Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как применить этот подход к себе






В отличие от других подходов, консультант может с легкостью использовать РЭПТ для работы с самим собой. Как неоднократно повторял Эллис, то, что мы освобождаем клиентов от их безумных убеждений, не способствует изменению наших собственных. Другие практики, использующие РЭПТ в своей работе, отмечают, что по мере приобретения клинического опыта они становятся более здоровыми с психологической точки зрения.

Следующие идеи, лежащие в основе РЭПТ, наиболее полезны для работы с самим собой.

1. Если мы сами создаем себе эмоциональные проблемы посредством искажения мыслительных процессов, то потенциально мы можем освободиться от негативных переживаний, изменив свое понимание этих переживаний. Транспортное происшествие, критический отзыв, пропущенное свидание — к этому можно отнестись как к небольшой неприятности или как к катастрофе, в зависимости от выбранной точки зрения.

2. Существует техника тщательного отслеживания употребления таких слов, как «должен» и «следует», за которыми могут скрываться иррациональные убеждения. Чем больше мы осведомлены о возможных алогизмах, тем легче нам заметить иррациональные рассуждения у себя или других: «Она вызывает во мне такую злость» (Как кто-то может вызвать у вас какие-то чувства без вашего на то согласия?); «Эта погода так угнетает» (Дождь — это всего лишь дождь — а то, что он действует угнетающе, это уже ваша интерпретация); «Это меня так сильно фрустрирует» (Может быть, вы хотите сказать: «Я фрустрирован тем, как я воспринимаю эту ситуацию»?).

3. Мысленное повторение сложных задач, которые вам предстоит решить в будущем, или неприятных событий из прошлого позволяет вам снизить свою тревожность и проработать конфликтные иррациональные стереотипы. Эти образные техники оказываются полезными, если вы, например, хотите избавиться от страха перед предстоящим интервью, в котором могут быть затронуты животрепещущие для вас темы: «Что самое плохое может произойти? Даже если я завалю интервью и буду выглядеть не очень хорошо, неужели это значит, что я плохой консультант и уже никогда не буду достаточно компетентным? Но даже если это так, то как это может повлиять на мои ценные человеческие качества?»

Стратегическое консультирование

(Другие названия: стратегическая семейная психотерапия, психотерапия,

ориентированная на решение проблем, краткосрочная психотерапия,

тактическая психотерапия, психотерапия испытанием)

Возможно, самым громким событием в области психотерапевтического консультирования за последние годы стало появление стратегического консультирования, интегрирующего методы и теории множества различных дисциплин в эффектную психотерапевтическую модель, ориентированную на действие, которая требует всего лишь нескольких сессий, чтобы навсегда избавить клиента от предъявляемых им жалоб.


158 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

Милтон Эриксон — психиатр, гипнотизер и просто волшебник — был физически неполноценным. Он открыл способы, при помощи которых можно заставить людей что-то сделать, не спрашивая у них, согласны ли они на это. Эриксон как настоящий мастер своего дела разработал новые способы оказания помощи посредством использования метафор, парадоксальных инструкций, гипнотических внушений и других очень сложных и изощренных коммуникативных приемов (Haley, 1973).

Ричард Бэндлер и Джон Гриндер (Bandler, Grinder, 1979) систематизировали приемы, интуитивно используемые Эриксоном, и разработали коммуникативную психотерапевтическую модель, в рамках которой консультант сначала диагностирует манеру поведения клиента и потом подбирает под них наиболее приемлемую форму работы, обеспечивающую установление раппорта и оказание влияние. Усилия, предпринятые гештальт-терапевтом и профессором лингвистики, привели к появлению нейро-линг-вистического программирования, системы, основанной на наблюдении за движениями глаз и на использовании речевых паттернов, позволяющих консультантам убедить своих клиентов как на сознательном, так и бессознательном уровне в том, чтобы они начали меняться.

Эриксон также оказал сильное влияние на Джея Хейли и Клу Маданес (Jay Haley, 1976; Cloe Madanes, 1983), но в отличие от Гриндера и Бэндлера они стали двигаться в другом направлении, ориентированном на работу с симптомами, появляющимися в рамках семейных систем. Сотрудничая с группой Пало Альто, Хейли, его наставник Грегори Бейтсон, ряд квалифицированных исследователей, теоретиков и практиков в области социологии, педагогики, медицины, антропологии и психологии предприняли совместные усилия для того, чтобы адаптировать стратегическое консультирование для работы с семьями.

Хейли и его коллеги пытались рассматривать индивидуальные проблемы как метафоры для паттернов взаимодействия, существующих в семье. Например, ребенок, у которого появились проблемы в школе, на самом деле просто обнаружил способ, при помощи которого он может отвлечь родителей от их собственных проблем. И пока родители разбираются с проблемами своего ребенка, они действуют как единая команда. Но когда сложности с ребенком заканчиваются, они снова возвращаются к ссорам между собой. Хейли пытался устранить такие деструктивные схемы посредством анализа и изменения коммуникативных паттернов у членов семьи. Позднее он переработал свою теорию в «психотерапию испытанием» (ordeal therapy), цель которой состоит в том, чтобы представить психотерапевтическую задачу в более сложном виде, по сравнению с первоначально сформулированными самим клиентом проблемами (Haley, 1984).

