Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения для развития подвижности губ






 

При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Так, для произнесения звука у(ю) требуется вытянуть губы вперед трубочкой, для о(ё) - округлить губы, для с(з) - растянуть губы в улыбке и т.д. Для развития губ полезно использовать следующие упражнения.

Растяните губы в улыбке без обнажения зубов.

 

Растяните губы в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте.

 

Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).

 

Вытяните губы вперед в форме трубочки.

 

Попеременно чередуйте вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке.

 

Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.

 

Протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом):

 

ииииии (губы растянуты в улыбке);

оооооо (губы овалом);

уууууу (губы трубочкой).

 

Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно, затем с голосом):

 

сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке);

шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед овалом).

 

Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:

 

ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки);

ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки);

оооуууииии (округлены, трубочка, улыбка);

ааааииииууууыыыы и т.д.;

ссссссшшшшш (при произнесении звука с губы растянуты, при произнесении ш вытянуты вперед);

ззззззжжжжж (при произнесении з растянуть губы, при произнесении ж вытянуть вперед).

 

При плотно сомкнутых губах образовывать взрыв при произнесении звуков п, б (папа, баба, бублик, крупа, барабан, палка).

 

Закрепите четкость и ясность произношения звуков в словах:

 

ива, игра, утюг, урок, утиль, окунь, ослик, юла, юрист, юг, ёжик, ёлка, Ирина, институт, инкубатор, изумруд, укрытие, улитка, удилище, ощущение, окулист, оборудование, сок, замок, колесо, шапка, школа, жук, живот, сушки, солнышко, железо, папка, барабан, веник, велосипед, фартук, фуфайка, кофта.

 

При произнесении слов следите за положением губ перед зеркалом.

 

Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки. Следите за правильным положением губ, за четкостью и ясностью произнесения слов и фраз:

 

Друг за друга стой и выиграешь бой.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Капуста любит воду и хорошую погоду.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Волки выщут, пищу ищут.

У ёлки иголки колки.

 

Прочтите вслух рассказ и проследите за тем, чтобы губы принимали активное участие в произнесении звуков и слов.

 

Колокольчики.

 

Я очень люблю эти простые цветы - веселые колокольчики. Выйдешь из лесу на нескошенный, заросший высокой травою луг и от радости ахнешь - столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее - лиловые колокольчики. От легкого дыхания теплого летнего ветра колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя. Все лето цветут, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы наших лугов и лесов.

 

Упражнения для развития мышц языка

 

Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости, перед тем как использовать упражнения в произнесении звуков, слов и фраз со стеченим согласных, четко отработайте следующие движения.

 

Высуньте язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз.

 

Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот - справа налево.

 

При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким, чашечкой (кончик и боковые края слегка приподняты).

 

Слегка приподнятым напряженным кончиком языка " почистите" верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.

 

Контроль за правильностью выполнения движений осуществляйте при помощи зеркала. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись легко и свободно, без особого напряжения.

 

Упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах.

 

Прочтите слоги.

па, по, пу, пы, пэ

пя, пё, пю, пи, пе

та, то, ту, ты, тэ

тя, тё, тю, ти, те

са, со, су, сы, сэ

ся, сё, сю, си, се

жа, жо, жу, жи, же

 

ап, оп, уп, ып, эп

ат, от, ут, ыт, эт

ас, ос, ус, ыс, эс

аш, ош, уш, ыш, эш

 

Упражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков.

 

Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков:

вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.

 

Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи.

 

Для отработки четкости и ясности поизнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.

 

Прочтите скороговорки.

 

Прохор и Пахом ехали верхом.

Галка села на палку, палка ударила галку.

От топота копыт пыль по полю летит.

У быка бела губа была тупа.

Водовоз вез воду из водопровода.

У Фени фуфайка, у Фаи туфли.

На семеро саней по семеро в сани уселись сами.

Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь.

Пришел Прокоп - кипел укроп. Ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Зажужжала пчела, дожужжалась паука.

Чешуя у щучки, щетина у чушки.

Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.

Корабли лавировали, да не вылавировали.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

 

Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения.

 

Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется причтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнеснием согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.

 

Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.

 

При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.

 

Занятия по отработке хорошей дикции проводятся ежедневно по 10-15 минут. Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее.

 

Замена звуков Л, Ль другими звуками и коррекционная работа

 

Исправление замен л другими звуками на подготовительном этапе осуществляют сразу по нескольким направлениям: учат различать на слух звук л и его заменитель, осознавать разницу в их артикуляции, четко выполнять движения языком, необходимые для правильного произношения звука л. Но в отдельных случаях упражнения для языка и губ имеют свои особенности.

 

Замена звука Л звуком Й

При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться. " Мышка весеё жия, на пуху в угью спая."

При замене л на й научитесь удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним резцам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поднимать. Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно ы или при открытом рте положить на среднюю часть языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы.

 

Замена звука Л звуком У

При этом нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. При замене л на у губы не должны двигаться. Для этого посмотрите в зеркало на свои губы при неоднократном произнесении слога ла. Обратите внимание на то, что губы не вытягиваются вперед, язык все время виден - он опускается сверху вниз. Упражнение повторяют несколько раз, пока не научитесь легко переключаться с одного движения на другое в быстром темпе. Следите, чтобы не загибался кончик языка внутрь.

 

Замена звука Л звуком Ы

Задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Люди не замечают, что заменяют звук, а некоторые нередко считают, что звук л пропускается. В этом случае проводится работа как при отсутствии звука л.

 

Замена звука Л звуком В

Язык не принимает участия, к верхним резцам двигается нижняя губа. Люди часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость произношения звука л.

При замене л на в необходимо затормозить движения нижней губы. Для этого учат сначала опускать ее, обнажая зубы, и удерживать в таком положении под счет от 3 до 5, потом поднимать к верхним зубам. Эти движения повторяют несколько раз. Если у вас не получается, используют механическую помощь: опускают и поднимают нижнюю губу указательным пальцем, поставленным под нее.

