Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расследования. Первая ситуация. Поступает заявление или сообщение в






Первая ситуация. Поступает заявление или сообщение в

правоохранительные органы о вредных экологических последст-

виях, причиной которых, вероятно, послужило нарушение эколо-

§ 2. Типичные следственные ситуации и действия

следователя на первоначальном этапе расследования

гических норм. Эта информация может поступать: от органов

государственного экологического контроля, администраций пред-

приятий, должностных лиц, из выступлений по телевидению и

радио, писем отдельных граждан, публикаций прессы. Как прави-

ло, в таких случаях сообщается о конкретных последствиях, на-

пример о гибели рыбы в водоемах, злаковых растений на опре-

деленных полях, массовой гибели животных, болезненном со-

стоянии людей. При этом данных об источнике, причине и харак-

тере загрязнения в полученной информации зачастую не содер-

жится.

Вторая ситуация. Следователь или прокурор получил от ор-

гана экологического контроля ì à ò å ð è à ë û, устанавливающие факт и

виновника загрязнения. Задокументировав данное происшествие,

орган считает необходимым поставить вопрос об уголовной от-

ветственности виновных в силу серьезности вредных последст-

вий.

В первой ситуации следователь или орган дознания проводит

следующие проверочные действия: берет объяснения от должно-

стных лиц и отдельных граждан; проверяет достоверность посту-

пившей информации; устанавливает источник, характер загряз-

нения и наступившие вредные последствия; истребует дополни-

тельные документы от органа экологического контроля1, а имен-

но:

сообщение о нарушении природоохранного законодательства;

протокол по факту нарушения природоохранного законода-

тельства;

объяснения причастных к событию лиц и его очевидцев;

заключение специалистов, содержащее характеристику нару-

шения, расчет ущерба, причины и условия, способствовавшие

наступлению этого события;

протоколы ранее проведенных проверок, копии ведомствен-

ных инструкций, приказов или выписок из них, касающиеся допу-

щенного нарушения;

акты анализа лабораторных исследований проб воды, возду-

ха, почв и других экологических объектов.

Решая вопрос о возбуждении уголовного дела, следователь

или орган дознания знакомится и с документами, регламентирую-

щими деятельность по охране окружающей среды на хозяйствен-

1 В соответствии с письмом Минприроды России от 31 августа 1992 г. «О требованиях к

оформлению и направлению материалов в органы прокуратуры по фактам уголовно на-

казуемых нарушений природоохранного законодательства».

Глава 36. Методика расследования экологических преступлений 674

ных объектах, в частности с экологическим паспортом предпри-

ятия; актами контроля за газоочистными и пылеулавливающими

установками; инструкцией по составлению отчетов об охране воз-

духа и воды и соответствующими ГОСТами, определяющими объ-

ем и состав производственных отходов и регламентирующими фо-

новую концентрацию загрязняющих веществ.

Изучив вышеуказанные документы и убедившись в том, что

информация об экологическом нарушении достоверна, следова-

тель с учетом местных условий, особенностей происшедшего и

на основе типовых версий выдвигает версии конкретные. Приме-

нительно к загрязнению вод можно привести следующие типовые

версии:

неблагоприятные изменения гидрологических условий (со-

держание кислорода в воде, температура, расход воды);

попадание в водоем ядохимикатов с полей;

возникновение инфекционных заболеваний рыбы, вызвавших

ее гибель;

загрязнение водоема необезвреженными сточными водами

хозяйственных объектов;

загрязнение токсичными веществами, попавшими в воду при

погрузочно-разгрузочных работах и при транспортировке.

Практикой подтверждается, что непосредственной причиной

загрязнения вод и гибели их обитателей является одна из пере-

численных версий. По мере получения криминалистически зна-

чимой информации круг версий сужается. При любой из назван-

ных ситуаций следователем на первоначальном этапе расследо-

вания проводятся следующие следственные действия и меры

организационного характера:

1) обеспечение охраны места происшествия сотрудниками пат-

рульно-постовой службы милиции, ГИБДД, участковыми инспекто-

рами, экологической милицией, а при необходимости — силами и

средствами других служб органов внутренних дел;

2) обеспечение постоянного взаимного обмена информацией

с органом дознания по расследуемому преступлению;

3) направление конкретных поручений органам дознания;

4) использование информации, полученной оперативно-ро-

зыскным путем, при проведении неотложных следственных дей-

ствий;

5) обеспечение связей с общественностью;

6) использование в случае необходимости возможностей те-

левидения, радио и газет.

