Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ханства, вольные общества Восточного Кавказа и воссоединение албано-лезгинских земель под руководством фет-али-хана лезгинского






Во второй половине XVIII в. Лезгистан находился в состоянии экономической разобщенности и политической раздробленности. В результате упорной освободительной борьбы народов Восточного Кавказа в 30-40 годах XVIII в. ненавистное иранское иго было свергнуто. На территории расселения лезгиноязычных народов возник ряд обособленных, небольших по территории, самостоятельных или полунезависимых феодальных государств — ханств [1]. В связи с этим А.Бакиханов пишет, что " со смертью Надир-шаха бывшие до тех пор потомственные правители, зависевшие от шахов, преобразовались в независимых правителей" [3].

В пределах бывшей Албании образовались Карабахское, Шекинское, Гянджинское, Бакинское, Ширванское, Дербентское, Кубинское, Кюринское ханства. Наряду с ханствами существовали и более мелкие феодальные владения — Елисуйское, Кут-кашенское, Кабалинское султанства, а также Хаченское меликство. К северу от Еянсуйского султанства находились Джаро-Зелоканские джамааты. Султанства и ме-ликства обычно состояли в вассальной зависимости от владетельных ханов. Так, например, куткашенский и елисуйский султаны были вассалами шекинского хана, а хаченское меликство попало в вассальную зависимость от карабахского хана [1].

К XVI — XVII вв. относится также появление в Лезгистане таких образований, как Табасаранское майсумство, Ахтыпаринское, Гекузпаринское, Алтыпаринское " вольные" общества, Рутульский магал, Цахурское владение [4].

" Вольными" обществами на Восточном Кавказе назывались объединения нескольких сельских общин и отселков в один союз во главе с более крупным и сильным сельдям обществом" [5].

Принцип образования этих союзов был в основном территориальный. Объединялись сельские общества, расположенные близко друг от друга. " Вольные" общества могли объединяться в союзы " вольных" обществ. Это происходило в случае серьезной опасности внешнего нападения.

Границы " вольного" общества и распространения племенного языка не всегда совпадали. " В Гидатлинском " вольном" обществе, — пишет Х.Хашаев, — находились сельские общины, жители которых и по настоящее время говорят на разных языках и диалектах. Так, например, собственно Гидатль состоит из аулов Урада, Мачада, Гинда, Хотода, Тилиб, Тлях и ряда отселков, жители которых говорят на гиндииском диалекте аварского языка; на ахвахском языке говорят жители селений Тлянуб, Цекуб и Ратлуб, которые также входили в состав Гидатлинского общества" [5].

Фактически эти " вольные" общества представляли собой демократические единицы, а некоторые историки и этнографы называли их республиками, а их союзы — федеративными республиками [5].

Генерал Паулуччи в рапорте военному министру Румянцеву в 1812 году называл все " вольные" общества Южного Дагестана " республиканскими обществами лезгинцев" [6]. Он насчитал в Дагестане 12 федеративных республик. Указанный генерал также считал, что Аварское ханство имеет федеративное устройство, поскольку туда входило много разноязычных народов. " Все владение аварское, — пишет он, — составлено из мелких федеративных обществ под покровительством хана аварского, который там имеет собственные поместья, а по мере личных свойств пользуются властью" [7]. Броневой считал также, что и Казикумухское ханство состоит из федеративных обществ [7].

" Доказательством того, — пишет А.Брюханов, — что " вольные общества Дагестана были демократическими республиками, может служить широко представляемое ими право убежища политическим деятелям" [8]. Примером этого является деятельность М.Ярагинского, который от царских властей скрывался сначала в Табасаране, а затем в Аварии.

В 1728 г. И.Гербер также отмечал демократический характер управления сельских общин: " В уездах их есть по старшине, которых сами выбирают, и сами старшины с кадием или духовным все ссоры прекращают. Ежели старшины им не нравятся, то они их опять низвергают…" [9].

