Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика психологического консультирования по проблемам возрастных кризисов у взрослых






 

1. В жизни взрослого человека существует несколько возрастных периодов, в которые с ним могут происходить глобальные личностные и жизненные изменения. Эти периоды являются переходными и могут сопровождаться различными эмоциональ­ными переживаниями и трудностями, разрешение которых — основа для перемен. Под возрастным кризисом понимается оп­ределенный возрастной этап, способствующий качественным изменениям личности.

Возрастной кризис возникает при пере­ходе с одного возрастного этапа на другой и может иметь раз­личные проявления:

• изменения в общем психоэмоциональном фоне:

- состояние подавленности, депрессии;

- возникновение страха будущего;

- чувство неуверенности в себе;

- повышенная тревожность, немотивированное чувство беспо­койства;

• изменения в поведении и эмоционально-волевой сфере:

- несдержанность или, наоборот, замкнутость;

- раздражительность;

- проявления скрытой или открытой агрессии и конфликтности в первую очередь по отношению к близким людям;

• соматические проявления:

- ухудшения общего самочувствия;

- обострение старых и возникновение новых заболеваний;

• изменения в мировоззрении:

- частные и глубокие раздумья о своей жизни, ее качестве;

- критическая оценка своих достижений на текущий жизненный момент;

- переосмысление своего места и предназначения в этом мире;

- переосмысление своей картины мира;

- желание или, наоборот, страх перед переменами;

• изменения в мотивационной сфере:

- переоценка своих ценностей, ценностный кризис;

- анализ существующих мотивов деятельности, кризис мотивации;

• изменения в социальной и профессиональной сферах".

- критический анализ старых контактов и взаимоотношений;

- разрыв или смена партнера, развод;

- анализ своих профессиональных достижений;

- смена профессиональной деятельности;

- снижение профессиональной активности.

2. Выделяется следующая периодизация возрастных этапов и соответствующих им возрастных кризисов:

• кризис встречи со взрослой жизнью (18—25 лет):

- конец учебной и начало трудовой деятельности;

- высокий уровень притязаний и связанный с этим выбор соци­альных ролей, которые могут поддерживаться или не поддер­живаться окружающими;

- необходимость совершать профессиональный выбор, к кото­рому человек не всегда готов;

- возникновение большего числа обязательств и ограничений по сравнению с предыдущим годами (женитьба, замужество, рож­дение детей, активная карьера);

• кризис 30 лет:

- переоценка ценностей на пороге 30-летия;

- изменение мотивации в сфере отношений, когда на смену ро­мантике приходят более практичные ценности;

- изменения в мотивации труда, когда на первый план выходят материальные поощрения

- необходимость подведения итогов своей жизни за определен­ный период;

- оценка своих профессиональных достижений, которые могут не соответствовать поставленным ранее целям или которых вообще может не быть из-за рождения детей и ухода за ними;

- отсутствие постоянного партнера или семьи к этому возрас­тному периоду может негативно сказаться на самооценке и общем психоэмоциональном состоянии;

• кризис середины жизни, кризис зрелости (может начаться ме­жду 35 и 45 годами):

- возникновение первых серьезных заболеваний;

- ориентация на реализацию себя в профессиональной деятельности и связанные с этим проблемы:

= возможное несоответствие уровня притязаний реальным во­зможностям;

= возрастные ограничения;

= ограничения по здоровью;

= нехватка необходимых личностных качеств;

= сравнение себя с более молодыми сотрудниками и конку­ренция;

- озабоченность жизнью будущих поколений;

- для некоторых — достижение руководящих высот, повышенная социальная активность и связанные с этим проблемы;

- для других — осознание ограниченности своих возможностей для реализации себя в обществе, " уход в себя" в разных формах (например, повышенная " защищенность" на комфорте, путе­шествиях, сексе и т. д.);

• кризис встречи со старостью (между 50 и 65 годами):

- осознание близости окончания трудового пути; «понижение сексуальной активности как у мужчин, так и у женщин;

- взросление детей, уменьшение необходимости постоянной за­боты о детях;

- появление большого количества свободного времени;

- как правило, потеря интереса к карьере, активной обществен­ной жизни;

- большее стремление к спокойствию, созерцательности;

• кризис наступления старости (между 65 и 80 годами):

- осознание близости окончания жизненного пути;

- прекращение активной трудовой деятельности;

- угасание сексуальных инстинктов;

- часто — одиночество, полный уход детей в собственную жизнь;

- ухудшение физического самочувствия;

