Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мнение специалиста. Больше всего меня удивила по окончании моей подготовки большая разница между реальностью и тем, чему нас обучали на занятиях






Больше всего меня удивила по окончании моей подготовки большая разница между реальностью и тем, чему нас обучали на занятиях. Я школьный консультант, но что-то подобное я слышал и от друзей, работающих в других областях. Понимаете, дело в том, что мы проходили практику и нас готовили к работе с клиентами, которые будут посещать нас в течение определенного срока — десяти сессий, а может, и шести месяцев.

Но работая здесь, можно считать удачей, если я увижу ребенка хотя бы дважды. Просто я настолько занят другими делами, что занимаюсь лишь самым необходимым. Очень редко у меня бывает возможность просто сесть и заняться консультированием, но даже тогда, обычно уже минут через двадцать, нас прерывают. В силу необходимости мне пришлось адаптировать все полученные знания к краткосрочным формам работы.

Тем временем я подумываю о том, чтобы открыть частную практику на стороне, поэтому мне необходимо сохранять все свои навыки в рабочем состоянии. По опыту своих друзей я знаю, что со всей этой системой медицинского страхования просто удивительно, как удается встретиться с человеком более шести раз. Но даже это для меня сейчас роскошь.

формах работы, в доказательствах продуктивности нашей работы и в необходимости отчитываться за свои успехи и неудачи перед третьей стороной.

Климат в обществе, СМИ и страховых компаниях становится все более и более скептическим в отношении вопроса о бесспорной полезности консультирования. Вследствие этого многие консультанты считают необходимым ставить со своими клиентами такие цели, которые могут быть достигнуты относительно быстро, а их результат может быть измерен.

Теории, ориентированные на действие, становятся все более и более популярными, поскольку позволяют создать определенный контекст для проведения вмешательств, в зависимости от того, сколько времени будет длиться работа и каких результатов мы хотим достигнуть по завершении консультирования.

Каждый год появляются все новые и новые книги, цель которых — помочь всем консультантам без исключения, в том числе и придерживающимся инсайт-ориен-тированного подхода, быть востребованными на рынке труда и соответствовать реальностям повседневной практики (Bloom, 1997). Нравится нам это или нет, но мы вынуждены под давлением системы медицинского страхования ориентироваться преимущественно на использование краткосрочных, эффективных и измеримых методов (Littrel, 1998; Quick, 1997). Даже школьные консультанты вынуждены использовать в своей работе модели краткосрочного консультирования, поскольку им всегда требовалось оказать детям помощь лишь за несколько сессий (Murphy, 1997; Sklare, 1997).

Независимо от того, где вы собираетесь заниматься консультированием и на работу с какими клиентами вы настроены, очень вероятно, что вам понадобится овладеть хотя бы одним краткосрочным подходом, при этом то, что вы предпочитаете заниматься долгосрочным консультированием, не имеет абсолютно никакого значения.


Глава 6. ПОДХОДЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ДЕЙСТВИЕ □ 145

Поведенческое консультирование

(Другие названия: бихевиоризм, поведенческая модификация, поведенческая психотерапия)

История влияния бихевиоризма на консультирование прошла долгий путь, начавшийся с Б. Ф. Скиннера и его ригидных предписаний относительно контроля и манипулирования человеком (Skinner, 1938, 1953). Одно время бихевиоризм рассматривался как своего рода серьезный противовес гуманизму Карла Рождерса и Абрахама Мас-лоу, а поведенческие принципы этого подхода были ассимилированы психотерапевтическим консультированием так, что даже инсайт-ориентированные консультанты регулярно используют в своей практике многие поведенческие техники, такие как мгновенное прекращение каких-либо рассуждений, постановка целей, тренинг ассер-тивности, релаксационный тренинг, систематическая десенсибилизация, саморегулирование и другие методы, позволяющие овладевать новыми навыками. Но по иронии, обратное также верно: психотерапевтические отношения, которым уделяют особое внимание клиент-центрированные консультанты, являются также частью стратегий, используемых поведенческими консультантами; если нет какой-то другой причины, то клиенты более охотно выполняют предписания консультанта в том случае, когда они чувствуют определенные обязательства по отношению к нему и ответственность за их отношения (Cormier & Cormier, 1998).