Касаясь этих вопросов, Х.Хашаев пишет: " В действительности в основе объединения не всегда лежал принцип федерации. Союзы создавались и конфедеративным способом. Сильное общество диктовало свою волю слабым союзникам. Что же касается независимости " вольных" обществ, то она была относительной. Многие " вольные" общества находились под юрисдикцией ханов и становились независимыми от них только тогда, когда ханская власть ослабевала" [5].

" Внутри сельских общин, — свидетельствует далее Х.Хашаев, — жители уже давно разделились на богатых и бедных. Решающее слово принадлежало богатым. Сохранившиеся еще формы народоправства только вуалировали власть богатых над бедными. При всем этом нельзя отрицать, что " вольные" общества в отдельные периоды выступали как независимые и самостоятельные объединения и боролись против ханских захватов. Но между отдельными сельскими обществами существовали противоречия, так как общества различались по богатству и мощи" [5].

Гянджинским ханством управлял сильный и богатый феодал Шахверди-хан, а впоследствии — его потомок Джавад-хан. Бакинским правителем был Мирза-Мухаммед, сын Дергахкули хана. В Шемахе утвердился Мухаммед-Али. В Дербенте правил Мухаммед-Хасан-бек, сын Имамкули-бека. Таким образом, территория Ширвана распалась на мелкие, постоянно враждующие между собой удельные владения.

Считается, что основателем рода шекин-ских правителей был сын христианского проповедника — удин (лезгин) Кару, принявший впоследствии мусульманство и названный Джандаром или Алишаном [11]. После него шекинский престол занял его сын Гутул, которого сменил его же сын Шакки. Затем власть переходит к некоему Хасану, уступившему Дервиш-Мухаммеду. Это был отважный человек, который всю жизнь боролся против иранского владычества. После его казни персами наместником Шеки назначен Хусейн-джан [11]. Этот персидский ставленник и его родственники в течение многих десятилетий управляли Шекинским ханством. Когда род их истощился власть в Шеки перешла к Хусейну, которого называли Мелик-Хусейн-Шакки.

В начале XVIII века управление Шекин-ской областью поручается выходцу из рода Дервиш-Мухаммеда Челеби, человеку предприимчивому, смелому и энергичному. Челеби породнился с мацарским тухумом Кази-Кумуха Мухаммед-ханом, женив своего сына Агакиши на дочери последнего. После паломничества в Мекку Челеби получил титул Хаджи, его стали называть Хаджи -Челеби.

Усиление Шекинского ханства беспокоило грузинских правителей, а также владетелей соседних ханств. В 1752 г. объединенные сила, решили захватить Гянджу. Узнав об этих пла нах, Хаджи-Челеби двинул под Гянджу свои войска и нанес поражение объединенным селам во главе с грузинским царем Таймура-зом Ираклия близ города Шемхора [11] После этого Хаджи-Челеби присоединил своим владениям Гянджу, Казахскую и Борчалинскую области, затем направился в Шемаху. Овладеть этим городом не с помешал кубинский хан Гусейн-Али.

После смерти Хаджи-Челеби ханом стал его сын Агакиши. Последний был убит тестем Мухаммед-ханом, управлявшим некоторое время Шеки. Вскоре Мухаммед-хана отстранили от власти, ханом Шеки стал брат Хаджи-Челеби Абдулкадыр. Эти дворцовые перевороты сказывались на престиже ханства и на материальном положении населения — оно заметно ухудшилось.

Сильным было и Карабахское ханство. Во время Албансккого государства население Карабаха составлял в основном лезгин язычный народ — удины, которые в то время были, как и армяне, христианами. Находясь в территориальной близости от Армении, испытывая ее большое влияние, а иного подчиняясь армянской церкви, население Карабаха постепенно теряло свой язык и переходило на армянский язык.

С XII века в этой области оседают кочевые тюрко-туркменские племена, которые раньше не имели национального самоназвания в исторической литературе именовались то кавказскими татарами, то кавказскими тюрками [11].

В XVIII в. выдвинулся Панах-Али. Вначале он служил у Надир-шаха, но вскоре сбежал в Карабах и начал совершать набеги на владения соседних феодалов. Избегая кары шаха, он в течение двух лет скрывался у джарских цахуров [11].