§ 2. Типичные следственные ситуации и действия

следователя на первоначальном этапе расследования

Практика расследования уголовных дел данной категории

свидетельствует, что в любой ситуации неотложными следствен-

ными действиями являются осмотр места происшествия и до-

просы очевидцев.

На первоначальном этапе расследования следователь не

должен перекладывать свои функциональные обязанности и за-

дачи на сотрудников санитарно-эпидемиологических служб или

инспекции рыбоохраны, пассивно ожидая результатов их служеб-

ного расследования. Личное восприятие, дополнительное выяв-

ление и фиксация последствий преступного нарушения правил

охраны окружающей среды, сбор доказательств на месте проис-

шествия — основная задача следователя и определяющее усло-

вие полного и быстрого раскрытия преступления.

Осмотр места происшествия по факту загрязнения воды,

почвы, воздуха — действие сложное и трудоемкое. Сохранить его

обстановку в условиях постоянного изменения погоды и произ-

водственной деятельности предприятий практически невозможно,

поэтому успех выявления и закрепления доказательств во мно-

гом зависит от кропотливой подготовки, своевременного осмотра

и хорошей организации работы на месте происшествия.

Для проведения осмотра места экологического происшествия

обязательно привлекаются соответствующие специалисты. Это

могут быть работники санитарно-эпидемиологических учрежде-

ний, врачи-ветеринары и ихтиологи, инспекторы госрыбнадзора,

специалисты по эксплуатации водоочистных и канализационных

устройств, а также представители местных природоохранных

органов.

Как правило, осматриваемая территория бывает довольно

обширной: лесные массивы, водные участки, пашни, предпри-

ятия, территории, где непосредственно находится источник за-

грязнения, и пр. С учетом этого обстоятельства необходимо пре-

дусмотреть и подготовить крупномасштабные карты или схемы

осматриваемой территории, различные транспортные (вертоле-

ты, автомобили, вездеходы, лодки, катера и т.д.), технические и

криминалистические средства, в том числе средства, предназна-

ченные для осуществления экспресс-анализа и забора проб воз-

духа, воды, грунта, хранения отдельных экземпляров погибших

животных (зверей, птиц, рыб, насекомых) и растительности.

При подготовке к осмотру места происшествия следователь

принимает все необходимые меры по оказанию помощи постра-

Глава 36. Методика расследования экологических преступлений 676

давшим, устранению причин и последствий загрязнения, пресе-

чению его дальнейшего распространения.

Если источник заражения неизвестен, а территория достаточ-

но большая, осмотр от периферии к центру осуществляют не-

сколько следственно-оперативных групп. В данном случае число

участников осмотра (понятые, специалисты, обслуживающий

персонал), количество транспортных, технических и криминали-

стических средств увеличивается соответственно числу рабо-

тающих следственно-оперативных групп.

Перед выездом следователь — руководитель осмотра соби-

рает всех участников предстоящего следственного действия и

обсуждает задачу данного мероприятия, порядок предстоящих

действий и по топографическим картам распределяет участки

(территорию) для работы каждой группы.

Общей задачей осмотра обычно является: установление и

фиксация территории загрязнения, его источника и наступивших

последствий, а также полное и качественное изъятие необходи-

мых проб воздуха, воды, грунта, отдельных экземпляров погиб-

шей флоры и фауны.

По прибытии на место происшествия специалисты исследуют

место осмотра на предмет опасности нахождения там оперативно-

следственной группы и безотлагательно оказывают помощь по-

страдавшим. Если по государственным стандартам степень зара-

женности воздуха и территории допустима для нахождения там

людей, члены следственно-оперативной группы (групп) приступают

к осмотру под руководством следователя.

По ходу осмотра следователь и оперативные работники ведут

опрос и фиксацию объяснений очевидцев, наблюдавших разви-

тие и последствия экологического происшествия, а возможно и

процесс вредных выбросов. Очевидцы, которые сообщают кри-

миналистически важные для следствия данные, затем допраши-

ваются в качестве свидетелей.