В настоящее время в рамках поведенческого консультирования существует так много подходов, что очень сложно как-то объединить их в одну группу. Одни подходы ориентированы на когнитивную сферу, других больше интересует подкрепление, моделирование, самоконтроль или функциональный поведенческий анализ. Тем не менее все поведенческие подходы имеют следующие особенности (Spiegler, Guevremont, 1998):

1) акцент ставится на настоящем, а не на прошлом;

2) уделяется внимание изменению дисфункционального поведения;

3) упор делается на научное исследование как средство развития и контроля вмешательств;

4) предпочтение отдается наиболее тщательно контролируемым результатам работы;

5) производится подбор специфических стратегий, наиболее уместных для работы с предъявленными проблемами.

Эти общие для всех поведенческих подходов факторы в настоящее время становятся составляющими и многих других стилей работы.

Термин поведенческое консультирование был впервые введен Джоном Крамболь-цем. Он говорил о том, что консультантам необходимо помнить, что цель их работы — способствовать изменениям клиентов на поведенческом уровне; таким образом, получалось, что все консультирование является по своей сути поведенческим (Krumboltz, 1965). С поведенческой позиции консультирование можно рассматривать как процесс систематического использования техник, направленных на достижение желаемых психотерапевтических целей, способствующих освобождению клиента от проблем и разрешению его конфликтов (Thoresen, 1969). Следовательно, в рамках поведенческого


146 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

подхода консультирование рассматривается скорее не как жизненная философия, а как набор принципов, используемых целенаправленно и ситуационно.

Хотя существует множество разновидностей поведенческого подхода к консультированию, большинство сторонников этого направления согласны с тем, что проблемы клиента являются следствием неправильного научения, приведшего к плохой адаптации; поэтому лечение принимает форму своего рода научения новым полезным жизненным навыкам. Основные понятия, общие для всех консультантов, придерживающихся поведенческого подхода, включают в себя:

• поведенческое определение и оценку симптомов, с которыми необходимо работать;

• подкрепление (как оперантное, так и классическое);

• формирование желаемых навыков и поведения на социальном уровне;

• тренировку навыков (например, ассертивности или устойчивости к стрессу);

• изменение обстановки, что будет способствовать достижению желаемых целей;

• объективную оценку изменений по прошествии некоторого времени.

Часто поведенческое консультирование рассматривается как процесс обучения, основанный на теории научения и приобретении наиболее полезных навыков.

Исследования Ивана Павлова, с его выделяющими слюну собаками и их реакциями на звон обеденных колокольчиков, открытие Джоном Уотсоном возможности формирования невроза у ребенка, если его напугать, и опыты Б. Скиннера, обучавшего голубей играть в пинг-понг, — это важные вехи в развитии бихевиоризма. И принципы, заложенные в этих ранних исследованиях, позднее были переведены в конкретные техники, позволяющие стимулировать изменения в клиенте (Garfield, Bergin, 1986; Kanfer, Goldstein, 1991).

Джон Доллард и Нейл Миллер (Dollard, Miller, 1950) попытались интегрировать психоаналитическую модель и практические принципы научения в единую науку о поведении человека. Джозеф Вольпе работал над тем, что пытался приложить принцип павловского классического обусловливания к технике систематической десенсибилизации (Wolpe, 1958, 1969). Джулиан Роттер и Альберт Бандура независимо друг от друга работали в рамках поведенческого подхода над проблемой значимости социального научения и занимались моделированием понятий, определяющих поведение человека как результат взаимодействий со значимыми для него людьми. Канфер и Филлипс (Kanfer, Phillips, 1970) использовали оперантную модель Скиннера как основу для развития методов, известных в наше время под названием методов «поведенческой модификации». Если обратиться к литературе по консультированию, то Джон Крамбольц, Карл Торесен и Рей Хосфорд (Krumboltz, 1966; Thoresen, 1969; Hosford, 1969) внесли наиболее важный вклад в перевод теоретических принципов научения в практические техники.

Теория поведенческого консультирования кажется обманчиво простой. Когда мы приходим в этот мир, у нас практически ничего нет, за исключением нескольких рефлексов. Все наши ценности, установки, предпочтения, стереотипы, эмоциональные реакции, личностные особенности и проблемы — результат научения. Получая подкрепления от нашего окружения, мы формируемся под его воздействием. Системный и научный подход используется для того, чтобы; 1) определить форму поведения, которую нужно приобрести или, наоборот, от которой нужно избавиться; 2) определить


Глава 6. ПОДХОДЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ДЕЙСТВИЕ □ 147

желаемые и в то же время разумные цели; 3) собрать данные о функциональных уровнях развития клиента; 4) придумать и провести первые вмешательства; 5) идентифицировать и проработать сопротивление клиента; 6) разобраться с переменными, отвлекающими внимание от достижения целей; 7) отследить и оценить результат проведенных плановых вмешательств; 8) внести необходимые коррекции в план лечения (Spiegler, Guevremont, 1998; Gottman, Leiblum, 1974).

