Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интервью




Интервью, или собеседование - это сбор первичных данных на основе вербальной коммуникации, позволяющий получить информацию о событиях прошлого и настоящего, мотивах поведения, устойчивых склонностях, субъективном состоянии испытуемого. В целях профотбора обычно используется особая форма беседы - интервью (собеседование) с кандидатом. Интервью - это беседа, проводимая по определенному плану. Свободное интервью проводится по определенной стратегии, но в свободной форме; стандартизированное интервью не допускает отклонений от заранее разработанного плана, изменения последовательности вопросов и условий его проведения. Стандартизированное интервью в большей мере соответствует целям профотбора, так как ограничивает внешнее влияние и дает возможность сравнить нескольких кандидатов. Мастерство исследователя в процессе проведения интервью заключается в том, чтобы помочь собеседнику правильно выразить свои мысли. Успех интервью зависит не только от умения исследователя четко и однозначно формулировать вопросы, но и от его способности установить контакт с испытуемым, без которого беседа превратится в допрос. Запись по ходу интервью облегчает работу специалиста по работе с персоналом, но не способствует благоприятной атмосфере собеседования. Видеозапись как способ фиксации данных собеседования дает богатый материал для последующего анализа, но она должна вестись с согласия клиента и так же, как и запись, лишает испытуемого спонтанности и естественности. Воспроизведение необходимой информации не в присутствии клиента, а сразу после его ухода, «по горячим следам», является не только более корректным по отношению к клиенту, но и более информативным и надежным способом. Собеседование является одним из методов оценки уровня притязаний, личностных и деловых качеств, мотивации кандидата. Структура и содержание интервью зависят от поставленных перед исследователем задач. Интервью может проходить в один или несколько этапов и включать разные виды собеседований, в зависимости от места проведения, целям (предварительное, ознакомительное, оценочное), составу (с одним или несколькими интервьюерами). Поиск кандидатов на вакантную должность обычно начинается с предварительного собеседования, в ходе которого выявляется отсутствие у кандидата явных ограничений и несоответствий требованиям. Одной из целей предварительного собеседования является информирование кандидата об интересующей его вакансии. Организация так же заинтересована в хорошем сотруднике, как претендент - в хорошей работе. Поэтому важно, чтобы у кандидата сложилось хорошее впечатление об организации. Предварительное собеседование обычно проводится до того, как кандидат заполнил стандартную форму «Сведения о кандидате». Обычно это собеседование занимает несколько минут и дает возможность еще до заполнения стандартной формы отсеять людей неквалифицированных или тех, кто производит неблагоприятное впечатление. Ответы кандидата на следующие вопросы дают возможность узнать о некоторых профессиональных возможностях человека: Что входило в ваши обязанности на вашем прежнем месте работы? Что вам больше всего нравилось на вашей прежней работе? Каких достижений вы добились в своей профессиональной карьере? Почему вы решили сменить место работы? Каким вы представляете свое будущее? Есть ряд вопросов, которые уместно задать кандидатам, не имеющим опыта работы: Почему вы выбрали именно эту специальность, это учебное заведение? Какие предметы вам больше всего нравились в процессе обучения? Какие предметы вам не нравились? План проведения интервью должен содержать прямые и косвенные вопросы о предшествующей трудовой деятельности, профессиональном опыте, мотивации и трудовых ценностях, образовании и квалификации, вопросы, направленные на выяснение качеств кандидата, способствующих успеху в работе, или качеств и обстоятельств, способных помешать реализации планов. Цель планирования состоит также в том, чтобы исключить вопросы, содержащиеся в стандартной форме, и снова не спрашивать о том, что клиент указал в