Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы исследования жизненного стиля и сценария






 

1. В работе с жизненными стилями и сценариями клиента кон­сультант преследует две цели — исследование и коррекцию индивидуального стиля жизни и сценария, в соответствии с которыми консультативный процесс может носить характер исследовательской или коррекционной работы:

поиск и исследование жизненного стиля и сценария клиента, изучение его особенностей, обстановки, в которой происходило его формирование, а также изучение и анализ влияния жизненного стиля и сценария личности на проблематику и затруднения, с которыми обратился клиент;

коррекция, терапевтическое воздействие на клиента с целью изменить привычный жизненный стиль и сценарий.

2. В коррекционной работе с жизненным стилем или сценарием личности существуют свои правила и особенности. Терапевтическое, коррекционное воздействие на клиента с целью изменения его индивидуального стиля жизни или сценария предполагает следующие практические шаги:

осознание клиентом своего жизненного стиля и сценария и их конструктивного и деструктивного влияния на нынешнюю жизнь клиента и проблемы, с которыми он обратился к консультанту;

проживание определенных моментов и событий из прошлого, способствовавших формированию стиля жизни;

выработку адекватных замен или коррекцию существующих сценарных и стилевых особенностей поведения и функционирования клиента;

обучение более адаптивным и гибким формам взаимодействия, которые могли бы позволить клиенту быть более конгруэнтным и уметь адекватно использовать свой жизненный стиль и сценарий.

3. Существует множество методов исследования жизненного стиля и сценария личности.

Можно выделить следующие методы исследования:

• метод первичного интервью, включающий в себя сбор информации о следующих сферах жизни клиента:

- локус жалобы клиента;

- состояние клиента в прошлом и настоящем;

- сфера профессиональной деятельности;

- информация о родителях: характер, привычки, отношения клиента с родителями;

- наличие братьев, сестер, порядок рождения клиента, его отношения с ними;

- характер воспитания клиента, приоритеты родителей по отношению ко всем детям семьи;

- болезни клиента в детстве, отношение клиента к этим болез­ням, какие болезни были в роду клиента;

- отношения клиента с противоположным полом в детстве;

- страхи, ранние воспоминания, мечты, желания клиента в детстве;

• анализ поведенческих установок и паттернов клиента, демонст­рируемых им в группе или на индивидуальной консультации в процессе взаимодействия с консультантом;

• анализ типа взаимодействия и способов построения клиентом отношений с окружающим людьми на примере его реальной жизни;

• метод ассоциаций, предполагающий работу с определенными ассоциациями нынешней проблематики клиента и его прошло­го опыта и влияния на него окружения;

• изучение и анализ семейного сценария, семейных стереотипов и мифов;

• изучение и анализ особенностей культуры и субкультуры, к кото­рым принадлежит клиент;

• проективные методы работы — рисование семьи, детства и т. п.;

• анализ переноса клиента;

• психодраматический подход, позволяющий пронаблюдать и про­анализировать стереотипы и поведенческие установки клиента в реальном (групповая психодраматическая сессия) или виртуаль­ном (методика горячего стула, использование психодраматиче­ских техник в пространстве индивидуального консультирова­ния) взаимодействии с другими людьми;

• анализ сновидений, фантазий, грез и т. п.;

• метод анализа ранних детских воспоминаний, позволяющий ис­следовать и проанализировать основу, на которой был сформиро­ван жизненный стиль и сценарий клиента.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.