Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Другие подходы






Вас может смутить то, что все эти теории необходимо переваривать, но вас не меньше удивит и то, что это всего лишь верхушка айсберга. Существует по крайней мере еще дюжина других подходов к профессиональному развитию, которые невозможно (к счастью?) рассмотреть глубже из-за ограниченности размеров данной книги.

Эли Гинзберг (Ginzberg, 1972), например, описывает профессиональный рост как длительный, тянущийся всю жизнь процесс принятия решений, в котором человек пытается примирить свои цели с реальностью ограниченных возможностей. Тидмен и О'Хара, так же как Сьюпер и Гинзберг, полагают, что профессиональный рост — это процесс идентификации с работой через взаимодействие личности и общества. Они говорят о важности принятия решения в процессе установления отношений между личностью и карьерой. Однако они были более точными, чем другие теоретики, указывая на перемены, которым подвергается развивающееся чувство идентичности.

Еще одним направлением в данной области, которое желательно разрабатывать далее, является развитие теорий профессионального роста для той особой части населения, которой не подходят теории, созданные для белых мужчин среднего класса. Так, теории профессионального роста, относящиеся к женщинам (Betz, Fitzgerald, 1987) и различным культурным группам (Herr, Niles, 1994) будут продолжать развиваться, пока население Северной Америки будет все таким же разнообразным.

Профессиональное обучение

Направляющее консультирование — это только один из видов помощи, которую могут оказать консультанты; как и в других областях, практикующие в данной сфере должны быть и консультантами, и учителями. Профессиональное обучение, профессиональное развитие и профессиональная помощь являются процессами длиной во всю жизнь и часто требуют участия службы поддержки на различных уровнях развития. Это продолжительный процесс, имеющий решающее значение в начальной, средней и старшей школе. Наряду с профессионалами, работающими в школах, колледжах и университетах, консультанты по вопросам реабилитации также должны принимать


Глава 11, ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ □ 303

участие в программах профессионального развития. Большинство из этих программ включают в себя следующие этапы:

1. Весь приобретенный при обучении опыт имеет значение в профессии. Профессиональное обучение должно быть в большей степени обязанностью институтов, чем функцией консультантов.

2. Для занятия определенной деятельностью необходимо наличие навыков и умений. Люди должны обучаться навыкам и умениям, непосредственно относящимся к работе. Консультанты должны быть подготовлены к работе с клиентами и с другими профессионалами для того, чтобы обучать клиентов подходящим для конкретного вида деятельности умениям.

3. Для понимания ценностей, связанных с работой, студенты должны иметь возможность теоретического и практического обучения. Консультант должен помочь студенту приобрести в теории и на практике понимание себя, знание об альтернативах, осознание ценностей и навыки для принятия решений.

4. Студентам должны быть предоставлены возможности для наблюдения рабочей среды. Человек должен иметь возможность приобрести опыт и знание о рабочем мире. Консультанты могут сотрудничать со студентами, нанимателями и учебными заведениями, чтобы предоставить такую возможность.

5. Необходимо точно определить взаимоотношения между личными и общественными ценностями. Нужно прояснить влияние этих ценностей на выбор профессии.

Каждый из этих компонентов требует вмешательства консультанта, который предоставляет необходимую информацию, советуется с остальным персоналом, создает условия для деятельности и приобретения опыта, чтобы повысить степень осознания при выборе профессии, понимания себя, и предоставляет информацию о профессии. Консультанты, работающие в области профессионального обучения и помощи, также должны быть готовы предоставить услуги и информацию, доступные для общества высоких технологий. Существуют несколько указаний относительно новой технологии обучения и помощи (Gati, 1994; Hoyt, 1985).

1. Консультанты должны уметь работать с компьютерными технологиями, чтобы сохранять записи и результаты тестирований, а также они должны обеспечить студенту полную конфиденциальность этих данных.

2. Специалисты в области профконсультирования должны понимать все слабые и сильные стороны компьютеризации обработки и хранения информации и компьютерных методик профконсультирования, доступных для студентов.

3. Специалисты в области профконсультирования должны понимать, что компьютерные диагностические методики и оценочные системы являются дополнением к профессиональному обучению и профконсультированию (Kapes, Borman, Frazier, 1989).

4. Консультант должен использовать компьютерные диагностические системы для повышения точности выбора студента, а не для его определения.

5. Видеозаписи, телекоммуникации и Интернет также должны использоваться в процессе профконсультирования.

6. Консультанты должны осуществлять качественный контроль над компьютерными системами во время диалога с клиентом, чтобы клиент смог получить весь объем знаний.


