Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности и причины судовых пожаров






Пожар — это неконтролируемый процесс горения вне специального очага, наносящий большой материальный ущерб и приводящий иногда к гибели людей. Пожар возникает либо как стихийное бедствие, либо как результат неосторожного обращения с огнем и нарушения правил техники безопасности.

Судовой пожар, как правило, сопровождается целым комплексом сопутствующих факторов, способствующих быстрому его распространению и затрудняющих работы по ликвидации пожара.

К таким факторам необходимо отнести следующие:

1. Наличие на судах большого количества горючих материалов, металлических конструкций на малых площадках и теснота помещений, вызывающие быстрое повышение температуры и распространение огня по судну непосредственно от очага пожара и путем теплопроводности через накаленные металлические судовые конструкции.

2. Наличие скрытых путей распространения по судну огня и дыма, возможность образования неконтролируемых газовых ивоздушных потоков, вызванных газообменом между зоной горения и окружающей средой.

3. Загроможденность судовых помещений и ограниченность подходов к ним, затрудняющие определение границ очага пожара и доступа к нему и снижающие эффективность применяемых средств тушения.

4. Выделение ядовитых газов и возможные взрывы судового оборудования, затрудняющие работы по ликвидации пожара.

5. Наличие большого количества электрооборудования и электроцепей, тушение которых под напряжением водой и химической пеной представляет опасность для людей; обесточивание же электрооборудования может вывести из строя большинство судовых средств пожаротушения и лишить судно возможности борьбы за живучесть.

6. Образование продуктов разложения и сгорания веществ.

7. Опасное вскипание и возможные взрывы горючих жидкостей в закрытых судовых емкостях.

8. Ограниченное количество воды, подаваемой к очагу пожара, которое необходимо строго контролировать из-за опасности потери остойчивости и гибели судна.

9. Невозможность получения помощи со стороны при пожаре в открытом море; в этом случае можно рассчитывать только на судовые средства пожаротушения, дисциплину и тренированность команды.

10. Выход из строя или невозможность спуска из-за шторма плавучих спасательных средств и вероятность появления паники среди людей, находящихся на горящем судне.

Развитие пожара зависит от места расположения очага пожара, характера газообмена в помещении, наличия в нем взрыво- и пожароопасных веществ и оборудования, оперативности действия аварийных партий.

На современных судах принимаются все возможные меры для снижения их пожарной опасности. К сожалению, следует отметить, что полностью устранить влияние рассмотренных выше особенностей возникновения и развития пожаров на судах пока не удается из-за специфики работы морского транспорта, пожаро - и взрывоопасности некоторых видов грузов, необходимости создания комфортных условий обитания пассажиров и членов экипажей судов.

Особенно большой пожароопасностью характеризуются пассажирские суда и нефтеналивной флот. На пассажирских судах для отделки жилых и служебных помещений применяется много горючих материалов. Кроме того, существует постоянная опасность возникновения пожара из-за нарушения пассажирами противопожарного режима (курение, использование электробытовых приборов и т. д.).

Все это требует от членов судовых экипажей четкой отработки способов борьбы с пожарами, высокой бдительности и организации службы.

В зависимости от того, где находится очаг пожара — внутри судна или снаружи, пожары разделяются на внутренние, или закрытые, и наружные, или открытые. Ликвидация внутренних пожаров, как правило, значительно сложнее, чем открытых.

Пространство, в котором наблюдаются различные сопровождающие пожар явления, условно разделяются на три зоны: горения, агрессивного воздействия тепла и задымления.

Зоной горения называется пространство, где происходит собственно горение. Площадь пожара — это проекция зоны горения на поверхность палубы.

Зоной агрессивного воздействия огня называется часть пространства, где тепловое воздействие пожара приводит к существенному изменению свойств материалов и предметов, что делает невозможным дальнейшее пребывание людей в этой зоне без индивидуальных защитных средств.

Зона задымления — это пространство, заполненное дымовыми газами в опасной для жизни людей концентрации, затрудняющими действие аварийных партий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.