Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Домашнее задание. Одним их способов расширить ваши представления о различных культурах является просмотр фильмов, в которых ярко выражена тема мультикультурализма






Одним их способов расширить ваши представления о различных культурах является просмотр фильмов, в которых ярко выражена тема мультикультурализма. Вот некоторые примеры таких фильмов: Птичья клетка (Birdcage), Клуб счастливчиков (Joy Luck Club), Бремя белого человека (White Man's Burden), В прежние времена (Once Were Wamors), Мечты Хупа (Hoop Dreams), Поспешить — людей насмешить (Fools Rash In),


358 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Шесть ступеней на пути к независимости (Six Degrees of Separation), Опасные умы (Dangerous Minds), Тайны и ложь (Secrets and Lies), Моя семья (MiFamilia), Черная мантия (Black Robe).

Соберитесь вместе с коллегами, друзьями или членами вашей семьи и посмотрите какие-нибудь фильмы из перечисленных выше (или известные вам другие на ту же тему). После просмотра поговорите друг с другом о том, чем вас взволновал этот фильм. Обсудите фильм между собой, но не как критики, а как люди, которых затрагивает тема культурных различий.

Рекомендуемая литература

Axelson, J. А. (1998). Counseling and development in a multicultural society (3rd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.

Cook, E. P. (Ed.). (1993). Women, relationships, and power: Implications for counseling. Alexandria, VA: American Counseling Association.

Gilbert, L. A.. & Scher, M. (1999). Gender and sex in counseling and psychotherapy. Boston: Allyn & Bacon.

Ivey. A. E., Ivey, M. В., & Simek-Morgan, L. (1997). Counseling and psychotherapy: A multicultural perspective. Boston: Allyn & Bacon.

Laidlow. T. A., & Malmo, С (1990). Healing voices: Feminist approaches to therapy with women. San Francisco: Jossey-Bass.

Vontress, C. E., Johnson, J. A., & Epp, L. (1999). Cross-cultural counseling: A casebook. Alexandria, VA; American Counseling Association.


Часть

Профессионализм консультанта


глава

Этические и правовые вопросы

Представьте себе, что вы проработали с одним юным клиентом три месяца. Вначале он был скрытен и насторожен. И вам пришлось терпеливо и аккуратно использовать свои навыки построения отношений и создания доверительной атмосферы, чтобы преодолеть его сопротивление.

Наконец ваш клиент начинает понемногу раскрываться и делиться своими переживаниями. Но каждый раз, когда у вас что-то получается, он спешит спрятаться в свою скорлупу, защищаясь при помощи таких замечаний, как: «Вы всегда используете одни и те же приемы. Не суйте свой нос в жизнь других людей». Вы постоянно успокаиваете его, напоминая о конфиденциальности ваших встреч и отношений. Он многократно проверяет вашу честность, постоянство ваших установок и ценностных ориентации. Вы выдерживаете его проверки, направляя все свое внимание на работу с ним. Таким образом, неоправданно много времени на консультациях тратится на то, чтобы доказать вашу благонадежность.

Но вот ваши силы и терпение начинают истощаться. И после всех колебаний и нескольких фальстартов клиент постепенно начинает раскрывать вам свои тайны, внимательно отслеживая при этом ваши реакции на его слова. Он удовлетворен тем, что вы занимаете нейтральное положение и принимаете его (что вы сознательно контролируете), и продолжает рассказывать вам о своей проблеме. Выясняется, что этот шестнадцатилетний мальчик вполне успешно делает карьеру наркоторговца, продавая стимуляторы, депрессанты, кокаин и иногда героин другим детям, обучающимся в средней школе. Он не собирается бросать это занятие. На самом деле он любит свою работу. Он объясняет, что, в конце концов, таким образом он получает власть, уважение и друзей. Ему нравится испытывать возбуждение и рисковать. Ему нравится, что его «клиенты» находятся в зависимом от него положении. С деньгами у него тоже все в порядке. Нет, он ни в коем случае не собирается оставлять столь доходную «профессию». Но он испытывает легкое чувство вины и хочет, чтобы вы помогли успокоить его совесть. Он напоминает вам, что если вы не сможете помочь ему, он всегда найдет того, кто сможет это сделать. Он замечает ваше колебание и, смеясь, обращает ваши слова против вас же: «Вы должны помнить о конфиденциальности, а это значит, что ничего из сказанного не может выйти за пределы этой комнаты». У вас есть буквально не-


Глава 14. ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ □ 361

I сколько секунд, чтобы определить, какую из следующих возможных позиций вы займете и что вы будете делать дальше:

1. Поскольку самый священный принцип в консультировании — это соблюдение конфиденциальности и защита интересов клиента, у вас нет выбора и вы должны выполнять взятые на себя обязательства. В конце концов, ваше предназначение не заключается в том, чтобы указывать людям, как им следует жить, или осуждать их.

