Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объяснительная записка П.А. Вострецова[90], рядового 7486‑й моторизованной части, в УНКВД по Сталинградской области об обстоятельствах пленения и нахождении в плену






 

1 февраля 1946 г.

г. Сталинград

 

1. Вострецов Петр Александрович

2. Попал в плен 5 июля 1941 года под Минском. Разбитые и оторванные от своих частей и отрезанные со всех сторон от своих частей, мы должны были пробираться ночными временами и глухими дорогами на соединение со своими войсками. И мы группой в 4 человека, обходя десантные группы противника, пробирались на свою сторону. В ночь с 4 на 5 июля мы пробирались и перед рассветом решили переждать день в недалеко видневшемся леске. Уже стало серо, когда мы подошли к нему. Не доходя примерно 10 метров, к нам навстречу с автоматами наготове вышла группа немцев, и мы сразу же были окружены и растерялись. У нас сразу же отобрали имеющее[ся] при нас оружие. Оказалось, когда немного рассвело, [что] в этом лесе находилась какая-то [немецкая] часть с замаскированными автомашинами и танками. И через час мы были отправлены на сборное место, где уже пленных было около 50 человек, а к обеду были отправлены и [в] сам Минск.

3. Через 4 дня из Минская был отправлен в тыл Германиив Шталаг IV Б. И пробыв там 3 месяца, т. е. 29 сентября 1941 г. в [составе] рабочей команды в 40 человек был отправлен на работу в каменный карьер в 2 км от города Бауцен. И проработав там до 5 мая 1942 г., [я стал] совсем ослабевший от плохого питания и от тяжелой работы. Нас 10 человек отправили на крестьянские работы в 13 км от Бауценаякобы на заработки картофеля для нашей команды, и в то же время поправить немного себя. Но, проработав обещанные нам 15 дней, мы там и остались и там и работали до 26 октября 1943 года. Совершенно почти оправившись от голодной слабости, я бежал, и с 26 октября по 14 ноября 1943 года я был в побеге. 14 ноября 1943 г. я был продан одним поляком и пойман местной полицией в 120 км от Кракова, и был отправлен в г. Тешинв тюрьму. Просидя там 4 дня, я был отправлен в концентрационный лагерь Аушвиц[91], и с 18 ноября по 9 февраля я находился в Аушвице. 9 февраля 1944 г. я был назначен на транспорт и увезен в концлагерь Маутхаузен. Пробыв в Маутхаузене до 11 марта, я был отправлен на постройку нового концлагеря в АвстрииЭбензее. И в концлагере Эбензее находился до 6 мая 1946[92] года, и был освобожден американскими войсками в полумертвом состоянии.

Режим до попадения в концлагерь был тяжелым. С раннего утра до поздней ночи под подгоном палки мы должны были работать. Для сна было время всего 5 – 6 часов. При попадении в концлагерь режим был еще строже. За всякую пустяковую провинность человеку давали по 15 – 25 плетей. И нечеловеческое, зверское отношение. Во время ночи также делались проверки и избивания. В общем, все делалось так, как заблагорассудится ихней нечеловеческой, зверской голове. Ежедневно убивались, расстреливались и сжигались сотни живых людей.

 

Вострецов [93]

Д. 1556. Л. 3 – 3 об. Подлинник. Рукопись.

5 июля 1941 г.

Из протокола допроса А.П. Ильина[94], политрука роты связи 533‑ го стрелкового полка 128‑ й стрелковой дивизии 11‑ й армии, в отделе контрразведки «Смерш» проверочно‑ фильтрационного лагеря № 140 НКВД СССР

4 ноября 1945 г.

г. Вышний Волочек

Калининской области

 

Я, зам. н-ка следств. отделения ОКР «Смерш» ПФЛ [№] 140 капитан Ивашкин, допросил возвратившегося из немецкого плена бывшего в/служащего

Ильина Александра Пахомовича […][95]

Об ответственности за дачу ложных показаний я предупрежден по ст. 95 УК РСФСР

А. Ильин

Вопрос: При каких обстоятельствах Вы попали в плен?

Ответ: 21 июня 1941 г. я находился вместе со своей ротой связи 533-го СП в 10 клм от немецкой границы в районе г. Калвария. Послана наша рота была туда из г. Симнаскомандованием полка с задачей оборудовать связью командный пункт ком. полка. Это в 30 клм от места дислокации нашего полка[96] …

22 июня 1941 г. немецкие войска перешли нашу границу и продвигались вглубь советской территории. Связи со своим полком мы не имели. Передовые немецкие части быстро продвигались вперед, обошли нас другими дорогами, и мы, вернее, наша рота, оказалась уже в тылу немецких войск. Связавшись с одним из стрелковых батальонов, находившимся недалеко от нас, по телефону, мы выяснили обстановку и решили отходить вглубь своей территории в направлении г. Симнас, где находился наш полк. Попасть туда не могли, немцы отрезали нам путь. Тогда мы изменили свой путь, взяли направление юго-восточнее от Симнаса, имея намерение переправиться через реку Неман, попасть в Августовские леса[97] и ими пробираться к своим, соединиться с какой-либо воинской частью Красной Армии. Пробирались мы мелкими группами [по] 5 – 6 человек. 5 июля 1941 г. в лесу в 60 клм от г. Алитус Литовской ССРя был пленен немцами.

