Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Составление профессионально-психологического портрета претендента






Выяснение требований кандидата к будущей работе


Для осуществления грамотной оценки компетентности необходимо хорошо знать выбираемый претендентом вид деятельности. Общие квалификационные требования удобнее перевести в список характеристик, которые позволяют детально выяснить возможности, качества и опыт, необходимые для эффективного выполнения работы.

Знания, навыки, опыт. Что должен знать и уметь человек для того, чтобы работать по этой профессии? Какой опыт вообще должен иметь человек для этой работы? Нужны ли какие-либо формальные требования к квалификации? Есть ли требования к минимальному уровню образования? Какие необходимы специальные навыки?
Интеллектуальные факторы.Какой тип мышления требует эта работа – аналитический, творческий? Какие интеллектуальные требования предъявляет работа-решение комплекса проблем, ведение переговоров, способность быстро усваивать или думать в экстремальной ситуации? Какие индивидуальные способности нужны? Есть ли какие-либо факторы, которые могут сделать человека не подходящим для работы?
Личность. Какие личные качества необходимы в работе, в отношениях с коллегами? Необходимы ли особые качества - спокойствие, способность работать в экстремальной ситуации, решительность, умение убеждать?
Мотивация. Что должно нравиться делать работнику? Есть ли что-то, что работнику не должно нравиться? Необходим ли определенный уровень доверительности? Нужны ли особые качества, такие, как упорство, разборчивость, внимание к деталям? Нужны ли особые амбиции? Требует ли работа особого уровня усердия или энергичности?
Физические качества. Нужно ли здоровье определенного уровня? Есть ли требования к внешности?
Характер. Требует ли работа особого стиля поведения - авторитарный, демократический? Есть ли характеристики, которые делают человека непригодным для работы?
Условия. Каков режим работы? Включает ли она активную подготовку? Нужен ли работнику собственный автомобиль? Есть ли в работе что-либо необычное, что могло бы не соответствовать общепринятым условиям?

Работа с претендентами

 

Если учтены квалификационные требования профессии и есть структура профессионального портрета, следует необходимо подобрать оптимальные методы диагностики профессионально-важных качеств испытуемого.
Первичное собеседование, анализ документов. Для подготовки профессионально-психологического портрета кандидата целесообразно изучить заполняемые клиентом анкеты, документы. Если есть возможность, можно провести первичное собеседование с претендентом. Первая встреча важна для консультанта, т.к. позволяет составить первичное впечатление о профессиональных и индивидуальных психологических особенностях кандидата, проверить точность информации, представленной кандидатом в анкете, автобиографии и других документах. На этой встрече у консультанта есть возможность установить контакт с претендентом, обсудить план совместной дальнейшей работы.
Стандартизированное интервью. Очень информативным для консультанта может стать разработанное заранее интервью с претендентом. Вопросы, которые можно задать в ходе интервью делятся на две категории:
1.Вопросы, ориентированные на работу, т.е. вызванные особыми требованиями по работе.
2. Вопросы, ориентированные на личностные особенности, т.е. вызванные содержанием документов и результатами предварительного изучения.
Чтобы получить информация о личностных особенностях клиента целесообразно задать ему следующие вопросы:

Как бы Вы описали свой характер?
За что Вас наиболее часто критиковали в последние 4-5 лет?
Вам больше свойственно соглашаться или спорить?
Как бы Вы описали себя с помощью трех прилагаемых?
Перечислите те ситуации, в которых Вам удалось достичь успеха, несмотря на возникшие трудности?
С чего Вы начнете, вступив в должность?
В чем Вы приукрасили себя, отвечая на вопросы?