 

Замена звука Л звуком Г

Кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое небо, вместо того чтобы только приподниматься. При замене л на г поймите, в чем ошибки произношения и чем оно отличается от правильной артикуляции.

Постановка и автоматизация звука л проводятся, как и при его отсутствии.

 

При заменах звука л другими необходимо провести полную дифференциацию (в изолированном положении, слогах, словах, фразовой речи) этого звука и его заменителя.

 

Характеристика звуков Л, Ль и правильное положение органов речи при их произнесении

 

Так же, как и другие звуки, звук л может отсутствовать в речи (вместо слов " лук", " пила" могут произносить " ук", " пиа") или заменяться другими звуками (" йук", " пиуа"). Довольно часто подменяют звук л мягким вариантом - ль, тогда мы слышим такие варианты: " люк", " пиля". Объясняется это тем, что положение речевых органов при произношении звука л сложнее, чем при произношении звука ль.

 

Звук л - согласный, звонкий, твердый.

Звук ль - согласный, звонкий, мягкий.

 

Во время правильного произнесения звука л органы речи принимают следующее положение:

губы раскрыты, занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука;

зубы незначительно разомкнуты;

язык - узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, средняя часть языка опущена, боковые края тоже опущены;

между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель, через которую выходит воздушная струя;

голосовые связки напряжены и вибрируют, давая голос.

 

Мягкий звук ль отличается от твердого л следующим:

губы растянуты в стороны, как при улыбке;

язык - кончик языка поднят несколько выше и упирается в альвеолы (" бугорки") за передними верхними зубами, средняя и задняя части языка подняты и продвинуты вперед, что и дает смягчение.

Автоматизация звука Л

 

Звук л произносится длительно и только при неподвижном языке. Когда язык отрывается от альвеол, получается гласный звук.

 

Произносить (читать) слоги

Ла - ло - лу - лы

Ло - лу - ла - лы

Лу - лы - лы - ло

лы - лу - ло - ла

ла - лы - лу - ло

лы - ла - ло - лу

ал - ол - ул - ыл

ял - ёл - юл - ил - ел

ал - ял - ол - ёл

 

Произносить (читать) слова

Ла: лаз, лак, лапа, юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила, лавка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш, Мила, жила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.

Ло: лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка.

Лу, лы: лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, луковица, лыко, лыжи, волы, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник, Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко, голубь, желудь, палуба, голубцы, получать, вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчелы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает.

Ал: бал, вал, дал, жал, зал, мал, галка, палка, скалка, фиалка, спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал, металл, галстук, алмаз, алфавит, халва, маршал, шалфей, балкон, выдал, выпал, падал, капал, сыпал, топал, щупл, выгнал.

Ол: вол, гол, кол, пол, стол, долг, волк, холм, долго, полка, полный, молния, полдень, укол, чехол, щегол, футбол.

Ул: гул, дул, стул, аул, булка, гулко, подул, обулся, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, вынул, кинул, сунул, выгнул, дунул, стукнул, мускул, чулки, вулкан.

Ыл: ныл, был, выл, мыл, мылся, забыл, завыл, пылкий, бутылка.

Ял: мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, боялся, смеялся, веял, сеял, таял, веялка, сеялка.

Ёл: вел, шел, шелк, елка, телка, челка, пчелка, осел, козел, котел, новосел, щелкать, метелка.

Ел: ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, белка, мелко, узел, видел, вывел, вышел, обидел, ненавидел, Павел, дятел, пепел.

Ил: бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, возил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил, вилка, жилка, пилка, поилка, косилка, носилки, выучил, выбил, выпил, высадил, вытащил, выпустил, выскочил.

 

" Трудные" слова с двумя звуками л:

лаял, плыл, колол, полол, послал, молол, делал, лакал, лазил, ласкал, гладил, плавал, наладил, ослабел, ловил, ломал, глотал, баловал, колокол, колотил, молотил, доложил, положил, целовал, лопнул, слушал, служил, слышал, получил, улыбался.

 

Слова со стечением согласных:

благодарить, глаза, гладкий, сожгла, злак, Клава, класс, кладовая, пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, платок, Слава, сладкий, слабый, слазить, выслать, флаг, флакон, шла, вышла, блок, глобус, клок, плот, пломба, площадь, слон, весло, слово, сложный, флот, хлопать, хлопок, блузка, каблук, глупый, клуб, клумба, клубок, клубника, плуг, слух, слушать, случай, служить, заслуга, глыбы, злы, клыки, плыть, слышать, котлы, хлыст.

 

Произносить (читать) предложения

Мила ела салат.

Луша взяла лопатку.

Ласточка свила гнездо.

Мама сделала молочную лапшу.

Мила вымыла ладони.

Около палаток лопухи и полынь.

Наступила зима.

Готовь лыжи и салазки. Луша полола лук и свеклу.

Мила видела слона.

Слава идет в кладовую за веслами.

В глубоком колодце вода холодная.

В лавке спелые и сладкие яблоки.

Володя - смелый пловец и не боится глубины.

Клава надела на голову белый платок.

Дядя Михаил коня напоил.

Дедушка Нил поймал рой пчел.

Павел поймал галку.

Брат уехал на футбол.

Вова поставил бутылку на полку.

Папа купил елку.

Стул упал на пол, и я испугался.

На елке Павел увидел белку.

Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.

Дядя Нил повязал галстук и вышел.

Отец поехал на вокзал.

Во дворе лаял пес.

По реке плыл плот.

Котенок лакал молоко.

Павел пригладил волосы.

Нил получил письмо от Михаила.

Нил сам выгладил полотенце и платки.

Я нашел и положил в банку много червей.

Отец служил на флоте и плавал на подводной лодке.

Солдат доложил, что выполнил задание.

Петя сломал, а потом наладил велосипед.

Володя забыл, куда положил пенал.

Во дворе полаял и замолк пес.

