Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Форма документа внешнее выражение его содержания характеризуется грамматическими, лексическими и стилистическими признаками.






Грамматические признаки отражают степень соблюдения автором грамматических норм языка. Они усваиваются с раннего детства путем подражания речи взрослых, изучения в школе нормативной грамматики и самообразования. Однако в письме нередко наблюдаются устойчивые отступления от современных грамматических правил, связанные с орфографией, синтаксисом, пунктуацией.

Орфографические особенности письменной речи это правильность написания письменных знаков, а также устойчивые ошибки: в буквенном составе слова; в роде; падеже; склонениях и спряжениях.

Под синтаксисом криминалисты понимают привычный характер построения предложений(архитектоника), а также устойчивые ошибки, допускаемые автором при письме, связанные с построением предложений, согласованием слов и оборотов речи, неоправданным соединением нескольких простых предложений в одно сложное, злоупотреблением причастными и деепричастными оборотами, и др.

Пунктуация представляет собой устойчивые, привычные для автора способы расстановки знаков препинания, посредством которых производится смысловое членение письменной речи.

Авторы документов, как правило, по-разному пользуются знаками препинания одни расставляют их грамотно, другие допускают незначительные ошибки, третьи пишут с грубыми нарушениями правил даже в примитивных предложениях.

Привычный способ построения предложений, а также стабильность грамматических ошибок или отсутствие таковых все это в совокупности с другими особенностями письма способствует идентификации автора письменной речи.

В зависимости от наличия в документе грамматических ошибок общий уровень грамотности пишущего определяется как низкий, средний или высокий: низкий присутствие многочисленных ошибок орфографического, синтаксического и пунктуационного характера; средний отсутствие грубых ошибок в простых случаях правописания, но наличие их в сложных; высокий отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, обоснованная расстановка знаков препинания.

Лексические признаки это совокупность языковых средств (слова, выражения, обороты речи) и особенности их использования пишущим для изложения своих мыслей. Сюда включаются лексика, фразеология и изобразительно-выразительные средства.

Лексика рассматривается как словарный запас, совокупность слов, активно употребляемых автором. Она может быть бедной или богатой. Бедность авторской лексики, как правило, выражается в неоправданном повторении одних и тех же слов и выражений. О богатой лексике свидетельствуют свободное использование синонимов, фразеологизмов, разнообразие определений и т.д. Вместе с тем в ней могут быть выявлены особенности, имеющие значение идентификационных признаков. Это:

устаревшие слова (архаизмы), например, " чадо", " око";

новые слова (неологизмы), например, " менеджер", " брокер";

историзмы слова, которыми в прошлом обозначались те или иные понятия, предметы, явления, ныне уже не существующие. Например, " сыск", " волостной писарь", " дыба";

профессионализмы слова, употребляемые лицами, объединенными по роду своей деятельности. Например, " осмечивать" составлять сметы;

жаргонизмы слова из лексики определенных социальных групп (воров, бродяг, нищих), отличающиеся от общеупотребимых слов и выражений. Например, " баксы", " ксива";

диалектизмы слова, характерные для жителей определенного региона. Так, жители Северного Кавказа используют такие слова, как " зараз" сейчас, " держак" черенок для вил или лопаты и др.;

варваризмы неправильно употребляемые слова и выражения, заимствованные из какого-либо другого языка. Варваризмы обычны тогда, когда автор пишет на неродном языке;

вульгаризмы слова грубые, нелитературные;

идиомы своеобразные обороты речи, свойственные какому-либо языку и непереводимые дословно на другой язык. Например, " чудеса в решете", " елки-палки".

Фразеология это совокупность устойчивых словосочетаний, имеющих неявный смысл (идиомы, пословицы, поговорки, крылатые слова). Характер фразеологических оборотов оценивается с точки зрения их распространенности, архаичности и национальной окраски. Это позволяет определить возраст, условия воспитания, уровень образования, национальность, эрудицию и специальность автора. Так, обороты типа " сломя голову", " ловить рыбу в мутной воде", " плясать под чужую дудку" можно считать присущими любому русскому человеку, в то время как " геркулесовы столпы", " лебединая песня", " сизифов труд" типичны для лиц образованных и начитанных.

