Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучения в аспекте возрастных различий






Введение

Когнитивное развитие представляет собой в конечном итоге способность учащегося к обучению и решению проблем. Более конкретно: когнитивное развитие характеризуется динамикой и устойчивостью таких интеллектуальных способностей, как способность к обучению, а также - внимание, речевые навыки, обдумывание, обоснование и творчество. Названные интеллектуальные способности рассмотрены более подробно в рамках теорий когнитивного развития, содержащих важную информацию о характере мыслительных процессов и вероятности их изменения с возрастом.

Структура данного раздела отлична от структуры предыдущих разделов в связи с рассмотрением в ней множества различных интеллектуальных способностей, как в историческом, так и в современном контексте понимания каждой из них.

 

Исторический обзор и сущность современного понимания процесса

обучения в аспекте возрастных различий

Бихевиористический подход в обучении

Бихевиористическое направление в психологии рассматривает использование экспериментальных процедур с целью исследования поведения во взаимосвязи со средой.

Джон. Б. Уотсон, признанный основателем бихевиоризма, полагал, что внутренний опыт, на который ориентирована психология, нельзя соответствующим образом изучить, поскольку его нельзя наблюдать. Вместо этого он обратился к лабораторным экспериментам, в результате чего была разработана модель «стимул-реакция», в которой среда рассматривается как феномен, генерирующий стимулы, на которые должна реагировать личность. Исследователь Эдвард. Л. Торндайк, основываясь на данную идею, разработал теорию обучения С-Р (стимул – реакция). Он отмечал, что реакция усиливается или ослабляется в результате поведения. Скиннер развил данную точку зрения, и сейчас она стала более известна как «оперантное обусловливание»: поощрение того, что вы бы пожелали повторить другими; игнорирование или наказание за поведение, которое, на ваш взгляд, необходимо прекратить.

Когнитивный подход в обучении

Если бихевиористы изучали среду, то последователи теории Гештальта обратились к умственным процессам личности, что и обусловило их исследовательский интерес к сознанию, как действию или процессу получения знания.

Теоретики Ж. Пиаже, М. Монтессори и Л. С. Выготский провели дальнейшее исследование когнитивного подхода, устанавливая единство содержания обучения и развития учащихся. Ученые утверждали, что обучение и развитие происходит в тот момент, когда дети младшего возраста взаимодействуют со средой и окружающими их людьми. Ж. Пиаже признавал влияние среды и изучал изменения во внутренней когнитивной структуре. Им определены четыре этапа психического роста (сенсорно-моторный, предоперативный, оперативный и постоперативный). Джером Брунер изучал возможности взаимосвязи умственного процесса с преподаванием, подчеркивая важность обучения через открытия.

 

Гуманистический подход в обучении

В данном подходе основное внимание уделено человеческому развитию. Основатели данного подхода – Маслоу и Роджерс.

Многие теоретические труды по образованию взрослых, написанные в 1970 и 1980 годах, основаны на гуманистической психологии. При данном подходе основное внимание уделяется роли человеческого потенциала в его развитии. Отношение к себе – основной признак гуманистической психологии (Tennant, 1997). Данный подход вызвал негативную реакцию, в частности характерным отношением к людям, как к объектам обучения и подтвердил мысль о том, что эмоциональный и субъективный мир предполагает личную свободу, выбор, мотивацию и чувства. Возможно, наиболее известный пример, иллюстрирующий сущность процесса – разработанная Абрахамом Маслоу пирамида мотивации, в основании которой находятся физиологические потребности, а на вершине – личностная самореализация. Окончательный переход

на более высокий уровень, согласно точке зрения исследователя, возможен только в случае удовлетворения потребностей более низкого порядка.

Возможно, наиболее убедительное исследование гуманистического подхода к обучению было проведено Карлом Роджерсом, с его увлеченностью образованием, которое охватывает личность полностью, вместе со всем ее опытом, образованием, в котором сочетаются логическое и интуитивное, интеллект и чувства. «Когда мы учимся подобным образом, мы представляем собой единое целое, полностью реализуя все наши мужские и женские способности» (Rogers, 1983, p20).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.