Кот ловил мышку, но не поймал - мышка убежала.

Кол около стола, стол около кола.

Вот веселый колобок покатился, как клубок.

 

Произносить (читать) тексты

 

Кукла Мила.

Купила мама Луше куклу. Кукла Луше понравилась. Голубые глаза, Светлые волосы, белое платье, белы башмаки. Луша назвала куклу Милой. Очень уж кукла мила. Целые дни Луша была с Милой. Одевала ее и обувала. Мыла ей голову и расчесывала волосы. Укладывала куклу спать и баюкала. Луша берегла куклу. Как-то Луша уложила куклу спать. Мама позвала Лушу обедать, а куклу унесла собака. Она таскала куклу и испортила ее. Поплакала Луша, н куклу не оставила. Тогда мама купила такую же куклу. Тайком обменяла, и Луша не догадалась.

 

Наш кот.

Наш кот любит поспать. Вот он вошел и пошел под лавку. Растянулся, укрылся лапой и уснул. Поспал всласть. Встал кот, зевнул и потянулся. А потом стал умываться.

 

Рыболов.

Захотел Володя половить рыбу. Он знал места, где ловится плотва. Володя взял лодку и поплыл. Было солнечно и тепло. Плыл Володя недолго. Остановился около омута. Достал удочку и стал ловить. Рыба попадалась всякая: и мелкая, и крупная. Наловив много плотвы, Володя смотал удочку. Толкнул лодку и поплыл домой.

 

Выучить наизусть стихотворения

 

Зима.

Все бело, бело, бело. Много снегу намело.

Вот веселые деньки! Все - на лыжи и коньки!

 

Солдатик.

Солдатик оловянный жил. Он пел, шутил и не тужил.

Он воевал, не уставал. И падал сам, и сам вставал.

И помнил он всегда в бою свою солдатскую семью.

Где был за всех, и за него стояли все до одного!

 

Елка.

Елка плакала сначала от домашнего тепла.

Утром плакать перестала, задышала, ожила.

 

Белый цвет.

Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела, белой даже не была.

 

Заяц белый.

Заяц белый, заяц белый, ты куда за лыком бегал?

Заяц белый отвечал: - Я не бегал, я скакал.

 

Автоматизация звука Ль

 

Произносить слоги

aль - оль - уль - ыль

яль - ёль - юль - иль - ель

яль - юль - иль - ель

оль - ёль - аль - юль

аль - яль - уль - юль

ыль - иль - ель - аль

ле - лё - ли - ля

ля - лё - лю - ли

лю - ля - ли - ле

 

Произносить слова со звуком ль в " закрытых" слогах

Даль, шаль, сталь, эмаль, дальше, деталь, медаль, педаль, фестиваль, пальма, мальчик, пальчик.

Боль, моль, соль, Ольга, только, довольно, вольный, фасоль, куль, пульс, булькать.

Быль, пыль, ковыль, бутыль, костыль, мыльце, мыльный.

Паяльник, тюль, вестибюль, утиль, фитиль, гильза, килька, сильный, будильник, шпилька.

Ель, мель, цель, щель, хмель, метель, панель, шинель, щавель, сельдь, умельцы.

Удаль, пальба, пальто, батальон, почтальон.

Кульки, бульон, бульдог, пыльца, тюльпан, павильон.

Китель, табель, никель, шницель, дельфин.

 

Произносить слова со звуком ль в " открытых" слогах

Поля, ляля, лямка, гулять, поляна, солянка, гуляш, коляска.

Оля, Юля, Уля, Валя, Коля, Поля, Толя, Галя, воля, пуля, неделя, пилят.

Лиза, лист, лифт, липа, ливень, налим, долина, калина, Полина, малина, улитка.

Лиса, лицо, лимон, улица, кролик, спали, сидели, стояли, стучали, ходили, писали, читали, качели, бегали, уехали, наехали, топали, пеликан, великан.

Лев, лей, лес, лезь, левый, лейка, лента, лебедь, леска, лесенка, билет, рулет, олень, налей, налево, колено, полено, жалеть, железо, телега, тюлень, бакалея.

Поле, улей, колесо, лежать, летать, ледник, лесник, лечить, лепешка, лебедка, ледоход.

Лед, лен, Лева, Леня, Леша, Легкий, Летчик, Полет, Силен, далекий, колеса, пеленка, селедка, зеленый, соленый, уголек, кошелек, мотылек, фитилек, самолет.

Колю, велю, пилю, мелю, солю, люк, Люба, люди, лютик, колючий.

Колют, мелют, целюсь, полюс, челюсть, любимец.

 

" Трудные" слова со стечением согласных

Блин, клин, шли, ближе, глина, длина, плита, климат.

Хлеб, Глеб, плен, клей, след, хлев, блеск, плесень, клетка, бледный, аллея, коллектив, бюллетень.

Клев, клен, слет, взлет, пленка, шлепать, похлебка.

Блюдо, клюв, ключ, плюс, плюш, злюсь, шлюпка, клюква, клюшка, плюшка, люблю, ловлю, слюда, наблюдать.

Для, пляж, клякса, шляпа, пляска, глянец, хлястик, глядеть, слякоть, склянка.

 

Произносить предложения

У Лены лейка.

Галя и Оля бегали.

Лева и Коля сидели.

Коля сильнее Толи.

Леня полез на липу.

Далеко, далеко колокольчик звенит.

Оля поливает лимон.

Лида любит лимонад.

Леня лепит из пластилина.

У Левы заболели зубы.

Маленькая Оля лежит в коляске.

У Лизы болит левое колено.

Валя и Галя лепили лебедей.

Самолет летит над поляной.

Маленькие лисята бежали за лисой.

Ежедневно я из лейки поливаю тополь клейкий.

Эти тополи и липы сами мы сажали.

Эти клены и газоны сами поливали.

Взгляни, на маленьких совят - малютки рядышком сидят.

