Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Орден Тамплиеров




Конец 11-го века ознаменовался стихийным неудержимым движением западноевропейских христианских народов против мусульманского мира. Крестовые походы, предпринятые в Святую Землю для освобождения гроба Господня из рук неверных, в течение 200 лет привлекали на Восток полчища отважных людей всех сословий, движимых религиозным чувством, жаждавших подвига и славы, приключений и наживы. Когда в 1099 году крестоносцам удалось добраться и основать в Святой Земле христианское государство, поток паломников ко гробу Господнему значительно увеличился. Заботу о снаряжении паломников и охрану их на пути от морского берега к Святым местам взяли на себя духовнорыцарские ордена, возникшие для защиты Святой Земли и для борьбы с неверными.
Самым могущественным их этих орденов был знаменитый Орден Рыцарей Храма или Тамплиеров, основанный в 1118 году девятью французскими рыцарями с ГугодеПайеном во главе. Возникновение Ордена, по своим воинственным и благочестивым целям вполне отвечавшего духу и потребностям времени, вызвало всеобщее сочувствие и самое благосклонное отношение со стороны светской и духовной власти. Король Иерусалимский Балдуин II подарил этим рыцаряммонахам дом, построенный на том месте, где, по преданию, находился некогда храм Соломона, откуда и произошло название храмовников или тамплиеров. Св. Бернард Клервосский, величайший религиозный авторитет западных христиан того времени, заинтересовался вновь возникшим Орденом и на церковном соборе в Труа в 1128 году составил для него конституцию, т. е. устав, придав ему почти монашеский характер. Участие, проявленное к Ордену св. Бернардом, придало ему совершенно исключительное значение в глазах монархов, пап и всего католического мира. Тотчас после собора в Труа громадные пожертвования стали притекать в Орден, и число его членов быстро увеличивалось, ибо цвет европейского рыцарства стремился поступить в число этих борцов во славу Божию. Первоначально члены Ордена состояли из рыцарей и служащих братьев. Первые должны были происходить из рыцарского рода, быть холостыми, давать обет целомудрия, бедности и послушания и строго исполнять монашеский устав Ордена. В свободное от воинских дел время рыцари обязаны были проживать в убежищах Ордена, предаваясь молитве в своих уединенных кельях и попечениям о бедных и больных паломниках.
Рыцари носили белые льняные плащи с восьмиконечными крестами — символ сердечной чистоты и мученичества. Служащие братья, которые делились на оруженосцев и ремесленников, могли быть женатыми и, в отличие от рыцарей, носили коричневую или черную одежду. Орден имел и светских членов, дворян и простолюдинов обоего пола, которые добровольно исполняли или все предписания орденского устава, или только часть их, но жили отдельно. К числу светских братьев принадлежали лица, оказавшие услуги Ордену или донаты, и облаты, с детства предназначенные для вступления в Орден и воспитанные по его правилам.
Вначале рыцари, не щадя себя, проливали кровь для защиты Святой Земли и христианских паломников; в бою стояли как один человек, предпочитая смерть плену. Они вели простой и строгий образ жизни, были благочестивы и самоотверженно служили ближнему. К концу 12 века внешнее положение Ордена достигло небывалого блеска. Монархи и папы осыпали его своими милостями и давали ему неслыханные привилегии. Щедрые пожертвования в виде коней, оружия, десятой доли крупных имуществ и громадных имений, позволили тамплиерам основать во всех государствах Европы свои общины, которыми управляли престарелые члены Ордена. Принадлежа по большей части к знатнейшим родам Европы, рыцари Храма занимали самые почетные места при французском, английском и испанском дворах.
