Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примеры классических исследований в психотерапевтическом консультировании






Дата Автор(ы) Название Вклад
  Уотсон и Рейнер «Обусловленные эмоциональные реакции» Продемонстрировали, что эмоциональные реакции на стимулы могут быть результатом выработки условного рефлекса или научения
  Скиннер «Поведение организмов» Продемонстрировал принципы инструментального обусловливания
  Доллард и Миллер «Личность и психотерапия» Применили теорию научения к психотерапии
  Фидлер «Сопоставление психотерапевтических отношений» Предположил, что именно личностные переменные консультанта, а не его теоретическая направленность, определяют эффективность процесса консультирования
  Айзенк «Эффекты психотерапии» Предположил, что улучшения у тех, кто получает психотерапию, наступают не быстрее, чем у тех, кто ее не получает
  Бейтсон, Джексон, Хейли и Уикленд «Работа над созданием теории шизофрении» Привлекли внимание к влиянию семьи на психологическое состояние человека
  Труа «Составляющие эффективности в психотерапии» Предположил, что параметры, задаваемые психотерапевтом, будут приводить либо к ухудшению, либо к улучшению состояния клиента

Глава 2. ОСНОВЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ □ 53

  Холлепд «Психология профессионального выбора» Предложил шестиугольную модель для описания связи между особенностями личности и профессиональными интересами
  Стронг «Консультирование: процесс межличностного воздействия» Предположил, что эффект консультирования меняется в зависимости от социальных воздействий
  Бандура «Принципы изменения поведения» Прояснил результаты и эмпирическую основу изменения поведения
  Харкуфф «Помощь и человеческие отношения» Подытоживающее исследование «ключевых» параметров консультирования
  Айви «Микроконсультирование» Представил систему подготовки интервьюеров, основанную на обучении навыкам и на обратной связи
  Смит и Гласе «Метаанализ результатов психотерапии» Использовал техники метаанализадля описания эффективности психотерапии
  Гелсо и Картер «Отношения в консультировании и психотерапии» Представили обзор литературы, посвященной составляющим и процессам, происходящим в рамках психотерапевтических отношений
  Хеипнер и Клейборп «Исследование социального влияния» Обзорное критическое исследование, посвященное распределению сил в консультировании
  Макнейми и Гергеп «Психотерапия как социальный конструкт» Обобщили основные положения конструктивистского подхода в консультировании

От вас ожидают, как от профессионального консультанта, наличия не только общих навыков консультирования, но и навыков, необходимых для проведения исследования. Беркли (Berkley, 1992) полагает, что студенты должны, как минимум, уметь правильно формулировать вопросы, относящиеся к исследованию, использовать четкие определения терминов, понимать источники неясности и неопределенности и то, как их можно контролировать, знать о существовании проблем, связанных с процедурами наблюдения и измерения, понимать ценность данных, приводимых в литературе, и кроме того, иметь представление о самом процессе исследования и иметь мотивацию для его дальнейшего изучения на протяжении всей профессиональной жизни.

Консультант как информированный потребитель научных данных

Возможно, обучаясь консультированию, вы думаете, что закончив подготовку, вы больше никогда не будете проводить исследования. На основании опыта практикующих консультантов можно сказать, что вы, вероятно, правы, поскольку практики относительно редко проводят и публикуют исследования по окончании обучения (Неррпег, Anderson, 1985). Даже если вы сами никогда не проводили исследования, от вас все равно будут требовать понимания публикуемых данных с тем, чтобы вы были


54 □ Часть 1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ПРОФЕССИЯ

в курсе происходящего в развитии профессии. Изучение и понимание принципов исследовательской методологии и анализа поможет вам в работе над целыми томами работ, публикуемых каждый год. Вы сможете определять, будут ли вмешательства, описываемые в статье как статистически значимые, эффективными в вашей работе с определенными категориями клиентов.

Но вы должны знать также и о том, что консультирование — это профессия, предполагающая иногда очень сильную изолированность. Большую часть времени вы будете проводить на своем рабочем месте, в изоляции от остального мира. Вы будете отделены от всех посторонних раздражителей, так же как и от тех, кто вам больше всего дорог, и будете полностью погружены в мир, полный боли другого человека, которому требуется все ваше внимание. Кроме того, через некоторое время работа консультанта может стать однообразной и предсказуемой. После работы с сотней детей, которые не хотят идти в школу, или сотней мужчин, которые не выражают чувства своим партнершам, или сотней женщин, чувствующих себя загнанными в ловушку, многие проблемы будут казаться одинаковыми. Один из способов, при помощи которого консультант может справиться с этой трудностью, — это создать большую аудиторию. Одно дело оказать помощь одному-единственному человеку, или даже дюжине клиентов со схожими проблемами, но совсем другое дело, если вы публикуете систематические данные о проводимой работе так, чтобы и другие могли иметь к ним доступ. В этом случае вы будете чувствовать себя не так одиноко; вы будете частью сообщества ученых и практиков, объединившихся вместе, чтобы лучше понять то, что происходит в процессе работы.

