Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация тренингового процесса






ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Взаимодействие с участниками тренинга обычно начинается с прояснения их мотивации и привязки имеющихся ожиданий к тренинговой программе. Можно начать, например, со следующего: «Хотим мы этого или нет, каждый день нам приходится заниматься переговорами, участвовать в различных конфликтах. Обсуждение в семье того, какую газету выписать на следующий год, очередности мытья посуды и уборки квартиры, разговор с начальством о графике выходных или выделении участка земли, спор с продавцом овощного магазина, встреча по поводу выдачи кредита вашей фирме и многое другоевсе это примеры переговоров. Подобно мольеров-скому г-ну Журдену, который пришел в восторг, узнав, что всю жизнь говорит прозой, люди ведут переговоры даже тогда, когда они и не представляют себе, что это делают.

Типичные переговорные стратегии, как показывает прак­тика, не могут обеспечить удовлетворения претензий обеих оппонирующих сторон, оставляют чувства угнетенности, отчуждения. Часто результатом такого участия в конфликте является не только неудовлетворительное решение по существу дела, но и ухудшение отношений между сторонами».

Поскольку данный вид тренинговых занятий не несет на себе психотерапевтической нагрузки, имеет смысл заключить с каждым участником своеобразный контракт. Заключение контракта содержит в себе процедуру отсеивания части желающих, которые, по мнению тренера, не готовы по своему психологическому или психофизиологическому состоянию к участию в работе. В этом контракте содержится также перечень необходимых правил поведения на тренинге. Это достаточно важно, поскольку сама процедура тренинга подразумевает возможность отсеивания некоторого числа его участников.

Для ускорения включения группы в работу можно предложить сразу после вступительной беседы ведущего упражнение «Поисковое поведение». Для его выполнения ведущий тренинга предлагает разбиться всем участникам на подгруп­пы, оговорив некомфортные, потенциально конфликтные, условия этой разбивки. Например, можно предложить разбивку на группы по времени принятия решения; первая, заявившая о собственном создании, поощряется, последняя — наказывается. Можно оговорить жесткое число членов в группе так, чтобы в аудитории оказались люди, которые не успели примкнуть ни к одной из групп. Далее, после осуществления достаточно жесткой процедуры «наказания провинившихся» ведущий тренинга предлагает каждой из групп заявить о себе, показать, чем они сильнее других групп, собравшихся здесь, а также почему некоторые группы и люди в данной аудитории оказались в проигрыше.

К сожалению, при ощущении собственной успешности (успели выполнить задание) у людей чаще всего игнорируется учет интересов других, не столь успешных сторон. В связи с этим высказывания о причинах неуспешности других бывают достаточно жесткими. После этого анализируется мнение других, особенно не столь успешных членов группы. Особое внимание уделяется формированию их мнения о «преуспевших». Итогом анализа чаще всего является тот факт, что до начала конфликтного взаимодействия осталось «полшага».

Каков же выход? Осознание необходимости прийти к вза­имовыгодному соглашению, понять, что «худой мир лучше доброй ссоры», — это необходимое, но далеко не достаточное условие решения проблемы устойчивости в конфликтных ситуациях. На основе полученных первых фактов, свидетельствующих об имеющемся опыте конфликтного взаимодействия, ведущий тренинга предлагает начать совместную работу по экспериментированию с этим опытом, который или приведет к выработке навыков контрконфликтного поведения или хотя бы даст понимание источников возникновения конфликтов в жизнедеятельности каждого из членов группы.

Для обеспечения продуктивности работы вводится ряд правил групповой работы на семинаре-тренинге.

Правило конфиденциальности и закрытости группы вводится в том случае, если вы работаете с небольшой группой и используете психотерапевтический режим; если идет макрогрупповая работа, то сознательно можно прибегать к возможности допуска посторонних людей. Естественно, в этом случае тренер должен уметь методически использовать приход новых людей для расширения возможностей тренинга; дополнительно это также несет на себе и рекламные функции в случае коммерческой работы.

Пунктуальность оговаривается достаточно жестко, поскольку «приходить раньше — не уважать себя, приходить позже — не уважать других». За нарушение временного режима также вводится достаточно жесткое наказание. Мы, к примеру, часто используем следующий способ: при опоздании после 59 секунд от назначенного времени у участника есть два выбора: либо сесть на «электрический стул» и подвергнуться наказанию, определяемому тренером или группой, либо спокойно прогулять полдня, заплатив тем самым собственным временем. Наказание, которое предлагается человеку, несет три ограничения: оно не может распространяться на финансовую сферу, ущемлять достоинство данного человека или выходить на уровень физического наказания. Но если человек заявил о готовности понести наказание, а затем, услышав его, от него отказался, то группа и тренер приобретают права не уважать человека, не умеющего держать свое слово, со всеми вы­текающими из этого последствиями.