На стадии общего осмотра особое внимание обращается на

притоки, впадающие в водоем, выходы сточных коллекторов,

подводные и надземные нефте-, газопроводы, транспортные

средства, перевозящие химически опасные грузы, склады таких

веществ.

На этой стадии определяются: признаки экологического пре-

ступления, источник загрязнения, границы его распространения.

Принимаются меры к охране места происшествия, следов и объ-

ектов, содержащих криминалистически значимую информацию.

§ 2. Типичные следственные ситуации и действия

следователя на первоначальном этапе расследования

Эффективность поиска источника загрязнения значительно по-

высится, если специалисты будут в ходе общего осмотра осуществ-

лять экспресс-анализы воды, воздуха или грунта, а также учитывать

метеорологические данные (температуру воздуха, характер и ин-

тенсивность осадков, силу и направление ветра и др.), характер

рельефа местности и места нахождения нефте-, газопроводов, ка-

нализационных коллекторов, складов ядохимикатов и т.п.

На стадии детального осмотра тщательно осматриваются и

фиксируются: источник загрязнения и наступившие вредные по-

следствия (концентрация отходов производства, места скопления

погибших экземпляров флоры и фауны).

На этой стадии осмотра, независимо от того, осуществлялся

экспресс-анализ или нет, обязательно отбираются пробы возду-

ха, воды и грунта для производства соответствующей экспертизы

в целях определения характера, степени поражения загрязнени-

ем территории и установления его источника. Полученные пробы

и отдельные экземпляры флоры и фауны направляются на ис-

следование в лаборатории органов, контролирующих состояние

окружающей среды.

Результаты осмотра места происшествия фиксируются в про-

токоле, на схемах, планах и топографических картах, а также с

помощью фотосъемки и видеозаписи. Процессуальное закрепле-

ние результатов этого следственного действия является залогом

успешного раскрытия и расследования преступлений данной ка-

тегории.

Выемка и исследование документов. Следующее за осмот-

ром и опросом очевидцев неотложное действие — выемка и

исследование документов, которые подразделяются на 4

основные группы, а именно:

1) документы, содержащие сведения о факте загрязнения

водоема или атмосферы, причинения вреда здоровью людей,

фауне или фло ре. К их числу относятся акты органов

государственного контроля, бассейновых инспекций рыбоохраны,

справки гидрохимических лабораторий о фактах загрязнений и

результатах проводимых ими лабораторных анализов, акты

ветеринарных, ихтиологических и биологических анализов

состояния животных, рыбы, птицы, растительности,

сельскохозяйственной продукции;

2) документы, содержащие сведения о технологическом

режиме работы предприятийпотенциальных

загрязнителей, функциональных обязанностях администрации,

действиях непосредственных исполнителей. Это планы

Глава 36. Методика расследования экологических преступлений 678

посредственных исполнителей. Это планы размещения объек-

тов производства, схемы водных бассейнов, схемы канализаци-

онных трубопроводов, балансовые схемы водопотребления, акты

санитарного обследования предприятий, приказы о назначении

на должность и возложении функциональных обязанностей, свя-

занных с экологией, инструкции для персонала, служебные ха-

рактеристики сотрудников;

3) документы, содержащие сведения об эффективности ра-

боты очистных сооружений, их проектной и фактической

мощности, времени и регламенте профилактических

мероприятий, их фактическом выполнении. Это акты приемки-

сдачи сооружений, журналы учета ремонтных работ, расчетные

данные эффективности очистных сооружений и др.;

4) документы, содержащие сведения о принятии мер к лик-

видации последствий нарушений правил охраны окружающей

среды. Это приказы вышестоящих организаций, распоряжения

руководства данного предприятия, протоколы заседаний комис-

сии по ликвидации последствий аварий, загрязнивших окружаю-

щую среду.