Изобразительно-выразительные средства это выражения, употребляемые в переносном смысле (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение), и так называемые стилистические фигуры (градация, антитеза, риторические вопросы и другие речевые приемы). Изобразительно-выразительные средства вводятся для усиления речи, придания ей образности. Создавая запоминающиеся образы, они углубляют понимание основного, главного в описываемых событиях и могут индивидуализировать письменную речь анонима.

Стилистические признаки включают совокупность лексических, фразеологических и изобразительных средств языка; манеру выбора слов, речевых оборотов, структуру фраз, построение текста в целом, характерную для конкретного автора.

Стиль в определенной степени отражает личность автора текста, характер его мышления, производственный опыт, глубину познаний, род занятий, индивидуальные языковые наклонности и привычки.

Стиль может быть научным, публицистическим (журнально-газетным), официально-документальным (канцелярским), производственно-техническим, художественно-беллетристическим и эпистолярным (бытовым). Стиль соответствует индивидуальным эмоциональным, психическим, профессиональным и иным привычкам и наклонностям автора.

На основании анализа признаков письменной речи может быть высказано предположение об авторе анонимного документа: его половой принадлежности; национальности; образовании; возрасте; профессии (специальности); месте работы и жительства и др.

Когда в результате следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий будут выявлены лица, подозреваемые в авторстве, проводится подбор материалов для идентификации автора анонимного документа.

К образцам, получаемым для сравнительного исследования, предъявляются определенные требования: объем, происхождение, время исполнения и тематика.

Рекомендуется объем до пяти страниц машинописного и до десяти рукописного текста. Однако особое внимание должно быть уделено качеству образцов, отражению характерных особенностей навыков письменной речи автора.

По происхождению различают свободные и экспериментальные образцы письма.

Свободными образцами считаются рукописи, выполненные подозреваемым самостоятельно, собственноручно, вне связи с расследованием преступления. Это могут быть материалы личного дела, командировочные отчеты, дневники, письма и другие документы.

Экспериментальные образцы это тексты, выполненные подозреваемым по предложению следователя. Получение экспериментальных образцов связано с необходимостью проверки написания подозреваемым определенных выражений и слов, не встречающихся в свободных образцах. Отбор образцов производится по возможности неоднократно. По времени выполнения свободные образцы следует отбирать как можно ближе к моменту появления исследуемого текста.

В этих образцах должны быть тексты, написанные на ту же (или хотя бы близкую) тему, что и исследуемый документ.

При анализе письменной речи экспериментальные образцы могут быть использованы только для проверки грамматических, но не лексических и стилистических признаков.

При автороведческих экспертизах перед экспертами можно поставить следующие вопросы: не является ли автором анонимного документа гражданин " Н", образцы письма которого представлены; одним или разными лицами составлен представленный текст; какие данные о личности автора документа можно получить путем анализа признаков письменной речи и др.

 

§ 2. Понятие, классификация и информационное содержание признаков почерка

 

1. Криминалистическое почерковедение это раздел криминалистики, изучающий закономерности возникновения и развития письменно-двигательных навыков человека в целях решения диагностических и идентификационных задач, возникающих при расследовании преступлений.

В своем научном развитии криминалистическое почерковедение опирается на такие области знаний, как физиология высшей нервной деятельности и анатомия двигательного аппарата, биомеханика и психологическая организация письменно-двигательного навыка. Почерк и письменная речь составляют единое целое, они формируются в процессе обучения письму, психофизиологические основы которого неразделимы. По почерку устанавливается исполнитель документа.

Признаки почерка как особенности письменно-двигательного навыка характеризуются устойчивостью, вариационностью и индивидуальностью.

Устойчивость почерка представляет собой относительное постоянство письменно-двигательного навыка конкретного лица, базирующееся на сформировавшемся динамическом стереотипе. Устойчивость почерка криминалистами понимается в его развитии и изменении, поэтому она рассматривается только применительно к конкретным отрезкам, включающим ориентировочное время написания документа.

Вариационность почерка результат реакций организма на изменяющиеся условия написания документа. Они могут быть объективными и субъективными. Объективные это те, которые не зависят от воли и сознания исполнителя документа, например вид пишущего прибора или характер освещения. Субъективные подчиняются воле и сознанию пишущего и могут быть умышленными и неумышленными. Первые проявляются при имитации чужого или маскировке собственного почерка.