Имеет смысл оговорить ответственность человека за сон и пищу, то есть за обеспечение условий собственного комфортного существования. Контроль за физическим состоянием участников представляется достаточно важным, поскольку, например, у невыспавшегося человека резко снижаются возможности эффективного использования образного мышления. Кроме того, на тренинге используются упражнения, приводящие к достаточно сильному нервно-психическому истощению. Если оно наложится еще на общую усталость, то это может привести к общему ослаблению организма и, как следствие, например, к простуд­ному заболеванию, головным болям и т.д. Участникам также предлагается принять на себя ответственность за собственное состояние. Можно привести классический эксперимент про двух котят, помещенных в разные условия. Одного спеленали, ограничив ему свободу движений, в второй как бы ухаживал за ним, катая его в импровизированной люльке. Последующее сравнение уровня интеллекта обоих котят приводит к однозначному выводу в пользу самостоятельности. Соответственно, этим можно обосновать правило максимально свободных личностных реакций в процессе встреч и ответственность за собственный выбор. Еще раз отмечаем, что данная разновидность тренинга не предназначена для решения личностных проблем участников и не несет прямой психотерапевтической нагрузки.

Также можно по желанию тренера вводить правило организованной коммуникации: говорить только после поднятия руки и разрешения тренера; запрет на прием алкоголя, лекарств; правило максимальной включенности в процесс работы и др.

Стратегические правила работы на тренинге можно выра­зить и таким образом:

ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ТРЕНИНГА

Правило № 1 «Знаю, но не делаю, - значит, не знаю!»

Мы излагаем только тот опыт, который в нашей работе был проверен на единственно верный критерий, а именно: конечный результат — рост профессиональной карьеры человека. Возможно, освоив предлагаемый материал, вы скажете: «Я все это знал и раньше!» Вы будете совершенно правы, ибо невозможно придумать что-либо принципиально новое, ибо все, что придумано, в какой-то мере давно известно. Однако успеха добиваются не те, кто знает, но те, кто знает и делает. И проблема здесь вовсе не в том, что кому-то из нас что-либо «не дано». Можно придумать много разных утешительных слов, оберегая собственную самооценку. Их постоянно говорят люди, у которых не получилось (или не захотелось?) сформировать в себе нужные умения. Что-то из этого — правда, особенно в отношении коммерческой жилки, однако опыт многих преуспевающих бизнесменов, политиков, профессионалов в самых различных сферах свидетельствует о том, что необходимые качества можно приобрести, от врожденного состояния зависит не так уж и много.

Мысль по поводу: «Я их всех люблю, а они меня нет. За это я их всех и ненавижу».

Правило №2 «Знакомая информация, использованная по-новому, — новое знание!»

Слово, предложение, текст — все это определенные уровни организации информации. Помимо уровней, существуют своего рода закономерности организации при восприятии и передаче информации. Стоит немного изменить способ организации информации — получаем совершенно иную смысловую единицу. Сравните: «Да, конечно...», и «Конечно, да!» И еще: то, что вам предлагается, — способ технологической организации привычных действий, проверенный в процессе реальной деятельности, в обобщении консультативного опыта и переданный на различных семинарах.

Мысль по поводу:

«Берите пример с лидеров под любые проценты!»

Правило № 3 «Не столько почетно знать латынь, сколько позорно ее не знать».

Так говорится в одной латинской же пословице. Смысл этой пословицы в применении к нашему взаимодействию таков: не столь полезно изучать и владеть технологиями переговоров, техниками постановки имиджа, тактиками управления конфликтом, психофизиологического восстановления после стресса и т.п., сколь вредно ими не владеть. В ходе наших семинаров нам часто приходится слышать от ряда слушателей фразы типа: «Учись — не учись, все равно от этого ничего не зависит, проблема в другом...» (далее идет перечисление имеющихся проблем, начиная от качества продукта и до негативных качеств начальника вкупе с неумелостью правительства). Да, это не выдуманные, это вполне реальные проблемы. Но вот что странно, таких слов практически никогда не слы­шишь от успешно адаптировавшихся к условиям рынка профессионалов. И если порасспросить таких людей о причинах их успешности, то практически все они будут утверждать примерно следующее: «Есть большая разница между умением видеть проблемы и способностью их решать».

Мысль по поводу:

«Со временем наша мудрость растет, но вот ведь бедаглупость не уменьшается!»

Правило №4 «Если что-то не хочет меняться, измените это «что-то»!»

Есть старинная китайская пословица «не дай вам бог жить во время перемен», но, с другой стороны,, во многом наша неадаптивность определяется именно тем, что мы слишком долго жили в стационарных социальных условиях, мы утратили гибкость. Большинству очень хочется остановиться на одном и том же месте работы, выучить стандартный круг обязанностей, освоить один и тот же базовый алгоритм обращения с людьми, от которых зависит ваша профессиональная успешность. И для таких «статичных» людей любое изменение чревато стрессом, у них нет желания изменять себя в соответствии с условиями и уж тем более подстраиваться под индивидуальные особенности клиента, партнера, руководителя и т.п.

И в заключение раздела притча, являющаяся отражением того принципа, на основе которого построена вся предлагаемая вашему вниманию программа.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.