После смерти Надир-шаха Панах-Али вновь вернулся в Карабах, и ему удалось установить там свою власть. Чтобы укрепить ее и получить поддержку от джарских лезгин (цахурцев), Панах-Али женился на дочери знатного цахурца. В 1748 году Панах-Али построил крепость Баят и переселил туда всю карабахскую знать [11].

Соседним Шекинскому и Шемахинскому ханствам не угодно было иметь рядом сильнее Карабахское владение. Поэтому они объединились и напали на крепость Баят. Панах-Али удалось выдержать натиск недовольных соседей. А когда шекинцы и ширванцы вернулись на исходные позиции, Панах-Али построил вторую мощную крепость неподалеку от Агдама. В 1750 году он соорудил еще одну крепость и назвал ее Панахабадом [11].

Во время иранского нашествия Зенд-хан пленил Панах-Али и держал его в плену до самой смерти. Карабахским ханством стал управлять сын Панах-Али Ибрагим-Халил, который породнился с визирем грузинского царя Ираклия. При Ибрагим-Халиле Карабахское ханство укрепилось еще больше.

Родословное кубинских ханов восходит к эмирам из известного в X — XVI вв. лезгинского города Мацар (Маза — в арабском описании) [10]. Согласно недавно опубликованным историческим сочинениям [10]: " Тарих Дагестан", " История Маза", " История переселения эмира Чупана Мазинского в Башлы", " История Тледока", " История Амиркаландара, сына султана Хайдара", " История Каракайтага", в начале XV века чайтак был покорен эмиром города Мацар из нынешнего Ахтынского района и он положил начало лезгинскую родословную кайтакских уцмиев (подробно см. в главе IX).

" Род кайтакского уцмия (после 1642 г.) газделился, — пишет Бакиханов, — на две линии. Старшая из них имела свое пребывание в Маджлисе, а младшая в Енги-Кенте. Из этих двух линий старшие и способнейшие в роде поочередно получали достоинство уцмия. Примерно в это время между ними произошел раздор, Енги-Кентская линия напала на Маджлис и истребила всю старшую, исключая малолетнего Гусейн-хана, которого спас один из его приближенных по имени Айде-бек и увез к шамхалу. Гусейн-хан по достижению совершеннолетия уехал в Персию, гостил некоторое время в сальян-ском Рудбаре, у тамошного казия и женился на его дочери. От нее у него родилась дочь, ставшая родоначальницей рудбарских и сальянских султанов… Через свою жену [вторую ] Гусейн-хан сделался известным не только всем важным лицам Исфахана, но и самому шаху, который, испытав его храбрость и оценив большие способности при его знатном роде, назначил его кубинским и сальянским ханом [3 ].

Первым ханом Кубы, как сказано выше, был Гусейн-хан. Его сменил сын Ахмед, погибший в борьбе за кайтагский престол. Затем ханом Кубы стал Султан-Ахмед, который принял смерть от руки собственного тестя, примкнувшего к восстанию под руководством Хаджи-Давуда Мюшкюрского [11]. Во время ханства Хаджи-Давуда в Ширване он управлял и Кубой. (Схема родословной Кубинских ханов приводится на следующей странице).

После предательского смещения Хаджи-Давуда, ханом Кубы стал сын Султан-Ахмеда Хусейн-Али. Последний в 1735 году перенес ханскую резиденцию из Худата в Кубу. Вскоре он присоединил к своему ханству правобережье реки Самур с землями Яргун и Шабран [11].

В 1756 году Хусейн-Али-хан направил свое войско во главе с сыном Фет-Али в Сальян и отвоевал эту местность вместе в небольшим Рудбарским владением. Спустя два года Хусейн-Али-хан умер и власть перешла в руки Фет-Али-хана.

Тем временем взбунтовались жители Дербента, недовольные правлением братьев Мухаммед-Хусейн и Тахир-бек. Фет-Али-хан воспользовался удобным моментом и с помощью горожан подчинил Дербент своей власти.