Наконец, в 1162 году папа Александр III особою разрешительною буллой освободил тамплиеров от опеки иерусалимского патриарха и епископов и разрешил им иметь собственное духовенство. Орден Рыцарей Храма, имевший уже, в силу особых привилегий, собственное войско, собственную полицию, собственный суд, обладавший громадными денежными богатствами и обширными земельными имуществами во всех государствах Европы, подчиненный непосредственно одному папе, являлся настоящим государством в государстве и по богатству и могуществу мог соперничать со многими монархами. Во главе Ордена стоял гроссмейстер, которому принадлежало, главным образом, предводительство на войне, а также исполнительная власть. Он свободно избирался рыцарями, но писался " Божией милостью". Гроссмейстер подчинялся только конвенту или " великому совету" Ордена и папе. Верховная власть в Ордене должна была собственно принадлежать " генеральному капитулу", т. е. общему собранию, состоявшему из членов конвента, начальников орденских провинций и наиболее влиятельных братьев. Но генеральный капитул созывался очень редко, исключительно по велению гроссмейстера и конвента, так что этот последний, подчинявшийся единственно только папе, являлся фактически законодательною, административною и исполнительною властью, которой были подчинены не только все рыцари и служащие братья, но и духовенство Ордена.
Некоторые историки считают, что по мере того, как росло внешнее могущество Ордена, как устанавливалось его царственное по своей независимости положение, изменялось и внутреннее его содержание.. Малопомалу прежняя беспредельная преданность Ордена церкви сменилась религиозным безразличием и свободомыслием, близким к еретичеству. Согласно этим новым влияниям изменился и первоначальный устав Ордена, составленный св. Бернардом. Так послушничество, бывшее прежде обязательным для поступления в Орден, было отменено. Параграф 54-ый устава, запрещавший принимать в число тамплиеров рыцарей, отлученных от церкви, был изменен в обратном смысле: признано было желательным вербовать новых членов именно среди этих отверженных церковью, " дабы содействовать спасению их душ". Эти изменения в уставе привлекли в Орден массу недостойных и прямо враждебных церкви членов. В связи с этими изменениями ставят возникновение в начале 13-го века среди рыцарей тайного еретического течения. Считают, что наряду с внешним исповеданием христианского учения и церковных обрядов в подземельях орденских убежищ ночью или на рассвете происходили тайные собрания, где совершались обряды мистического посвящения и поклонения " таинственной силе". Рядом с явным уставом тамплиеры создали новый устав, открывавшийся лишь избранным и заключавший в себе тайное учение Ордена. Исследователи считают, что основа этого тайного учения заключалась в дуализме: тамплиеры признавали существование " высшего Бога" — творца духа и добра, и " низшего Бога" — создателя материи или зла. Идол, упоминаемый всеми историками, был символом Бога материи и зла. Он назывался Бафометом, что в переводе с греческого означает " крещение мудростью", и представлял собой фигуру с головой козла и женской грудью. По другим источникам Бафомет изображался с металлической бородатой головой. Ни одного изображения тамплиеровского Бафомета не сохранилось до наших дней. Изображение Бафомета, как оно имеется в 15ом аркане современных изданий Тарота, является позднейшим розенкрейцеровским рисунком. Некоторые считают тамплиеровского Бафомета символом вечно созидающего бога Пана, Бога-Природы. Оккультное описание Бафомета дано в 15-ом аркане " Энциклопедии Оккультизма" Г. О. М. и мы на нем останавливаться не будем. Для нас гораздо интереснее узнать, что посвящаемого в таинства Ордена опоясывали " поясом Иоанна", белым шерстяным шнурком, который через прикосновение к идолу делался священным амулетом. Посвященный в мистерии рыцарь после этого никогда уже не оставлял этого пояса, служившего отличительным знаком его принадлежности к тайному союзу. Название волшебного шнурка тамплиеров " поясом Иоанна" объясняется тем почитанием, которым пользовался Иоанн Креститель у рыцарей Храма. Главным праздником Ордена был день Иоанна Крестителя. К числу достойных внимания обычаев, практиковавшихся на тайных собраниях, было причастие под обоими видами, но не как таинство, а как символ братской любви между посвященными, и исповедь, причем посвященные исповедовались не у духовенства Ордена, а друг у друга, во избежание разглашения тайны.