- ухудшение морального здоровья (это может быть связано как со старением мозга и его расстройствами, так и с неудовлетво­ренностью прожитой жизнью, осознание того, что на ситуацию (доход, дети, здоровье) повлиять практически невозможно);

- наоборот — самомнение, " старческая мания величия", чувство превосходства, стремление к крайностям и экстремальным по­ступкам (данное поведение, как правило, свойственно старым людям, по какой-то причине попавшим в иные условия по сравнению с их сверстниками (находятся на руководящих по­стах, слишком богаты и т. д.) — для таких людей часто свойст­венны гипертрофированная тяга к путешествиям, экстремаль­ным формам отдыха (покорение горных вершин, плавание на дальние расстояния), новые браки с партнерами, на 30—50 лет младшими по возрасту, стремление работать, несмотря на фи­зическое и умственное состояние);

• кризис преодоления старости (обычно долгожители, сумевшие перейти 90-летний рубеж) — как правило, у людей данной ка­тегории появляется " второе дыхание" (вытесняется кризис ста­рости) — в психике появляется много черт, свойственных мо­лодым:

- преимущественно оптимистическое настроение;

- игнорирование болезней (90-летние чувствуют себя " более мо­лодыми", чем 75-летние);

- потеря прежних страхов, свойственных 65-80-летним;

- видение перспектив (90-летние и более старые люди при отно­сительно нормальном здоровье более склонны думать о буду­щем, чем 70-летние);

- повышенная тяга к общению (особенно с молодыми), и, если позволяет здоровье, — к социальной активности.

3. Консультант, работающий с проблематикой возрастного кризи­са, должен ориентироваться на следующие аспекты:

• анализ силы и глубины переживаний, вызванных прохождением возрастного кризиса, а также того, какие слои личности затро­нуты;

• анализ исходной причины возрастного кризиса;

• исследование жизненной ситуации клиента до вступления им в кризисный период;

• сбор анамнестических данных;

• анализ жизненного стиля клиента, его установок, стереотипов, используемых механизмов защиты и способов построения взаимоотношений с окружающими и адаптации в среде;

• опора на психологические знания специфики и преодоления воз­растного кризиса, в котором пребывает клиент;

В процессе консультативной работы, связанной с преодолени­ем возрастного кризиса, консультант ставит следующие тера­певтические цели и решает следующие задачи:

• оказание поддержи и принятия клиента через демонстрацию важности проблемы клиента и желание помочь в ее разрешении;

• расширение взгляда клиента на свои проблемы через изменение его взгляда на проблему возрастного кризиса, в котором он на­ходится. Задачей консультанта является показать клиенту, что возрастной кризис — это не жизненный тупик, после которого ничего нет, а нормальный закономерный период развития, пред­полагающий решение определенных задач и при успешном прохождении оказывающий позитивной влияние на личностный рост человека;

• помощь в выработке новых ценностей и установок, если клиент чувствует потребность в их изменении;

• коррекция жизненного стиля в том случае, если он не актуален для данного возрастного этапа;

• укрепление ресурсности личности через нахождение позитивных сторон жизненного периода, в котором находится клиент;

• помощь и оказание поддержки клиенту в ситуации принятия жизненно важных решений (развод, женитьба, смена профес­сиональной деятельности, рождение ребенка и т. п.);

• формирование толерантности к жизненным и возрастным кри­зисам;

• информативная функция, то есть предоставление клиенту необ­ходимой информации психологического характера о специфи­ке возрастных кризисов.

Список использованной литературы

 

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма " Класс", 2000.

2. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. СПб.: Пи­тер, 2002.

3. Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Пси­хотехники: Учеб. пособие. М.: Ось-89, 1999.

4. Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консульти­рования: Учеб. пособие. М.: Издательство Московского пси­холого-социального института; Воронеж: Издательство НПО " МОДЭК", 2003.

5. Карвасарский Б.Д. (общая редакция). Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: ЗАО " Издательство " Питер", 1999.

6. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999.

7. Психология среднего возраста, старения, смерти / Под ред. чл.-корр. РАО А.А. Реана. СПб.: " Прайм-Еврознак", 2003.

8. Психотерапия: Учеб. для вузов / Л. Бурлачук, А. Кочарян, М. Жидко. СПб.: Питер, 2003.

9. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком, 1998.

10. Секач М.Ф. Психология здоровья: Учеб. пособие для выс­шей школы. М.: Академический проект, 2003.

11. Шостром Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Ос­новы консультирования и психотерапии. СПб.: Сова; М.: Экс-мо, 2002. -

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.