Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование метода анализа ранних детских воспоминаний






1. Метод " анализа ранних детских воспоминаний" был разработан в рамках адлерианской концепции психотерапии. В психотерапии и психологическом консультировании данный метод может использоваться в следующих целях:

• исследовательской, позволяющей изучить специфику жизнен­ного стиля личности;

• диагностической, помогающей консультанту понять влияние индивидуального стиля жизни на проблематику и затруднения клиента и изучить и понять актуальное состояние клиента;

• психотерапевтической, коррекционной, делающей возможным изменение и формирование более адаптивного стиля жизни.

Метод анализа ранних детских воспоминаний имеет следующие преимущества:

• позволяет клиенту нейтральным или содержащим минимум тре­вожности и иных негативных эмоций способом осветить и сообщить консультанту свои жизненные цели, специфику сво­его отношения к окружающим и свой взгляд на мир, свою картину мира;

• ориентирован не только на реальные воспоминания детства, но и на такие воспоминая, которые клиент считает таковыми, но которые не являются реальными на самом деле, то есть позво­ляет работать с фантазиями клиента,

• может использоваться как для групповых, так и для индивидуаль­ных консультаций.

Метод анализа ранних детских воспоминаний имеет следующие недостатки и ограничения:

• часто отражает актуальное состояние клиента, то есть при оп­ределенном актуальном состоянии человек выбирает и озвучивает соответствующие воспоминания. Например, если актуальное со­стояние клиента предполагает тревогу и грусть, то воспомина­ния, которые он выберет и озвучит, будут носить тот же самый характер, но это не означает, что весь жизненный стиль клиента основан на этих чувствах, и консультант должен помнить и учи­тывать это при анализе индивидуального стиля жизни клиента;

• у клиента может возникнуть нежелание или отказ воспроизводить свои ранние воспоминания, обусловленные различными внеш­ними факторами:

- травмирующими событиями детства (инцест, насилие, депривация и т. п.);

- изменением жизненного стиля в процессе развития и роста и отсутствием реального детского воспоминания, которое подхо­дило бы под новый жизненный стиль;

- различными мозговыми и неврологическими нарушениями;

- отсутствием доверия к консультанту и консультированию во­обще или недостаточным ощущением безопасности;

- субъективность интерпретаций, как и в любом другом проектив­ном методе, отсутствие четкой и подробной системы получения, оценивания и интерпретации ранних детских воспоминаний.

2. Процедуры получения материала ранних детских воспоминаний может осуществляться:

- через письменное изложение клиентом нескольких (например, шести) воспоминаний с расстановкой определенных акцентов;

- ответ на ряд специальных вопросов, ориентированных на ситуа­ции из детства. о использовании метода анализа ранних детских воспоминаний.

В использовании метода анализа ранних детских воспоминаний существует следующая специфика:

• предпочтительно (в классическим адлерианском методе) записывание клиентом своих воспоминаний с фиксированием мельчай­ших деталей;

• основное внимание консультанту необходимо обратить на пер­вое воспоминание клиента, а затем, если по разным причинам на его основе не удалось получить и проанализировать необхо­димый материал, работать со следующими воспоминаниями;

• необходимо обратить внимание на определенные содержатель­ные категории воспоминания клиента, то есть анализ того, что присутствует в воспоминании по определенному порядку и в соответствии с определенной принадлежностью, а также по­нять, каким образом и что именно в жизненном стиле личности отражают эти категории;

• консультант должен уметь понять знаки и символы, а также общее содержание предлагаемого клиентом воспоминания и про­интерпретировать их для себя и выдвинуть по каждой катего­рии рабочие гипотезы, с тем чтобы впоследствии проверить эти гипотезы в сравнительном анализе стиля жизни клиента, его мнения о себе и мнения консультанта;

• после сбора материала о ранних детских воспоминаниях кон­сультанту в беседе в клиентом следует обсудить, проанализиро­вать полученную информацию, и это может стать темой кон­сультативного процесса.

Выделяются следующие категории анализа ранних детских вос­поминаний:

• люди. присутствующие или отсутствующие в воспоминаниях:

- мать и отец;

- родные и двоюродные братья и сестры;

- бабушки, дедушки и другие родственники;

- посторонние люди (гости, друзья, соседи и т. п.);

тип событий, которые присутствует в воспоминании:

- опасности, несчастные случаи, телесные и другие наказания;

- болезни и смерть;

- проступки, кражи, сексуальные эксперименты и т. п.; «новые жизненные ситуации;

способ восприятия ситуации клиентом, когда он находится в той детской ситуации, которую воспроизводит:

- преобладающий вид чувствительности, то есть какая модаль­ность или система восприятия преобладала у клиента в той си­туации;

- ощущение принадлежности, то есть какое местоимение — " Я" или " МЫ" употребляет клиент в описании ситуации из воспо­минания;

- чувства и эмоции, которые испытывал клиент в предлагаемом воспоминании.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.