На основе материалов, полученных при осмотре места проис-

шествия, и изъятых документов в неотложном порядке назначают-

ся следующие судебные экспертизы: судебно-медицинская, су-

дебно-ветеринарная, ихтиологическая и судебно-химическая. За-

тем, по мере получения необходимых материалов, могут быть на-

значены: токсикологическая, радиологическая, техническая, техно-

логическая, гидротехническая, строительно-техническая, агротех-

ническая, зоотехническая, гидрометеорологическая, рыбохозяйст-

венная, судебно-биологическая и экологическая экспертизы.

Судебно-медицинская экспертиза проводится для установле-

ния причин смерти в случаях отравления людей с летальным

исходом водой, пищей, воздухом. На ее разрешение могут быть

поставлены следующие вопросы:

а) когда наступила смерть потерпевшего и какова ее причина;

б) является ли причиной смерти отравление;

в) каким веществом оно вызвано;

г) каким путем ядовитые отравляющие вещества попали в ор-

ганизм человека;

д) не явился ли причиной смерти сброс в водоем неочищен-

ных и необезвреженных сточных вод.

Судебно-ветеринарная экспертиза назначается при падеже

животных и гибели водоплавающей птицы, вызванных сбросом в

водоем неочищенных и необезвреженных сточных вод. Объекта-

§ 2. Типичные следственные ситуации и действия

следователя на первоначальном этапе расследования

ми ее исследования могут быть трупы различных животных и

птиц, загрязненные пастбища, водопои, корма, изделия и продук-

ты животного происхождения. На разрешение экспертов ставятся

вопросы:

а) когда наступила смерть животного;

б) какова причина заболевания скота;

в) не является ли причиной заболевания (гибели) животных

отравление;

г) каким веществом вызвано отравление;

д) каким путем ядовитые отравляющие вещества попали в ор-

ганизм животных;

е) не послужил ли причиной гибели или заболевания живот-

ных сброс в водоем неочищенных и необезвреженных сточных

вод, вредных отходов производства.

Ихтиологическая экспертиза назначается для определения

характера и размера ущерба, причиненного рыбному хозяйству в

результате загрязнения водоема, для установления причин и

обстоятельств гибели рыбы и планктона, определения перспек-

тив восстановления в водоеме кормовых организмов. На ее раз-

решение могут быть поставлены вопросы:

а) какое количество рыб определенного вида изменило свои

естественные свойства;

б) могли ли причинить вред рыбным запасам водоема сбросы

неочищенных и необезвреженных сточных вод, содержащие оп-

ределенные вещества, например нефтепродукты в количестве,

превышающем предельно допустимые концентрации;

в) в чем может выразиться вред рыбному хозяйству от сброса

сточных вод и других вредных отходов производства;

г) имеются ли в представленных на исследование экземплярах

рыб вещества, содержащие угрозу жизнедеятельности водоема.

Судебно-химическая экспертиза назначается для решения

вопросов о том, имеются ли в представленных образцах воды

(воздуха) загрязняющие вещества или составы, не присущие ее

нормальному состоянию, и если да, то какие именно и в каких

концентрациях; превышают ли они предельно допустимые нор-

мы; относится ли данное вещество к разряду токсичных химиче-

ских препаратов, активно воздействующих на организм человека

и окружающую природную среду; относится ли данное химиче-

ское вещество к категории вредно воздействующих на озоновый

слой земли; к какому виду относится масса, компонентом которой

могло быть данное вещество (минеральное удобрение, животно-

Глава 36. Методика расследования экологических преступлений 680

водческий сток и т.д.); в течение какого времени сохраняется то

или иное вещество в воде. Иногда необходимо выяснить, какие

химические соединения могли образоваться в результате реак-

ции с вредными веществами, содержащимися в данных сточных

водах; соответствует ли нормативным требованиям метод, при-

мененный для отбора пробы или ее анализа; не однородны ли

вещество, изъятое с места загрязнения, и образец вещества с

данного объекта; не происходят ли представленные для сравни-

тельного исследования вещества из одного источника и др.

Токсикологическая экспертиза устанавливает содержание в

представленных пробах воды (воздуха) ядовитых веществ, вред-

ных для людей, животных, птиц, рыб. Экспертным путем здесь

устанавливается: содержат ли представленные пробы воды (воз-

духа) ядовитые вещества, вредные для людей, животных, птиц,

рыб.

