Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внедрение новой структуры организации






Процесс внедрения начинается параллельно с диагностикой. Поскольку стимулом к оптимизации часто является нарастание проблем в организа­ции, решение последних по мере определения способов актуально. Также целесообразно проведение изменений, востребованных персоналом: если в воздухе давно носится идея улучшения какой-либо технологии, и ее ко­ренная перестройка не прогнозируется, изменение нужно проводить, по­скольку оно готово к принятию работниками организации.

В других случаях, преждевременный ввод функции может привести к растерянности персонала и к задержкам во внедрении окончательного варианта: некоторое время персонал выжидает, не будет ли также отме­нена новая методика.

При разработке программы внедрения необходимо в большей степени ориентироваться на конкретную ситуацию, чем на «классические» мето­дики управления. Так, при наличии в организации конфликтующих группировок, сплоченных вокруг двух или более центров власти, не мо­жет использоваться способ вовлечения персонала в принятие решений по оптимизации. Если попытаться это сделать, то вместо конструктивной проработки произойдет обострение конфликта между группировками: решение, поддерживаемое одной группой, будет саботироваться другой; необходимость принятия решений сопряжена с необходимостью под­держки одной из группировок.

Авторитарное решение высшего руководства организации об измене­ниях ставит все группы в одинаковое положение. Хотя при этом может возрасти сопротивление решению, сближение группировок за счет об­щей цели (пусть даже общего недовольства) предпочтительнее эскалации конфликта.

Комплекс оптимизации не может быть внедрен сразу в полном объе­ме. Последовательность действий зависит от многих факторов. Началь­ный этап внедрения оптимизации структур в «проблемных» организаци­ях должен предусматривать первоочередное снятие или смягчение имеющихся проблем. Может быть необходимо проведение глобальных изменений сразу на начальном этапе. Если оптимизация предусматрива­ет реорганизацию подразделений, перегруппировку персонала и новое распределение его на иерархической лестнице, то такого рода изменения. проведенные первым же приказом, вызовут у персонала кратковремен­ный шок, после которого произойдет постепенная нормализация взаимо­действий. Снятию напряжения послужит разъяснительная работа высше­го руководства организации и его доступность для любого работника ор­ганизации в любое время рабочего дня. Следует игнорировать некоторые заявления об уходе, поданные в этот период. Нормализации также спо­собствует сообщение руководства, что это — единственная и оконча­тельная кадровая перестановка.

Если такую же реорганизацию проводить постепенно, то напряжение персонала последовательно нарастает: каждому «ясно», что скоро насту­пит его очередь, и «ничего особо хорошего ждать не следует». В органи­зации начинают циркулировать драматические слухи. У работников по­является время для подготовки запасных вариантов. Вместо текущей ра­боты они занимаются поиском возможных вариантов трудоустройства. Когда действительно наступает «их очередь», непредвзятая оценка си­туации бывает уже невозможна, и в ход идет запасной вариант.

Успех внедрения проекта оптимизации структуры в значительной ме­ре зависит от возможности использовать «опорные точки» и методы. В качестве опорных точек могут выступать наиболее компетентные и авто­ритетные работники и руководители. К ним применяется специальный подход: независимо от наличия или отсутствия группировок, авторитар­ного или колегиального внедрения с ними проводится предварительное обсуждение планируемых мероприятий. Поддержка изменений ключе­выми людьми почти всегда является гарантией успеха.

В качестве базовых методов могут быть использованы технологии, в значительной степени привычные для персонала, и в то же время позво­ляющие регламентировать новые взаимодействия. Наиболее удобным является закрепление новых технологий через автоматизацию. Совер­шенствование системы автоматизации деятельности организации вос­принимается персоналом, как закономерный эволюционный процесс. В то же время технология, «зашитая» в программу, может выполняться единственным образом, т.е. возвращение к старым методам работы про­сто невозможно. К сожалению, разработка полного комплекса занимает значительное время, поэтому, как правило, с его помощью перестраива­ется только сбыт и финансовая информация.

Другой базовый метод — документооборот. Если организация «до перестройки» применяла регламентированную систему документообо­рота, предусматривающую последовательность определенных проце­дур согласования решений, то часть новых взаимодействий может за­крепляться документооборотом. Восприятие его персоналом несколько негативное, как рутины и «бюрократии», но с ним мирятся, как с неиз­бежным злом.

