Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из протокол допроса Н.К. Дружинина[608], рядового 37‑го отдельного понтонного батальона 189‑го гвардейского стрелкового полка, в Кочевском РО МГБ Молотовской области






21 июня 1948 г.

с. Кочево

Кочевского района

Молотовской области

 

[…][609] Об ответственности за отказ от показаний и за дачу ложных показаний по ст.ст. 92 и 95 УК РСФСР я предупрежден.

Дружинин

Вопрос: При каких обстоятельствах, где и когда вы попали в плен?

Ответ: 26 октября 1943 г. наш 37-й отдельный понтонный батальон переправлял понтонами войска через р. Днепр. Мы перевезли пехотинцев на берег, занятый противником. Немцы нас заметили и открыли огонь. Я был ранен осколком мины в бок и левую ногу и потерял возможность передвигаться. На берегу наша оборона держалась 3 дня. Я в это время лежал в окопе. Затем немцы перешли в наступление и захватам всех, кто переправился на их берег, в плен. Вместе с другими в плен попал и я.

Вопрос: Кто был вместе с вами в момент пленения?

Ответ: В момент пленения из наших солдат-понтонеров были не все, многие остались на своем берегу. Большинство солдат, командиров, которые вместе со мной попали в плен, были пехотинцы, минометчики. Они мне не знакомы. Я помню только одного понтонера, который был на берегу – это Шибаев Николай. Он сам из Киева. Но попал или не попал он в плен, мне не известно, потому что я переправился на первом понтоне, а они, т.е. другие саперы из нашего понтонного батальона, на других понтонах должны были плыть за нашим понтоном.

Вопрос: Где вы находились после пленения?

Ответ: После того, как нас взяли в плен, в числе других раненых я был переправлен в госпиталь для раненых военнопленных в город Николаев. В Николаеве я пролежал 2 месяца. После нас направили в Германиюв лагерь военнопленных в г. Цаган. В этом лагере я пробыл 4 месяца и 6 апреля 1944 г. был направлен в Польшу на шахты. На шахтах проработал 9 месяцев. В январе-феврале 1945 г., когда начали приближаться советские войска, немцы военнопленных отвели в Чехословакию. В течение трех месяцев нас водили взад и вперед между наступающими частями советской и американской армии. 9 мая 1945 г. нас освободили американцы в Чехословакии. 26 мая 1945 г. нас американцы передали советскому командованию. После фильтрации я снова был призван в Советскую Армию.

Вопрос: Где вы проходили фильтрацию?

Ответ: Фильтрацию я проходил в 147-м армейском запасном стрелковом полку. Он стоял на территории Чехословакии. Город или населенный пункт, в котором находился и дислоцировался полк, я не помню.

Вопрос: Допрашивали ли вас американские офицеры после освобождения из плена?

Ответ: Перед самой передачей нас советскому командованию многих военнопленных допрашивали американцы. Меня допрашивал какой-то офицер-американец, который хорошо владел русским языком. По званию он, кажется, капитан. Он задавал мне такие вопросы: где содержался в плену, не служил ли в немецкой армии, хочешь ли ехать на Родину? На все вопросы я ответил правдиво, в отношении желания поехать на Родину отвечал утвердительно.

Вопрос: Других вопросов вам не задавали? Вы не давали каких-либо обязательств капитану американской армии?

Ответ: Других вопросов мне не задавали. Никаких обязательств я американскому офицеру не давал. Даже протокол допроса я не подписал, т.к. этого они не потребовали.

Вопрос: Кто может подтвердить ваши показания?

Ответ: Как я уже говорил, что тех военнопленных, которые со мной вместе были в плену и возвратились на Родину, фамилии и отчества я не помню, за исключением одного человека. Он был вместе со мной в плену. Это Николай. Он был адъютантом командира 189-го гвардейского стрелкового полка. Где он сейчас, мне не известно, но год тому назад я получал от него письмо из части, он все еще служил в Советской Армии.