Наблюдение за эмоциональными реакциями и невербальным поведением. По реакциям на вопросы консультанта можно сделать некоторые выводы об уровне интеллекта претендента (системность в изложении фактов, обоснованность заключений, примитивность выводов, способность понять смысл шуток, абсурдные заявления), об его эмоциональном состоянии и личностных особенностях. Это можно наблюдать по частоте и продолжительности речевых актов, по уровню экспрессии, выразительным движениям лица и тела. Например, признаками повышенной эмоциональной возбудимости при ответах на вопросы могут являться жестикуляция, сильный тремор, неадекватная интонация речи, избыточные эмоции, выраженные позы (скованность). Свои наблюдения консультант должен тщательно зафиксировать в записях.
Хотя наблюдения за собеседником дает много материала для составления психологического портрета, тем не менее, необходимо либо подкрепить, либо опровергнуть свое представление о клиенте с помощью групповой экспертной оценки или индивидуального тестирования.
Психологическое тестирование. Для тестирования подбирают несколько тестов, охватывающих наиболее важные для данной профессии интеллектуальные, личностные, мотивационные и волевые качества.
Тестирование всегда вызывает эмоциональное напряжение у клиента. Поэтому консультанту, прежде всего, необходимо объяснить клиенту, зачем применяется психологическое тестирование при оценке компетенций.
Клиенту беседа должна дать ощущение признания психологом ценности его индивидуальных особенностей. В беседе целесообразно обозначить границы использования результатов тестирования. Чем строже держатся в тайне результаты исследований, чем больше внимания проявляет к собеседнику психолог, тем крепче мостик доверия между ними. Если человек твердо убежден, что сведения, раскрывающие всю его подноготную, не окажется достоянием всех, у него не будет причин быть скрытным.
Заканчивая работу с испытуемым, консультант должен обсудить с ним возможность и желание последнего узнать о результатах обследования. Важная цель обследования - быть полезным претенденту, способствовать развитию и более полному использованию сильных сторон личности клиента.

Подготовка профессионально-психологического портрета

 

Один из распространенных вариантов упорядочивания обширных данных психологического обследования предлагает рассмотреть личностные характеристики клиента следующим образом:

· Жизненный контекст (понимание консультантом образа жизни человека, какова его личная модель «реальности», способ структурирования и осмысления действительности).

· Профессиональные планы и намерения (их реалистичность, полнота, понятность самому клиенту, их логичность, степень эмоционального принятия самим клиентом).

· Направленность, мотивация (какие основные потребности «двигают» этого человеком по жизни, есть ли мотивация достижения успеха, обладает ли честолюбием, есть ли потребность превзойти себя и т. д.).

· Квалификация. Опыт работы (знания, навыки, умения).

· Интеллектуальный потенциал, обучаемость (сообразительность, восприимчивость к новому, любознательность, уровень и качественные особенности интеллекта, когнитивные стили, степень реализации интеллектуальных возможностей).

· Деловые и личностные качества (каков уровень профессионализма, стратег или тактик, отношение к критике, умение распоряжаться временем).

· Эмоциональный фон (эмоциональная устойчивость, устойчивость к фрустрации, степень зависимости от ситуации, эмоциональная зрелость как способность открыто выражать чувства и управлять ими).

· Коммуникативная сфера (отношение к другим, экстраверт или интроверт, и т.д.).

· Поведение в конфликтах.

· Самооценка.

· Уровень регуляции поведения и деятельности (степень самостоятельности в принятии решений, умение анализировать достижения и неудачи, степень автономии, независимость в поведении, энергетический фон).

Отчет должен быть сбалансированным. Сначала лучше указать достоинства человека, потом оценить его способность работать над тем, что нуждается в изменении, и уж в последнюю очередь обозначить недостатки как таковые. Умение интегрировать позитивную и негативную информацию о человеке встречается довольно редко и, как правило, нуждается в развитии.

Это потребует от психолога способности конструктивно и в безоценочной манере изложить свои данные. Идеальный отчет должен вызывать у клиента ощущение, что все важные идеи только по чистой случайности не пришли в его собственную голову, что выводы логичны и естественны, а желательные изменения возможны. Консультанту порой приходиться сталкиваться с психологическим сопротивлением клиента, механизмы которого становятся ему ясны в ходе психологического обследования и должны учитываться при составлении портрета. Очень важно дать понять клиенту, что его опасения уважают, а предполагаемые трудности считают преодолимыми.

В заключительной части портрета излагаются основные выводы, к которым пришел консультант в ходе исследования. Здесь он кратко анализирует «за» и «против», описывает «зону риска» и условия максимального использования потенциала кандидата.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.