 

Выучить стихотворения

 

Зиму всю мели метели - клены, липы поседели…

А весной повеселели, зацвели, зазеленели:

Птицы с юга прилетели - ветки лапами согрели!

 

В магазине Веленьке покупают валенки.

Маленькие валенки до чего милы!

Но надела валенки маленькая Валенька -

Оказались валенки на нее малы.

 

Произносить тексты

 

Лиса и собаки

Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес.

Собаки ее догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит:

- Ушки, ушки, что вы делали?

- Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.

- Ножки, ножки, что вы делали?

- Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.

- Глазки, глазки, что вы делали?

- Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели.

- А ты, хвост, что делал?

- Я по пням, по кустам цеплялся.

- А, ты вот какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост.

Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост.

 

Дифференциация твердого и мягкого звуков Л - Ль

 

Произносить слова

лавка - лямка

игла - земля

слон - силен

улыбка - улитка

лапа - шляпа

метла - петля

лук - люк

ел - ель

Юла - Юля

лоб - лед

лужа - Люда

угол - уголь

кулачок - светлячок

пилот - полет

клумба - клюква

стал - сталь

 

Произносить предложения и текст

Оля пела.

Наша Юля как юла.

У Коли в руке флаг, на боку фляжка.

Можно крышу настилать, можно домик заселять.

Я разжал кулачок - на ладони светлячок.

Мы ходили по полям и делили пополам все, что находили.

Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках.

Без сомненья, лев силен, но слабее он, чем слон.

Летят самолеты, сидят в них пилоты.

Едет комбайн на колесах, режет спелые колосья.

Люда, у тебя под ногами лужа.

Села галка на крышу клуба и чистит клюв.

Ларисе нужна не любая, а голубая краска.

Сыпь уголь в этот угол.

Галка ходит у реки по гальке.

Меня разбудил будильник.

 

Была в лесу белка

Была в лесу белка, и были у белки дети. Жила белка в дупле. Пришли Миша и Коля, взяли их к себе. И белки жили у них в клетке.

 

Повторите слова: лапа, лак, лама, лавка, лайка, ландыш, ластик, ласты, ласточка, лапша, ладья, лампа, лань, ласка, лось, лов, лошадь, лотос, лоза, платок, платье, плакат, пламя, планета, облако, блуза, гладкие полы, класс, клок, ледяные глыбы, белые клавиши, клоун, флаг, флажок, флот.

 

Говори, не торопись и, смотри, не ошибись.

Кол около стола, стол около кола.

Колпак под колпаком, под колпаком колпак.

 

Убежало, убежало, убежало молоко.

Я с трудом его поймала.

Быть хозяйкой нелегко.

 

Посадил дед лук, отрастил лук чуб.

Увидал лук внук, оборвал луку чуб.

Удивительная штука: слезы капают - у внука!

 

Наши руки были в мыле, мы посуду сами мыли.

Мы посуду мыли сами, помогали нашей маме.

 

Валя на проталинке промочила валенки.

Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

 

Мама Милу с мылом мыла. В глаз попало Миле мыло.

Мама Миле говорила: - не сердись, дочурка Мила!

- Не сержусь, сказала Мила. - Я выплакиваю мыло.

 

Колокольчик.

Колокольчик голубой поклонился нам с тобой.

Колокольчики-цветы очень вежливы. А ты?

 

Белые лебеди.

Белые лебеди в небе живут, по небу лебеди плавно плывут.

Белые перышки вьются слегка. Здравствуйте, лебеди - облака.

 

Искажения звука Л и коррекционная работа

 

Межзубное произношение звука Л

При этом слышится правильный звук, только артикуляция его немного изменена: кончик языка, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, выходит наружу между зубами. Межзубным произношением л пользуются как переходным этапом при постановке звука л. Поэтому исправление данного варианта искажения звука осуществляется так же, как при отсутствии звука л. Однако надо учитывать, что для автоматизации л потребуется больше времени тем, кто произносит межзубно не только этот звук, но и другие (т, д, н, с, з, ц).

 

Носовое произношение звука Л

Носовое произношение звука л резко отличается от правильного и по артикуляции, и на слух. Язык прикасается задней частью к мягкому небу, а не кончиком к верхним резцам, как это происходит при правильном произношении звука л. Кроме того, воздушная струя частично или полностью проходит через нос, как при звуке н. Слышатся два нечетких звука: нг. Речь будет звучать так: " Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга".

 

При исправлении носового произношения прежде всего необходимо выработать правильное направление воздушной струи: она должна идти через рот.

 

Постановка и автоматизация звука при носовом произношении проводятся так же, как и при его отсутствии.

 

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков

 

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

 

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

 

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

 

Внимание!

1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Не задерживать при этом выдыхаемый воздух.

 

Цель. Выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

 

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.

 

Внимание!

1.Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2.Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3.Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

 

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.

 

Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

 

Внимание!

1.Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.

2.Рот открывать не шире, чем на 1, 5-2 см.

3.Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец сбоку между коренными зубами.

4.Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

 

Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).

 

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.).

 

Внимание!

1.Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

2.Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.

3.При повторении упражнения надо открывать рот шире.

 

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

 

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

 

Внимание!

1.Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2.Нельзя надувать щёки.

3.Следить, чтобы произносился звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

 

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

 

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

 

Внимание!

1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не " подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

 

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

 

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

 

Внимание!

1.Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.

2.Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.

3.Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

 

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

 

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

 

Внимание!

1.Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

2.Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

3.Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

 

Коррекционная работа при замене звука Ш другими звуками

 

Нарушения произношения, при котором происходит замена звука ш другим звуком называется парасигматизмами. Встречаются губно-зубной, призубный, свистящий и шипящий парасигматизмы.