Чтобы подчинить себе Бакинское ханство, Фет-Али-хая выдал свою сестру Хадижу-бике за бакинского хана Мухаммеда, отказав в этом кайтагскому уцмию Амир-Хамзе, брату своей жены Тути-бике. Перед свадьбой было заключено соглашение о том, что отныне Бакинское ханство будет подчиняться Фет-Али-хану.

После Бакинского ханства наступила очередь Шемахинского, которое было сильным а богатым владением. В Новой Шемахе (Ас-ху) управлял бывший сборщик налогов На-гир-шаха Мухаммед-Али, а в Старой Шемахе — местный феодал Мухаммед-Саид-хан. Между этими правителями шла острая меж-дусобная война. В этой борьбе победили Мухаммед-Сайд и его брат Агаси [11].

В 1767 году Фет-Али-хан совершил поход аа Шемаху и занял расположенную неподалеку от города крепость Мюнджи. Увидев огромное войско кубинцев, которое состояло в основном из лезгин, многие шемахинцы-лезгины перешли на сторону Фет-Али-хана. То этой причине местные феодалы вынуждены были признать власть кубинского хана. 9а это продолжалось недолго. Шемахинские нладетели постоянно уклонялись от налогов, установленных Фет-Али-ханом, в связи с см в 1768 году Фет-Али-хан вновь осадил Шемаху, при этом шекинский хан выступил на стороне кубинского. Взяв в плен Мухаммед-Сайда и Агаси, первого Фет-Али-хан велел заточить в темницу, а второго Гусейн-хан ослепил. Территорию Шемахинского ханства разделили между Кубой и Шеки [11].

Вскоре под власть Фет-Али-хана перешли Джавадское и Муганское владения. Чтобы удержать власть над завоеванными территориями, которые всячески стремились к самостоятельности, Фет-Али-хану нужен был могущественный покровитель. И он, как и многие другие владетели Восточного Кавказа, обратил взоры на Россию. Фет-Али-хан " позволял русским купцам свободно торговать на подвластных территориях, пропускал русских купцов беспошлинно на юг и обратно" [11].

Временем крепли оппозиционные силы. Возникла коалиция шекинцев и грузин, опасавшихся большого усиления Кубинского ханства. В 1774 году объединенные силы напали на Шемаху. Завязалась упорная схватка, в которой с обеих сторон погибли тысячи человек, в основном представители лезгиноязычных народов. Фет-Али-хан одержал победу. Летом того же года кайтагский уцмий Амир-Хамза со своими союзниками напал на Кубу. Битва между Фет-Али-ханом и Амир-Хамзой состоялась на обширном поле Гавдушан близ лезгинского селения Манкулихюр. В этом кровопролитном сражении победили Амир-Хамза с союзниками, а Фет-Али-хан укрылся в Сальяне.

Амир-Хамза разорил Кубу и осадил Дербент, где находилась его сестра Тути-бике — жена Фет-Али-хана. Тути-бике осталась верна мужу и не поддалась уговорам брата сдать город без боя. Пока Тути-бике оборонялась, Фет-Али-хан собрал новые отряды из лезгин, поспешил на помощь жене. Амир-Хамзе ничего не оставалось, кроме как удалиться в свои владения [11].

После этих событий Фет-Али-хан направил в Петербург посла Мирза-бека с просьбой о помощи и выражением согласия войти в подданство России, которая решила помочь Фет-Али-хану.