Неумышленные изменения почерка возникают при написании документа с конкретной целевой установкой. Например, в одном случае исполнитель пишет текст четко, " красиво", в другом бегло, неразборчиво. Такие изменения почерка могут быть следствием написания документа при необычном состоянии организма, например, в результате опьянения, действия некоторых медикаментов или наркотических средств, боли, испуга и т.п.

Вариационность почерка не препятствует идентификации исполнителя текста, когда она учитывается как следователем при подборе образцов для сравнительного исследования, так и экспертом в ходе судебно-почерковедческой экспертизы.

Индивидуальность почерка это неповторимая совокупность особенностей системы движений при исполнении письменных знаков конкретным человеком. Индивидуальность начинает проявляться у школьника на четвертом году обучения. Этот процесс продолжается и после школы, он зависит от объема и характера почерковой практики.

2. Качественно-количественные характеристики почерка делятся на топографические, общие и частные.

Топографические признаки почерка это привычный способ размещения пишущим текста и его частей на бумаге. Он вырабатывается и закрепляется у человека в результате письменной практики. Пишущий, как правило, не задумывается над тем, как расположить текст на листе, а делает это механически. Топографические признаки особенно важны при исследовании искаженных рукописных текстов, в которых индивидуальные особенности почерка выражаются хуже.

К топографическим признакам относятся:

Поля отступы от четырех обрезов листа бумаги. Оцениваются с точки зрения их наличия, отсутствия и размера (большие, средние, малые) и конфигурации (формы) ровные, неравномерные, сужающиеся или расширяющиеся книзу. К средним относятся поля размером от 25 до 35 мм.

Абзацы части текста с законченной мыслью. Текст может быть исполнен без деления на абзацы; с делением, но без отступов в начале абзаца; с делением на абзацы и с отступами.

Расположение строк обычно бывает горизонтальное, поднимающееся, опускающееся.

По форме они могут быть прямыми, выпуклыми, вогнутыми, а по отношению к линиям на линованной бумаге над линиями, на линиях, без соблюдения линий.

Перенос слов делают не все пишущие. При его отсутствии исполнители документа либо не дописывают строку и переходят на следующую, либо уплотняют буквы, загибают строку кверху или книзу. При переносах знаки могут быть в одну или две черточки, большого, среднего или малого размера, прямой, вогнутой или выпуклой формы. Расположение по отношению к строке посредине либо со смещением вверх или вниз вплоть до расположения ниже линии строки. По отношению к горизонтали горизонтальные, поднимающиеся или опускающиеся.

Промежутки между словами могут быть большими, средними и малыми, равномерными и неравномерными. К средним относят те, при которых между словами вмещается одна трехштриховая буква (ш, т, ж).

Выделение слов их подчеркивание одно- или двухштриховой, прямой, волнистой, сплошной, пунктирной линиями, а также увеличение размера букв; письмо в разрядку, прописными буквами и др.

Вставки пропущенных слов и букв осуществляются по-разному: пометкой в виде римской цифры пять (галочка), над которой пишется текст; обводкой текста и стрелкой, указывающей место, куда он должен быть вставлен; условной пометкой в тексте с ее выносом на поля, где и помещается вставленное предложение.

Положение нумерации страниц текста слева, справа или посредине верхнего или нижнего поля текста.

Топографические признаки письма используются в сочетании с признаками почерка.

Общие признаки почерка, характеризующие его в целом, это:

Выработанность почерка, т.е. степень владения техникой письма конкретным лицом. По степени выработанности выделяются маловыработанный, средневыработанный и высоковыработанный почерк.

Маловыработанный почерк характеризуется неуверенностью и несогласованностью движений пишущей руки. Рукопись выглядит нестройной, буквы заметно отличаются от стандартных прописей.

Средневыработанный почерк имеет обычный темп письма и такую же координацию движений. Наблюдается недостаточная согласованность движений при исполнении письменных знаков. Отдельные буквы и несложные сочетания в словах выполняются автоматизированно, появляются вариации в способах написания письменных знаков.

Высоковыработанный почерк отличается автоматизмом и согласованностью движений. В нем наблюдается, с одной стороны, многовариантность букв в зависимости от их места в слове и сочетаний с другими буквами, а с другой стороны однотипное выполнение разных букв.

Общий тип (строение) почерка может быть простым, упрощенным и усложненным (вычурным).

Тип почерка считается простым, когда система движений по выполнению элементов письменных знаков, букв и слов близка к ученическим прописям.

