Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология работы по оценке профессиональной компетентности






Задачей любого руководителя является профессиональное и личностное саморазвитие и содействие развитию своих сотрудников. Оценка профессиональной компетенции является эффективным инструментом управления персоналом при условии, что производится специалистом, имеющим соответствующее образование и опыт работы.
Цель данного модуля – ознакомить руководителей и сотрудников кадровых служб с принципами работы по технологии оценки профессиональной компетентности персонала и современными подходами к оценке профессиональной компетенции, обучить их современным методам профессиональной диагностики и отбора кадров, обеспечить психологическим инструментарием для решения задач управления персоналом. В модуле рассмотрены: биографический метод оценки профессиональной компетенции, метод интервью, тестирование, групповые методы оценки персонала, психодиагностические методики.

Содержание работы по оценке профессиональной компетенции

Технология оценки профессиональной компетенции опирается на опыт, накопленный в государственной системе профессиональной ориентации. Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются: профессиональная информация – ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка рабочей силы, потребностями хозяйственных структур в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения, возможностями профессионально-квалификационного роста в процессе трудовой деятельности; профессиональная консультация – оказание помощи в самоопределении личности, принятии ею осознанного решения о профессиональном выборе на основе изучения интересов, особенностей и намерений человека с учетом медицинских противопоказаний и показаний к труду и спроса на рабочую силу; профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (виду деятельности, рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями; профессиональный подбор – проведение медицинского обследования и психофизиологической диагностики личности человека с целью оказания ему помощи в выборе профессии (места работы), наиболее соответствующей состоянию здоровья и индивидуальным особенностям; профессиональная, производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма. Опираясь на зарубежный и отечественный опыт понятия «компетентность», примем в качестве рабочего следующее определение: компетентность - это единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью. В связи с этим в технологии работы по оценке компетентности персонала может быть выделено пять основных блоков.
Информационно-когнитивный


Содержание блока:

· представления человека о профессии и социально-экономической ситуации;

· понимание миссии организации;

· требования руководителя к персоналу;

· понятие квалификационного стандарта и профессиональных функций.
Цели блока:

· расширение (изменение, корректировка) информированности консультируемого,

· повышение осведомленности в вопросах профессионального выбора,

· обучение анализу профессиональной ситуации (рабочего места).
Задачи консультанта:

· оценка исходного уровня готовности клиента к построению профессионального проекта (в рамках данного блока),

· определение направлений и способов работы с клиентом,

· прогноз адекватности построения профессионального плана.
Индикаторы блока:

· осознанность профессионального выбора клиента,

· реалистичность профессиональных планов клиента.
Содержание работы:

· справочно-информационное консультирование.
Методы и способы работы:

· знакомство с миром профессий, рынка труда и образовательных услуг и т.д.
Результат работы:

· повышение уровня информированности,

· повышение уровня самостоятельности в принятии решений;

· включение вариантов профессионального выбора в контекст социально-экономической ситуации.

Мотивационно-ценностный блок


Содержание блока:

· профессиональные интересы и намерения клиента,

· мотивы и цели профессиональной деятельности,

· основные потребности и ценностные установки,

· уровень притязаний, мотивация достижений.
Цели блока:

· выявление ценностной сферы клиента;

· активизация (изменение) социально-профессиональной позиции клиента.
Задачи консультанта:

· оценка готовности клиента к построению профессионального проекта,

· определение направлений и способов работы с клиентом,

· прогноз приемлемости профессионального плана.
Индикаторы блока:

· степень выраженности мотивов профессиональной деятельности,

· индивидуальное своеобразие мотивационной сферы,

· иерархия целей,

· ведущие потребности личности,

· соотношение мотивов-целей и мотивов-средств и т.д.
Содержание работы:

· психологическое консультирование,

· психологическая коррекция,

· психологическая поддержка.
Методы и способы работы:

· групповые формы работы,

· диагностические процедуры,

· проективные методы.
Результат работы:

· повышение уровня профессиональной мотивации клиента,

· эмоциональное принятие профессионального плана (проекта),

· сформированность целей профессионального плана (проекта).

Операционный блок


Содержание блока:

· профессиональный опыт клиента;

· уровень развития знаний, умений, навыков;

· уровень образовательной и профессиональной подготовки;

· повышение квалификации; хобби;

· навыки планирования и коллективной работы и т.д.
Цель блока:

· анализ профессионального опыта.
Задачи консультанта:

· оценка исходного уровня готовности клиента к построению профессионального проекта (в рамках данного блока),

· определение направлений и способов работы,

· прогноз реалистичности планов.
Индикаторы блока:

· степень сформированности профессиональных навыков и умений,

· гибкость профессиональных стратегий,

· динамика профессиональной карьеры.
Содержание работы:

· профессиональное консультирование.
Методы и способы работы:

· профессиональное тестирование,

· профессиональные пробы,

· анализ документов профессиональной деятельности.
Результат работы:

· определение круга знаний, умений и навыков, позволяющих реализовать профессиональный проект;

· определение круга знаний, умений и навыков, недостающих для реализации профессионального проекта.

Индивидуально-психологический блок


Содержание блока:

· индивидуально-психологические особенности (психофизиологическая, характерологическая, эмоционально-волевая, интеллектуальная сфера);

· «мета-компетентности» (адаптивность, гибкость поведения, коммуникативные способности и т.д.);

· индивидуальный стиль деятельности; поведенческий паттерн и т.д.
Цель блока:

· анализ индивидуально-психологических особенностей клиента.
Задачи консультанта:

· оценка готовности клиента к построению профессионального проекта,

· определение направлений и способов работы с клиентом,

· прогноз успешности и уникальности профессионального плана клиента.
Индикаторы блока:

· уровень развития профессионально-важных качеств, «мета-компетентностей».
Содержание работы:

· психологическая и психофизиологическая диагностика.
Методы и способы работы:

· профессиональное и психологическое тестирование,

· методы психофизиологической диагностики, наблюдение, профессиональные пробы, имитационные методы и т.д.
Результат работы:

· определение круга профессионально-важных качеств, «мета-компетентностей», позволяющих реализовать профессиональный план (проект).

· определение индивидуальной стратегии и тактики работы.

Ресурсный блок


Содержание блока:

· физический и психологический ресурс клиента.
Цели блока:

· анализ физического и психологического ресурса клиента;

· формирование позитивного настроя на реализацию профессионального плана.
Задачи консультанта:

· оценка исходного уровня готовности клиента к построению профессионального проекта (в рамках данного блока),

· определение направлений и способов работы с клиентом,

· прогноз энергетического потенциала личности в реализации профессионального плана (проекта) клиента.
Индикаторы блока:

· состояние здоровья;

· наличие противопоказаний;

· адекватность способов психологической защиты;

· психоэмоциональное состояние, работоспособность.
Содержание работы:

· программирование на успех,

· актуализация сил и ресурсов для реализации намеченных целей.
Методы и способы работы:

· методы саморегуляции и позитивного программирования;

· психологическая поддержка.
Результат работы:

· оценка энергетического ресурса личности, работоспособности;
формирование позитивного самоощущения.

 





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.