Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. Экономический факультет






ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Экономический факультет

 

Приложение 1 к рабочей программе дисциплины «Деловое общение»  

Методические указания для обучающихся

По самостоятельному освоению дисциплины

«Деловое общение»

 

Уровень высшего образования: бакалавриат
Квалификация выпускника: бакалавр
Направление подготовки: 38.03.01 Экономика  
Направленность ОП: Бухгалтерский учет, анализ и аудит  
Тип ОП: программа академического бакалавриата
   

ч

Составитель: кандидат экономических наук, доцент А.В. Закорюкина


Методические указания к самостоятельной работе студентов

При изучении темы выявите различия между понятиями речь правильная и речь хорошая. Запомните определения основных норм литературного языка и качеств хорошей речи. Обратите внимание на основные направления невербалистики. Выясните предмет изучения физиогномики, кинесики, такесики, проксемики и просодики. Определите, что даёт деловому человеку понимание языка жестов и мимики. Запомните некоторые особенности невербального общения с зарубежными партнёрами.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое культура речи?
2. Чем отличаются речь правильная от речи хорошей (коммуникативно-целесообразной)?
3. Перечислите основные типы речевых и грамматических ошибок.
4.Что такое проксемика? Назовите особенности её использования в деловом общении.
5.Что такое мимика и каковы её особенности?
6.Что относится к тактильным средствам общения?
7. Какие виды жестов существуют?
8. К чему приводит частое употребление профессиональной терминологии, жаргонизмов, вульгаризмов, канцеляризмов и речевых штампов?


Литература: [ 16 ] с. 45-54, [ 10 ] с. 137-159, [ 25 ] c. 198-221, [ 11 ] c. 6-157.
Тема 4. Деловая беседа как основная форма делового общения.

Этапы деловой беседы: начало; передача информации и аргументирование; выслушивание доводов собеседника и реакция на них; совместный поиск и принятие решений. Вопросы собеседников, их виды, сущность. Приёмы влияния на собеседника. Аргументация и доказательства, техника аргументации. Личностный план ведения беседы: создание благоприятного климата отношений, в том числе преднастройка на общение, установление контакта вначале беседы, коррекция отношений в ходе беседы, выход из контакта.

Цель – сформировать представление о деловой беседе как жанре делового общения

В результате изучения данной темы студент должен:


знать:
функции деловой беседы;
структуру деловой беседы;
коммуникативные методы и приемы проведения беседы


уметь:
анализировать структурно-смысловые блоки деловой беседы;
видеть языковые, коммуникативные и композиционные ошибки в ходе проведения деловой беседы, исправлять их;
разрабатывать варианты деловой беседы с учетом ее жанровой специфики.

 

Методические указания

Изучите модели поведения в ходе деловой беседы. Ознакомьтесь с основными принципами деловой беседы (рациональность, понимание, достоверность, отказ от поучительного тона, разграничение между собеседником и предметом разговора, приоритет интересов, а не позиций). Запомните приёмы, которые помогут убедить человека принять вашу точку зрения. Обратите внимание на приёмы нечестной игры и варианты реагирования на них.


Вопросы для самоконтроля


1.Что такое деловая беседа?
2. Каковы особенности её проведения?
3. Раскройте принципы, необходимые для проведения деловой беседы.
4.Что включает в себя анализ результатов деловой беседы?

Литература: [ 16 ] с. 32-38, [ 3 ] c/ 285-296, [ 10 ] с. 171-197, [ 15 ] с. 231-240.


Тема 5. Деловые переговоры. Национальные стили ведения переговоров.

Деловые аспекты переговорного процесса. Виды переговоров: по определённому поводу, при определённых обстоятельствах, с определённой целью, по определённым важным вопросам. Методы ведения переговоров. Этика слушания. Тактические приёмы, применяемые на переговорах. Этапы: подготовка, ведение, завершение. Анализ итогов. Национальные стили стран Европы, Азии, Америки: культура, традиции, ритуалы и этические нормы.

Цель – сформировать представление о деловых переговорах как жанре делового общения

В результате изучения данной темы студент должен:


знать:
виды деловых переговоров;
функции деловых переговоров;
структуру деловых переговоров;
коммуникативные методы и приемы ведения переговоров


уметь:
анализировать структурно-смысловые блоки деловых переговоров;
видеть языковые, коммуникативные и композиционные ошибки в ходе переговорного процесса, исправлять их;
разрабатывать перечень вопросов на переговоры по определенной теме;
уместно использовать речевые приемы индивидуальной, групповой, публичной коммуникации
учитывать в ходе профессионального общения особенности речевого поведения собеседника, обусловленные его национальностью


Методические указания

Рассматривая проблематику переговорного процесса, обратите внимание на те вопросы, которые нужно решить на подготовительном этапе. Изучите пять основных правил установления отношений с партнёром. Ознакомьтесь с особенностями ведения переговоров. Раскройте сущность методов «позиционного торга» и «принципиальных переговоров». Обратите внимание на национальную специфику ведения переговоров.