В 1775 году, по велению императрицы Екатерины II, в пределы нынешнего Дагестана прибыл генерал-майор Медем с русским отрядом с целью поддержать Фет-Али-хана Кубинского и наказать уцмия за пленение академика Гмелина [12]. Захват Кюры описывается так: " Фет-Али-хан превосходно воспользовался помощью: он успел уменьшить значение уцмия, разбитого русскими войсками около сел. Башлы, и в то время, когда генерал Медем занял Дербент, он двинулся в Кюру, разбил Магомед-хана Казику-мухского и заставил его уйти в Кази-Кумух. А чтобы обеспечить на будущее время за собою владение Кюрой, он воспользовался ссорою Магомед-хана со старшим сыном его Ших-Марданом. Причиной этой ссоры были следующие обстоятельства [12]: " От первой жены у Магомед-хана было два сына, Ших-Мардан и Аслан-Гусейн, а от второй жены — сын Сурхай и другие. Сурхай еще ребенком в запальчивости убил Аслан-Гусейна, за что Ших-Мардан питал к нему кровную вражду. Поскольку Сурхай был любимым сыном Магомед-хана, то он, не видя возможности отомстить ему по обычаю за смерть брата, уехал из Кази-Кумуха и обратился к помощи Фет-Али-хана. Фет-Али-хан, отделив от Дербента всю северную часть Кюры до Кабира и от Кубы весь Гюнейский магал, отдал их в управление Ших-Мардану на ханских правах. Вскоре Ших-Мардан успел присоединить Курахский магал и образовать особое Кюринское владение" [12].

" В 1784 году, — пишет Аббас-Кули-Ага Бакиханов, Фет-Али-хан овладел Ардаби-лем и шахсеванские ханы покорились ему. Тогда-то окончательно утвердилась власть и влияние Фет-Али-хана в восточной части Кавказа. Ему давно уже были преданы Гасан-хан Муганский, Мир-Мустафа-хан, сын Карахана, содержавшийся некоторое время в Кубе и возведенный им в достоинство талышского хана, и Гидайат-хан, утвердившийся с его помощью в Гиляне. Шамхал, уцмий и хан Казикумухский находился под его влиянием. Аварский хан и мехтулинский владетель принуждены были поддерживать с ним мирные отношения. Масум и казий табасаранские зависели от него. Все казии и почетные лица вольных дагестанских обществ объявили ему преданность. Сверх наследственного своего удела Кубы, Сальяна и Дербенда он полностью овладел Ширваном. Несовершеннолетний его племянник хан бакинский находился под его опекой. Только Ибрагим-хан Карабагский, надеясь на сильные укрепления, не хотел подчиняться его влиянию, за что Фет-Али-хан совершенно опустошил всю южную часть его ханства… Фет-Али-хан — замечательный человек в истории Кавказа, возвысился благодаря своим благоразумию, щедрости и предприимчивому характеру. По достижении власти в нем обнаружились качества умного и деятельного правителя и особенный дар привязывать к себе всех окружающих, усыплять врагов и выпутываться из самых затруднительных обстоятельств".

Таким образом, Фет-Али-хану удалось объединить все ханства и вольные общества лезгиноязычных народов и восстановить государственность в пределах Кавказской Албании.

После смерти Фет-Али-хана наследником стал сын его Ахмед-хан, при которех центробежные силы усилились.

В 1789 году умер и Магомед-хан Казикумухский. На место его был избран ханом сын Сурхай, несмотря на то, что он был чанка т.е. мать его не происходила из ханской фамилии.

Ших-Мардан-бек, управлявший Кюррою, умер незадолго до смерти Фет-Али-хана. У него остались пять сыновей: Таир-бек, Омар бек, Аслан-бек, Гасан-ага и Фет-Али-хана. Двое старших были чанки, и потому управление владением должно было перейти к Аслан-беку, но Сурхай-хан, воспользовавшись смертью Фет-Али-хана, овладел Кюрою присоединил ее к Кази-Кумуху. Аслан-бек, не имея средств возвратить ханство, поехал сначала в Персию, а потом в Турцию — искать помощи и защиты. Но, не найдя ее, жил некоторое время в Мингрелии и Тифлисе, а по прибытии русских войск в Закавказье в 1802 году возвратился и жил у уцмия Рустем-хана и его преемника Ати-хана [12]. Вот как описсывается в " Кавказском вестнике" проникновение Сурхай-хана в Лезгистан: " Завладев Кюрою Сурхай-хан обратил свое внимание на общества долины Самура, до сих пор упорно сохранявшие свою независимость от соседних ханов. Скоро ему представился удобный случай вмешаться в их дела. Селения Ялахъ, Кака и Луткун, входившие в обществ: Рутульское, притесняемые поборами жителей главного селения — Рутула, обратились к Сурхай-хану с просьбою о защите. Он принял их сначала под свое покровительство, потом присоединил к своему ханству и, наконец, поселил в Каке своих братьев Шуаиб-бека и Иса-бека [12]. С этого времени им присоединены к Кази-Кумуху несколько селений, находящихся в Ихрекском ущелье, и агульскх селение Боркихан, которое он отдал в управление брату своему Сеид-беку" [12]. Так, притесняя друг друга, а затем обращаясь к дальним отпрыскам мазинских эмиров, многие лезгинские селения попали под власть Кази-Кумухских ханов.

