Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 10. Может ли молитва изменить Бога.






 

Молитва — это сила, благодаря которой происходит то, чего иначе бы не случилось.

Эндрю Мюррей

 

 

«Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь» (Мал 3: 6).

«Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя!» (Ос 11: 8)[33]

Оба эти стиха взяты из Библии, и оба — прямая речь Самого Бога. В этом противоречии заключена какая-то тайна.

Я мог бы привести и другие стихи, в которых говорится о неизменности Бога, и в противовес им — те, в которых сказано о том, как Бог изменил Свои намерения. На самом деле мы хотим и того, и другого: с одной стороны — надежного Бога, на Которого можно положиться, а с другой — Бога внимательного и отзывчивого, на Которого можно повлиять.

Философское обоснование молитвы волнует далеко не всех верующих. Однако тем, кому этот вопрос небезразличен, важно в нем разобраться: ведь от ответа зависит, будем ли мы считать молитву исполненной глубокого смысла — или, наоборот, бессмысленной.

Первым из известных нам христианских мыслителей, кто задумался над парадоксом неизменности Бога, был Ориген — греческий богослов и философ, наставник древней христианской богословской школы в Александрии, в трудах которого отцы Церкви находили источники многих ересей. «Во-первых, если Бог знает наперед, что должно произойти, то молиться бесполезно. Во-вторых, если все происходит по Божьей воле, если все, чего Он желает, исполняется, и если ничего в Его воле изменить невозможно, молиться также бесполезно». Ориген пришел к твердому выводу, что Бог неизменен. Он говорил, что с начала творения Господь предвидел все наши помыслы и поступки, в том числе и содержание наших молитв. Нечто подобное утверждали многие философы. Так, например, выдающийся немецкий философ Иммануил Кант считал: думать, будто молитва одного человека может повлиять на планы Бога — «абсурдное и самонадеянное заблуждение».

Кальвинисты, которые всегда особо подчеркивали всемогущество Бога, предпочитали говорить о влиянии молитвы не на Бога, а на того, кто молится. Проповедник и миссионер из Массачусетса, один из наиболее известных богословов XVIII века и, возможно, самый знаменитый священник колониального периода истории США, благочестивый Джонатан Эдварде ставил под сомнение правомерность молитвенных прошений. «Не следует думать, что по нашим молитвам Бог изменяется или меняет Свою волю», — писал он. По мнению Эдвардса, Бог дарует Свою милость, «как если бы нам удалось убедить Его своей молитвой». (Необходимо отметить, что сам Жан Кальвин не был подвержен подобным сомнениям. Он призывал людей молиться и включил главу о молитве в свое главное сочинение — «Наставления в христианской вере» — сразу после главы о предопределении. О своих впавших в крайность последователях он отзывался так: «Отговаривать людей молиться, ссылаясь на то, что якобы нет никакого толку докучать своими мольбами Божественному Провидению, которое управляет всей Вселенной, — полный абсурд».)

Шло время, научные открытия объясняли одно за другим различные явления, которые раньше относились к сфере действия Провидения. В эпоху Просвещения люди стали видеть в молитве все меньше и меньше смысла. Чередование бурь, дождей и засух стало казаться им предсказуемым и потому менее зависимым от прихотей Бога или от молитв тех, кто к Нему обращается. Английский прозаик и поэт девятнадцатого — начала двадцатого века Томас Харди описывал Бога такими словами: «Сонное, темное, тупое Существо, которое поворачивает рычаги этого бессмысленного Спектакля». Современный американский писатель Курт Воннегут высмеивает молитву в романе «Бойня номер пять». Широко известная «Молитва о душевном покое» ставит в тупик главного героя романа Билли Пилигрима:

 

«БОЖЕ, ДАЙ МНЕ РАЗУМ И ДУШЕВНЫЙ ПОКОЙ ПРИНЯТЬ ТО, ЧТО Я НЕ В СИЛАХ ИЗМЕНИТЬ, МУЖЕСТВО ИЗМЕНИТЬ ТО, ЧТО МОГУ, И МУДРОСТЬ ОТЛИЧИТЬ ОДНО ОТ ДРУГОГО.

 

Чего же не мог изменить Билли Пилигрим? Многое, в том числе прошлое, настоящее и будущее».

 

Воннегут даже не счел нужным прямо указать на очевидный вывод: в мире, где все предопределено, нет смысла молиться.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.