Техники поведенческого консультирования

Один из ценных приемов, которым пользуются исследователи вообще и бихевиорис-ты в частности, — это использование графиков, на которых отмечаются изменения, происходящие со временем у клиента. Этот метод позволяет консультанту подойти к целенаправленному изучению каждого конкретного случая, зафиксировать основные данные и результаты психотерапевтических вмешательств. Данный прием позволяет количественно описать поведение, которое предполагается изменить, так же как и отметить результат любого воздействия. Например, при помощи графика 6.1 консультант может сразу же увидеть динамику проблем клиента и оценить результаты нескольких попыток изменить поведение.

Сильные стороны поведенческого подхода заключаются не только в наличии процедур, позволяющих производить оценивание, но и в существовании множества самых разнообразных стратегий работы. Суть технологии оказания помощи состоит в том, что консультант целенаправленно и последовательно применяет техники, пытаясь произвести в клиенте видимые изменения, которые он затем сможет отследить, измерить и скорректировать. Многие поведенческие техники в настоящее время используются большинством психотерапевтических консультантов; поэтому в этой главе мы подробно разберем некоторые стратегии работы.

Техники операитного обусловливания включают в себя приемы, созданные на базе работ Б. Скиннера и других исследователей; по сути это методы, позволяющие увеличить или, наоборот, снизить частоту той или иной формы поведения, в зависимости от того, какой стимул предъявляется и сколько времени он воздействует. Используя стратегии позитивного подкрепления, консультант пытается закрепить желаемую форму поведения клиента. Некоторые виды неявного позитивного подкрепления включают в себя кивание головой, «угуканье», улыбки, подмигивания, при помощи которых консультант пытается расположить клиента к разговору, пробудить в нем доверие и открытость. Этот прием часто используется как знаковая структура в работе с нормальными и плохо адаптированными клиентами или в рамках учебной деятельности, когда приемлемые формы поведения разбираются и поощряются по мере того, как они спонтанно или намеренно проявляются. Учащиеся получают вознаграждение за хорошее поведение в виде очков или баллов и теряют их за плохое.

Задача консультанта состоит в том, чтобы; 1) определить форму поведения, над которой необходимо работать; 2) найти подкрепляющие стимулы, которые будут мотивировать данного клиента; 3) после того как клиент проявит желаемую форму поведения, предоставить ему необходимое подкрепление; 4) постепенно отучить клиента от любой внешней мотивации, заменив ее внутренним самоподкреплением. Эти же принципы будут работать и в рамках любой другой оперантной техники.


Рис. 6.1. Влияние вмешательств на отношения клиента со своей супругой


Глава 6. ПОДХОДЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ДЕЙСТВИЕ □ 149

Негативное подкрепление также дает возможность добиться желаемого поведения, например ассертивного, но это достигается посредством действия стимулов, которые клиенты находят для себя крайне неприятными. Например, сопротивляющиеся клиенты могут освободиться от чувства дискомфорта во время психотерапевтических сессий только в том случае, если они будут ориентированы на сотрудничество и будут стремиться к работе над собой.

Наказание используется для того, чтобы сократить частоту проявления нежелательной формы поведения путем предъявления аверсивных стимулов. К несчастью, многие родители и учителя слишком часто используют этот прием, поскольку он кажется им наиболее целесообразным, несмотря на то, что у него есть и свои отрицательные стороны, например, ребенок может стать агрессивным, замкнутым или у него могут появиться страхи. Есть еще одна проблема, связанная с наказанием: дело в том, что оно не имеет длительного эффекта, и часто нежелательное поведение появляется вновь, но уже в гораздо более частой форме. Наказание может использоваться в сочетании с другими оперантными техниками, например, в рамках программы по борьбе с лишним весом, когда клиент подписывает сам с собой контракт (см. таблицу 6.1).

Поведенческий консультант владеет и множеством других стандартных техник, созданных на основе лабораторных исследований процессов обусловливания.

Торможение означает отсутствие подкрепления за определенную форму поведения, например, полное игнорирование вспышек гнева у ребенка. Когда используется этот прием, необходимо помнить следующее: во время первой фазы, сразу после устранения подкрепляющего воздействия, происходит резкое усиление проявления данной формы поведения, а во время второй фазы эти проявления ослабевают; использо-

Таблица 6.1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.