Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приобретение российского гражданства 4 страница






В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1959 г. " О приобретении гражданства СССР лицами русской, украинской и белорусской национальностей, возвратившимися в СССР из Польской Народной Республики, выехавшими ранее в Польшу на основании советско-польского соглашения о репатриации от 25 марта 1957 года" лица русской, украинской и белорусской национальностей, выехавшие в Польшу на основании советско-польского Соглашения о репатриации от 25 марта 1957 г. и возвратившиеся в СССР из Польской Народной Республики в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 12 ноября 1959 г. " О просьбах лиц, выехавших из СССР в Польшу на основании советско-польского Соглашения о репатриации от 25 марта 1957 г., разрешить им возвратиться в Советский Союз", приобретали гражданство СССР с момента их прибытия на территорию СССР.

Согласно Протоколу к Договору между Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Республикой о Закарпатской Украине от 29 июня 1945 г.*(332) лица украинской и русской национальностей, проживавшие на территории Чехословакии (в районах Словакии), получили право оптации гражданства СССР на срок до 1 января 1946 г. Оптация осуществлялась в соответствии с существовавшим законодательством СССР и становилась действительной только с согласия советских властей.

10 июля 1946 г. между Правительством СССР и Правительством Чехословацкой республики было заключено Соглашение о праве оптации и переселения соответственно граждан чешской и словацкой национальностей, проживавших в СССР на территории бывшей Волынской губернии, и чехословацких граждан украинской, русской и белорусской национальностей, проживавших на территории Чехословакии*(333), в соответствии с которым чехословацким гражданам украинской, русской и белорусской национальностей, проживавшим на территории Чехословакии, было предоставлено право оптировать советское гражданство и переселиться в СССР.

Переход в советское гражданство и переселение в СССР для всех упомянутых лиц осуществлялись на основе полной добровольности.

Лица, желавшие оптировать советское гражданство и переселиться в СССР, достигшие 18-летнего возраста, должны были подать об этом заявления в письменной форме лично или по почте не позднее 15 сентября 1946 г. районным или главным советским уполномоченным или представителям.

Заявления об оптации гражданства дожны были передаваться вместе со списками оптирующих через главных уполномоченных правительственных органов СССР для решения вопроса о согласии на оптацию и въезд в СССР. После получения от главного уполномоченного официального письменного извещения о согласии компетентных властей СССР на принятие в гражданство лиц, включенных в список оптирующих, эти лица вносились в список переселяющихся.

Лицам, оптирующим гражданство и переселяющимся на основании соглашения, предоставлялось право в порядке совместного выезда взять с собой семьи, причем в составе семей, на основе выраженного каждым взрослым членом семьи желания, могли быть приняты в гражданство и переселены: жена, дети, мать, отец, внуки, питомцы и воспитанники, а также другие домочадцы, если они вели общее хозяйство с эвакуируемым.

За детьми от 14-летнего возраста признавалось право лично определить свое желание в отношении гражданства и переселения.

Переселение должно было быть закончено не позднее чем 15 ноября 1946 г.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 октября 1946 г. " О выходе из советского гражданства лиц чешской и словацкой национальностей, переселяющихся из СССР в Чехословакию, и приобретении советского гражданства лицами русской, украинской и белорусской национальностей, переселяющихся из Чехословакии в СССР" *(334) было установлено, что лица русской, украинской и белорусской национальностей и члены их семей, переселявшиеся из Чехословакии в СССР на основании соглашения между Правительством СССР и Правительством Чехословацкой Республики от 10 июля 1946 г. об оптации и переселении, приобретают советское гражданство с момента их прибытия на территорию СССР.

Закон о гражданстве Российской Федерации 1991 г. рассматривал выбор гражданства (оптацию) в качестве одного из оснований приобретения гражданства (п. " е" ст. 12). В нем указывалось (ст. 21), что при изменении границы Российской Федерации в порядке, определенном законодательством РФ, лица, проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и в сроки, определенные международным договором Российской Федерации.

В несколько измененной форме воспроизводит указанную статью действующий Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. В нем установлено (ст. 17), что при изменении Государственной границы РФ в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации. Данная норма соответствует международной практике и ст. 19 Европейской конвенции 1997 г. об урегулировании вопросов гражданства путем заключения международных договоров.

Следует сказать, что в отечественной правовой литературе встречаются ошибочные суждения о праве граждан на выбор (оптацию) гражданства. Так, С.Н. Бабурин полагает, что в результате разрушения Советского Союза на мировой карте появилось множество новых государств, и в процессе обретения ими своей независимости было нарушено право гражданина на выбор (оптацию). По его мнению, при переходе некоей территории от одного государства к другому или при получении независимости частью государства, до этого единого, у жителей такой территории возникает право выбора одной из трех моделей своего поведения, касающегося гражданства:

1) безусловное право на получение гражданства нового образовавшегося государства;

2) право сохранения за собой гражданства страны - правопреемника прежнего государства и выезда на территорию своего государства;

3) возможность сохранить за собой гражданство прежней страны- правопреемника прежнего государства и выезда на территорию своего государства*(335).

На самом деле никакого абстрактного права граждан на выбор (оптацию) гражданства не существует. Такое право возникает в определенных ситуациях и предоставляется гражданами в порядке и в сроки, определяемые соответствующим международным договором.

Что же касается конкретной ситуации, о которой упоминает С.Н. Бабурин, то распад Советского Союза нельзя характеризовать ни как переход некоей территории одного государства к другому, ни как получение независимости частью до этого единого государства. Поэтому у бывших граждан СССР не может быть права сохранить за собой гражданство страны - правопреемника прежнего государства и выезда на территорию своего государства без закрепления такого права в законодательстве РФ, причем закрепления не в порядке какой-то обязанности Российской Федерации. Не может быть у них и возможности сохранить за собой гражданство прежней страны, которой больше не существует и которой современная Российская Федерация, разумеется, не является, несмотря на то, что она по ряду вопросов выступает правопреемником Советского Союза.

Необходимо отметить, что с оптацией нельзя смешивать своеобразный выбор гражданства, который имеет место при самоопределении нации. Право на самоопределение предполагает возможность осуществления нацией выбора между полным гсоударственным отделением от господствующей нации и вхождением вместе с ней на соответствующих условиях в одно государство. Однако решая вопрос о своем государственном существовании, нация решает тем самым и вопрос о гражданстве своих членов. В этом и выражается прежде всего связь права наций на самоопределение с гражданством. Мнение отдельного лица в этом случае будет иметь правовое последствие только при условии, что его разделяет большинство нации. Таким образом, применительно к отдельному лицу право на самоопределение означает право такого лица на участие в решении нацией, к которой оно принадлежит, вопроса о своем будущем государственном существовании и, следовательно, о гражданстве своих членов.

Разумеется, и оптация может быть связана с принципом самоопределения наций, в частности, при территориальных изменениях. В этом случае она дает возможность лицам, принадлежащим к разным нациям, населяющим территорию, переходящую от одного государства к другому, путем индивидуального выбора гражданства одного из этих государств сохранить или упрочить связь с соответствующей нацией, но право оптации всегда предоставляется в конечном счете непосредственно заинтересованным лицам. При самоопределении какой-либо нации выбор гражданства носит производный характер, зависит от решения основного вопроса о будущем национальном государстве и осуществляется не в индивидуальном порядке, а всей нацией*(336).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.