Вопрос: Кого вы знаете из лиц, оставшихся у американцев и не изъявивших желание ехать на Родину?

Ответ: Таких лиц я не знаю. Больше к своим показаниям дополнить ничего не могу. Протокол допроса с моих слов записан правильно, мне прочитан вслух. В чем и расписываюсь.

Дружинин

Допросил: Оперуполном. РО МГБ

ст. л-нт Поносов

Д.1910. Л.2об.-3об. Подлинник. Рукопись.

24 ноября 1943 г.

Автобиография Н.М. Вшивкова, лейтенанта 1168‑ го Краснознаменного стрелкового полка 346‑ й стрелковой дивизии 51-й армии, составленная в отделе контрразведки «Смерш» 1‑ й Горьковской запасной стрелковой дивизии

28 октября 1945 г.

 

Я, Вшивков Николай Михайлович, родился в 1923 году 23 марта в Молотовской обл. Нытвенском р-не Ново-Ильинском с/с деревне Кочегары. Отец до [19]17 года занимался земледелием, после [19]17 года работал на производстве, служащий. Отец и мать крестьяне-середняки.

Я в 1932 году пошел учиться в НСШ, окончил 7 кл. в 1939 г. С 1939 года работал на производстве учеником моториста [в] тресте «Камлесосплав» до 1940 г. С 1940 года учился в Ленинградском морском техникуме до мая м-ца 1941 г. С мая м-ца 1941 г. работал в тресте «Камский лесосплав» мотористом на речных судах. Специальность пулевой моторист на речных судах до 65 сил –получил в Ленинградском МТ. Работал до ноября 1941 года.

В ноябре м-це 1941 г. призван в армию, т.е. в Авиатехническое училище г. Киров, где учился до марта. По приказу командования был отчислен в Пулеметно-минометное училище г. Молотов, где учился 6, 5 м-цев, т.е. до сентября 1942 г. По окончанию учебы получил военное звание лейтенанта. И 23.9.43 г. был направлен в распоряжение АРГК (Москва, Ярославское шоссе, 96а). С 24 декабря 1942 г. был в резерве Юго-З[ападного].Ф[ронта] по январь 1943 г.; с января по 23 февраля 43 года – [в] резерве 346-й стр. див.; с февраля 1943 г. по апрель – фронт, зам. пуль. роты; с апреля по июнь 1943 г. – пом. ком. стр. роты; с июня 1943 года по 7 ноября 1943 г. – ком. мин. роты.

7 ноября 1943 г. попал в плен [в районе] Крыма, озеро Сиваш, где был в лагере [на] ст. Джанкойтого же р-на по 26 декабря м-ца 1943 г. С декабря м-ца 1943 г. – в пути следования по 12 февраля 1944 года, рабочая команда шахты Костыленко-Грубе (Верхняя Силезия, Германия), где работал чернорабочим внизу, т.е. под землей, до января 1945 года. После были эвакуированы этапом в Германию [в] гор. Лигниц, раб. команда № 33, шахта «Александра» в Судетах, [где работали] до освобождения, т.е. [до] 5 мая 1945 г. Освобожден русскими войсками, т.е. Красной Армией, 8 мая 1945 года.

После освобождения был взят Кр. Армией в военный госпиталь, где лечился до 31.5.45 г. После излечения был направлен на сборный пункт репатриированных гр-н Сов. Союза [в] гор. Ляйтмириц, куда приехали 23.6.45 года [и] где были до 6 сентября 1945 года. С 23 сентября 1945 года по 6 сентября 1945 г. до гор. Бауцен, рус. офицерский лагерь № 269. С 6 сентября 1945 г. – в пути следования в Россию. С 23 сентября – 1-я Горьковская зап. стр. дивизия[610].

К сему Вшивков

Д.1568. Л.7-7об. Подлинник. Рукопись.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.