304 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Национальный комитет по занятости населения (NOICC) разработал свод норм и требований для профессионального обучения и профессионального ориентирования. (Zunker, 1998). Эти нормы и указания были разработаны для начальной, средней/старшей школы и высших учебных заведений. Для ознакомления ниже представлены требования для учеников начальной школы:

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Самопознание

Требование 1: знание о важности я-концепции. Требование 2: умение общаться с другими.

Знания о профессии и обучении

Требование 3: осознание важности роста и изменения.

Требование 4: осознание преимуществ успешного обучения.

Требование 5: осознание взаимосвязи работы и обучения.

Требование 6: умение понимать и применять профессиональную информацию.

Требование 7: осознание важности ответственности и хороших рабочих привычек.

Требование 8: осознание соотношения работы и общественных интересов.

Планирование карьеры

Требование 9: понимание того, как принимаются решения.

Требование 10: осознание взаимосвязи жизненных ролей.

Требование 11: осознание разнообразия профессий и различия женских и мужских ролей.

Эти требования являются фундаментом и моделью учебного плана профессионального обучения на уровне начальной школы. Сплит и Стюарт разработали рекомендации по поводу того, как осуществить эти требования, привлекая к этому родителей и развивая самосознание детей.

Консультанты по вопросам профессионального обучения должны находить способы повышения успешности студента в освоении профессии и давать достаточно информации для осуществления правильного выбора. Компьютерные технологии позволяют усовершенствовать процесс принятия решений и повысить собственную продуктивность (Fukuyama, Probert, Neymeier, Nevill, Metzler, 1988). В профессиональном развитии должен быть сделан акцент как на процессе, длящемся всю жизнь, а также следует помнить о факторах, влияющих на этот процесс. Такими факторами являются способности, интересы и ценности.

Способности

Человек должен осознавать свои способности, чтобы определить потенциальные области поиска и профессионального развития. Люди должны признавать необходимость овладения основными профессиональными навыками, а также необходимость развития способностей, чтобы полностью погрузиться в процесс карьерного роста. В эпоху постоянно меняющихся технологий и изменения профессий, задача развития способностей распространяется и на взрослых. Известно, что большинство взрослых


Глава 11. ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ □ 305

людей столкнутся на своем пути с безработицей (Herr, Watts, 1981) и практически каждый столкнется с проблемой приспособления к работе (Hershenson, 1996). Полное осознание своих способностей, включая и потребность в помощи, будет весьма полезно для студентов и взрослых в процессе карьерного роста.

Интересы

Знание собственных интересов (и соответствующих особенностей личности) полезно человеку для определения доступных ему профессий. Интересы часто определяют степень удовлетворенности профессией: те, чьи интересы не задействованы в профессиональной деятельности, могут страдать от недовольства и неудовлетворенности. Для консультанта так же важно акцентировать внимание на том, что способности и интересы не всегда связаны и что одних интересов не достаточно, чтобы получать удовлетворение от работы, если принимать во внимание те способности, которых не хватает клиенту.

Ценности

Ценности являются важным фактором, оказывающим влияние на профессиональное развитие. Профессии, в которых отражаются ценности клиента, принесут больше удовлетворения, особенно если учитывать мотивацию и выполнение работы. Плохо определенные ценности многих клиентов могут влиять на способность принимать эффективные решения. Консультанты должны помочь клиентам прояснить их ценности и соотнести их со способностями и интересами. Те клиенты, которые понимают связь между ценностями, интересами и отношением, могут быть названы профессионально зрелыми, и у них больше возможностей получить удовлетворение от работы и продвинуться в своей области.

Принятие решений в профессиональной деятельности

В некотором смысле профессиональное развитие — и, конечно же, выбор профессии — могут быть рассмотрены как процесс принятия решений. Те клиенты, которые не способны сопоставить знание о себе с информацией о профессии, будут прогрессировать лишь спорадически. Помощь клиентам в развитии прочных навыков принятия решений является одной из задач профконсультирования.

Некоторые из клиентов приходят на консультирование, прекрасно осознавая, какие навыки требуются для принятия решений. Знания других могут быть фрагментарными или вообще отсутствовать, что требует от консультанта оценить уровень способности клиента к принятию решений и снабдить его необходимой информацией-Большинство моделей процесса принятия решения включают в себя следующие этапы: 1. Определение проблемы. Консультант помогает клиенту рассмотреть разные аспекты проблемы выбора профессии. Специальные знания в области консультирования применяются для сбора информации, установления приоритетов и формулировки основных положений. Необходимо отвести достаточно времени на этот этап,


306 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

потому что именно он задает направление дальнейшего развития. Определение проблем может понадобиться и на других этапах этого процесса.

