Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфические особенности спортивной деятельности в высшем учебном заведении






 

Наиболее действенным фактором физического воспитания, одним из важнейших способов подготовки человека к трудовой и общественной деятельности, а наряду с этим и одним из важных средств удовлетворения запросов общества является такое многогранное общественное явление как спорт.

Спорт, как и физическая культура, основан на использовании физических упражнений, но направлен не только на физическое развитие и совершенствование человека, а, главным образом, на достижение наивысших результатов, раскрытие резервных возможностей и выявление предельных уровней организма человека в определенном виде спортивной деятельности. Со­стязательность, специализация, направленность на наивыс­шие достижения, зрелищность являются специфическими осо­бенностями спорта, как части физической культуры.

Спорт имеет большое общественное значение, прежде всего как деятельность, раздвигающая границы человеческих возможностей.

 

В процессе и в результате спортивной деятельности создаются наиболее совершенные формы движений, выявляются и развиваются определенные способности. Спортивные достижения в этой связи являются как бы эталоном реализованных человеческих возможностей и в то же время играют роль стимулов к дальнейшему расширению их границ. Вначале эти границы преодолевают отдельные спортсмены, а затем и многие.

Со­стязательность, специализация, направленность на наивыс­шие достижения, зрелищность являются специфическими осо­бенностями спорта, как части физической культуры. Популярность спорта как зрелища объясняется его особой эмоциональной доходчивостью, остротой переживаний, которые затрагивают интересы большого количества людей, а также универсальностью «спортивного языка», понятному любому человеку.

Также к особенностям присущим спортивной деятельности необходимо отнести – пользование спортивным инвентарем. Причем данная специфика заключается в постоянном параллельном совершенствовании как самого инвентаря, так и уровня владения им. Пределов совершенствования спортивного инвентаря, на данный момент, явно не наблюдается, то, что раньше нельзя было даже представить, сейчас общедоступно, инвентарь которым пользуются на данный момент мастера высшей квалификации в недалеком будущем станет на вооружение массового спорта.

Необходимо отметить, что итогово-определяющим условием спортивной подготовки является спортивное соревнование, а это изначально предполагает следующую специфичную особенность, спорт это зрелище, тем актуальнее она «звучит» в наше время, время развития телевидения и средств массовой информации. Зрители как непосредственным, так и опосредованным образом влияют на ход спортивного действия, в то же время спортивные мероприятия организуют и проводят таким образом, чтобы удовлетворить запросы зрителей.

Статистическое обеспечение – особенность, без которой невозможно представить спорт и спортивную деятельность.

 

Разрядные требования, количество голов, очков, попыток, завоеванных медалей, занимаемые места, рейтинг страны, команды, спортсмена – все это объект повышенного внимания всех людей, имеющих отношение к спорту.

Спортивная деятельность имеет командный характер. Кто это забывает или относится к данному постулату с пренебрежением, непременно сталкиваются с трудностями. Обозначенный выше, командный характер спортивной деятельности, не следует понимать как присущий только видам спорта, в которых в противоборство вступает то, или иное количество команд (существуют и «личные» соревнования), его следует трактовать значительно шире. Команда – это всегда сплоченный комплекс личностей, обеспечивающий выступление спортсмена.

В настоящее время принято различать массовый спорт и спорт высших достижений. Спорт высших достижений доступен ограниченному кругу людей, так как предъявляет повышенные, специфические (в зависимости от избранного вида спорта) требования к физическим кондициям человека, его психическим и моральным качествам, физиологическим возможностям организма и т. д.

В современном обществе спорт высших достижений становится, чаще всего, профессиональным спортом. Массовый спорт доступен большому количеству людей разных возрастов, которые систематически тренируются, постоянно совершенствуясь в избранном виде спорта, и выступают на спортивных соревнованиях (чаще всего районного, городского или областного масштаба). Массовый спорт в настоящее время все более распространяется именно в молодежной студенческой среде. Обычно, в неспециализированных, «нефизкультурных» вузах страны, в сфере массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25% студентов. В вузах, на сегодняшний день, развиваются более 60 видов спорта, наиболее популярными из которых являются бадминтон, бокс, баскетбол, гимнастика, лыжный спорт, легкая атлетика, плавание, отдельные виды спортивных единоборств, футбол, шахматы, настольный теннис, аэробика, фитнес.

Массовый спорт и спорт высших достижений взаимосвязаны. Еще в начале ХХ века выдающийся педагог, инициатор возрождения Олимпийских игр барон Пьер де Кубертен писал: «Для того, чтобы сто человек занимались физической культурой, нужно, чтобы пятьдесят человек занимались спортом; для того, чтобы пятьдесят человек занимались спортом, нужно, чтобы двадцать человек специализировались в определенной области спорта, а для этого нужно, чтобы пять человек показывали удивительные результаты»[1].

Студенческий спорт в системе высшего профессионального образования России построен на взаимосвязи учебных и внеучебных форм спортивной работы, составной частью которых является студенческий спорт, в том числе и участие студентов в общероссийских, международных спортивных соревнованиях.