Радиологическая экспертиза устанавливает содержание в

представленных объектах радиоактивных изотопов, их вид, кон-

центрацию, степень вредного воздействия.

Судебно-техническая экспертиза назначается для выяснения

причин выхода из строя очистных сооружений, установления тех-

нических недостатков в работе канализационных сетей, устано-

вок для улавливания вредных веществ, усреднителей, ловушек, а

также для определения круга лиц, ответственных за допущенные

нарушения установленных правил, и связи данного нарушения с

конкретным экологическим происшествием. Вопросы, разрешае-

мые технической экспертизой:

а) обеспечивают ли требования экологической безопасности

техническая документация, оборудование, и если нет, то почему;

б) исправно ли данное техническое средство, и если нет, в

чем выражается неисправность, по какой причине возникла, как

влияет на окружающую среду;

в) имелась ли техническая возможность для ее своевремен-

ного обнаружения и устранения;

г) могло ли при данных обстоятельствах произойти некое са-

мопроизвольное действие (включение насоса, подъем задвижки и

т.п.);

д) каковы непосредственные технические причины выбросов

или сбросов стоков, содержащих вредные вещества в концентра-

циях, превышающих предельно допустимые, а также причины

высокого содержания вредных веществ в выбросах;

§ 2. Типичные следственные ситуации и действия

следователя на первоначальном этапе расследования

е) допущено ли нарушение экологических норм при выполне-

нии определенных работ (монтаже, эксплуатации очистного со-

оружения и т.п.), является ли возникшая ситуация аварийной;

ж) имело ли данное предприятие возможность обеспечить

экологическую безопасность производства с учетом наличия обо-

рудования и финансовых средств;

з) правильно ли осуществлялся контроль за оборудованием,

обеспечивался ли его своевременный ремонт;

и) находится ли на должном уровне качество контрольно-

измерительных приборов и аппаратуры, применяемой в аналити-

ческой лаборатории предприятия.

Судебно-технологическая экспертиза является разновидно-

стью технической. Она назначается для выявления на действую-

щем промышленном предприятии нарушений технологического

процесса, которые могут вызвать экологически вредные послед-

ствия. На разрешение экспертов обычно ставятся следующие

вопросы:

а) соответствует ли проекту на данном предприятии техноло-

гия очистки газовых выбросов либо сточных вод;

б) отвечает ли утвержденной документации ход технологиче-

ского процесса и его результаты;

в) каковы технологические причины выбросов в окружающую

среду неочищенных отходов производства и сточных вод в кон-

центрациях, превышающих предельно допустимую концентрацию

(ПДК).

Гидротехническая экспертиза определяет техническое со-

стояние выявленных источников загрязнения, качество монтажа

технологического оборудования и отдельных установок. Разре-

шаемые вопросы:

а) соответствуют ли проекту водные коммуникации предпри-

ятия, данное водоочистное сооружение и фактический режим

оборотного водоснабжения, обеспечивают ли они экологическую

безопасность;

б) исправно ли данное водоочистное сооружение, и если нет,

то в чем заключаются неисправности и как они влияют на эколо-

гическую безопасность;

в) какова производительность данного водоочистного соору-

жения в сравнении с нормативами;

г) не нарушены ли правила экологической безопасности при

выполнении конкретных работ (ликвидация закупорки, прорыва,

устранение дефектов водных коммуникаций и т.д.);

Глава 36. Методика расследования экологических преступлений 682

д) способно ли обеспечить перекачку определенного объема

воды данное техническое устройство (например, канализацион-

ная насосная станция);

е) правильно ли производился расчет расхода воды в данном

водоеме с целью обеспечения экологической безопасности, и если

нет, в чем заключается ошибка и какова ее величина;

ж) каков фактический объем воды, поступившей в водоем от

определенных объектов, и какое ее количество вышло на по-

верхность через места разрушения канализационной системы и

канализационные колодцы в расследуемой аварийной ситуации.