своем резюме. В тоже время интервью не должно создавать у кандидата впечатления, что его опрашивают по заранее заданной схеме. Кандидата следует поощрять, чтобы он больше рассказывал о себе, о своем опыте, знаниях, задавал вопросы и предлагал свои идеи. Процедура беседы должна быть построена таким образом, чтобы у претендента возникло желание побеседовать. Для этого необходимо настроить собеседника на спокойный деловой тон. Этого можно добиться путем подстройки темпа речи под дыхание собеседника, отражением его жестикуляции, позы. Чтобы побудить собеседника к сотрудничеству, надо показать ему свою заинтересованность, использовать доброжелательную лексику, слушать, не перебивая собеседника, для постановки вопросов использовать образующиеся в потоке речи промежутки, уточняющие вопросы должны касаться тематики сообщения. Собственно интервью - это целенаправленная беседа по определению уровня знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения деятельности. При подготовке интервью необходимо определить, как будет получена следующая информация: Сильные и слабые стороны кандидата Профессиональный опыт, навыки и знания Готовность к обучению Ориентация на сотрудничество Мотивация Инициативность Самооценка и уровень притязаний. При проведении собеседования интервьюер должен стремиться избежать соблазна внушения кандидату возможных ответов, а также использования наводящих вопросов. При проведении интервью следует соблюдать баланс между закрытыми, открытыми вопросами, рефлексивными замечаниями и рефлексивными вопросами. При подготовке интервью следует заранее подготовить вопросы. Более достоверную информацию можно получить с помощью косвенных вопросов, когда претендента прямо не спрашивают о его достоинствах или недостатках, а задают вопросы, связанные с его профессиональным опытом или поведением на рабочем месте. Особую сложность представляет понимание мотивации испытуемого. Российские психологи, основываясь на своем практическом опыте, предлагают использовать в практике оценки кандидатов мета-программное интервью (МПИ), которое включает в себя ряд вопросов, выявляющих устойчивые качества личности претендента. Его проведение требует профессиональных знаний и профессионально важных качеств, отсутствие которых трудно компенсировать. МПИ носит не только диагностический, но и активизирующий характер благодаря вопросам, выводящим человека на жизненные смыслы и ценности. Приведенные вопросы дают представление о возможностях данного метода.
Примерные вопросы Цели и подтексты вопросов
Расскажите о своем последнем месте работе? Чем вы занимаетесь сейчас? Установление контакта и первое впечатление о собеседнике. Планирование хода интервью.
Что вам больше всего нравилось (нравится) в этой работе? Уточнение сферы профессиональных интересов, оценка сильных сторон кандидата.
Что вам меньше всего нравилось в этой работе? Поведение собеседника при ответе на этот вопрос выявляет степень его искренности и может указывать на слабые стороны человека.
Каким образом вы получили работу? Ответ на этот вопрос выявляет степень искренности и самостоятельности кандидата.
Каких успехов вам удалось достичь на этой работе? Определение уровня профессиональной компетенции, притязаний, критичности, способности к саморазвитию, ориентации на достижения.
Что входило в ваши обязанности и все ли вас устраивало? Информация позволяет уточнить сферу профессиональной компетенции работника и его отношение к работе.
Опишите себя в общих словах. Выяснение представление человека о себе (самооценка, притязания, критичность).
Чему или кому вы обязаны своими профессиональными успехами? Косвенная оценка уровня субъективного контроля, профессионально важных качеств и творческого потенциала работника.
Каковы ваши дальние и ближние цели? Определение готовность человека к развитию, способность планировать свое будущее.
Изменили бы вы свою карьеру, если бы начали все сначала? Выяснение приоритетных целей и ценностей.
Каким вы представляете свое профессиональное будущее через пять лет? Определение карьерных планов, уровня притязаний, самооценка человека.