Пока Хейли и другие семейные психотерапевты, такие как Вирджиния Сатир и Сальвадор Минухин, работали на Восточном побережье, группа Пало Альто продолжила свое дальнейшее развитие, достигнув наивысшего расцвета, когда были опубликованы две работы, описывающие искусство и науку проведения консультирования в рамках краткосрочных и стратегических позиций. В своей книге «Изменение: принципы создания и разрешения проблем» Вацлавик, Уикленд и Фиш (Watzlawick, Weak-land and Fisch, 1974) описали новый подход к рассмотрению проблемы как своего рода порочного круга, все попытки самостоятельного выхода из которого неизбежно приводят клиента лишь к поддержанию существующей проблемы. Например, ребенок


Глава 6. ПОДХОДЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ДЕЙСТВИЕ □ 159

плохо себя ведет потому, что родители к нему придираются, а родители к нему придираются потому, что он плохо себя ведет. Авторы доказывают, что единственно эффективным приемом со стороны психотерапевта будет занятие «маневренной» позиции, предполагающей максимальную гибкость и ограничивающей пути бегства клиента от решения проблемы. Они предлагают описания различных тактик, помогающих эффективно менять привычные способы реагирования клиента и тем самым способствующих тому, что он будет выбирать другие, улучшающие поведение реакции.

Стратегический, краткосрочный и ориентированный на решение проблем подходы независимо от контекста (индивидуального, семейного или группового) в настоящее время пользуются наибольшей популярностью в консультировании. Новаторские идеи де Шазера, О'Хенлона, Байта, Эпстона, Квика и других (de Shazer, 1991; O'Hanlon, 1994; White, Epston, 1990; Quick, 1996) поощряли всех консультантов, независимо от их теоретической ориентации, к творческому и более практичному подходу в своей работе. Даже консультанты, которые сами говорили о том, что они ориентированы в первую очередь на построение отношений, изъявили желание поэкспериментировать с этими методиками, позволяющими слегка встряхнуться.

Я вспоминаю, как однажды был очень сильно фрустрирован одним своим клиентом, с которым не работало ничего из того, что предлагал я или мои коллеги, консультировавшие меня по этому поводу. Мне казалось, что мы построили прочные отношения. Мы пошли по пути, по которому я ходил уже столько раз, в знакомом и успешном для меня направлении; но факт оставался фактом: ничего из того, что я пробовал с этим клиентом, не работало, и я не знал, что мне делать. Настал момент, когда мне просто оставалось надеяться, что клиент уйдет от меня сам.

И когда моему тогдашнему партнеру по частной практике (Бобу Брауну) надоело выслушивать мои жалобы по поводу того, как я завяз с этим случаем, он просто усадил меня на стул. Затем, используя принципы подхода, ориентированного на решение проблем, он велел мне составить список всего, что я уже попробовал и что не дало никакого результата, несмотря на то, что эти методы мне очень сильно нравились и много раз меня выручали. Его мягкая тактика в основном была направлена на то, чтобы я ему пообещал, что больше не буду пытаться использовать эти приемы, а попробую что-нибудь новенькое, отличное от того, что я уже делал. Когда я спросил у него, в каком направлении мне следует двигаться дальше, он продемонстрировал мне ту же самую загадочную улыбку, которая появляется и на моем лице, когда клиенты спрашивают у меня, что им следует делать. Пожав плечами, он спросил, неужели мои дела обстоят на самом деле так плохо, что я готов отказаться от привычных стратегий.

Потребовалось несколько недель, прежде чем мой клиент и я смогли подобрать правильное сочетание различных параметров, позволивших сделать наши отношения эффективными, а консультирование — полезным для решения его исходных проблем. Причина того, что вся ситуация для нас так изменилась и что даже сам стиль работы стал ориентированным скорее на инсайт, чем на действие, кроется в использовании подхода, направленного на решение проблем, при помощи которого мы смогли разграничить эффективные и неэффективные в нашем случае приемы.

Достаточно простая техника, использованная в вышеописанном примере, стала в настоящее время настолько неотъемлемой частью стратегий мышления и действий среди большинства консультантов, что в конечном счете можно сказать, что именно


160 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

стратегические подходы, а не клиент-центрированные, когнитивные или поведенческие теории, пользуются сегодня наибольшей популярностью. Практики, независимо от того, где и с кем они работают, становятся краткосрочными, стратегическими консультантами, как только начинают задавать следующие вопросы, разработанные специально для того, чтобы помочь клиентам продвигаться к решению собственных проблем (Quick, 1996; Sklare, 1997).

• В чем суть вашей проблемы?

• Почему вы здесь и чего вы ожидаете?

• Что значит для вас ваша проблема?

• Где, когда и с кем вы были, когда у вас появилась эта проблема?

• Были ли исключения, когда вы не переживали эту ситуацию как проблему?

• Если бы вы проснулись завтра уже без проблемы, то что бы изменилось?

• Если бы ваша проблема чудесным образом разрешилась, то как бы это могло произойти?

• Что вы пробовали делать для решения проблемы, что оказалось неэффективным?

• Что вы пробовали делать для решения проблемы, что иногда срабатывало?

• Когда ваша проблема оказывалась вовсе и не проблемой?

• Когда ваша проблема доставляла вам самые большие неприятности?

• Как вам удавалось справиться с проблемой в тех исключительных случаях, о которых вы только что рассказали?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.