Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Четыре типа сочетания экстраверсии и невротизма по Айзенку






  стабильный невротичный
интроверт спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный легко поддающийся переменам настроения, тревожный, ригидный, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий
экстроверт лидер, беззаботный, покладистый, веселый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный

З.Фрейд-психодинамический подход

Структура личности: Ид (направляется принципом удовольствия), Эго (принцип реальности), Супер-Эго (включает в себя совесть и Эго-идеал) – следствие разрешения эдипова комплекса – идентефикация, интериоризация моральных норм. Основные инстинкты: Эрос и Тонатос. 3 уровня сознания: сознание, предсознательное, бессознательное

Предсознательное – то забытое, что с личность можно сделать сознательным.

Три части в структуре личности:

1. Оно (Ид) – в бессознательном слое структуры личности, которая является энергетической основой психического развития, т.к. в ней расположены врожденные явления, которые стремятся к своему удовлетворению.

Фрейд полагал, что существует два основных инстинкта влечения: эрос и танатос.

2. ЭГО (Я) – врожденная структура. Располагается в сознании и предсознательном слоях. Содержание ЭГО в процессе жизни сужается. ЭГО – арена борьбы.

3. Супер-ЭГО (Сверх-Я) – формируется в процессе жизни.

К.Г. Юнг

Три основные структуры личности: Эго, личное и коллективное бессознательное. Главное расхождение с Фрейдом – понимание природы либидо: у Юнга – творческая жизненная Е (способствует личностному росту), а у Фрейда – сексуальная. Эго – все что осознаваемо; личное бессознательное – подавленное, вытесненное, комплексы; коллективное бессознательное – архетипы: анима (женское бессознательное у мужчины), анимус (наоборот), персона (соц роль человека, мы перед миром), тень (бессознательная противоположность сознанию: экстроверт - интроверт), самость (воплощение целостности и гармонии – мандала, центральный архетип), мудрец (персонификация жизненной мудрости и зрелости), бог (конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир). 4 психологические ф-ии: мышление, чувство (рациональные), ощущение и интуиция (иррациональное).

Классификация типов личности Юнга

К. Юнг выделил два типа людей: экстраверты и интроверты. Кроме того, люди различаются преобладанием той или иной функции: мыслительной, либо эмоционально-чувствующей, либо ощущающей, либо интуитивной. Типовая дифференция начинается очень рано, поэтому можно говорить о ней, как о врожденной.

Архетип – доопытная схема, в которой запечатлен опыт жизни всего рода; они лишены какого-либо психологического содержания, это чистые формы.

Самость – центр всей личности

Мандола – гармония, когда человек обретает свою самость.

У. Джеймс

Три составные личности: физическая личность; Социальная личность; Духовная личность

Научающе – бихевиоральное направление в теории личности Б.Скиннера

По Скиннеру, изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его.

Гуманистическая ориентация в психологии личности А.Маслоу.

Человек как единое целое. Направленность на индивидуальность. Принцип несводимости суммы к целому (мотивация влияет на человека в целом). Комплекс Ионы – отсутствие стремления к самоактуализации.

Концепция личности Л.С. Выготского Соц. среда-«источник» развития личности. 1 - Взрослый с помощь. доп. средства (языка) управляет поведением ребенка, 2 – ребенок используя данное орудие (язык) направляет поведение другого, 3-ребенок применяет к самому себе те способы управления поведением, которые применял к другим. Т. о., пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутр. способ мышления ребенка. Между этими двумя " выходами" лежит процесс интериоризации, " вращивания" функции вовнутрь.

Индивидуальная теория личности Альфред Адлер:

Компенсация чувства неполноценности, испытываемого в детстве. Уникальности стиля жизни каждого. Типы личности связанные со стилями жизни: управляющий (активны, но не в соц плане), берущий (паразитическое отношение), избегающий тип (нет ни интереса, ни активности), соц полезный (зрелость, сой ориентированность, высокий уровень активности). 3 задачи: работа, дружба, любовь.

Структурная теория личности Рэймонда Кеттелла

Согласно Кеттелу, личность — это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации.

Проведя обширную исследовательскую работу с использованием факторного анализа, Кеттел пришел к выводу о том, что основополагающая структура личности образована примерно шестнадцатью исходными чертами. Отзывчивость, интеллект, эмоц. устойчивость, доминантность, рассудочность, сознательность, смелость, жестокость, доверчивость, мечтательность, дипломатичность, склонность к опасениям, радикализм, самодостаточность, недисциплинируемость, расслабленность.

 

20. Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер, способности.

Индивидуально-психологические особенности личности это своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, мотивационно-потребностной сфере и способностях, образующиеся в результате системного обобщения индивидуальных биологических и социально приобретенных свойств, вовлеченных в функционирование системы поведения человека, а также его деятельности и общения.

Темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности. Ранее существующие теории темперамента основывались либо на гуморальной детерминации (подобно Гиппократу), либо на соматической (привязанной к особенностям строения тела, как это делали Э.Кречмер, У.Шелдон, А.Ф.Лазурский), но в настоящее время чаще говорят о психобиологической детерминации, так как темперамент задается свойствами нервной системы и выражается в психологическом облике человека.

Теории: Гуморальные (физиологические) теории:

Гиппократ (4 вида жидкостей – сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик); Гален (4 субстанции – горячее, холодное, твердое, жидкое – названия те же, что и у Гиппократа); И.П.Павлов (сила, скорость, выносливость нервных процессов); И Кант (возбуждение, ослабление жизненной силы в области чувств или деятельности – 4 темперамента); В.Вундт (сила и стабильность эмоциональных реакций – 4 темперамента)

Конституциональные теории: Э.Кречмер (Пикник, Астеник, Атлетик); У. Шелдон (Эндоморфный, Мезоморфный, Эктоморфный)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.