Строительно-техническая экспертиза касается проектиро-

вания и производства строительных работ и назначается для

ответа на вопросы:

а) правильно ли проведены проектные и изыскательские ра-

боты;

б) допущены ли при производстве строительно-монтажных

работ отступления от проекта, и если да, в чем они выразились и

могли ли негативно повлиять на объект в плане его экологиче-

ской безопасности;

в) соответствуют ли строительно-монтажные работы, произ-

веденные при возведении данного объекта, требованиям эколо-

гической безопасности (в том числе строительным нормам и пра-

вилам, нормативным параметрам сброса сточных вод), обеспе-

чено ли строительство надежной системой канализации, иными

средствами отведения, очистки сточных вод, и если нет, в чем

выражается несоответствие нормативам;

г) одновременно ли с объектом сданы очистные сооружения и

др.

Агротехническая экспертиза назначается в случае причине-

ния вреда сельскохозяйственным культурам. Вопросы эксперту:

а) какова причина гибели (или повреждения) сельскохозяйст-

венных культур;

б) не нарушены ли агротехнические правила, обеспечиваю-

щие экологическую безопасность, при выполнении таких-то работ

(хранении, транспортировке, применении удобрений, ядохимика-

тов, использовании воды для полива и др.), и если да, то какие

именно;

в) правилен ли установленный в данном хозяйстве порядок

хранения, транспортировки, использования удобрений (или ядо-

химикатов), и если нет, в чем заключаются отступления от над-

лежащего порядка;

§ 2. Типичные следственные ситуации и действия

следователя на первоначальном этапе расследования

г) могли ли данные загрязнения вызвать вредные последствия

для сельскохозяйственного производства;

д) каков размер материального ущерба, причиненного сель-

скохозяйственному производству вследствие нарушения агротех-

нических правил;

е) какие мероприятия целесообразно осуществить на данном

хозяйственном объекте с целью предотвращения агротехниче-

ских нарушений, ведущих к гибели и порче сельскохозяйственных

посевов.

Зоотехническая экспертиза назначается в случае причинения

вреда животноводству для выяснения следующих вопросов:

а) каковы причины и степень порчи кормов для животных (или

воды для питья), не связана ли порча с воздействием на них оп-

ределенных загрязняющих веществ;

б) не является ли снижение упитанности определенных жи-

вотных (или удойности коров) результатом нарушения экологиче-

ских правил, в частности вызванного им загрязнения кормов (или

воды для питья);

в) обоснованно ли произведен забой скота, явился ли он дей-

ствительно вынужденным и не связан ли с нарушениями экологи-

ческих правил;

г) не нарушены ли обеспечивающие экологическую безопас-

ность зоотехнические правила при выполнении определенных

работ по уходу за животными, и если да, то какие именно;

д) какие мероприятия необходимо осуществить на данном

сельскохозяйственном объекте с целью предотвращения эколо-

гических нарушений.

Гидрометеорологическая экспертиза устанавливает, могли

ли конкретные отходы производства рассеяться от источника

загрязнения на определенное расстояние в данной гидрометео-

рологической ситуации, каков расход воды в определенном водо-

еме в сложившихся условиях и др. Вопросы эксперту:

а) в каком направлении и на какой площади могли распро-

страниться вредные загрязняющие вещества от данного источни-

ка выбросов при конкретных метеорологических условиях;

б) какой должна быть концентрация выброшенных данным

объектом загрязняющих веществ на определенной территории в

зависимости от следующих условий (расстояние от объекта до

зоны загрязнения, высота выводных труб, объем выбросов, на-

правление и скорость ветра, температура, влажность воздуха);

Глава 36. Методика расследования экологических преступлений 684

в) в какое время года и за какой промежуток данные загряз-

няющие вещества могли переместиться на определенное рас-

стояние в конкретном водоеме;

г) могли ли ядохимикаты с поименованного объекта попасть

на данную территорию воздушным путем;

д) какой объем воды израсходован за указанное время из

данного водоема при определенных метеорологических услови-

ях;

е) какие мероприятия по профилактике загрязнений окружаю-

щей среды нужно принять на данном объекте с учетом местных

гидрометеорологических условий.