 

Губно-зубной парасигматизм

При этом нарушении звук ш заменяется звуком ф: шапка - " фапка", машина - " мафина", душ - " дуф". Это происходит потому, что, в отличие от нормы органы артикуляции при губно-зубном сигматизме занимают следующее положение: верхние зубы сближены с нижней губой и образуют щель, через которую проходит воздушная струя, язык оттянут назад и практически не участвует в образовании звука. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту ощущается как узкая и холодная. Возможные причины искажения звука: нарушение фонематического слуха; прогнатия (нарушение прикуса, при котором передние зубы верхней челюсти выступают далеко вперед), вялость мышц передней части языка. Подготовительный этап коррекционной работы. Необходимо выработать умение сопоставлять и различать на слух звуки ш и ф. Проводятся упражнения для отработки движений нижней губы вниз-вверх, подъема широкого переднего края языка вверх. Постановка звука. Ставят звук ш по подражанию, используя зрительный контроль: следите перед зеркалом, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (можно придержать губу пальцем, поставленным в ямочку под нею). Можно также ставить звук ш от звука с с механической помощью, обращая внимание на правильное положение органов артикуляционного аппарата. После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы. После автоматизации проводится работа на дифференциацию (различение) звуков ш и ф.

 

Призубный парасигматизм

Этот вид нарушения характеризуется следующей особенностью произношения: звук ш заменяется в речи звуком т: шапка - " тапка", машина - " матина", душ - " дут". При этом губы занимают нейтральное положение, язык смыкается с альвеолами за верхними резцами, спинка языка опущена вниз, желобок посередине языка не образуется, боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту ощущается как толчкообразная, а не плавная, как должно быть в норме. Возможные причины искажения звука: нарушение фонематического слуха или снижение физического слуха; закрытый прикус. Подготовительный этап коррекционной работы. Вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух звуки ш и т; различать на основе тактильных ощущений звуки ш и т по воздушной струе (при ш - длительная, при т - толчкообразная). Также проводятся упражнения для выработки длительной направленной воздушной струи; положения широкого переднего края языка у бугорков за верхними резцами; отрабатывается звук с. Постановка звука. Используя зрительный контроль за правильной артикуляцией, а также тактильные (осязательные) ощущения, добиваются правильного произношения звука ш. После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы. После автоматизации обязательна дифференциация (различение) звуков ш и т.

 

Свистящий сигматизм

Звук ш заменяется звуком с: шапка - " сапка", машина - " масина", душ - " дус". В отличие от положения, характерного для нормального произношения звука ш, в этом случае органы артикуляции занимают положение, характерное для нормального произношения звука с: губы растянуты в легкую улыбку, зубы сближены и слегка обнажены, язык широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек, спинка широкая, приподнята к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка, боковые края языка смыкаются с коренными зубами. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту узкая, холодная, идет по средней линии языка. Возможные причины искажения звука: снижение слуха или нарушение фонематического слуха. Подготовительный этап коррекционной работы. Научитесь сопоставлять и различать на слух звуки с и ш; ощутите разницу в выходящей воздушной струе при произнесении звуков с и ш (при с - холодная струя, при ш - теплая). С помощью специальных упражнений отрабатывают движения широкого языка вверх, к передней части твердого неба, добиваются чередования движений широкого языка то за нижние, то за верхние зубы; чередования движений губ: растягивание в улыбку, выдвижение сомкнутыми вперед. После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы. После автоматизации работа над звуком заканчивается этапом дифференциации (различения) звука ш и звука-заменителя - с.

 

Шипящий сигматизм

При этом нарушении звучание сходно со звучанием смягченного звука ш: шапка - " щапка", машина - " мащина", душ - " дущ". В отличие от нормальной артикуляции, в этом случае губы округлены и слегка выдвинуты вперед, язык опущен вниз и отходит назад или упирается в нижние десны, желобок посередине языка не образуется, боковые края языка опущены, не смыкаются с коренными зубами. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту растекается по всей поверхности языка. Возможные причины искажения звука: нарушение фонематического слуха или снижение слуха; прогения (нарушение прикуса, при котором передние зубы нижней челюсти выступают далеко вперед). Подготовительный этап коррекционной работы. Вырабатывается способность сопоставлять и различать на слух звуки ш и щ. С помощью упражнений достигается умение поднимать широкий передний край языка к бугоркам за верхними резцами; чередовать движения широкого кончика языка от основания верхних резцов к передней части твердого неба (вперед-назад). Постановка звука. Длительно произносить звук с. При этом ручкой чайной ложки, подведенной под переднюю часть языка (поперек), поднимают язык вверх и слегка отодвигают назад, пока не будет четко слышен звук ш. Затем добиваются этого умения уже без механической помощи. После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

 

После автоматизации проводится работа на дифференциацию (различение) звуков ш и щ.

Автоматизация звука Ш в открытом слоге

 

Напоминаем, что открытыми называются слоги типа " согласный+гласный".

 

Произносить слоги

ша - шо - шу

ши - ше - ша

шо - шу - ша

шу - ши - ша

шу - шо - ша

ше - ши - шо

 

Произносить слова c ударными слогами

Ша: шаг, шар, шарф, шайба, шапка, шахта, мышата, большая, ушанка, мешать, решать, дышать, лошадка, шахматы, лапша.

Шо, шё: шорох, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, ремешок, гребешок, большой, мышонок, шел, шелк, шепот, ушел, нашел, пришел, вошел.

Ши: ширь, шило, шина, шить, ширма, дыши, ерши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, шили, решили.

Шу, ше: шум, шут, шуба, шутка, мишутка, дышу, ношу, тушу, прошу, шея, мишень, ошейник, решение.

 

Произносить слова c безударными слогами

Ша: ваша, наша, каша, крыша, Даша, Маша, Леша, Паша, Миша, Алеша, Наташа, Андрюша.

Шу, ши: шуруп, шутить, чешуя, шинель, шипеть, широкий, шиповник, уши, мыши, калоши, ландыши, хороший, горошина, младший, тишина.

 

Произносить слова cо стечением согласных в слоге

Швея, швы, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкурка, шла, шлак, шланг, шлем, шли, шлюпка, шляпа, шмель, шницель, шнурок, шпалы, шпагат, шпион, шпиль, штаб, штамп, штопать, штора, штопор, штука, штурвал, штык.