Вопрос: При каких обстоятельствах?

Ответ: Я шел с пом. нач. штаба полка лейтенантом Ремесленниковым и еще три красноармейца с нами – одного фамилия, я помню, Зотов, а остальных не помню. Вечером 5 июля 1941 г., продвигаясь лесом в направлении реки Неман, мы встретили двух литовцев, одетых в гражданское платье; спросили их, где можно пройти, чтобы не быть обнаруженными немцами. Они показали нам путь в том направлении, где находились немцы. Мы пошли в этом направлении, наткнулись на немцев, которые нас стали обстреливать из автоматов. Мы залегли и завязали с ними перестрелку, то есть открыли ответный огонь – красноармейцы из винтовок, Ремесленников и я – из своего личного оружия. У меня было всего 3 патрона боевых в пистолете, которые я тут же израсходовал. Когда мы израсходовали все боеприпасы и прекратили огонь, немцы тоже стихли. Потом снова возобновили огонь из автоматов. Мы лежали, так как некуда было бежать, со всех сторон стреляли на нас немцы. Потом подошли к нам 5 человек немецких солдат с автоматами, наставили на нас оружие и мы все 5 человек вынуждены были сдаться в плен немцам.

Вопрос: Где Вы находились и чем занимались, будучи в плену?

Ответ: С момента моего пленения, то есть с 5 июля 1941 г., по день освобождения из плена 10 мая 1945 г. я содержался в немецких лагерях военнопленных.

Вопрос: Перечислите все лагеря, в которых Вы находились, будучи в плену.

Ответ: С 5 по 9/VII-41 г. в г. Алитус, общий лагерь в/пленных; с 9 по 10 июля 1941 г. – г. Сувалки (Восточная Пруссия); с 10/VII по 1/VIII-41 г. – г. Граево, общий лагерь в/пленных, не работал; с 1 по 15 августа – там же, в Германии, при Шталаге 315, г. Гамерштейн, не работал; с 15/VIII 1941 г. по 1/II 1942 г. – г. Ханхенгаген (Германия), работал на земляных работах под конвоем, строили шоссейную дорогу. В конце сентября 1941 г. я имел попытку убежать из лагеря, но через два дня был задержан в лесу немецким лесничим и доставлен снова в лагерь Ханхенгаген, откуда бежал.

С 2/II 1942 г. по 23/III 1945 г. я находился в общем лагере военнопленных в г. Штеттин (Германия), содержался с нашими рядовыми солдатами – военнопленными, так как в момент моего пленения немцами я выдал себя за рядового кр-ца. Находясь в Штеттинском лагере в/пленных, работал там под конвоем на судоремонтном заводе чернорабочим, копал траншеи для прокладки кабеля и [использовался на] разных других работах. Никакими привилегиями со стороны немецкой администрации лагеря я не пользовался. Работал все время под конвоем немецких солдат. Свободного хождения не имел. Получал питание по нормам, установленным для военнопленных в лагерях.

23 марта 1945 г. в связи с наступлением войск Красной Армии на г. Штеттинвесь наш лагерь, в том числе и меня, немцы под конвоем отправили в направлении г. Ростока. Когда мы прибыли туда, нас поездом в закрытых вагонах отправили в Австрию, где разместили нас в сарае усадьбы одного австрийского помещика. Находились мы там всего 4 дня, с 6 по 10 мая 1945 г., а затем с приходом американских войск [я] был освобожден из плена.

Вопрос: Ремесленников, Зотов и остальные два красноармейца, попавшие вместе с Вами в плен, находились вместе с Вами все время в лагерях?

Ответ: Нет, Ремесленников после его пленения сказал немцам, что он офицер, и его отправили от меня в офицерский лагерь. С тех пор я его не видал. Зотов все время находился со мной с момента нашего пленения и до конца освобождения. Остальные два красноармейца расстались с нами в Шталаге 315, их перевели от нас в другую команду, с тех пор я их также не встречал больше.

Протокол допроса изложен с моих слов верно и мною лично прочитан, к сему

А. Ильин [98]

Допросил: зам. нач. след. отделения ОКР «Смерш» ПФЛ 140

капитан Ивашкин

Д. 5240. Л. 39 – 40 об. Подлинник. Рукопись.

7 июля 1941 г.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.