2. Защита общественного благополучия (в данном случае жертв торговли наркотиками) стоит превыше обещания, данного одному единственному клиенту, который, кроме того, столь несознателен и безответственен в своих действиях. И поэтому, в целях защиты общественного благополучия и, возможно, в конце концов, ради блага самого клиента, вам следует сообщить в соответствующую инстанцию о его противоправных действиях для того, чтобы были предприняты необходимые меры.

3. Следует убедить этого молодого человека прекратить совершать противоправные действия и предупредить, что в противном случае вы будете вынуждены сообщить о его действиях родителям и руководству школы.

4. Очевидно, что у этого мальчика есть определенные отклонения, и он не отвечает за свои действия. Необходимо поддерживать естественный процесс развития психотерапевтических отношений. Остается лишь надеяться, что ваш клиент будет изменять свое поведение по мере того, как начнет лучше осознавать разрушительность своих действий и обучится другим, более социально приемлемым способам, при помощи которых можно зарабатывать деньги и получать социальное одобрение.

Конечно же, консультанту доступны миллионы других альтернативных позиций, занимаемых в соответствии с особенностями психотерапевтических целей, местных законов, учрежденческих правил и даже личных чувств, испытываемых по отношению к клиенту. Самая большая трудность при столкновении с этическими проблемами заключается в том, что в них очень редко существуют единственно верные и правильные решения.

Профессиональный кодекс

Профессиональные этические кодексы публиковались множеством организаций, работающих с психотерапевтическими консультантами, например, Американской ассоциацией консультирования, Ассоциацией специалистов по групповой работе, Американской ассоциацией брачного и семейного консультирования, Американской психологической ассоциацией, Национальной академией сертифицированных консультантов по вопросам охраны психического здоровья, Американской сексологической ассоциацией преподавателей, консультантов и психотерапевтов. Однако эти руководства часто сложно применять в тех или иных конкретных ситуациях, в них содержатся противоречия, а профессиональным организациям сложно проконтролировать, следуют ли консультанты предписываемым нормам (Talbutt, 1981). Помимо того, часто практики вынуждены сами искать выход из имеющейся сложной ситуации, поскольку консультирование как специальность предполагает наличие множества различных лицензий, сертификатов и регулирующих структур (Bradley, 1995). По этой причине этический кодекс нельзя просто выучить наизусть; более того, вы должны обучаться действовать


362 □ Часть 4. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КОНСУЛЬТАНТА

в соответствии с этическими правилами и развивать навыки принятия решений с тем чтобы они были совместимы как с вашими собственными, так и с общественными и профессиональными стандартами.

Свод этических правил особенно сложно обсуждать в отношении такой профессии, как консультирование. Особенности нашей специальности — предшествующая история, противоречивая теоретическая база и то, что в основном мы работаем с абстрактным и неопределенным содержанием человеческой психики — затрудняют определение правил профессионального поведения и, тем более, введение единых профессиональных стандартов. Практикующие консультанты часто имеют противоречащие друг другу представления относительно того, что представляют собой приемлемые стандарты профессионального поведения. Практики используют различные техники, ярлыки и термины для описания процессов и ставят различные цели. В зависимости от места проживания, особенностей учреждения, в котором они работают, особенностей подготовки, полученной квалификации и потребностей клиентов различные консультанты могут иметь абсолютно разные представления о том, что такое «этическое поведение». Но в процессе изучения этического кодекса консультанта у вас могло сложиться другое впечатление, поскольку все пункты этого кодекса превосходно структурированы, расписаны и изложены доступным и четким языком. Многие опытные практики потратили всю свою жизнь на то, чтобы описать эти стандарты приемлемого поведения.

Необходимо отметить, что существует различие между тем, как этическое решение принимает новичок, и тем, как это делает опытный практик. В то время как за плечами квалифицированного эксперта имеются целые годы психотерапевтической работы, начинающий консультант, все еще пребывая в некотором замешательстве, лишь только отправляется в этот путь. Достаточно сложно следить за логикой высказываний клиента, анализировать их скрытый смысл, составлять план проведения психотерапевтических вмешательств и выдавать эффективные реакции, не затрагивая при этом вопросов нравственности и не решая этические конфликты. Именно по этой самой причине мы настаиваем на том, чтобы вы прочитали и изучили профессиональный этический кодекс и затем строго соблюдали его. Лишь обширный опыт и постоянное проведение исследований могут помочь ученому или практику научиться импровизировать при принятии этических решений, основанных на прочной эмпирической и философской базе. И даже некоторые умудренные опытом специалисты искренне верят или публично заявляют об одном, а на самом деле, в своих кабинетах делают абсолютно другое. И эта проблема еще более осложняется тем, что в разных источниках часто содержатся противоречивые требования.

Учет интересов различных сторон

Ради кого на самом деле работает консультант? Нас все время учат, что консультант работает на благо своих клиентов. Как профессиональные помощники, мы должны быть адвокатами своих клиентов, оправдывать их доверие и защищать их права. Однако иногда мы должны разделить свою верность между двумя или более сторонами. Если наш клиент ребенок, то за свои действия мы отвечаем перед его родителями,


Глава 14. ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ □ 363






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.