Известно, что проведение непрерывных изменений приносит меньший эффект, чем частые порционные изменения. Это связано с информацион­ной перегрузкой при непрерывных изменениях и с недостатком времени на адаптацию. Программа внедрения проекта оптимизации структуры должна учитывать эту особенность. Изменения должны осуществляться параллельно для разных групп, а не последовательно в каждой группе.

В процессе внедрения могут быть выявлены недостатки в технологи­ческой проработке изменений. Некоторые методики не приносят ожи­даемых результатов, для некоторых возможно улучшение. В этих случа­ях не следует держаться запланированных схем, а необходимо прини­мать соответствующие меры. Трудность состоит в том, чтобы опреде­лить, действительно ли неоптимальна методика, или сбои вызваны неудовлетворимым качеством работы персонала. Следует ожидать сопро­тивления новому, а в «проблемных» организациях — вплоть до сабота­жа. В обычных случаях линейный персонал демонстрирует свое неуме­ние применять новые технологии, обращаясь по каждому частному во­просу к непосредственному руководителю, который может переключить решение на руководителя организации.

Другой особенностью внедрения является постепенное изменение ситуации под влиянием эволюционных процессов. Применение и ухудшение части технологии и методик вызывает изменение другой части, не затронутой оптимизацией. При достаточной длительности процесса внедрения, прежние наработки требуют корректировки, а час­тично, не могут быть применены. Этот процесс позитивен, оптимиза­ция отчасти предназначена для придания организации гибкости, воз­можности реагирования на изменения потребностей потребителей. Наиболее адекватным решением здесь является анализ ситуации, скла­дывающейся перед каждым этапом внедрения, и принятие решения о применении, модификации, или отмене изменений, запланированных при диагностике.

При любой оптимизации с течением времени происходит частичный возврат к прежним методам работы и взаимодействиям. Это объективный процесс, который слабо поддается коррекции. Величина «отката» может быть незначительной или критической в зависимости от качества разрабо­ток и качества внедрения. Критический откат, т.е. сводящий на нет все улучшения, недопустим, так как повторная попытка реорганизации не бу­дет иметь кредита доверия со стороны персонала. Минимальный откат свидетельствует о качественно проведенной работе по внедрению.

Пример. Проект оптимизации структуры компании оптовой торговли. Предпосылками решения о реорганизации структуры было значительное и устойчивое снижение объемов сбыта основной группы товаров производст­венного назначения, нарастание конфликта между тремя группировками ра­ботников организации.

В процессе диагностики были выявлены следующие основные про­блемы.

1. Нескоординированный охват рынка сбытом. Распределение про­дукции через дилеров и оптовые базы осуществлялось через специализи­рованных менеджеров. Подбор дилеров проходил не на системной осно­ве. Продукция на оптовые базы отгружалась без учета существующей за­долженности. Агенты и менеджеры могли в некоторых пределах опреде­лять размер скидки, бессистемное использование на одной территории агентов, дилеров и оптовых баз проходило в результате конкуренции собственных предложений с максимальной скидкой.

Имелись два подразделения сбыта, чьи функции разграничивались лишь частично.

Имело место функциональная перегрузка агента при одновременном отсутствии нормального взаимодействия внутри подразделений. На агента, кроме сбытовых функций, возлагались обязанности по согласо­ванию договоров с клиентами (причем без всякого контроля, по собст­венному усмотрению), обеспечению отгрузки (очередность которой за­висела от личных отношений агента с диспетчером транспортной служ­бы), востребованию долгов, в том числе безнадежных.

Обслуживание сделок осуществлялось неэффективно. Рассылка сче­тов заказчикам делалась курьером один раз в сутки в ночное время. Кро­ме неоправданной задержки в отправке, это означало невозможность не­медленного согласования и уточнения отдельных вопросов. Функция де­монстрации товара покупателям, привлеченным агентом, закреплялась за ним. Поскольку использовались, в основном, агенты на домашнем теле­фоне, на демонстрацию образцов товаров единственному покупателю агент терял, минимум, полдня.

Функция определения качества работы агентов принадлежала про­давцам. Отнести сделку по дозвонившемуся в офис покупателю про­давец мог на счет агента или на счет организации. Материальной за­интересованности в выборе продавец не имел, но наличие полномо­чий фактически определять величину заработной платы агентам спо­собствовало установлению «неформальных отношений» агентов с продавцами.