2. Сбор и использование необходимой информации. Как только проблема, относящаяся к профессиональной деятельности, определена, консультант помогает клиенту собрать необходимую информацию. Источниками могут быть тесты; информация о профессии и образовании; поиск работы через компьютер. Консультант также должен помочь клиенту правильно интерпретировать результаты тестирования, разъясняя непонятые положения и делая выводы.

3. Создание альтернатив. На этом этапе консультант и клиент прилагают все возможные усилия для того, чтобы придумать как можно больше альтернатив. Те альтернативы, которые очевидно не подходят, исключаются, а оставшиеся изучаются в свете информации о склонностях, интересах, ценностях и способностях клиента,

4. Разработка плана. На этом этапе могут разрабатываться точные или экспериментальные планы, в зависимости от запроса клиента. Планирование должно быть детальным и последовательным, а также должно предусматривать некоторые случайности. Это определяющий этап в процессе принятия решений, потому что здесь осуществляется перевод информации в действие.

5. Осуществление плана. Осуществление плана преимущественно входит в обязанности клиента, хотя консультант должен оказывать ему поддержку и консультировать его. Иногда у клиентов возникают затруднения на этой стадии, и консультант должен вмешаться, чтобы определить изъяны в плане или провести индивидуальное консультирование.

6. Оценка плана. Оценка помогает клиенту определить эффективность процесса принятия решений и переформулировать проблему, учитывая результаты. Консультанты должны акцентировать внимание клиента на том, что они должны подходить к осуществлению плана как к чему-то особенному. Выбор профессии — предприятие длиной в жизнь, и поэтому необходимы периодический пересмотр и постоянное развитие.

На принятие решения о профессии оказывают влияние такие переменные, как состояние тревожности (Hartman, Fuqua, Blum, 1985; Fuqua, Blum, Hartman, 1988), семья (Lopez, Andrews, 1987; Kinnier et al, 1990), дезадаптивные убеждения и обобщения (Mitchel, Krumboltz, 1987). Консультанты должны понимать процесс принятия решения при выборе профессии, для того чтобы можно было определить конкретную проблему клиента, который испытывает затруднения. Профконсультирование все же не должно ограничиваться только самим процессом принятия решений, но также должно прорабатывать те проблемы, которые лежат в основе затруднений в принятии решений. Например, семейный системный подход можно применить к человеку, чье привычное состояние замешательства влияет на принятие решения о профессии; для тех, у кого присутствуют иррациональные установки и отношения, можно использовать когнитивное реструктурирование (Nevo, 1987). Консультанты по вопросам профессии должны быть гибкими и легко достигать инсайта при определении множества переменных, влияющих на процесс принятия решения, и изобретательными при разработке подхода к решению специфичных проблем.

Процесс профессионального обучения и выбора деятельности очень сложен. Консультанты могут помочь клиентам представить этот жизненно важный процесс в сие-


Глава И.ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ □ 307

тематическом и объективном виде, предоставляя информацию и помощь в критические моменты. Абсолютной целью профессионального обучения является помощь людям в оптимизации собственных ресурсов и осуществлении выбора профессии, которая будет удовлетворять клиента и сделает возможным карьерный рост.

Направления профконсультирования

Мир профессий очень быстро меняется и развивается, что требует адаптации рабочей силы и консультантов по вопросам трудоустройства. Не вызывает сомнений, что наше общество из индустриального превратилось в информационное. Тогда как совсем недавно экономикой двигало производство материальных благ, теперь все более и более получают распространение профессии из сферы обслз'живания. Мы живем в информационную эпоху, когда влияние технологий распространилось на каждую область профессионального мира, что постоянно создает нехватку кадров (в случае со специалистами по компьютерным технологиям) и их избыток (в случае работников производства).

Принимая во внимание недавние разработки в области микрокомпьютеров и смены производства обслуживанием, профессиональной и технической работой, появляется спрос на два класса работников: 1) высококвалифицированные специалисты в области обслуживания, технологий и других профессий, которые формируют элиту и наиболее востребованный класс; и 2) работники, не имеющие определенных профессиональных навыков (Cianni-Surrige, 1983).Именно они и создают разные технические сложности, нехватку рабочей силы и другие проблемы, связанные с перемещением с одного рабочего места на другое. Консультанты по вопросам занятости должны иметь в виду эти обстоятельства, особенно те из них, которые требуют переподготовки или использования технологических систем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.