Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На пути к рыночной экономике






Перестройка экономической политики. В условиях тотального дефицита, вызванного обвалом экспортных цен на энергоносители, руководство страны было вынуждено пойти на перестройку экономической политики. В конце 1980-х гг. правящая элита во главе с М.С. Горбачевым пыталась провести некоторые реформы в экономике СССР. Так, в июне 1987 г. был принят закон «О государственном предприятии», который был призван расширить экономическую самостоятельность фабрик и заводов. Закон позволял предприятиям по своему усмотрению распоряжаться частью прибыли (созвучно с реформами А.Н. Косыгина 60 - х гг.).

В феврале 1990 г. Верховный Совет принял Основы законодательства СССР и союзных республик о земле, дававших право приобретать землю в пожизненное наследуемое владение или в аренду. Подробно регламентировался режим предоставления земель физическим и юридическим лицам. Контроль над использованием земель возлагался на местные Советы народных депутатов.

В марте 1990 г. появился закон «О собственности в СССР», вводивший понятия «коллективная собственность», «собственность граждан» и «госсобственность». Закон допускал, пусть с осторожностью, смешанные формы собственности. Началась приватизация госсобственности, в ходе которой новыми собственниками в результате целого ряда махинаций и ухищрений становились бывшие руководители предприятий, а также дельцы, связанные с криминальной средой.

В апреле 1990 г. был принят Закон «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик», разграничивающий полномочия Союза и республик в сфере экономики и финансов. В законе закреплялось понятие «общесоюзный рынок», основой формирования и функционирования которого признавалась «самостоятельность предприятий, объединений, организаций и индивидуальных товаропроизводителей», действующих в условиях равноправия и состязательности всех форм собственности и в сфере антимонопольного законодательства.

В июне 1990 г. вышел закон «О предприятиях в СССР», разрешавший кооперативное движение и предпринимательскую деятельность. Это был первый серьезный шаг к рыночной экономике. После уплаты налогов и других платежей в бюджет чистая прибыль поступала в полное распоряжение предприятий и кооперативов. Многие известные сейчас бизнесмены «выросли» из кооперативов. Предполагалось создание совместных, арендных и малых предприятий. Они могли объединяться в союзы, хозяйственные ассоциации, концерны по отраслевому, территориальному и иным признакам. Основу планов предприятия стали составлять мероприятия по выполнению договоров, заключенных с поставщиками и потребителями. Договор стал основой всех отношений, в которые вступали предприятия и иные хозяйствующие субъекты. За невыполнение условий договора они несли финансовую и материальную ответственность

Хозяйствующие субъекты получили право самостоятельно устанавливать цены на выпускаемую продукцию. Государство обязано было обеспечивать предприятию, независимо от форм собственности, равные правовые и экономические условия хозяйствования, способствовать развитию рыночных отношений и при их регулировании использовать лишь экономические рычаги. Тем самым был сделан серьезный шаг на пути к рыночным отношениям в экономике.

В декабре 1990 г. Верховным Советом СССР были приняты Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР. Они устанавливали порядок создания и модернизации основных фондов, пополнения оборотных средств за счет ценных бумаг, целевых денежных вкладов, научно-технической продукции, интеллектуальных ценностей, имущественных прав и др. Субъектами то есть инвесторами и участниками, могли быть советские и иностранные граждане, юридические лица, государства.

Споры между хозяйствующими субъектами стали рассматриваться в арбитражных судах. 17 мая 1991 г. были приняты законы «О Высшем Арбитражном суде СССР» и «О порядке разрешения хозяйственных споров в Высшем Арбитражном суде СССР».

Таким образом, в период перестройки создавались условия для функционирования многоукладной рыночной экономики. В целом законодательство периода перестройки заложило определенную правовую основу для последующих социально - экономических преобразований в России.

Реформы М.С. Горбачева, проводившиеся под лозунгами перестройки и ускорения, не имели четкого плана борьбы с экономическим кризисом. Лозунги, провозглашенные с трибуны, но не подкрепленные реальными действиями не могли наполнить прилавки и витрины магазинов товарами народного потребления, ликвидировать очереди. Ожидаемые обществом изменения в экономике не наступали. Такое промедление грозило стране экономическими и политическими потрясениями, что в конечном итоге и произошло в форме «парада суверенитетов», забастовочного движения и национальных конфликтов, жесточайшего экономического кризиса. Все это послужило толчком к смене власти, к переходу от коммунистического тоталитарного режима к политической системе, исповедующей более демократические принципы и рыночные методы хозяйствования.

Неспособность политической элиты во главе с М.С. Горбачевым своевременно реформировать союзные отношения, правильно разрешить национальные конфликты и острые экономические проблемы стали вескими причинами распада Советского Союза.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.