2. Неразвитость маркетинга. Хотя маркетинговое подразделение функционировало, однако его функции ограничивались библиотечны­ми — по приобретению всевозможных справочников, оформительски­ми — формирование и тиражирование прайс-листов, рекламными — почтовая рассылка клиентам по спискам агентов. Участие в выставках готовилось маркетинговым подразделением в основном формально: ор­ганизация стендов удовлетворительная, комплекс стимулирования сбыта отсутствовал. В области ценообразования подразделение маркетинга ин­формировало руководство организации о ценах конкурентов, собирая их прайс-листы.

Неоптимальность закупки. Неудовлетворительно проходил выбор по­ставщиков. Закупки осуществлялись в значительном несоответствии с потребностями сбыта. Запас некоторых товаров превышал 6-месячную норму, часть ассортимента хранилась на складах без движения.

Транспортная служба определяла очередность доставки на основании минимизации расходов. Для некоторых покупателей доставка могла про­изводиться в течение суток, для других — в течение 2-х недель.

Обмен внутренней информацией в обе стороны практически отсутст­вовал.

Принятие решений осуществлялось в основном на высшем уровне. В непосредственном подчинении высшего руководителя находилось 20 специалистов и руководителей. При этом существовала должность за­местителя руководителя, который обладал правом «вето» на решения «снизу» и активно им пользовался, сам решений не принимая.

Делегирование полномочий кому-либо, кроме заместителя высшего руководителя, отсутствовало.

Контроль над выполнением решений отсутствовал.

Планирование сбыта велось некачественно. Экономист рекомендовал необходимый объем сбыта, а руководитель одного из сбытовых подраз­делений намерено увеличивал величину плана на бумаге. План закупок, основанный на плане сбыта, соответственно увеличивался и выполнялся, увеличивая избыток товарных запасов на складах.

В результате анализа целей и стратегий организации, выявленных проблем, кадрового потенциала, конкретной расстановки кадров, воз­можностей внедрения изменений были разработаны варианты построе­ния структуры организации. После их детального обсуждения заказчик остановился на одном из вариантов.

Для выбранного варианта были детально проработаны функциональ­ные задачи подразделений и отдельных категорий работников, в первую очередь, сбытовых, разработаны рекомендации по объему и порядку из­менения существующих технологий.

Предусматривались функциональные единицы региональных менед­жеров для планирования и координации работы на территориях агентов, дилеров, оптовых баз. Также на менеджеров планировалось возложить обязанности по обслуживанию деятельности агентов: от согласования договоров и выписки счетов, до отслеживания отгрузки и контроля над поступлением оплаты. Продавцы несли нагрузку по обслуживанию по­купателей, обратившихся в офис, и демонстрации образцов товара. Структура сбытового отделения продукции офисного назначения плани­ровалась аналогичной. Основное отличие состояло в функциях агентов, которые работали по офисному ассортименту на автоматизированных рабочих местах. На них возлагались обязанности по самостоятельной выписке счетов и наряд-заказов на отгрузку товара. Это позволяло со­кратить цепочку передачи информации и ускорить процесс обслужива­ния покупателей.

Для обеспечения эффективного взаимодействия сбытовых отделений с транспортной и складской службами была регламентирована процеду­ра обработки заказа.

Одной из наиболее сложных проблем представлялась ликвидация лишних центров власти, перевод организации на принцип единонача­лия. По одной из проблемных кандидатур — заместителю директора— было сразу принято согласованное решение: увольнение. По главному бухгалтеру такое решение принято быть не могло, так как главный бух­галтер являлся для Заказчика эталоном профессионализма, несмотря на явные свидетельства противного. Потребность организации в адекват­ной финансовой информации была приоритетна. Для ее обеспечения, постановки финансового контроля и выполнения функции оптимизации финансовых потоков планировалось пригласить специалиста на долж­ность финансового директора. Согласно принятой схеме, бухгалтерию планировалось передать в его подчинение. Осуществление этого плана позволяло одновременно снять проблему «финансовой слепоты» орга­низации и ликвидировать лишний центр власти, лишив бухгалтерию функций универсального контролирующего органа. Возможность осу­ществления плана оценивалась, как 30 шансов из 100, так как было яс­но, что главный бухгалтер постарается не допустить ограничения своей власти и появления в организации компетентного специалиста в своей области, как не допускал этого в других областях. Тем не менее вари­ант решения был оптимальным, так как других возможностей не суще­ствовало.

