Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Консультационный и исследовательский процесс






Сначала может показаться, что процесс оказания помощи клиенту и процесс проведения исследования такие же разные, как день и ночь. На самом деле они похожи друг на друга больше, чем вы можете себе представить, особенно если учитывать, что в обоих случаях используется системный, продуманный подход к изучаемым явлениям и затем конструирование вмешательств, необходимых для достижения желаемых целей. Как в процессе консультирования, так и в процессе проведения исследования можно выделить следующие этапы:

1) сознание проблемы и необходимости ее решения;

2) системное изучение контекста и предпосылок к появлению данной проблемы;

3) сбор данных о том, что известно о данной проблеме и о попытках ее решения;

4) функциональное определение проблемы с целью ее последующего решения;

5) вывод, сделанный при изучении примеров решения подобного класса проблем; G) прогноз результатов и выбор действий, основанный на вероятности успеха;

7) проверка гипотез в плане действия;

8) оценка результатов;

9) выводы и обобщения.

Как исследователи, так и консультанты используют системный подход в понимании мира и того, как он устроен, поэтому они могут определить наиболее эффективные способы осуществления изменений. Рассмотрим на конкретном примере использование в консультировании научного метода, описанного выше.

1. Осознание проблемы. Женщина обратилась за профессиональной помощью, поскольку она страдала от бессонницы, тревоги и приступов паники, после которых она чувствовала слабость.

2. Контекст происхождения проблемы. Женщина имела профессию медицинской сестры и работала в том же месте, что ее муж и отец, которые оба были врачами. До появления симптомов она всегда отлично контролировала свое тело, разум и свою жизнь. В целом она была счастлива, но испытывала некоторое неудовлетворение профессией. При исследовании прошлого выявилось очень сильное чувство обиды по отношению к родителям за то, что они настояли на том, чтобы она выбрала медицинскую специальность, которая никогда ей не нравилась, и во всем потакали ее непослушной младшей сестре.

3. Прежние попытки решения. Успокаивающие медицинские препараты, психоанализ и разнообразные неврологические тесты не привели к решению проблемы или смягчению симптомов.

4. Функциональное определение. Консультант определил ее симптомы как попытку тела справиться с внешним сверхконтролем и дать ей знать о том, что она не живет своей жизнью. Кроме того, симптомы давали ей повод уйти с работы, позволяли поддержавать определенную дистанцию между собой и родителями и в то же время способствовали установлению большей близости с мужем при отсутствии дополнительного напряжения на работе. Проблема была сформулирована как наличие беспокойства, связанного с карьерой и усиленного иррациональным мышлением, подавленными чувствами и тенденцией к сверхконтролю.


Diana 2. ОСНОВЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ □ 51

5. Обобщения. Использовался ряд аффективных и когнитивных вмешательств для исследования взаимосвязей между симптомами клиентки и историей ее жизни. Консультант обнаружил, что ей всегда было сложно попросить у кого-нибудь помощи или начать осуществлять перемены в жизни; обычно этому предшествовали драматические события, происходившие таким образом, что ей не нужно было самой принимать решения. Также она прояснила для себя отношения с членами семьи, осознала свои чувства.

6. Прогнозы. Было выдвинуто предположенение, что если она уйдет с работы, устранит источники напряжения, открыто выразит свои чувства по отношению к родителям и будет работать над собой в рамках «помогающих» отношений в процессе консультирования, ее симптомы значительно ослабнут.

7. Проверка гипотезы. Прогноз был проверен в качестве гипотезы посредством осуществления плана лечения в рамках поддерживающих психотерапевтических отношений.

8. Оценка. Буквально через несколько дней после того, как клиентка ушла с работы, проявление ее симптомов значительно ослабло по частоте и интенсивности. Однако по прошествии нескольких недель, после того как клиентка столкнулась с проблемами скуки, необходимости структурировать время, вступать в конфронтацию с членами семьи, тревога возобновилась. Но по мере успешного выполнения программы лечения клиентка стала более конструктивно справляться со своей потребностью в контроле, тревога, приступы паники, так же как и психосоматические симптомы, постепенно уменьшились. Контрольный визит по прошествие 90 дней показал, что несмотря на частичное возвращение симптоматики, она может успешно с ними справляться, используя перечисленные стратегии.

9. Выводы. Клиентка смогла перенести результаты, полученные в данной работе, на другие аспекты своей жизни. Она научилась расслабляться и в рамках других взаимоотношений и ситуаций, жить более спонтанно и гибко. Консультант смог перенести выводы, сделанные в данной работе, на другие психотерапевтические ситуации. Его собственная теория консультирования стала более объемной благодаря знаниям, полученным посредством этого опыта. Вероятно, что будущая психотерапевтическая работа этого консультанта станет более эффективной после того, как он ассимилирует полученные знания.

Данный пример отражает ход исследовательского процесса от определения основных жалоб до осуществления вмешательств и оценки результатов. Осваивая язык и стратегии, описанные в литературе, посвященной исследованиям, и осуществляя важные научные проекты, включающие в себя оценивание, вы учитесь использовать навыки оказания помощи в более продуманной и последовательной манере.

Исследование для консультанта

Существуют три аспекта исследования, которые необходимо знать студентам, обучающимся психотерапевтическому консультированию. Во-первых, это терминология и язык, посредством которых осуществляется общение с другими специалистами.


52 □ Часть 1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ПРОФЕССИЯ

Например, такие термины, как «гипотеза», «дисперсия» и «посторонняя переменная» (extraneous variable), часто используются в повседневных обсуждениях.

Во-вторых, это необходимость знать о классических исследованиях, касающихся консультирования, и об их влиянии на клиническую работу (см. табл. 2.3). Консультанты, знакомые с исследованиями, способствовавшими становлению консультирования, могут беседовать с другими специалистами на одном языке и способны понять, как развивалось консультирование. Кроме того, консультанты, используя исследования, должны научиться критически анализировать различные методологии, статистические процедуры, аргументы и выводы, приводимые в литературе. Это не только послужит для вас источником новых знаний, но и даст возможность тренироваться мыслить аналитически, последовательно и системно.

В-третьих, это средства проведения системных исследований по вопросам, которые представляют для вас как студентов и консультантов профессиональный интерес. Понимая, что исследование может быть очень прицельным, проводиться на маленькой выборке, специалисты-практики, желающие определить эффективность своей работы при данных условиях, могут провести системное исследование. Разобравшись однажды с тем, что это такое, многие практики признают, что прикладные и описательные исследования очень помогают им в повседневной работе.

Таблица 2.3






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.