Каждый раз, узнавая о повой технике или модели, вы будете использовать результаты исследований для оценки вероятности успеха в случае ее применения в собственной практике. Знание о том, что такое исследование, поможет вам критически относиться к качеству публикуемых данных. Вы сможете определить, являются ли данные результаты описательными, важными, значимыми и, самое главное, полезными для вас.

Как член профессиональной ассоциации консультантов, вы будете получать множество журналов и другой литературы. Вы будете присутствовать на презентациях, посещать мастер-классы, где будут представлены новые идеи. Вы будете участвовать в обсуждениях, проводимых при помощи Интернета. Имея общее представление об исследованиях, вы сможете поднимать очень актуальные проблемы и определять, основаны ли предлагаемые идеи на прочных научных принципах. Знание о том, что такое исследование, поможет вам также научиться планировать свои действия в работе с клиентами, узнавать о том, что другие практики делали в аналогичных обстоятельствах, оценивать успешность интервенций и публиковать свои результаты так, чтобы и другие могли учиться на ваших ошибках и успехах.

Резюме

Консультирование — это междисциплинарная специальность, возникшая на базе педагогики, философии, медицины и социальных наук. Хотя существует много общего в том, что делают все специалисты, занимающиеся оказанием психологической помо-


Глава 2. ОСНОВЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ □ 55

щи, например, все они уделяют особое внимание построению психотерапевтических отношений, заинтересованы в личностном росте клиента, используют навыки межличностного взаимодействия и исследовательской методологии, но существует также и несколько важных различий. Консультирование является уникальной в своем роде профессией, поскольку (1) эта работа связана скорее с профилактикой появления проблем, чем с избавлением от них, (2) в оценке и лечении мы используем модель развития, а не психопатологии, (3) мы предпочитаем использовать краткосрочное, а не долгосрочное лечение, и (4) мы специализируемся на оказании помощи здоровым людям, переживающим переходные периоды и испытывающим сложности с адаптацией, а не на работе с людьми, имеющими долгосрочные нарушения жизнедеятельности.

Хотя существующая законодательная база все еще не полностью нас удовлетворяет, тем не менее сейчас психотерапевтические консультанты обладают беспрецедентной степенью профессиональной автономии и уважения.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Кто из исторических персонажей — в искусстве, литературе, науке, религии, политике, социальных науках и педагогике — являлся для вас наибольшем источником вдохновения? Как они повлияли на ваше развитие?

2. Сейчас вы находитесь в таком положении, когда некоторые специалисты, занимающиеся оказанием психологической помощи (психиатры, психологи и социальные работники), начинают нападать на консультантов, поднимая вопрос о том, чем занимаются консультанты и чем занимаются другие специалисты. Поставьте их на место, объяснив, какой уникальный и очень важный вклад делает консультирование.

3. Опишите исследование, которое вы считаете особенно важным и относящимся к вашей жизни. Что именно вы цените в этом исследовании больше всего?

4. Если бы вы собрались провести собственное исследование, связанное с очень сильной личной мотивацией или с текущей проблемой, возникшей в вашей жизни, то какую тему вы бы выбрали? Как бы вы осуществили исследование?

5. Консультационный и исследовательский процесс одинаковы в том плане, что вы: осознаете наличие проблемы; собираете информацию о происхождении проблемы; изучаете литературу, относящуюся к данной проблеме; определяете переменные; придумываете интервенцию; выдвигаете гипотезы относительно того, что может произойти; составляете план; оцениваете результаты; обсуждаете более широкий смысл того, что вы узнали; предлагаете вопросы для дальнейшего исследования.

Используя этот же подход для решения реальной проблемы, выполните как можно больше ступеней:

1) осознание проблемы;

2) изучение контекста;

3) изучение литературы;

4) определение переменных;

5) планирование вмешательства;


56 □ Часть 1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ПРОФЕССИЯ

6) выдвижение гипотез;

7) разработка плана действия;

8) прогнозирование результатов;

9) определение значимости исследования;

10) выбор области для дальнейшего исследования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.