Для обслуживающих подразделений, кроме регламентации их взаи­модействия со сбытом, была необходима и организация оперативного управления, регламентирующего взаимодействие складских групп с транспортной службой. Кроме того, в организации прогнозировалось расширение складского комплекса. Максимально эффективная организа­ция могла быть достигнута только с привлечением компетентного спе­циалиста со стороны. В новой структуре организации для этой цели вво­дилась должность исполнительного директора.

Учитывая реальную комплектацию службы сбыта более квалифици­рованными кадрами и неотложность выполнения названных функций. было решено закрепить эти функции за сбытовыми подразделениями, равно как оставить за закупкой функцию проработки рынка поставщиков (регламентировав процедуру). Первостепенной задачей маркетинга было проведение исследования потребностей и предпочтений покупателей в области сервиса.

Группа системного анализа в связке с АСУ предусматривалась для внедрения и закрепления в программном комплексе новых технологий, отслеживания оптимальности взаимодействий и применяемых методов. В перспективе АСУ должна была связать в комплекс всю информацию для всех уровней управления.

Принципы стимулирования в реорганизованных сбытовых подраз­делениях планировались следующие: агенты — оклад + % от реализа­ции + квартальная премия; региональные менеджеры — оклад + % от выполненных заказов агентов + % от реализации через дилеров + квар­тальная премия; менеджерам по закупкам — оклад + % от разницы ме­жду закупочными и отпускными ценами + квартальная премия; руково­дители подразделений — оклад + % от прибыли + квартальная премия.

Оптимизация товарных запасов должна была производиться на осно­ве более четкого планирования сбытовой и закупочной деятельности. Квартальная премия учитывала качество планирования.

По завершении фазы диагностики должен составляться отчет, содер­жащий схему структуры организации и сбытовых отделений с детальной проработкой функциональных задач двух сбытовых подразделений и за­дач остальных служб в общем виде; принципы материального стимули­рования в сбытовых подразделениях; описание комплекса необходимой маркетинговой информации; список неотложных мероприятий.

Была разработана программа внедрения, включающая ряд этапов. Внедрение планировалось проводить в максимально включенном режи­ме, для чего консультант был принят в штат организации на должность системного аналитика с функцией координатора организации.

Реорганизация подразделений сбыта, закупки, технологов, продавцов с формированием двух новых подразделений была проведена приказом с предварительным оповещением (лично директором) только одного со­трудника за 15 мин. до общего собрания, на котором обнародовался при­каз. Сообщение было кратким и содержало новый порядок подчиненно­сти, а также гарантии сохранения заработных плат перемещаемых со­трудников на прежнем уровне. Также было сообщено, что два после­дующих дня высший руководитель принимает персонал без ограничения в любое время для ответа на вопросы в индивидуальном порядке. После чего собрание было объявлено закрытым.

Сообщение вызвало шок и резкое несогласие большинства присутст­вующих. Главный бухгалтер, руководители и менеджеры реорганизуе­мых подразделений заняли весь первый день генерального директора об­суждением сложившейся ситуации. Основной выставляемой претензией было отсутствие предварительного обсуждения с ними проекта реорга­низации. Через 2 дня новое положение было принято всем персоналом, за исключением одного менеджера, ранее занимавшегося оптовыми ба­зами, который подал заявление об уходе.

По плану руководство приступило к основному этапу оптимиза­ции — внедрению новых технологий взаимодействия. В качестве опор­ной методики была выбрана АСУ. В подразделении сбыта была деталь­но проанализирована статистическая информация, исследована ее при­годность для планирования сбыта, отслеживания периодичности заку­пок клиентами, создания бизнес-карты, и построения на ее основе сис­темы поиска выбора дилеров. Концепция программ, обеспечивающих новые технологии, была согласована с программистами, определены сроки разработки. Предполагалось, что комплекс свяжет также и всю финансовую и маркетинговую информацию, на нем будет построена система планирования. Предварительно концепция «увязки» также бы­ла детально проработана.

