Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Консультант и проблема СПИДа






Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) был обнаружен в 1983 году, хотя на самом деле появился в начале 60-х годов XX века. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) является одной из последних фаз развития ВИЧ-инфекции. Изначально эта болезнь воспринималась как угроза для особых групп населения. Однако вирус распространился, и в Северной Америке идет так называемая «третья волна» этого заболевания (Gordon, Shontz, 1990; Kain, 1996). «Первая волна» коснулась, в основном, гомосексуалистов; «вторая волна» затронула наркоманов, которые вводили себе наркотические вещества внутривенно; а с «третьей волной» вирус распространился и на гетеросексуальное население. На значительность эпидемии СПИДа обратили внимание только в 1983 году, когда Служба здравоохранения Соединенных Штатов Америки объявила СПИД проблемой первостепенной важности, и в 1988 году брошюры с информацией по этому поводу были разосланы по всем домам. Принимая во внимание серьезность болезни, продолжение ее распространения и те специфические проблемы, которые следуют из самой болезни, консультант должен быть готов работать с проблемой СПИДа и обладать необходимыми для этого знаниями.

ВИЧ является весьма необычной и сложной проблемой для консультанта. Хотя это соматическая болезнь и потому требует медицинского лечения, влияние этого вируса распространяется и на волевую деятельность человека, а через нее — и на другие психологические качества (Cochran & Mays, 1989). Наличие СПИДа у человека определяется посредством специального анализа на ВИЧ; и если этот анализ дает положительные результаты, значит, человек болен СПИДом. И поэтому у консультанта, работающего с проблемами СПИДа, появляются две основные задачи: 1) оказывать услуги людям, больным СПИДом, и 2) рассказать здоровым людям о том, что нужно делать, чтобы избежать заражения.

Роль специалиста по санитарному просвещению является новой и потому сложной для консультантов, но все же она необходима, так как ВИЧ не лечится, но от него легко уберечься. Консультант должен быть готов к откровенным разговорам о сексе и


Глава 13. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ □ 355

способах предохранения. Образовательные программы на тему СПИДа должны помочь осознать степень риска заражения этой болезнью, помочь усвоить принципы «безопасного секса» и помочь сформировать поведенческие навыки, необходимые для применения полученных знаний в жизни (Castronovo, 1990; Gordon, Shontz, 1990; House, Walker, 1993; Kain, 1996; Odets, Shernoff, 1995).

Существуют проблемы, особо затрагивающие гомосексуальных клиентов и требующие от консультанта четкости и точной информации. Это проблемы моногамии и верности, принятие решения о том, проходить тест на ВИЧ-инфекцию или нет, и что делать в случае, если анализ даст положительный результат. Также необходимо помнить о вопросах конфиденциальности в процессе работы с клиентом. Консультанты должны помнить о вероятности посттравматического стрессового расстройства, особенно при работе с геем или лесбиянкой, которые уже испытали разные трудности, связанные со СПИДом (Martin, 1989; Williams, Stafford, 1991).

Эпидемия СПИДа является источником множества проблем для консультантов из-за необходимости разрабатывать новые подходы и техники, играть ведущую роль при обучении клиента предохранению и, что, наверное, является самым важным, из-за необходимости сталкиваться с ранимостью и дискомфортом, который испытывает человек по поводу этой опасной и трагичной болезни.

Консультирование клиентов с физическими недостатками

Клиенты с физическими недостатками, или инвалиды, обращаются к консультантам через реабилитационные службы, которые существуют для того, чтобы удовлетворять потребности клиентов и разрабатывать программы физического и эмоционального восстановления. Основные направления реабилитационной работы консультанта — это исследования возможностей трудоустройства и постановка целей в обучении. Однако консультанты должны помнить, что у таких людей могут быть проблемы эмоционального характера, не связанные с их физическими недостатками.

Люди с физическими недостатками часто имеют возможность жить полной жизнью благодаря развитию технологий, политики и общества (Greenwood, 1987). В наши дни мы должны думать об инвалидах как о людях, обладающих «иными способностями», чтобы не ранить их самих. Вамат (Wamath, 1989) рассматривает этот вопрос под другим углом и утверждает, что все мы «временно трудоспособны». Он предполагает, что условия жизни у всех разные, но они могут измениться. Такая перспектива может кого-то расстроить, так как получается, что мы не можем контролировать нашу судьбу. Или наоборот, она приободрит кого-нибудь, доказывая, что мы, оказывается, можем приспособиться к чему угодно.