При упрощенном почерке большинство письменных знаков исполняется быстрыми движениями. Это, как правило, хорошо выработанные (" быстрые"), трудночитаемые почерки.

Усложненный почерк характеризуется излишним по отношению к прописям количеством движений при выполнении и соединении письменных знаков. Усложнения чаще всего вводятся в надстрочные и подстрочные элементы букв для их украшения.

Общее направление движений бывает левоокружным (против часовой стрелки), правоокружным, прямолинейным и смешанным. В зависимости от преобладания тех или иных движений почерки подразделяются на левоокружные, угловатые (с преобладанием прямолинейных движений), правоокружные и смешанные. В России большинство почерков являются левоокружными.

Размер. По высоте строчных элементов букв почерки бывают мелкими (до 2 мм), средними (от 2 до 5 мм) и крупными (5 мм и больше).

По наклону почерки делятся на правонаклонные, прямые, левонаклонные и смешанные. За прямые почерки принимаются такие, в которых угол наклона основных штрихов равен 85-95 градусам. Встречаются смешанные (веерообразные) почерки. Русские почерки в основном правонаклонные.

Разгон почерка характеризуется соотношением высоты письменных знаков и их ширины. Почерки делятся на сжатые, средние и размашистые. Если высота трехштриховых (строчных букв т, ш, щ) значительно больше их ширины, то почерк считается сжатым. При равенстве высоты и ширины почерк средний, а если высота этих букв меньше ширины то размашистый.

Связность почерка определяется по числу букв, выполненных без отрыва пера от бумаги. Почерк бывает связный, средний и отрывистый. Связным считается почерк, когда одним непрерывным движением выполняется пять и более букв, средним три-четыре буквы и отрывистым когда каждая буква пишется отдельно, без связи с другими или связывается не более двух букв.

Нажим в почерке определяет соотношение ширины основных и соединительных штрихов, а также степень их вдавленности. По этому признаку почерки подразделяются на имеющие:

сильный нажим (ширина основного штриха более 1 мм);

средний нажим (ширина этого штриха меньше 1 мм, но больше соединительного);

малый нажим (основные соединительные штрихи по ширине примерно одинаковы, не менее 0, 5 мм);

тонкий нажим (основные соединительные штрихи по ширине менее 0, 5 мм).

Почерки подразделяют по степени вдавленности: сильная, когда вдавленность наблюдается на более чем двух последующих листах; средняя на двух последующих листах; слабая только на оборотной стороне листа.

Общие признаки имеют групповое значение. Они определяют сходство или различие почерка в исследуемом документе и образцах, используются при отборе сравнительного материала для анализа частных признаков почерка.

Частные признаки почерка это совокупность навыков письма, отображающихся в способах исполнения и связывания письменных знаков и их элементов, а также в расположении письменных знаков и их элементов относительно друг друга.

Частные признаки могут иметь место в любых элементах (штрихах) букв: начальных и заключительных, основных и соединительных, овалах и полуовалах, надстрочных и подстрочных (см. рис. 1), выполняемых приводящим или отводящим, левоокружным или правоокружным движением (см. рис. 2), связанных между собой с образованием петли, угловатости, путем примыкания (см. рис. 3).

 

" Рис. 1. Элементы букв"

 

" Рис. 2. Направление движения при выполнении элементов букв"

 

" Рис. 3. Способы связи элементов букв"

 

Все многообразие частных признаков может быть классифицировано на четыре группы:

1) Особенности направления движения при выполнении письменных знаков и элементов (см. рис. 4).

 

" Рис. 4. Особенности направления движения при выполнении письменных знаков и элементов"

 

2) Особенности связывания письменных знаков и их элементов (см. рис. 5).

 

" Рис. 5. Особенности связывания письменных знаков и их элементов"

 

3) Особенности соотношений письменных знаков и их элементов по размеру, наклону и разгону (см. рис. 6).

 

" Рис. 6. Особенности соотношений письменных знаков и их элементов по размеру, наклону и разгону"

 

4) Положение точек начала и окончания штрихов письменных знаков и способы их выполнения (см. рис. 7).

 

" Рис. 7. Положение точек начала и окончания штрихов письменных знаков и способы их выполнения"

 

Идентификационная значимость, ценность частного признака зависит от его встречаемости в почерках других лиц, пишущих на языке исследуемого документа. Чем реже частота встречаемости, тем выше ценность этого признака при установлении исполнителя.