 

Описание мета-программного интервью (по Г.Сартан)


Почему вы хотите у нас работать?
Вопрос затрагивает область человеческих ценностей. Работодатель, подыскивая сотрудников, заинтересован в том, чтобы предлагаемая работа выполнялась не только за зарплату. Сотрудник, для которого работа - возможность самовыражения и личностного роста, почти всегда успешнее и целеустремленнее. При искреннем ответе на вопрос о цели работы кандидат вкладывает в высказываемые понятия душу, акцентируя наиболее значимые для него слова мимикой, голосом, жестом. Необходимо обратить внимание, насколько ценности кандидата совпадают с ценностями организации.
Что вам хотелось бы получить от работы?
Ответы на этот вопрос проясняют жизненную позицию кандидата. Существует гипотеза, согласно которой одни люди стремятся к чему-то, а другие - от чего-то. Если кандидат говорит: «Хочу заниматься любимым делом, хорошо зарабатывать, общаться с интересными людьми», это - человек с программой «К», ориентированный на будущее. Если кандидат говорит: «Не хочу заниматься скучным, неинтересным делом, не хочу прозябать в нищете, надоели жалкие ничтожные люди вокруг», это - человек с программой «ОТ», цель которого - не достижение чего-то, а избегание (неуспеха, трудностей). Это не значит, что он менее профессионален, чем человек с программой «К». Просто у этих людей разные жизненные стратегии, уровень притязаний и стиль деятельность. Человек «К» стремится вперед, ищет новые подходы, генерирует новые идеи. Человек «ОТ» более консервативен, что позволяет сохранить преемственность в работе и критически осмыслить новый опыт. Задача руководителя - подобрать им такие должности, где они смогут реализовать свой профессиональный потенциал.
Как вы планируете выполнять свою работу?
Ответы на этот вопрос выявляет степень активности кандидата. Если человек, отвечая на этот вопрос, использует активные глаголы: «Я прихожу, Я делаю, я организую», скорее всего, это - человек действия, поступка. Правда, непонятно, какого (дурак с инициативой может нанести компании непоправимый урон). Характер этой активности проясняют дополнительные вопросы. Таких людей называют проактивными.
Другой кандидат, отвечая на этот вопрос, пустится в рассуждения: «Работа - непростое занятие, и прежде чем что-то предпринимать, нужно понять ситуацию, осмыслить ее». Таких людей называют рефлексивными, и они более склонны рассуждать о событиях и явлениях, чем вмешиваться в их ход.
Проактивные люди нужны там, где необходимо коренным образом изменить ситуацию. «Новые русские», например, за редким исключением проактивны. Рефлексивные люди - хорошие эксперты, аналитики, консультанты. Они нужны, когда необходимо разработать стратегию. Но когда видного теоретика бизнеса приглашают руководить кампанией, обычно его карьера заканчивается, не успев начаться. Чаще всего крупнейшими компаниями руководят люди проактивные.
Как Вы узнаете, что свою работу делаете хорошо?
Ответы на этот вопрос связан уровнем субъективного контроля. Люди с высоким Люди с высоким уровнем субъективного контроля принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами (помощь или препятствия со стороны других людей и обстоятельств). Смысл ответов таких людей сводится к личному удовлетворению своей работой.
Люди с низким уровнем субъективного контроля склонны приписывать ответственность за события своей жизни, как счастливые, так и несчастные, другим людям, случаю, судьбе. Такие люди ориентируются на оценку своей работы другими людьми. Существует зависимость между уровнем субъективного контроля человека и степенью его удовлетворенности своей профессиональной деятельностью.
Вам удается зарабатывать столько, сколько Вы заслуживаете?
Ответ помогает выявить самооценку и уровень притязаний кандидата, способность брать на себя ответственность за собственную жизнь и работу. Человек, не склонный принимать на себя ответственность за работу, вместо решения проблем будет искать виноватых. Люди психологически зрелые считают, что от них самих зависит, сколько они получают.
Назовите три хороших и три плохих качества начальника.
Несмотря на то, что вопрос носит абстрактный характер, отвечая на него, кандидаты вспоминают эпизоды, косвенно свидетельствующие об управляемости кандидата, его лояльности по отношению к начальству, конфликтности. Таким образом, кандидат подсказывает эффективные методы и стили управления собой.
Назовите свои хорошие и плохие качества.
Взвешенное суждение без преобладания повышенной или пониженной самооценки есть признак личностной зрелости. Интересно задавать также уточняющие вопросы. Например, если кандидат говорит, что он очень эмоционален, можно поинтересоваться, как это проявляется в его поведении.
Вопросы о прежней работе.
Информация о причинах перехода с одной работы на другую помогает выяснить некоторые личностные особенности кандидата - уровень конфликтности, лояльность по отношению к прежнему руководству, мотивацию, приоритетные ценности, установки.
Кем вы видите себя в нашей компании через год, три, пять лет?
Вопрос оценивает способность к планированию профессиональной карьеры, реалистичность уровня притязаний, отношение к искомой должности. Из ответов ясно, как кандидат воспринимает должность, на которую претендует - как случайный эпизод или первую ступень в долгой и успешной профессиональной карьере? Можно задавать уточняющие вопросы: «Что вы считаете для себя вершиной профессионального успеха? При каких условиях и за какое время вы можете ее достичь?
Провокационные вопросы.
Суть провокационных вопросов - создание для кандидата стрессовой ситуации в целях наблюдения его реакций. Интервьюер может скептически прокомментировать некоторые качества кандидата: возраст, образование, пол («Вы слишком молоды (или уже не слишком молоды), чтобы делать эту работу», «Мы неоднократно убеждались, что специалисты, закончившие Межгалактическую академию паранормальных наук, ни на что не годны», «Такой диплом можно купить за двести долларов в любом переходе», «Эта совершенно не женская (не мужская) работа» и т.д.).
Спонтанная реакция кандидатов хорошо выявляет их личностные особенности: одни безропотно соглашаются, другие довольно агрессивно отстаивают свою позицию, третьи - игнорирует выпады в свой адрес. Эти реакции следует оценивать в контексте будущей работы, однако в большинстве случаев предпочтительна сдержанная, рациональная реакция типа: «Могут быть разные мнения на этот счет. Если это входит в план нашей беседы, я мог бы аргументировать свою точку зрения по этому поводу».
Ситуация интервью является для кандидата травмирующей по определению, поэтому трудно прогнозировать реакцию кандидата. Использовать провокационные вопросы следует очень осторожно и только в случае необходимости, осознавая, зачем это делается. Завершая интервью, необходимо извиниться за дискомфорт, объяснив, что эти вопросы являются частью интервью.
Интервью различаются по своему объему и глубине, но касаются одних и тех же тем. Их информативность зависит от искусства задавать вопросы и интерпретировать ответы. Если интервью проведено на высоком профессиональном уровне, может отпасть необходимость в проведении дальнейших, довольно сложных и дорогостоящих методах.

 

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.