 

Произносить предложения

Наташа пишет.

Вот Маша. У Маши шляпа.

У Леши ландыши. Ландыши хороши.

Миша и Паша едут на лошадке.

У реки камыши. Река широкая.

Малыши шагают в школу. Школа большая.

Миша нашел камешек.

На дороге шумит машина.

У шиповника шипы. Шипы колючие.

В шалаше пять ребятишек.

Паша и Наташа, прошу не шуметь.

Хороша уха из ершей.

Гриша и Миша гоняют шайбу.

Леша ел пшенную кашу.

Ум хорошо, а два лучше.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Дальше в лес - больше дров.

 

Произносить тексты

Потешки.

Петушок, петушок, отдай Маше гребешок!

Мы кормим нашу Машу. Маша, Маша, кушай кашу.

Тише, мыши, тише, мыши! Кот пришел на нашу крышу.

 

Шалун Миша

Миша - шалун. Шалил с котенком. Котенок мяукал. Бабушка отняла котенка. Ушел Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки. Так и пошел Миша домой.

 

Ландыши

Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей - и домой. Хороши ландыши!

 

Автоматизация звука Ш в закрытом слоге

 

Напоминаем, что закрытыми называются слоги типа " гласный+согласный". В таких слогах буква Ж произносится как звук Ш, например: пишем - " лоЖка", " уЖ", произносим - " лоШка", " уШ". Сочетания букв ЧТ и ЧН произносятся ШТ и ШН; примеры: пишем - " ЧТо", произносим - " ШТо", пишем - " конеЧНо", произносим - " конеШНо".

 

Произносить слоги

аш - ош - уш - ыш

ыш - уш - ош - аш

яш - ёш - юш - иш - еш

еш - иш - юш - ёш - яш

аш - яш - уш - юш

ыш - иш - еш - аш

яш - аш - юш - уш

иш - ыш - аш - еш

 

Произносить слова

Аш: ваш, наш, башня, пашня, чашка, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш, башмак, башлык, кашне, каштан.

Ош: кошка, мошка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка.

Уш: душ, ушки, мушка, пушка, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка, ушли, петушки, бабушка, дедушка, Аленушка, Буренушка, пушнина, тушканчик.

Ыш, яш: вышка, мышка, пышка, крышка, малышка, мартышка, покрышка, камыш, малыш, Яшка, бляшка, гуляш.

Ёш, ёшь: даешь, льешь, пьешь, поешь, трешь, берешь, Алешка, лепешка, рыбешка, матрешка, поварешка.

Еш, ешь, иш, ишь: пешка, орешки, вешний, внешний, поешь, Бишка, вишня, мишка, лишний, парнишка, кричишь, молчишь, ландыш, детеныш, донышко, перышко, пятнышко, бревнышко, брюшко, полюшко, мякиш, финиш, даришь, валишь, делишь, пилишь.

 

Произносить предложения

Во дворе Бишка.

Накрой кружку крышкой.

Пташка прыгает у окошка.

Вот чашка и кашка, лепешка и ложка.

Надевай на малышку рубашку.

Наш Антошка глядит в окошко.

Вот картошка на окрошку.

Промокни пятнышко промокашкой.

Ребятишки играют в " кошки-мышки".

Бегают ребятишки-малышки - Мишки, Наташки да Машки.

Вот книжка про мышку-норушку и лягушку-квакушку.

Плохо мышке одной в норушке.

Петушок с моей ладошки клюет зернышки и крошки.

У кошки ушки на макушке.

В одно ушко вошло, в другое вышло.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

Шила в мешке не утаишь.

Напишешь пером - не вырубишь топором.

 

Потешки

Петушок, петушок! Выгляни в окошко, дам тебе горошку!

Шапка да шубка - вот он, наш Мишутка!

Петушок, петушок! Золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка! Что ты рано поешь, детям спать не даешь?

 

Произносить тексты

 

Кошка и мышка

Ушли все из дома. А кошка дома. Села кошка на окошко. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Мышка не видит кошку. Пошла мышка на кухню. Нашла крошки от пышки. Поела мышка крошки. Потом мышка увидела кружку. Кружка накрыта крышкой. Толкнула мышка крышку. Крышка упала. Кошка почуяла мышку и прыгнула с окошка. Побежала мышка. Но кошка ее догнала.

 

На опушке

Ходила Аленушка в лес. Набрала лукошко ягод. Вышла она на опушку. На опушке ромашки. На ромашках букашки. Недалеко речушка. У речушки камыш. Где-то квакают лягушки. На дереве кукует кукушка. Села Аленушка на бревнышко. Отдохнула и пошла дальше.

 

Ревушка

Вышла Машенька на крыльцо и ревет.

Подошел к ней петушок и спрашивает: " Ты чего это, Машенька, ревешь? Давай лучше букашек и таракашек ловить".

" Не надо мне букашек и таракашек, буду плакать".

Подошла к Машеньке кошка: " Что ты, Машенька, ревешь? Давай мышек ловить".

" Не буду мышек ловить, буду плакать".

Подошел к Машеньке теленок и говорит: " Давай, Машенька, реветь со мной".

" Давай", сказала Машенька.

Но тут подошла к ней Буренушка-ревушка и гневно сказала: " Ты что это, Машенька, меня передразниваешь? ".

Испугалась Машенька и больше не ревет.

 

Лиса и заяц

- Почему это, Заинька, у тебя такие длинные ушки? Почему это, серенький, у тебя такие быстрые ноги?

- А все потому, Лисонька, что уж очень у тебя тихие шаги да уж очень острые зубы!

 

Коррекционная работа при искажении произношения звука Ш

 

Нарушения произношения шипящих звуков называются сигматизмами. Встречаются межзубный, боковой и носовой сигматизмы.

