Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогические доминанты развития.






Характеристики возраста Старшее детство
Социальная ситуация развития Первоначальный выбор жизненного пути
Ведущая деятельность Учебно-профессиональная деятельность
Центральное новообразование Самоопределение (активный процесс понимания себя, своего места в обществе и своего назначения в жизни.). Становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я».
Другие важнейшие новообразования Дифференциация (выделение, определение) способностей. Ориентация на будущее. Мировоззрение (система представлений, понятий, взглядов об окружающем мире). Нравственная устойчивость поведения. Потребность в смысле жизни.
Становление жизненного мира Происходит окончательное становление типов жизненного мира
Специфика общения В конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни. В отношениях со взрослыми сохраняется определенная дистанция, в тоже время со значимыми (близкими) взрослыми обсуждаются жизненные планы, профессиональный выбор. Информация, полученная от взрослых, проверяется в общении «на равных» со сверстниками. Общение со сверстниками является неотъемлемой частью самоопределения, часто носит исповедальный характер. В дружеском общении повышаются требования, избирательность, усложняются критерии дружбы. Появляется тенденция к поиску близких дружеских связей, основанных на глубокой эмоциональной привязанности и общности интересов. Эмоциональная напряженность снимается при появлении любви. Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви определяет развитие личности и личностное самоопределение в этом возрасте (складывается обобщенное эмоционально-ценностное отношение к себе). Самооценка в юности еще не является полностью автономной и отчасти зависит от окружающих людей.
Особенности познавательной сферы Важнейшими новообразованиями интеллектуальной сферы в юношеском возрасте становятся: развитие теоретического (гипотетико-дедуктивного, абстрактного) мышления, философская рефлексия; тяга к абстрагированию, широким обобщениям поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами; склонность преувеличивать силу своего интеллекта, уровень знаний и самостоятельности. Увеличивается степень индивидуализации в интересах и способностях, формируется индивидуальный стиль умственной деятельности. Развитие средств познания часто опережает собственно личностное развитие.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.