Консультанты должны знать о проблемах, с которыми сталкиваются клиенты с физическими недостатками, и чутко к ним относиться. К тому же члены семьи инвалида могут испытывать чувство вины, злобы, обиды и беспомощности, потому что они не знают, как справиться с этой проблемой. Такие чувства могут испытывать как братья и сестры, так и супруги и родители. Из-за того, что инвалид требует повышенного


356 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Люди, прикованные к инвалидной коляске, необязательно должны чувствовать себя неполноценными.

внимания и заботы, другим членам семьи будет неудобно просить об удовлетворении собственных потребностей. Консультант должен помочь членам семьи так научиться контролировать время, чувства и деньги, чтобы все получали должную долю внимания и поддержки в семье.

Дети-инвалиды являются источником особенно серьезных проблем для родителей и других детей в своей семье. Селигман (Seligman, 1983) сделал вывод о том, что так как дети-инвалиды требуют особой заботы о себе, они становятся обузой для других членов семьи, которые из-за этого все чаще забывают о себе и друг о друге. Естественно, присутствие в семье ребенка-инвалида не всегда вызывает подобную ситуацию. Часто такой опыт побуждает братьев и сестер учиться заботиться друг о друге, и это ценное качество они сохраняют на всю жизнь. Однако консультант должен помнить о том, что проблемы могут быть не только у «идентифицированного пациента» — ребенка-инвалида, — но и других членов семьи.

Об этой проблеме нам может напоминать принцип, который является верным при всех семейных проблемах: если у одного члена семьи начинают проявляться какие-либо симптомы, они обязательно подрывают привычный ход жизни каждого человека в этой семье. В частности, если инвалид не может нормально приспосабливаться к окружающим условиям, то напряжение и стресс, связанные с ним, могут явиться причиной возникновения проблем у других детей. Вдобавок к тому, что они будут испытывать чувство вины и обиды, дети станут отыгрывать, чтобы привлечь внимание, так как, согласно нормам семьи, внимание приравнивается к заботе. Как бы то ни было, часто рекомендуется вовлекать семью в работу с инвалидами.


Глава 13. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ □ 357

Резюме

В каком-то смысле каждый клиент, которого вы видите, является представителем особой группы населения со своими особыми проблемами. Тем не менее представители некоторых групп из-за предрассудков и дискриминации страдают больше, чем того заслуживают. Более того, некоторые из представителей особых групп населения склонны недооценивать услуги консультантов.

Существует много литературы, в которой детально описана вся сложность данной проблемы, тщательно обсуждается специфика особых групп населения и предлагаются специальные методы их лечения. Ваша задача как консультанта заключается в том, чтобы изучить особенности каждой группы населения, разработать особые способы консультирования отдельных людей и семей, а также осознать свои собственные предрассудки и понять, как они влияют на ваши мысли и на общение с клиентом.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Опишите культурные, этнические, религиозные и расовые факторы, оказавшие влияние на формирование вашей личности. Если бы вы работали с консультантом, что бы вы хотели, чтобы он знал о вашей культурной среде?

2. На ваше восприятие реальности в значительной степени повлияло то, что на протяжении всей жизни вам внушали члены семьи, учителя, книги, средства массовой информации и более всего ваша культурная среда. Перечислите как можно больше таких «социальных конструктов», которые сделали вас тем, что вы есть сейчас, и сформировали ваши ценности.

3. Представьте, что завтра утром вы проснетесь и обнаружите, что стали представителем другой расы и цвет кожи у вас не тот, что вчера. Что вам будет труднее всего принять после того, как вы отойдете от начального шока и к вам вернется способность нормально рассуждать?

4. Как вы думаете, какие ограничения вы испытываете из-за своего пола? Что изменилось бы в вашей жизни, если бы вы были представителем противоположного пола?

5. Опишите эпизод из вашей жизни, когда вы подвергались угнетению со стороны кого-либо. А теперь представьте, что вы обращаетесь за помощью к человеку, который похож на тех, кто когда-то притеснял вас.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.