 

Межзубный сигматизм

При этом виде нарушения звук ш имеет шепелявый оттенок. Это происходит из-за того, что, в отличие от положения органов артикуляции в норме, язык просовывается между верхними и нижними резцами, образуя с ними плоскую щель, спинка опущена и не образует заднюю часть ковшика. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту слабая, рассеянная. Возможные причины искажения звука: укороченная подъязычная связка, затрудняющая подъем языка к нёбу; высокое и узкое твердое небо.

Подготовительный этап коррекционной работы. Проводятся упражнения для подъема кончика и передней части языка за верхние зубы, выработки направленной воздушной струи; отрабатывается звук т, требующий подъема кончика языка за верхние зубы.

Постановка звука. При открытом рте, в медленном темпе 4 - 5 раз произносить с придыханием звук т, ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами. Постепенно учимся удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только поднимать к ним кончик языка.

После постановки звука переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

 

Боковой сигматизм

Боковой сигматизм, если в произносимых им словах вместо звука ш вы слышите своеобразный, хлюпающий звук. При этом один из углов губ слегка опущен или оттянут, может быть легкое смещение нижней челюсти влево или вправо; язык поднят вверх и упирается в корни верхних резцов или опущен за нижние резцы; спинка языка образует смычку с альвеолами, в основном ее левая или правая половина, а другая половина опущена вниз; боковые края языка также опущены. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту идет вбок (влево или вправо) или выходит по обоим краям языка, в то время, как в норме воздушная струя должна идти строго посередине языка. Возможные причины искажения звука: слабость мышц одной половины языка; боковой открытый прикус.

Подготовительный этап коррекционной работы. Делайте упражнения для укрепления боковых краев языка, равномерного подъема кончика передней части спинки языка вверх, выработки воздушной струи, идущей посередине языка, отрабатываются звуки т и с.

Постановка звука. Используя механическую помощь (плоскую, узкую, слегка выгнутую ручку от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад - к бугоркам (края ручки ложки при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов), слегка зажимаете зубами ложку и длительно произносите звук с (передние зубы все время видны).

После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

 

Носовой сигматизм

При этом виде нарушения звук ш заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий х с носовым оттенком. В отличие от нормальной артикуляции, при носовом сигматизме органы речи занимают нейтральное положение, язык опущен вниз и оттянут в глубь рта, задняя часть языка поднята вверх, соединяется с мягким небом, боковые края опущены вниз. Воздушная струя выходит через носовую полость, а не изо рта.

Причиной искажения звука в данном случае является излишнее напряжение задней части языка.

Подготовительный этап коррекционной работы. С помощью специальных упражнений вырабатывается умение удерживать широкий распластанный язык на верхней губе, умение направлять воздушную струю на кончик поднятого на верхнюю губу языка; отрабатываются звуки т и с.

Постановка звука. При открытом рте, длительно, без голоса произносить звук р и кончиком ручки чайной ложки, поднесенной к подъязычной уздечке, останавливать вибрацию передней части языка - будет слышно шипение. После неоднократных повторений можно вызвать шипение, едва поднеся ложку к подъязычной уздечке; затем убрать ложку и, сближая зубы, добиться правильного звучания ш.

Если нет звука р, ставят звук ш от звука с с механической помощью. Длительно произносить звук с. При этом ручкой чайной ложки, подведенной под переднюю часть языка (поперек), поднимают язык вверх и слегка отодвигают назад, пока не будет четко слышен звук ш.

 

После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

 

Коррекционная работа при отсутствии в речи звука Ш

 

Подготовительный этап

Начиная работу над шипящими звуками, нужно проверить, можете ли вы поднимать кончик языка за верхние зубы и можете ли делать язык широким (распластывать его). Если эти движения затрудняют вас, их отрабатывают с помощью специальных упражнений. Чтобы сформировать умение держать язык широким, свободно распластанным, положите его на нижнюю губу, затем слегка пошлепать губами, как бы произнося звукосочетания пя-пя-пя. Затем воспитывают умение загибать широкий язык кверху в форме чашечки. Усвоив движение, вы можете повторять его при широко открытом рте, постепенно убирая язык за верхние зубы. Держать язык во рту нужно на весу, не прикасаясь кончиком к нёбу.

 

Постановка звука

После того как вы научились распластывать язык и загибать его вверх, приоткройте рот, поднимите широкий язык за верхние зубы и подуйте на язык. Воздух, проходя через небольшую щель между передним краем языка и нёбом, образует щум, напинающий щипящий звук. Выработка правильного звука ш требует многократного повторения. Когда звук поставлен и произносится правильно, можно переходить к его автоматизации в слогах, словах и предложениях.

 

Как произносится звук Ш в норме

 

К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ.

 

Звук ш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

 

При произнесении звука ш в норме органы речи принимают следующее положение:

губы несколько выдвинуты вперед;

кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;

боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха и таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки;

голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;

воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

 

 

Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука.

 

Артикуляция звука ж отличается от артикуляции звука ш наличием голоса.

 

Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части языка к небу. Кроме того, звук ч является смычно-щелевым, т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинки языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.

 

Таким образом, для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш, и значит, он будет базовым для этой группы. То есть работа по исправлению шипящих звуков начинается обязательно со звука ш. Если звук ш произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук ж; добавив подъем средней части языка, получим щ; добавив подъем средней части языка и смычку перед щелью, получим ч. Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш.

 

Постановка звука Ж

 

После автоматизации звука ш в словах можно ставить звук ж. Oщутитe вибрацию голосовых связок при произнесении звука ж. Приложите тыльную сторону руки к своей шее спереди. Далее произнесите звук ш и добавьте голос.

 

Изолированный звук ж закрепляют с помощью звукоподражания (подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля, вращению юлы и т.д.).

 

После того, как научится произносить изолированный звук правильно, можно приступать к его автоматизации и введению в обычную речь.

 

Как произносится звук Ж в норме

 

К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ.

 

Звук ж согласный, звонкий, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

 

При произнесении звука ж в норме органы речи принимают следующее положение:

губы несколько выдвинуты вперед;

кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;

боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха и таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки;

голосовые связки сомкнуты и колеблются под напором струи выдыхаемого воздуха;

воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

 

Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука.