Технологии, планировавшиеся для сбыта, также были частично пере­смотрены: нагрузка менеджеров выпиской счетов для агентов наряду с аналитической функцией продолжала вызывать противодействие, поэто­му выписку вновь поручили продавцам, оставив за менеджерами обязан­ности по координации территориального охвата рынка.

Невозможность построения адекватной системы планирования без использования АСУ заставила пересмотреть способ оптимизации то­варных запасов. Поскольку функции закупок и сбыта находились под общим управлением в одной структуре, стало возможным применение материального стимулирования через формулу, связывающую величи­ны товарного запаса, дебиторской и кредиторской задолженностей, учитывающую реальную прибыль подразделения на его торговый ка­питал. Система оплаты была упрощена: агенты — оклад + % от реали­зации; продавцы — оклад; региональные менеджеры — оклад + % от валовой прибыли; руководители — оклад + % от чистой прибыли. Так­же всем категориям работников отделения насчитывалась квартальная премия (25% от «сверхприбыли» — разницы между полученной при­былью на капитал и возможной прибылью на тот же капитал на финан­совом рынке).

В итоге от проведения реорганизации повысилась управляемость ор­ганизации: высший руководитель разгрузился от рутины, получил воз­можность заниматься стратегическими вопросами; финансовая инфор­мация стала поступать, хотя и не в полном объеме. Была построена структура сбыта, в наибольшей степени учитывающая требования потре­бителей, имеющая все необходимые функции взаимодействия с потреби­телями. Упорядочено подразделения сбыта с обслуживающими подраз­делениями организации. Реализована система стимулирования оптими­зации товарных запасов (за 6 месяцев был высвобожден оборотный ка­питал около 1/4 от общей стоимости запасов в учетных ценах). Опреде­лены перспективные задачи финансово-экономической службы и марке­тинга.

Немедленный экономический эффект выразился больше в реструкту­ризации капитала, чем в увеличении объемов сбыта. Долгосрочный эф­фект может быть получен благодаря последующему эволюционному раз­витию структуры, проработке намеченных возможностей, при обяза­тельном условии ликвидации узла противоречий в финансово-экономической области.

ЧАСТЬ II. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЛОГИСТИКИ

Глава 1. Сетевые организации

Перенесение рыночных отношений внутрь организации вызвало к жизни новый тип структур — сетевые организации.

В условиях возрастания конкуренции в глобальном масштабе проис­ходит отход от централизованно координированной, многоуровневой ие­рархии. Создаются разнообразные, более гибкие структуры, напоми­нающие скорее сети, чем традиционные пирамиды. Сети представляют собой объединение организаций или специализированных единиц, коор­динируемых рыночными механизмами для обеспечения эффективного продвижения продукции.

Функциональная организация позволяла многим организациям дости­гать необходимых размеров и эффективности, отвечать на потребности растущего внутреннего рынка.

Дивизиональные организации нацелены на различные рынки, диффе­ренцированные в основном по целям. Продуктовые подразделения рабо­тают как автономные фирмы, производя продукцию для своих клиентов, а корпоративное руководство осуществляет функции финансового инве­стора и органа, ориентирующего на новые рынки.

Матричная форма сочетает в себе элементы функциональной и диви-зиональной форм. Она была создана для эффективного использования специалистов, инженеров и ученых при адаптировании широкого спек­тра новых продуктов к потребностям рынка. Технический и специализи­рованный персонал перемещается от функциональных подразделений к продуктовым или проектным группам, от одной команды к другой, где требуются их знания. Многие современные матричные организации со­четают глобальные продуктовые подразделения с географически ориен­тированными маркетинговыми группами.

Движение к сетевой форме началось в 80-х годах. Существует, много видов сетевых организаций. Так на рис. 1 показано объединение постав­щиков, производителей и органы по реализации продукции на основе долгосрочных стабильных отношений. Другие сети гораздо более дина­мичны. Хозяйствующие субъекты связаны между собой на время реали­зации проекта. После его окончания сеть разъединяется чтобы стать ча­стью создания нового бизнес-проекта. Поскольку взаимоотношения реа­лизуются на контрактной основе, то можно легко заменить поставщиков, вследствие чего у организации с сетевой структурой снижаются затраты ресурсов.

Сетевые организации отличаются от организаций других типов рядом признаков. Во-первых, за несколько последних десятилетий организа­ции, использующие классические структуры, предпочитали накапливать у себя все ресурсы, необходимые для производства определенной про­дукции или услуг. В противоположность этому многие сетевые органи­зации используют общие ресурсы нескольких организаций.

