Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика эстетических аспектов культурного потенциала






> ' ' •

I

Эстетика традиционно находится в центре внимания культу­рологии, а в XVIII веке вошла в систему философских понятий как категория чувственности. Философское осмысление эстетики привело к тому, что возникло несколько школ и направлений, каж­дое из которых по разному понимает возможности и роль эстети­ки в культуре. В рамках национальной (советской) теоретической школы были изучены различные версий трактовки эстетики, ос­нованные на разных теоретических подходах: " природная теория красоты", " трудовая концепция", " общественная теория эстетики". Каждый из этих подходов позволял сформировать особую версию возможного участия эстетики в развитии культуры. Но общим яв­ляется признание того, что эстетическое воспитание - один из важ­нейших элементов в системе общественной практики, направлен­ной на удовлетворение чувственных удовольствий и духовного наслаждения и обеспечивающая их оценку.

Следовательно эстетику можно воспринимать не только в качестве философской, но и социально-экономической катего­рии. В этом понимании эстетика проявляется через отношение человека к продукту культурной деятельности. Учитйвая мно­жественность субъектов, участвующих в культурной деятель­ности, и большой разброс их индивидуальной чувственности, можно говорить о почти неограниченном по широте эстетичес­ком спектре культурного потенциала. То, что кажется одному индивиду отвратительньш и безобразным, для другого-образец прекрасного. И наоборот.

Несмотря на то, что эстетика является предметом внимания* культурологов-теоретиков и философов уже достаточно давно, она не стала предметом внимания теоретиков-экономистов. И в итоге в экономике нет критериев для оценки эстетического аспекта куль­турного потенциала. Одним из весьма условных критериев может стать экономическая востребованность продукта культурной дея­тельности обществом или его отдельными представителями. Вос­требованность позволяет классифицировать культурный продукт и определить его место в своеобразной системе координат: " эли-

26


тарная эстетика - эстетика массовая". Такая " система координат" позволяет экономистам применять для изучения эстетической ком­поненты культурного потенциала, количественные оценки Одна из таких оценок проиллюстрирована в таблице 8. В ней приведе­ны данные, которые отражают сложившиеся чувственные потреб­ности народа при современном состоянии его культурного потен­циала. Материалы одного из социологических опросов, проведен­ных в ряде городов и сел России, показывают: различные формы культурной деятельности имеют весьма разную чувственную по­требность.

Таблица 8*






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.