом. С 3 июля 1944 г. по 2 мая 1945 года работал у помещика в р-не г. Пархим (точный адрес: пров. Мекленбург, р-н Пархим, п/о Гольдберг, д. Дистелев (Нойхов)). 2 мая 1945 года был освобожден Кр. Армией. По работе с 3 июля 1944 года по 2 мая 1945 г. меня знают: 1). Хучуа Иван Матвеев; 2). Чернобай Андрей; 3). Кравецкий Николай; 4). Мармузевич Николай; 5). Лазаренко Ник., которые остались в 222-м СП в г. Тетеров. Их дом. адреса находятся в 362-м СП (3-й б-н).

После освобождения 18-м пер. пунктом 6 мая 1945 года я был направлен в 222-й ЗСП. 12/V-1945 г. я с группой бывших в/пл. офицеров был направлен на проверку в Пренайи в Дойч-Айлау, откуда [мы] прибыли 9 июля 1945 г. в 362‑ й ЗСП.

Дунин

Д.1927. Л.4-5об. Подлинник. Рукопись.

15 апреля 1944 г.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.