Во-вторых, в основе функционирования сетевых организаций лежат рыночные механизмы.

В-третьих, сети предполагают более действенную и заинтересован­ную роль участников. Такое добровольное активное поведение улучшает конечные результаты, способствует выполнению контрактных обяза­тельств.

В-четвертых, сети представляют собой объединение организаций, ос­нованное на кооперации и взаимном владении акциями участниками группы —производителями, поставщиками, торговыми и финансовыми организациями.

Рис. 1. Сетевые организации

Сетевые организации обладают чертами, отличающими их от других организационных форм. Типы сетевых организаций — стабильные, ди­намичные и внутренние — включают в себя элементы разных структур как базовых составляющих новых форм. Например, функционально ор­ганизованная компания может осознать, что ей требуется вступить в со­юз с определенными дистрибьюторами продукции, чтобы сосредото­читься только на той деятельности, для которой у нее имеются лучшее оборудование и оснащенность. Результатом этих изменений может стать стабильная сетевая организация: фирма-ядро соединяется с ограничен­ным количеством тщательно отобранных партнеров.

Наряду с этим крупная матричная многонациональная организация, состоящая из различных проектных, производственных и торговых еди­ниц, может решить заменить централизованное ценообразование отно­шениями купли-продажи между своими подразделениями со свободным установлением цен. Результатом станет тип сети, называемый внутрен­ним рынком.

Наконец, в некоторых отраслях быстрые технологические и рыноч­ные изменения могут побудить дивизиональные структуры перейти к форме динамичной многоструктурной сети проектировщиков, постав­щиков, производителей и продавцов.

В итоге сетевая организация включает в себя элементы специализа­ции функциональной формы, автономность дивизиональной структуры и возможность переброски ресурсов матричной организации. Однако сете­вая организация сама по себе имеет ряд ограничений. Чтобы понять сла­бые стороны сети, целесообразно рассмотреть причины присущих ей не­достатков. Тем более что сходные процессы и противоречия наблюда­лись у всех ранних организационных форм. Итак, характерны два вида типичных ошибок: расширение формы за пределы ее внутренних воз­можностей; появление модификаций, не соответствующих внутренней логике данного организационного образования.

Рассмотрим характеристики каждого вида сетевой организации.

Стабильная сеть. Эта форма в своей основе близка к функциональ­ной организации. Она разработана для обслуживания предсказуемого рынка путем соединения специализированных ресурсов в соответствии с заданной цепочкой создания добавленной стоимости. Однако вместо единственной вертикально интегрированной организации стабильная сеть заменяет ряд компонентов организации, каждый из которых тесно связан с центром конкретными соглашениями. Каждый компонент под­держивает свою конкурентоспособность посредством обслуживания клиентов вне сети.

Наиболее распространенная угроза эффективности и стабильности се­ти — это требование полного использования ресурсов организации для получения максимальной прибыли. В этом случае цены, качество и тех­нические параметры организации не регулируются рыночной конкурен­цией. Этот процесс может привести к неспособности поставщика конку­рировать на рынке использовать весь потенциал данного поставщика в полной мере. В интересах максимизации центр организации, и его посто­янные партнеры должны рассматривать пределы своей взаимозависимо­сти.

Стабильная сеть также может быть нарушена диктатом центра. Неко­торые центральные организации пытаются определить все условия рабо­ты в цепи для поставщиков. Излишнее вмешательство в процесс постав­ки и распределения со стороны центральной организации может отвер­гаться другими компаньонами. Если добровольность в цепи не соблюда­ется, подавляется творческое начало. В результате предприятие-центр превращает сетевую организацию в вертикально интегрированную функциональную систему.

Внутренняя сеть. Логика внутренней сети, или внутреннего рынка, требует создания механизма рыночной экономики внутри организации. В ней организационные единицы (подразделения) продают и покупают то­вары и услуги друг у друга по ценам, установившимся на внешнем рын­ке. Очевидно, если внутренние операции отражают рыночные цены, раз­личные компоненты должны иметь постоянную возможность оценивать качество товаров и их цены путем покупки-продажи вне организации. Цель внутренней сети, как и ее предшественника — матричной формы, получить конкурентные преимущества путем предоставления предпри­нимательской свободы с нацеленностью на конечный результат. Но как и матричная структура, внутренняя сеть может быть ослаблена факторами, которые перегружают ее рыночные механизмы, и модификациями, ве­дущими к разбалансированности взаимоотношений между покупателями и продавцами.