Одним из старых султанств являлось Ца-хурское. Цахуры занимают территорию в верховьях Самура, западнее рутульцев, а также сопредельные территории нынешнего Северного Азербайджана. О Цахуре сообщает знаменитый турецкий географ и путешественник XVII века Эвлия Челеби в своей Книге путешествий" (" Сийахат-наме"): Мы прибыли в село Захур. В этой местности имеется до 150 селений. Местность подчиняется эмиру Юсиф-беку, она несколько раз переходила в руки Ирана" [13].

Хронологическая таблица цахурских правителей, согласно неполным данным фирманов, выглядит следующим образом [14]:

  1. Ади Куркулу-бек — 1562, 1593 [15].
  2. Али Султан Цахурский — 1607, 1616 [15].
  3. Мамедхан-бек Цахурский — 1632, 1635 [15].
  4. Халил-бек, сын Мамед-хана Цахурского — 1642 [14].
  5. Эмир Юсуф-бек [13].
  6. Али-Султан-Цахурский — 1695, 1701 [15].
  7. Ахмед-хан Цахурский — 1747 [15].

" Список этот, — пишет А.Шихсаидов, — неполный. Нет возможности установить начало и конец правления того или иного правителя. Поэтому указывается лишь год, под которым встречается в фирмане имя правителя. Неизвестно, был ли какой-либо правитель между Ади Куркулу-беком (1562) и Али Султаном Цахурским (1607, 1616) между Али Султаном Цахурским II (1695, 1701) и Ахмед-ханом Цахурским" [14].

И далее: " Невозможно также установить, была ли власть цахурского правителя наследованной. Только в одном случае встречаемся с фактом наследственной власти: Мамедхана Цахурского сменяет его сын Халил-бек Цахурский. В остальных случаях родственные связи правителей не отмечаются, что затрудняет возможность делать какие-либо выводы. Устанавливается также, что Ади Куркулу-бек правил сравнительно долгое время, более тридцати лет" [14].

В XVI — XVII веках Цахур совместно с Элису входит в Ширван в качестве улька [16].

Фирманы зафиксировали зависимость Цахурского султанства от иранских правителей. Иранский шах Тахмаси I (1524-1576) в фирмане от 1562 г. сообщает о " Захурском владетеле Ади Куркул-беке": " Сей владетель сотоит в числе преданнейших нам слуг" [14]. Шах Аббас (1587-1629) фирманом от 1616 на имя Али Султана Цахурского повелевает ему при прибытии " в ту сторону ширванскогго беглербека Юсуф-хана продолжать службу нашему двору с подобающим усердием". Шах Сефи (1629-1642) дважды (1632, 1642) предлагает цахурским владетелям совершить набег на Грузию и Кахетию. Шах Аббас II (1642-1669) жалует Халил-беку " Цахур в тиуль как отцу его" [14].

Как известно, с 1514 по 1639 гг. шла почти беспрерывная война между Ираном и Турцией. Упомянутые фирманы позволяют предположить, что Цахурское владение также попало под власть турок. Али Султан Цахурский получает фирман от турецкого султана, которым султан жалует Али Султану Цахурскому " в наследственное владение" деревни Мешебаши, Ках, Зернэ, Кум, Лэкэти, Алагез [15].