Вопросы для самоконтроля

1.Дайте определение переговоров.
2.Что включает этап подготовки к переговорам.
3.Раскройте сущность метода «Мозговой штурм».
4.В чём отличие метода позиционного торга от метода принципиальных переговоров.
5.Назовите характерные черты народов моноактивной культуры.
6.Назовите характерные черты народов полиактивной культуры.
7.Назовите характерные черты народов реактивной культуры.
8. Назовите характерные черты поведения русского человека и факторы, оказавшие влияние на их формирование.
9.Охарактеризуйте основные линии поведения русского человека на переговорах.

Литература: [ 26 ] с. 234-412, [ 24 ] с. 234-412, [16 ] с. 38-43, 58-91, [ 15 ]240-255, [ 13 ] с. 75-83, [ 10 ] с.197-227.


Тема 6. Публичное выступление.

Цели, виды, средства, основные требования, предъявляемые к публичной речи. Стержневая идея. Структура выступления. Учёт особенностей аудитории. Объём выступления. Подготовка к выступлению. Риторические приёмы в публичном выступлении. Наглядность как средство доказательства. Особенности публичного выступления в профессиональной деятельности теолога: духовно-церковное красноречие.

Цель – углубить представление о публичном выступлении

В результате изучения данной темы студент должен:


знать:
основные роды красноречия по профессиональной сфере употребления и их жанровые разновидности
этапы работы над речью в классической риторике и современной оратории
языковую специфику устной публичной речи
особенности аудитории
уметь:
анализировать структурно-смысловые блоки публичных выступлений;
видеть языковые, коммуникативные и композиционные ошибки в ходе публичной речи, исправлять их;
готовить текст речи на определенную тему и произносить его, соблюдая нормы литературного языка;
использовать в ходе публичного выступления риторические приёмы, усиливающие эффективность коммуникации;
осуществлять речевой самоконтроль, видеть причины коммуникативных неудач.


Методические указания

Внимательно изучите цели публичного выступления и виды речей. Обратите внимание на этапы работы над выступлением, сопоставьте античный риторический канон и современный подход к подготовке речи. Запомните приёмы для поддержания контакта с аудиторией или для его восстановления. Акцентируйте внимание на основных ошибках ораторов, разрушающих общение с аудиторией. Рассмотрите правила разработки и изложения текстов на религиозные темы. Изучите основные черты духовно-церковного красноречия и его жанры.


Вопросы для самоконтроля

1.На какие виды подразделяются публичные выступления (их отличительные черты) в зависимости от сферы применения?
2.По каким критериям подбирается информация о предполагаемой аудитории слушателей.
3.Какие основные цели ставит перед собой оратор?
4.Назовите требования, которым должно соответствовать публичное выступление?
5.Какие средства использует оратор для активизации внимания слушателей?

Л итература: [ 28 ] с. 13-113, [ 21 ] с. 13-113, [ 19 ] с.32-42, [ 16 ] с.32-42, [ 3 ] c. 84-123.


Тема 7. Деловая корреспонденция.

Типы деловых писем. Технология продуцирования письменной речи. Требования к содержанию и оформлению деловых писем. Электронная переписка. Роль деловой корреспонденции в профессиональной деятельности. Этика переписки.

Цель – углубить представление о публичном выступлении

В результате изучения данной темы студент должен:


знать:
типы деловых писем
требования к содержанию и оформлению деловых писем.
этические нормы переписки


уметь:
определять принадлежность письменных высказываний к тому или иному профессионально востребованному речевому жанру;
анализировать структурно-смысловые блоки письменных текстов;
видеть языковые, коммуникативные и композиционные ошибки в письменных текстах, исправлять их;
создавать письменные тексты с учетом их жанровой специфики
осуществлять речевой самоконтроль, видеть причины коммуникативных неудач;
уместно употреблять в письменной речи термины и профессионализмы.


Методические указания

Изучите типы деловых писем (письмо-просьба, письмо-извещение, письмо-напоминание, письмо-подтверждение, письмо-претензия, письмо-отказ, письмо-извинение, гарантийное письмо, циркулярное письмо). Обратите внимание на структуру делового письма. Запомните этикетные правила составления деловой корреспонденции.

Вопросы для самоконтроля

1.Какие типы деловых писем используются в деловых отношениях?
2.Какие требования предъявляются к оформлению деловых писем?
3.Какие требования предъявляются к содержанию деловых писем?
4.Какое значение имеет деловая корреспонденция в профессиональной деятельности?
Литература: [ 25 ] с. 95-117, [ 27 ] с. 107-125, [ 12 ] с. 83-89, 125-142,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.