Внутренние сети могут испытывать трудности из-за чрезмерного расширения, но еще в большей степени из-за неправильно сориентиро­ванной модификации.

Наиболее частая ошибка руководства — это вмешательство в потоки ресурсов или определение цен по операциям. Не все взаимодействия во внутренней сети вытекают из определяемых на местах решений в облас­ти спроса-предложения. Корпоративные руководители могут также ви­деть выгоду в том, чтобы внутренние структурные единицы осуществля­ли закупки у вновь созданной или приобретенной компании (отдела), даже если ее цены несколько выше, чем на рынке. Руководители, под­держивая жизнеспособность сети, создают стимулы и направляют дея­тельность структурных единиц на получение прибыли. Этот процесс по­вышает надежность рыночно ориентированных внутренних структур. Несмотря на возникающие проблемы, движение от централизованно планируемых иерархичных структур к структурам внутреннего рынка набирает силу.

Динамичная сеть. Данный тип сети связан с дивизиональной формой организации, которая делает акцент на адаптивность путем нацеливания независимых подразделений на отдельные, но связанные рынки. Центра­лизованная оценка результатов и местная оперативная автономия соче­таются с динамичной сетью, где независимые предприятия соединяются вместе для одноразового производства товара или услуги. Для достиже­ния полной реализации потенциала динамичной сети необходимо мно­жество фирм (или подразделений фирм), действующих в создании до­бавленной ценности цепи, готовых соединиться вместе для выполнения определенной задачи, а затем разъединиться, чтобы стать частью другого временного союза.

Наличие множества потенциальных партнеров, желающих применить свои умения и ресурсы для достижения общей цели динамичной сети, является не только залогом успеха, но и источником потенциальных проблем. Фирмам приходится осваивать достаточно широкий сегмент рынка в формировании добавленной ценности цепи, чтобы справиться с задачей и защитить свой вклад в общее дело. Проектировщику необхо­димо постоянно поддерживать сеть в состоянии наибольшей эффектив­ности, а производителю — экспериментировать с новыми технологиями. Фирмы, у которых основа вклада либо слишком узка, либо слабо опреде­лена, на рынке легко опережаются конкурентами.

Следовательно, организации с четко очерченной компетентной пози­цией в цепи поставок, поддерживаемой постоянными инвестициями в технологию, высокой квалификацией работников, могут претендовать на взаимодействие с партнерами сети.

Связи в сетевой организации структурируются адекватно условиям функционирования организации.

Рыночные отношения внутри организаций нацеливают каждого парт­нера на определенные точно измеренные результаты. Однако это не оз­начает, что требуются формальные, юридически оформленные контрак­ты. Контракт может предусматривать только время и стоимость. В нача­ле каждого крупного проекта определяются и разделяются обязанности, создается механизм эффективных рабочих отношений и разрешения спо­ров.

Отношения в сети не диктуются какой-либо одной стороной осталь­ным участникам. Главное условие — добровольность. Конечно, может случиться, что партнеры не свободны в выходе из этой сети отношений даже если они представляются им несправедливыми. Тогда возможно вмешательство корпоративных руководителей в операции внутреннего рынка.

Положительные черты сетевой организации могут помочь руководи­телям в адаптации к новой среде в соответствии с принципами организа­ции каждого предприятия. Любые изменения, ограничивающие добровольность, становятся потенциальной угрозой для эффективности всей сети.

Организации, особенно большие и сложные, испытывают затрудне­ния, приспосабливаясь к изменениям окружающей действительности. Адаптация к изменениям на рынке и в технологии невозможна в рамках старой организации, без рассмотрения направлений преобразования сис­темы, без принятия организационных мер, обеспечивающих стабиль­ность деятельности в новых условиях.

По своей природе сетевые организации всегда находятся в процессе обновления, а их основные элементы — в состоянии корректировки в со­ответствии с рынком, технологиями и другими факторами окружающей среды. Этот последовательный процесс адаптации, ориентированный на результаты, должен помочь руководителям углубить понимание совре­менных способов достижения целей организации в изменяющейся об­становке.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.