Масон Клавель говорит: " Теперь уже вполне доказано, что Орден Тамплиеров был ветвью гностицизма, и что учение его в большей своей части является воспроизведением учения древней гностической секты офитов". Далее, тот же Клавель, ссылаясь на восточных историков, указывает, что тамплиеры в разные времена находились в близких сношениях с тайным союзом ассасинов и что оба союза имели одинаковую организацию, одинаковые степени посвящения, и одинаковые цвета одежды: белый и красный. Другой писаталь по масонским вопросам Рагон говорит:
'" Крестоносцы, явившиеся в Азию с тем, чтобы завоевать Святую Землю и воздвигнуть на ней знамя креста, познакомились там с мистериями гностиков и манихеев, сохранившихся среди небольшого количества проживавших там христиан". Луи Дасте говорит, что в силу изменения, внесенного в устав рыцарей Храма, согласно которому дозволялось принимать в Орден отлученных от Церкви, после разгрома во Франции в начале 13го века альбигойцев, многие из них, в том числе и глава их Раймонд VIой граф Тулузский, нашли убежище в Ордене Тамплиеров, и что, проникнув в него, альбигойцы заразили рыцарей Храма ядом своего, основанного на Каббале, учения. Мы не будем входить в обсуждение как существующей версии о развратной жизни и противоестественных пороках рыцарей, так и версии религиозного отступничества. Также мало интересны для нас сведения о стремлении Ордена к политической гегемонии в Палестине, к которой он будто бы стремился, равным образом и о недостаточной ретивости в защите этой же Палестины против мусульман. Тамплиеры, по свидетельству Финделя, больше занимались своими внутренними делами: " копили богатства, вербовали богатых и знатных членов, увеличивали число своих провинций в Европе и распространяли всюду храмовнический дух, выказывая в то же время заботу о сохранении благосклонности пап". Прибыльная торговля, предприятия, оживленное банкирское и вексельное дело беспрерывно увеличивали огромные наличные средства Ордена, которые хранились в его главном банке — парижском Тампле. Во второй половине 13го века ежегодный доход Ордена достигал 54 миллионов франков.
Многие историки объясняют уничтожение Ордена Рыцарей Храма не государственной необходимостью, а алчностью, которую вызвали в Филиппе Красивом, вечно нуждавшемся в деньгах, колоссальные богатства тамплиеров. Но надо отметить помимо экономических, еще и политические причины. Из них самой главной была забота французского короля, направленная к усилению его власти и образованию национальной монархии за счет феодального порядка. Рыцарям Храма усиление королевской власти становилось поперек дороги, ведущей к лелеемой ими Синархии — союзу народов. Орден Храмовников, имевший свои провинции во всех уголках Европы и являвшийся " государством в государстве", был опасен для каждого правительства, таил в себе цементирующую силу, стремившуюся положить конец всем европейским войнам. Мечта отъединении народов белой расы, а впоследствии, быть может, и народов всего земного шара, была близка к своему осуществлению. Богатства Ордена копились, как нам кажется, именно для реализации этой высокой цели. Если теперь окинуть взглядом исторические события за семь веков, протекших с гибели тамплиеров, то каждому станет ясно, что Европа могла бы избежать пролития морей крови, если бы была сохранена стабилизирующая сила Ордена, этого ненавистного узким националистам " государства в государстве". (Под угрозой второй мировой войны, когда пишутся эти строки, каждому беспристрастному мыслителю особенно ясна глубина тамплиеровской идеи.
Нет ничего удивительного в том, что французский король воспользовался первым предлогом, чтобы положить конец Ордену. Таким предлогом явились показания двух бывших тамплиеров, уголовных преступников, которые в доносе на Орден искали собственного спасения от правосудия. Король воспользовался доносом и обратился за содействием к папе. Климент V не решался поднять руку на Орден, пользовавшийся в течение веков благосклонностью наместников св. Петра. Наконец, побуждаемый королем, от которого он находился в известной зависимости, папа решился вызвать гроссмейстера Ордена Якова Моле с о. Кипра под предлогом переговоров о новом крестовом походе (в 1187 г. Иерусалим был отнят у христиан Саладином и Орден Тамплиеров переселился в Акру, приморскую крепость в Сирии. В 1291 году Акра была занята сарацинами и тамплиеры перенесли свою резиденцию на о. Кипр). Моле прибыл во Францию со всем своим конвентом, архивом и казною. 13го октября 1307 года все тамплиеры во Франции, с их гроссмейстером и конвентом, были внезапно арестованы по приказанию короля и над ними началось строгое следствие; 12го августа 1308 г. была издана папская булла, повелевавшая духовным и светским властям возбудить против тамплиеров судебное преследование. Процесс тамплиеров продолжался семь лет. Орден был осужден. Буллою от 2го мая 1312г. папа оповестил весь христианский мир о принятом им решении уничтожить Орден Тамплиеров и предал его проклятию. В результате некоторые тамплиеры были сожжены, в том числе и гроссмейстер их Яков Моле (11го марта 1314 г.), остальные подверглись заключению, из которого многие по уничтожении Ордена были освобождены. Некоторые рыцари нашли спасение в бегстве. Имущество Ордена было конфисковано королями французским, английским, испанским и другими правителями. Яков Моле, будучи уже возведен на костер, громогласно отрекся от всех своих показаний и, призывая на Суд Божий короля и папу, предсказал скорую их гибель. Действительно, оба умерлив том же году в ужасных мучениях.
