Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И соревновательной деятельности






Процесс длительной многолетней целенаправленной спортивной тренировки включает в себя воспитание не только физических качеств, специфических умений и навыков, но и психических качеств, черт и свойств личности человека.

Под психической подготовкой понимают процесс формирования психических качеств человека для решения конкретных жизненных целей. Напряженный тренировочный процесс, связанный с большими физическими нагрузками, непрерывные единоборства, постоянные поиски эффективных технических приемов и их осуществление, длительные изматывающие игровые турниры предъявляют большие требования к психической подготовке баскетболистов. Игроку необходимо в совершенстве обладать высокоразвитыми волевыми качествами для того, чтобы в жесткой спортивной борьбе не потерять самообладание, сохранить выдержку и уважение к противнику, подчинить свои желания интересам коллектива, превозмогая боль и усталость уверенно идти к победе. Проявление игроком таких волевых усилий как творчество и инициатива, решительность и смелость, самостоятельность и сообразительность, настойчивость и целеустремленность в современном баскетболе являются непременным условием успешной борьбы с соперником.

Для эффективной психологической подготовки баскетболистов необходимо соблюдение следующих факторов:

1. Установление оптимального социально-психологического климата в команде для создания благоприятной нравственной атмосферы.

2. Осуществление комплексного подхода с целью формирования гармонично развитой личности гражданина.

3. Оптимизация условий с целью адаптации игроков к интенсивным нагрузкам тренировочного и соревновательного циклов.

4. Регулирование психических состояний баскетболистов в экстремальных условиях соревнований.

5. Проведение психического восстановления после тренировочно-соревновательных нагрузок.

6. Своевременность и оптимальность перечисленных выше требований.

В практике тренировочного процесса проявляется ряд факторов, мешающих психологической подготовке спортсменов. Это, в первую очередь, недостаточное знание тренерами специфики применяемых средств психорегуляции в отношении к баскетболистам; не в полной мере знание и учет тренером индивидуальных свойств личности каждого спортсмена и атмосферы в команде в целом. Психологическая подготовка по форме применения средств, включает в себя:

- релаксационные (расслабляющие) или, наоборот, тонизирующие упражнения;

- словесные (вербальные) воздействия со стороны тренера и психолога;

- воздействия различной аппаратурой на психофизиологические функции спортсмена;

- музыкальное сопровождение частей занятия, аудивизуальное (цветомузыкальное) сопровождение;

- применение различных лозунгов, ритуалов, традиций в команде.

По направленности средства психорегуляции подразделяются на индивидуальные и командные. И те и другие направлены на обучение умениям и навыкам релаксации; совершенствованию навыков концентрации и визуализации; на создание у игроков психологических внутренних «опор», на формирование у спортсменов стойкой мотивации в достижениях. Основным средством повышения мотивации в баскетболе, также как и в других видах спорта, является постановка тренером и самим спортсменом высоких, но реально достижимых целей, убеждение и самоубеждение, развитая система ценностных ориентаций.

Обучение умениям и навыкам релаксации происходит при помощи различных дыхательных и расслабляющих упражнений. Для баскетболистов наиболее распространенным является такое упражнение на релаксацию: во время интервала отдыха в тренировке сжать кисть в кулак до ощущения напряжения мышц, сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 4-5 сек., выдохнуть и имитировать мягкий бросок по кольцу, почувствовав при этом расслабление. Это упражнение рекомендуется выполнять по 4-6 раз в наиболее напряженных тренировках. Наиболее распространенными средствами психологической подготовки баскетболистов к соревнованиям являются:

а) сублимация – вытеснение мыслей спортсмена о возможном исходе игры в сферу прогноза ее тактического и технического содержания;

б) рационализация – проведение анализа и самоанализа, помогающих спортсмену посмотреть на свои действия со стороны с возможностями рациональной регуляции.

в) деактуализация – преднамеренное снижение силы соперника или же значимости игры для спортсмена или команды.

г) десенсибилизация – мысленное воспроизведение неблагоприятных состояний, сопутствующих предстоящей физической деятельности.

д) парадоксальная интенция – мысленное воспроизведение негативных состояний в связи с предстоящим решением тактических задач.

Применение этих средств на практике напрямую зависит от индивидуальных особенностей игрока и его психическим предигровым состоянием. Психологическая подготовка баскетболистов также может осуществляться при помощи методов психической тренировки – тренировки, в которой совершенствуются психические функции качества спортсменов на фоне их приспособления к специфическим условиям в баскетболе. При использовании этой тренировки для регуляции психического состояния наиболее распространенным вариантом является модельная тренировка.

Модельная тренировка – проведение тренировки в условиях максимального приближения к соревновательной обстановке, т.е. моделируются те условия, при которых обычно наступают нарушения в протекании психических функций спортсмена. Помимо этого возможно и моделирование самих различных психических состояний игроков. Модельная тренировка, также как и другие разновидности тренировки регуляции психического состояния будет эффективна лишь в случае ее систематического проведения и при условии полной адаптации спортсмена к моделируемым условиям соревнований.

На современном этапе развития баскетбола немаловажным методом психической тренировки является метод десенсибилизации – адаптации спортсмена к психически травмирующим факторам. Для эффективного применения этого метода необходимо хорошо изучить субъективно значимые для данного спортсмена соревновательные факторы и, особенно, факторы, вызывающие у него наибольшие опасения. Сущность этого метода состоит в том, что спортсмену предлагается мысленно представить себя в психически травмирующей ситуации с последующим его рассказом о возникающих при этом переживаниях. Этот прием необходимо выполнять несколько раз, что поможет спортсмену постепенно адаптироваться к психически травмирующим факторам.

Следующими наиболее распространенными методами психической тренировки являются приемы, основанные на мышечной релаксации и мышечной активации – аутогенная, психорегулирующая тренировка т.п.

Во время участия спортсмена в соревнованиях его психологическое состояние претерпевает довольно сильные изменения - степень концентрации на предстоящих действиях, уровень активности в двигательном и психологическом аспектах. В этом случае довольно действенными приемами его регулирования становятся методы непосредственного психического воздействия, при помощи которых преодолеваются и изменяются состояния, негативно влияющие на деятельность спортсмена.

Для того, чтобы успокоить или, наоборот, активизировать действия спортсмена, убедить его в правильности тех или иных действий служат методы словесного воздействия. В настоящее время в спорте все большее применение в регулировании своего психического состояния находит самовоздействие спортсмена путем аутогенной тренировки. Основные приемы аутотренинга, регулируемые волевым усилием, основаны на самоубеждении, которое, активизируя личность, позволяет ей стать сильнее и увереннее, превозмочь все трудности на пути к победе. Очень важно, на наш взгляд, отметить факт обращения к данному разделу подготовки с очевидным опозданием, в основном как свершившуюся необходимость, как действенный момент соответствующий определенному, чаще всего высокому уровню квалификации спортсмена. Данное запаздывание в таком важном разделе подготовки спортсмена не может идти на пользу его спортивным достижениям.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.