Рыбохозяйственная экспертиза устанавливает:

а) нарушены ли в данном случае правила охраны рыбных за-

пасов, и если да, какие именно;

б) существует ли угроза причинения вреда рыбным запасам

вследствие указанных действий (сброса в водоем сточных не-

очищенных вод и др.);

в) вызвало ли сокращение мест обитания, нагула, нереста

рыбы загрязнение воды, пробы которой предоставлены для ис-

следования;

г) не лишился ли данный водный объект рыбохозяйственного

значения в результате произошедшего загрязнения;

д) имеется ли возможность восстановить утраченные вслед-

ствие загрязнения условия, необходимые для обитания рыб в

данном водоеме, и если да, какое время и каких материальных

затрат это потребует;

е) каков размер ущерба, причиненного вследствие гибели ры-

бы по причине загрязнения данного водоема.

Биологическая экспертиза определяет наличие в исследуе-

мых объектах вредных биологических и бактериологических ве-

ществ, разрешая вопросы:

а) относится ли данный объект к категории биологических,

оказывающих вредное воздействие на окружающую природную

среду, и если да, к какому именно виду объектов;

б) не содержатся ли в данной пробе возбудители заболева-

ний, и если да, какие именно;

в) допустимо ли использовать данные микроорганизмы без

применения специальных мер по предотвращению их неконтро-

лируемого размножения и др.

Экологическая экспертиза устанавливает:

§ 2. Типичные следственные ситуации и действия

следователя на первоначальном этапе расследования

а) соответствует ли технический проект данного предприятия

требованиям экологической безопасности, и если нет, в чем вы-

ражается несоответствие;

б) присущи ли данному региону признаки зоны экологического

бедствия, и в чем они выражаются;

в) относится ли данный регион к числу нуждающихся в особой

(усиленной) экологической защите, и если да, к какой категории

он относится;

г) представляет ли данный вид хозяйственной деятельности

угрозу для здоровья людей, представителей животного и расти-

тельного мира и др.

Нередко при расследовании уголовных дел об экологических

преступлениях возникает необходимость в применении специ-

альных познаний, относящихся к нескольким различным отрас-

лям. Тогда назначаются комплексные экспертизы, при проведе-

нии которых эксперты, специализирующиеся в разных классах

или родах судебных экспертиз, заняты совместным решением

поставленных вопросов и формулированием общего вывода.

Производство экологических экспертиз можно поручать со-

трудникам отделов экологической экспертизы местных органов

Минприроды России, работникам научно-технических советов

экологических обществ.

Допросы. При расследовании экологических преступлений

важную информацию следователи получают из допросов потер-

певших и свидетелей. Круг свидетелей достаточно широк. Разли-

чают следующие группы свидетелей.

Первая группа — очевидцы, могущие сообщить о факте за-

грязнения и о его последствиях. Очевидцы — это прежде всего

граждане из числа местных жителей, которые непосредственно

наблюдали факты вредных выбросов в водоемы и атмосферу, а

также наблюдали наступившие вредные последствия. Среди них

могут оказаться потерпевшие, здоровью которых были причинены

более или менее серьезные повреждения, а также свидетели из

числа работников предприятия-загрязнителя. При допросе этих

лиц выясняют вопросы: о факте и времени обнаружения вредных

выбросов в водные бассейны и атмосферу, причине происшедшего

события, характере и масштабе загрязнения.

Наибольшую ценность представляют обычно показания со-

трудников соответствующих органов государственного надзора,

которые по роду службы осуществляют контроль за окружающей

средой, делают это систематически и квалифицированно. При

Глава 36. Методика расследования экологических преступлений 686

допросе этих лиц следует выяснить, что, где и когда они наблю-

дали и фиксировали, какие вредные последствия происшедшего

им известны, где находятся соответствующие документы. Если

такие факты имели место и раньше, то какие меры по отношению

к нарушителям предпринимались, каким образом устранялись

выявленные нарушения.

Вторая группа свидетелей — это лица из числа администра-

ции и обслуживающего персонала предприятия, на котором про-

изошел выброс вредных веществ. При этом следует иметь в ви-

ду, что среди свидетелей могут оказаться как лица, которые не

причастны к произошедшему и возмущены имевшим место собы-

тием, так и прямые виновники экологического происшествия. Эта

категория допрашиваемых наиболее полно осведомлена об об-

стоятельствах случившегося, поэтому к их допросам нужно тща-

тельно готовиться.