Любопытно отметить отношение масонства к Ордену Тамплиеров. Большинство масонских писателей являются ярыми защитниками Ордена, отрицают его преступную деятельность и называют тамплиеров и альбигойцев жертвами фанатизма пап и деспотизма монархов. Такое отношение масонов к Ордену объясняется тем, что они считают себя прямыми наследниками тамплиеров, утверждая, что Орден Рыцарей Храма никогда не переставал существовать. Считают, что после разгрома многие тамплиеры укрылись в Шотландии и вступили в союзы каменщиков, из которых впоследствии возникло тайное общество франкмасонов.
Лучшим доказательством некоторой идейной преемственности масонов служит в Древнем и Принятом Шотландском Обряде степень рыцаря Кадоша, посвященная памяти тамплиеров, прославлению последнего гроссмейстера Якова Моле и поруганию короля и папы, виновных в разгроме Ордена. Каким образом тамплиеры через четыре столетия, лежащих между уничтожением Ордена в 1314 г. и официальным возникновением масонства в 1717 г., могли протянуть руку последним, — может рассказать история тайных организаций, которыми была наводнена Европа с 14-го по 18-й век. Среди обществ различного характера, известных как Божьи Друзья, Вальденсы, Бегарды, Братья и Сестры Свободного Духа, Фратичеллы, Пастореллы, Танцоры, Прыгуны, Крестьянский лапоть. Бедный Конрад, Спиритуалы, Интеллигенты, ПерекрещенцыАнабаптисты, Чешские Братья, Алхимики, литературные общества, философские академии и др. — наибольший интерес представляют розенкрейцеры. Но чтобы понять дальнейшие судьбы Ордена Тамплиеров, нужно не столько проследить деятельность отдельных уцелевших его членов и созданных ими союзов, сколько учесть проявления его эгрегора, усиленного душами казненных рыцарей. Деятельность тамплиеровского эгрегора вылилась в непримиримой ненависти к французским королям Бурбонам и к римским папам. Этот эгрегор вызвал к жизни и поддерживал все общества и заговоры, имевшие целью ниспровержение трона Бурбонов или престола пап. В 18м веке он проявился в тайных обществах иллюминатов и вздымал яростные волны французской революции. Некоторые считают, что он до сих пор вдохновляет масонские ложи.
К наиболее значительным ударам мертвых тамплиеров по папскому престолу надо отнести учение Виклефа, лишившее католицизм всякой силы в Англии, учение Гуса и гуситов в Богемии, приведшее к ослаблению католического влияния среди чехов, и учение Лютера, лишившее католицизм всякого значения в Германии. Рука могущественных мертвецов чувствуется и в языческом расцвете эпохи Возрождения с ее скептицизмом, направленным против христианских верований, с ее распространением различных оккультных знаний и, самое главное, с ее культом античной старины, вылившимся в воскрешении древней греческой философии. Это направление лучших умов эпохи Возрождения, столь чуждое католическому миропониманию, было весьма удачно названо " гуманизмом", т. е. культом человека. Преклонение перед человеком, признание законности всех стремлений его духовной и телесной природы — вот черты, характеризующие гуманистов и красной нитью проходящие в учении и жизни предшественников реформации и самого Лютера. Что касается посмертной борьбы тамплиеров с французскими королями, то она достаточно хорошо освещена в истории, и мы ее касаться не будем. Отметим лишь " Праздник взятия Бастилии", являющийся официальным в теперешней Франции, который символизирует собою конечную победу храмовников над французскими королями.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.