Судя по фирманам, персидское государство выступает верховным владетелем всех подвластных земель. Земли и селения отдаются в правление местным владетелям. Владетель Цахурского султанства по отношению к персидскому шаху выступает в качестве вассала.

О рутульском обществе-ханстве также имеются интересные сведения. О нем в 1597 году Шамхал сообщает русскому царю Федору Иоановичу как о своих союзниках наряду с такими областями, как Табасаран, Кази-Кумух и т.д. [14]. Еще в 1873 году со-словно-поземельная комиссия сообщала о наличии родословной таблицы рутульских беков, начинающейся с Казибека. Согласно этой родословной, рутульские беки живут в сел. Рутул с 1574 г. [17, 18].

Достоверность этого сообщения в части, относящейся к Казибеку и времени его правления, " находит подтверждение в более надежном источнике — фирмане персидского шаха на имя рутульского правителя Газибека и " рутульских общин" в 1583 г. [19].

Имя этого бека упоминается еще несколько раз: в 1588 г. турецкий султан Мурад III направляет Газибеку грамоту о пожаловании ему ханства. Лет через десять уже персидский шах Аббас предлагает Газибеку оказать помощь цахурскому правителю Махмедбеку. В 1606 г. шах Аббас жалует Газибеку селение Нудгуши. И, наконец, в 1626 г. турецкий султан Мурад IV указывает Ибрагим-хану рутульскому помочь турецким войскам, а в 1635 г. пожаловал ему селения Надим и Лойткам [14].

" По всей вероятности, — пишет А.Шихсаидов, — власти рутульских беков подчинялись такие населенные пункты, как Шиназ, Кана, Амсар, Уна, которые впоследствии вошли в состав Рутульского магала" [14].

В XVI — XVII вв. Табасаран неоднократно упоминается в источниках, относящихся к этому времени: сообщается о героическом сопротивлении жителей Табасарана персидским завоевателям, о " табасаранском князе" и т.д. Как о самостоятельном владетеле о нем сообщает турецкий путешественник XVII веке Эвлия Челеби.

Сведения о феодальных правителях Табасарана крайне отрывочны, поэтому пока еще нет никакой возможности составить хронологию этих правителей. О трех из них имеем относительно точные данные, а именно [14]:

  1. Князь Кадит, Зихраров сын — 1593 [14].
  2. Ак-Мавсум-хан Табасаранский — между 1587 и 1626гг.
  3. Хусен-хан Мавсум — 1630-1631 гг. [14].

Что касается термина " кади", то в достоверных источниках он появляется только в начале XVII века, но сообщаемые здесь сведения дают основание отнести появление этого термина к более раннему времени [14].

А.Шихсаидов считает, что " установить наличие наследственной власти майсума в Табасаране до XVI века включительно невозможно, но наличие такой власти в XVII веке не подлежит сомнению" [14].

Далее А.Шихсаидов пишет: " Очевидно, к XVII веку относится разделение власти майсума и кадия, вернее, возвеличение кадия и превращение его в самостоятельного правителя. Это видно, например, из показаний которые дал в 1870 году юнкер Мустафа-бег Карчагский сословно-поземельной комиссии: " Между беками из майсумовского рода разгорелась междоусобная война, в котором принял участие и народ, во время этой войны майсумы вынуждены были оставить Хучни и переселиться в Джерах, но межде собия между беками продолжались до тот когда все почти беки были перебиты и остался один малолетний потомок майсума. Этим случаем воспользовались кадии табасаранские и подчинили своему влиянию северных Табасаран. По надписям на могилах в Джерахе видно, что они перешли туда около 300 лет тому назад" [20].

Таким образом, с освобождением из-под власти Ирана в истории Восточного Кавказа открывается период независимых и полунезависимых ханств. " Между ними постоянно шли войны за сферу влияния и расширение подвластных территорий. Военная мощь определяла судьбу ханства. Только наличие боеспособной армии обеспечивало хану возможность отстоять свою независимость в борьбе с многочисленными врагами. Maлочисленность же войск приводила к потере независимости ханств, их захвату более сильными соседями" [21].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.