Студенческий спорт – это часть физической культуры и особая категория обобщенного понятия «спорт», особый специфический вид деятельности студента. Термин «спорт» включает в себя специальную подготовку к соревновательной деятельности (спортивную тренировку), которая включает в себя специальную физическую подготовку, спортивно-техническую и тактическую подготовку, а также воспитание личностных качеств, специальную психическую и интеллектуальную подготовку, собственно соревновательную деятельность и специфические отношения, возникающие в результате спортивной деятельности. Однако, в отличии от общего понятия спортивной деятельности, студенческий спорт имеет ряд принципиальных организационных особенностей, которые в первую очередь, опираются на следующие положения:

· учебная программа по физической культуре предусматривает свободу выбора видов спорта, из числа предложенных кафедрой физического воспитания, для студентов основного и спортивного отделений;

 

· студентам представляется доступность и возможность заниматься спортом в часы обязательных занятий учебных занятий по дисциплине «Физическая культура», а также в свободное от учебных академических занятий время в вузовских спортивных секциях, группах и самостоятельно;

· студентам представляется возможность участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня в зависимости от физической и спортивной подготовленности занимающегося.

При выборе вида спорта или системы физических упражнений каждый студент должен руководствоваться следующими принципами:

§ необходимости занятий теми или иными видами двигательной деятельности. Необходимость занятий физическими упражнениями обусловлена тем, что физические упражнения дают возможность человеку укреплять свое здоровье, корректировать телосложение и недостатки физического развития, повышать функциональные возможности организма;

§ адекватности выбора согласно интересам и мотивам обучающегося. Если у студента наблюдается устойчивый интерес к выбранному виду спорта или системе физических упражнений, то и эффект занятий будет достаточно высоким;

§ целесообразности выбора. Студент, выбравший определенный вид занятий должен, прежде всего, оценить свою физическую подготовленность и возможность своего физического совершенствования при занятиях избранным видом спорта.

Исходя из того, что в группу спортивного совершенствования по индивидуально избранному виду спорта в вузе приходят студенты чаще всего ранее уже занимавшиеся в спортивных секциях, в средних школах, в ДЮСШ. Имеющие опыт выступления на соревнованиях, вправе ставить перед ними повышенные, но реальные для достижения цели и задачи, с учетом индивидуальных особенностей каждого спортсмена.

Спортивная подготовка студента – это специализированный педагогический процесс, направленный на достижение высоких результатов. Основная цель спортивной подготовки в высшей школе – это формирование физической культуры личности студента средствами избранного вида спорта, при этом вся деятельность студента-спортсмена должна быть подчинена достижению наивысших результатов в том виде спорта, которому он отдал свое предпочтение.

За годы учебы в высшем учебном заведении студент-спортсмен совместно с тренером-преподавателем в ходе многолетней, систематической и целенаправленной подготовки должен решить множество разнообразных воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач.

1. Обеспечение высокого уровня здоровья и физического совершенства, потребности в регулярных занятиях избранным видом спорта.

2. Воспитание высоких моральных и волевых качеств, совершенствование психофизической подготовленности.

3. Достижение высокого уровня развития специальных физических качеств применительно к избранному виду спорта.

4. Изучение теории и методики избранного вида спорта, приобретение знаний в области теории, гигиены, самоконтроля и психологии спортивной деятельности.

5. Приобретение опыта творческого использования спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Одним из главных, решающих факторов успеха в спортивной деятельности студентов можно считать успешное планирование и совмещение учебной деятельности и регулярных занятий в группе спортивного совершенствования. Решению выполнения всех поставленных задач в процессе многолетней подготовки студента-спортсмена будет способствовать:

а) правильный индивидуальный выбор вида спорта как оптимального вида спортивной деятельности для данного студента (в данном случае немаловажным является и мнение тренера-преподавателя, ведущего отбор и зачисление в секцию);

б) постоянный контроль за режимом дня, умением совмещать умственную и спортивную деятельность;

в) умение тренироваться самостоятельно по индивидуальному плану или заданию;

г) создание студентам-спортсменам высокой квалификации необходимых материально-бытовых условий, возможность их обучения по индивидуальному графику.

Для оптимизации и эффективности формирования спортивного мастерства студентов посредством избранного вида спорта на каждом занятии преподаватель должен создавать определенные благоприятные психолого-педагогические условия.

1. Постановка конкретных целей и задач занятий, способных мобилизовать студентов на последующую работу.

2. Создание позитивной деловой обстановки на занятиях в группе спортивного совершенствования по видам спорта.

3. Соблюдение в процессе учебно-тренировочных занятий общедидактических принципов сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности и постепенного повышения требований.

4. Осуществление личностно ориентированного подхода к обучению студентов-спортсменов.

5. Создание на занятиях эмоционально повышенного настроения и состояния деловой активности.

Многолетняя спортивная подготовка в условиях высшей школы строится, в первую очередь, с учетом всех особенностей учебного заведения и требованиями учебной программы по физической культуре.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.