 

Автоматизация звука Ж в открытом слоге

 

Напоминаем, что открытыми называются слоги типа " согласный+гласный".

 

Произносить слоги

жа - жо - жу - жи - же

жи - жа - жо - жу - же

жо - жа - жу - жи - же

же - жа - жо - жи - жу

жу - жа - жо - жи - же

 

Произносить (читать) слова

Жа: жар, жаль, жаба, жало, жабры, жатва, жарко, жалоба, ежата, вожак, вожатый, пижама, урожай, бежать, лежать, дрожать, пожар, пожарный, жара, жалеть, кожа, лужа, лежа.

Жо, жё: Жора, ожог, рожок, лужок, дружок, флажок, пирожок, бережок, крыжовник, желоб, желудь, желтый.

Жу, же: жук, лежу, брожу, хожу, гляжу, дружу, покажу, абажур, тужурка, Женя, уже, уважение, этажерка, вижу, режу, вяжут, лижут, мажут, кожура, журнал, журавль.

Жи: жир, жить, жила, жидкий, ножи, моржи, ежи, лежи, покажи, прикажи, наживка, пружина, дружить, кружить, ежик, ужин, пыжик, рыжик, живой, живот, жираф, дюжина, прохожий.

 

Слова со стечением согласных

Ждать, жмых, джем, жмурки, должник, ржавчина.

 

Произносить предложения

Жук жужжит: ж-ж-ж-ж.

Летом жарко.

У Жени ножик.

На Жоре пижама.

У ежа ежата.

Моржи лежат на льду.

У вожатого рожок.

Покажи ножик, Женя.

Жора выбежал на лужок.

Мой дружок бежит на бережок.

В саду крыжовник и ежевика.

Под дубом лежат желтокожие желуди.

Рядом с ежом бежали ежата.

Летят журавли, а впереди вожак.

Вот пастух пропел в рожок, вышел я на бережок.

Утром Женя лыжи взял, по дороге побежал.

Жора живет на пятом этаже.

Тяжело тому жить, кто от работы бежит.

Моржи живут на севере, а жирафы - на юге.

Дети не обижают животных, и животные любят их.

Снежок лежал, лежал, потом побежал, журча.

Ель на ежика похожа, еж в иголках, елка тоже.

Подарил утятам ежик восемь кожаных сапожек.

Встретил в чаще еж ежа: - Как погода, еж? - Ой, свежа!

И пошли домой, дрожа, горбясь, ежась, два ежа.

Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот.

Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет.

 

Ужа ужалила оса

Бывают в мире чудеса: ужа ужалила оса,

Ужалила его в живот, ужу ужасно больно, вот!

А доктор еж сказал ужу: " Я ничего не нахожу.

Но все же думается мне, лежать вам лучше на спине,

Пока живот не заживет, вот".

 

Над Жорой жук, жужжа, кружит. От страха Жора весь дрожит.

Зачем же Жора так дрожит? Совсем нестрашно жук жужжит.

 

Произносить текст

Рыжик

Был у Рыжухи жеребенок. Жеребенок был рыжий. Женя звал его Рыжиком. Рыжик был слабый, еле на ногах держался. Рыжуха жалела жеребенка. Женя тоже жалел Рыжика. Ухаживал и помогал Рыжику. Когда Рыжик окреп, Женя водил его на лужок. Рыжик любил кружить по лужайке. Покружит, покружит и ляжет под стожок. Когда Рыжуху впрягали в телегу, Рыжик бежал рядом. У реки Рыжуху выпрягали. Рыжуха купалась сама, а Рыжика купал Женя.

 

Автоматизация звука Ж в закрытом слоге

 

Напоминаем, что закрытыми называются слоги типа " гласный+согласный".

 

Произносить слоги

ажма - ожма - ужма - ыжма

ыжма - ужма - ожма - ажма

яжма - ёжма - южма - ижма - ежма

жма - ижма - южма - ёжма - яжма

 

Произносить слова

Важный, каждый, бумажный, багажный, монтажник, можно, дождик, ложный, тревожный, ножницы, пирожное, художник, нужно, дружно, дружба, булыжник, булыжник, южный, вьюжны, таежный, нижний, ближний, книжный, между, прежде, одежда, надежда, нежный, прежний, вежливый, прилежный.

Наждак, награждать, вражда, ножной, нужда, Лужники, лыжня, денежный, бережно, побеждать.

Произносить предложения.

Ребята дружны. Нужно ценить дружбу.

Вова - вежливый ребенок.

Тетради на нижней полке.

Багажный вагон впереди.

Мама купила пирожное.

Между деревьев снежная баба.

Женя вытряхивает одежду.

У Гены бумажный голубь.

Не играй с ножницами.

Сапожник починил обувь.

В таежных районах много комаров.

Монтажники выполняют важную работу.

Победитель-лыжник награжден подарком.

В книжном магазине можно найти нужную книгу.

На этой неделе мы были в Лужниках дважды.

Булыжник был мокрый от дождя.

 

ак произносятся звуки Р и Рь в норме

 

Звук р - согласный, твердый, дрожащий.

 

Звук рь - согласный, мягкий, дрожащий.

 

Правильная атикуляция звука р заключается в следующем:

губы - полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения последующего звука (чаще гласного);

зубы - разомкнуты;

язык - широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;

голосовые связки - вибрируют, давая голос;

воздушная струя - очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.

 

Мягкий звук рь отличается по артикуляции от парного твердого звука р дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед.

 

Выработка раскатистого звука Р (с вибрацией кончика языка)

 

Прежде чем приступить к выработке раскатистого р, следует научиться произносить звук р проторный.

 

Подготовительный этап

Удерживая язык широким " побарабанить" языком за верхними зубами со звуком близким к д (д…д…д…) Полоска бумаги, поднесенная к его рту, должна колебаться при каждом ударе языка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.