Тождество исполнителя выявляется в результате сравнительного анализа всех признаков почерка в исследуемом документе и образцах, неповторимость которых оценивается не только на основании специальных знаний (опыта) эксперта, но и путем использования математических данных об идентификационной значимости отдельных признаков и их комплекса в целом.

Помимо обнаружения исполнителя рукописного текста признаки почерка применяются и при исследовании подписей. При этом в подписях, подделанных путем рисовки или подражания, могут быть выявлены не только несоответствие их подлинной подписи, но и признаки почерка фальсификатора.

Составление розыскной таблицы

Основным содержанием такой таблицы будут наиболее характерные общие и частные признаки почерка, включаемые в нее с целью сравнения с почерками подозреваемых лиц. Таблица состоит из описания характерных признаков и иллюстрации в виде фотоснимков (или графических зарисовок) письменных знаков. Особенности почерка выделяются путем подчеркивания и проставления стрелок. Розыскные таблицы позволяют отобрать наиболее близкие почерки, которые и подвергаются детальному почерковедческому исследованию экспертом-криминалистом.

Возможности криминалистического исследования почерка

Кроме изучаемого документа следователь обязан представить в распоряжение эксперта свободные и экспериментальные образцы почерка. При этом свободные образцы должны иметь несомненное происхождение, т.е. быть исполнены именно подозреваемым, а не другим лицом, и сопоставимыми с исследуемым документом: один язык; близость по времени составления, по форме и содержанию; однотипный материал (бумага, картон и т.д.); аналогичные орудия письма (шариковая ручка, карандаш, чернила) и т.д. Минимальный объем свободных образцов для почерковедческой экспертизы равен 2-3 листам писчей бумаги, а количество подлинных подписей должно быть не менее 15-20.

Для получения экспериментальных образцов почерка подозреваемому предлагают написать текст под диктовку, с включением в него слов, отдельных предложений, цифр, содержащихся в исследуемом документе. Если анонимный документ выполнен печатными буквами или с переменой пишущей руки, то подозреваемый должен исполнить образец соответствующим способом.

Некоторое своеобразие представляет собой подбор сравнительных образцов при исследовании подлинности подписей. Экспериментальные подписи, не менее 20-и, отбираются в несколько приемов на разных листах бумаги и с разными размерами мест для их постановки. Кроме того, у лица, от имени которого исполнена исследуемая подпись, необходимо отобрать как тщательно выполненные, так и небрежные свободные образцы подписей, их полные и сокращенные варианты. От подозреваемого в подделке следует получить свободные образцы его почерка и подписи, а также экспериментальные образцы начертания фамилии (подписи) лица, чья подпись подделана. Отбор экспериментальных образцов производится неоднократно.

Таким образом, основные пути применения методов криминалистического почерковедения это установление авторов и исполнителей анонимных документов, а также подложных документов, использованных при совершении преступления, и розыск преступников по записям, оставленным ими на месте совершения преступления, и учинивших подпись в интересующем следствие документе.

Основные вопросы, разрешаемые почерковедческой экспертизой:

кем из числа заподозренных лиц выполнен текст исследуемого документа;

одним или разными лицами выполнены тексты в различных документах;

выполнена ли подпись от имени определенного лица данным субъектом или кем-то другим.

 

Литература:

Вул С.М. Теоретические и методические вопросы криминалистического исследования письменной речи. Харьков, 1975.

Кирсанов З.И. и др. Вероятно-статистические методы почерковедческих исследований. М., 1974.

Кисляк С.К., Литвинок Н.В. Технико-криминалистическое исследование документов, выполненных с использованием некоторых программ ЭВМ и новых репрографических технологий.//Криминалистическая экспертиза. Исследование документов: Межвузовский сборник научных статей. Саратов, 1999, с. 32-35.

Кулагин П.Г., Колонутова А.И. Экспертная методика дифференциации рукописей на мужские и женские. М., 1970.

Морозов Б.Н. Особенности криминалистического исследования признаков письменной речи. Ташкент, 1985.

Орлова П.Ф. Теория судебно-почерковедческой идентификации//Труды ВНИИСЭ. Вып. 6. М., 1973.

Судебно-почерковедческая экспертиза (общая часть). М., 1989.

Федосеева В.Б., Золотова Т.Н. Основные правила подготовки материалов для производства судебно-почерковедческой экспертизы. М., 1980.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.