Допрос необходимо начинать с тех, кто работал на данном

участке, был очевидцем происшедшего события, но в случив-

шемся неповинен, а потому может дать объективные показания.

Для допроса заинтересованных лиц, в той или иной степени ви-

новных в происшедшем событии, следователю необходимо рас-

полагать документами, фактами, показаниями их сослуживцев, с

тем чтобы побудить, при необходимости, к даче правдивых пока-

заний. Для этого он: знакомится с работой предприятия — за-

грязнителя окружающей среды, изучает специфику производства,

особенности конструкций и характера очистных сооружений, про-

думывает перечень вопросов, составляет развернутый план до-

проса. Для оценки показаний относительно технических и техно-

логических особенностей предприятия-загрязнителя и своевре-

менного пресечения попытки исказить действительность, пользу-

ясь некомпетентностью допрашивающего, рекомендуется полу-

чить консультации специалистов в области природоохранной

деятельности.

Таким образом, для раскрытия экологических преступлений,

когда следователь на первоначальном этапе расследования не

имеет материалов органа экологического контроля, решаются

вышеперечисленные основные задачи: немедленное и квалифи-

цированное проведение осмотра места происшествия; изъятие

необходимых проб воздуха, воды, грунта и отдельных экземпля-

ров флоры и фауны; выемка и изучение документов; назначение

экспертизы и допрос свидетелей.

Своевременному раскрытию и расследованию экологических

преступлений способствует тесное взаимодействие следователя

§ 2. Типичные следственные ситуации и действия

следователя на первоначальном этапе расследования

с сотрудниками экологической милиции, с различными специали-

стами, экспертами-криминалистами и работниками местных ко-

митетов по охране окружающей среды и природных ресурсов,

специалистами санитарно-эпидемиологического надзора. Они

могут помочь в сборе криминалистически значимой информации

о территории, пораженной экологическим загрязнением, очевид-

цах происшествия, потерпевших, последствиях загрязнения и его

потенциальных виновниках.

Материалы административных проверок, проведенных со-

трудниками комитетов по охране окружающей среды и природных

ресурсов, санитарно-эпидемиологического или ветеринарного

надзора, инспекции рыбоохраны, региональных отделений Мин-

здрава России, как правило, содержат установленные данные о

факте загрязнения, его характере, последствиях, предприятиях-

виновниках, а иногда и о конкретных лицах. Полученные мате-

риалы облегчают работу следователя, но ни в коей мере не за-

меняют следственного производства, не снимают с него обязан-

ности решать вышеперечисленные задачи процессуальными

средствами.

Материалы служебных расследований обязательно приоб-

щаются к уголовным делам об экологических преступлениях, так

как имеют доказательственное значение. Последовательность

действий следователя в данной ситуации в основном аналогична

рассмотренной выше.

По делам, связанным с экологическими преступлениями, у

подозреваемых (обвиняемых) проводятся обыски. При этом изы-

маются орудия преступления, транспортные средства, если с их

помощью было совершено посягательство, документы, отра-

жающие сведения о фактах, относящихся к обстановке загрязне-

ния водоемов или атмосферного воздуха, незаконной охоты,

рыбной ловли, порубки деревьев и т.д. Проводятся также опозна-

ние, очная ставка, следственный эксперимент и другие процессу-

альные действия.

В целях установления причин и условий, способствовавших

совершению экологических преступлений, важно установить не-

достатки в деятельности предприятия (организации) и должност-

ных лиц. Для этого, как правило, требуется самое широкое ис-

пользование специальных познаний в вопросах техники и техно-

логии конкретного предприятия, о характере загрязнения и насту-

пивших или могущих наступить экологически вредных последст-

вий.

Глава 36. Методика расследования экологических преступлений 688

Литература:

Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» от

19 декабря 1991 г.

Пиндюр И.И. Организация и методика расследования неза-

конной охоты. Караганда, 1985.

Резван А.А. Предварительная проверка материалов по делам

об охране природы // Актуальные вопросы советской юридиче-

ской науки. Ч. 2. Саратов, 1978. С. 128, 129.

Селиванов Н.А., Скоромноков К.С. Расследование преступных

загрязнений природной среды. М., 1994.

Справочник следователя. Выпуск второй. М., 1990. Гл. XVI.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.