Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техника построения раппорта






 

1. Понятие раппорта в психотерапии тесно связано с гипнозом и означает словесный контакт гипнотизируемого с гипнотизером. В психологическом консультировании раппорт понимается как завязывание теплых личных отношений консультанта с клиен­том и создание атмосферы взаимного доверия, которая служит основой всех дальнейших терапевтических воздействий кон­сультанта и изменений клиента.

Функцией раппорта является выстраивание моста взаимоотно­шений через реализацию консультантом позиции принятия клиента и демонстрацию искреннего интереса к нему и к той, проблеме, с которой он обратился.

2. Демонстрация консультантом интереса к клиенту начинается с первых минут консультативного взаимодействия и осуществ­ляется следующими способами:

• приветствие;

• вводная беседа;

• невербальное поведение консультанта;

• обстановка кабинета;

• установки и поведение консультанта.

Приветствие предполагает, что консультант проявляет искрен­ний интерес к клиенту на стадии знакомства, когда ведет себя вежливо и заинтересованно, называя клиента по имени. Вводная беседа. В начале беседы клиент, как правило, испыты­вает затруднения, связанные с тревогой от посещения консуль­тации или страхом, что его не поймут, и т. п. Консультант с целью снятия тревоги и других негативных чувств клиента должен создать атмосферу доверия и принятия в консульта­тивном пространстве. Для этого он в течение первых несколь­ких минут беседы может говорить об относительно нейтральных, но не совсем уж отдаленных от контекста консультирования вещах.

Для этого консультант может использовать следующие фразы и темы для беседы:

- упоминание имени клиента; упоминание родного города клиента;

- упоминание общих знакомых;

- замечание о каких-то внешних вещах в кабинете, обстановке и т. п.;

- отметить внешность клиента, обратив внимание на стиль его одежды, аксессуары, украшения и т. п.;

- замечания относительно погоды и последних новостей; рассказ о своих предыдущих делах, которые консультант закон­чил перед встречей с данным клиентом;

- упоминание статуса клиента и его занятий.

Существуют следующие правила использования вводной беседы:

- если клиент не нуждается во вводной беседе, консультант не должен ее навязывать;

- если консультант использует вводную беседу с клиентом, то она не должна превышать нескольких минут;

- у клиента с высокой мотивацией на получение помощи не должно создаваться ощущения, что консультант не проявляет уважения и интереса к его проблеме, так как говорит о вещах малозначимых;

- необходимо следовать за клиентом и ориентироваться на его потребности.

Невербальное поведение консультанта в установлении раппорта означает:

• демонстрацию искреннего интереса и уважения к клиенту че­рез свое невербальное поведение — в своей мимике, выражении глаз, улыбке, голосе;

• отражение невербальных проявлений клиента, то есть копирова­ние, подстройка консультанта под голос, интонации, мимику, жесты и позы клиента.

Обстановка кабинета оказывает сильнейшее влияние на по­строение атмосферы доверия между клиентом и консультан­том.

Консультанту необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

• положение консультанта и клиента по отношению друг к дру­гу, когда оптимальным является незначительное, частичное разделение пространства клиента и консультанта каким-либо предметом, чаще всего письменным или журнальным столом;

• клиент не должен сидеть против света, который бил бы ему в лицо;

• комфортная мебель как для консультанта, так и для клиента, в противном случае, если у консультанта удобное кресло, а кли­енту предложен стул, это создает ощущение неравенства пози­ций участников.

Установки и поведение консультанта играют важнейшую роль в установлении раппорта. Консультант должен обратить внимание на следующие профессиональные и поведенческие установки:

• соблюдение конфиденциальности бесед и озвучивание этого пра­вила клиенту;

• отсутствие со стороны консультанта оценок клиента, его по­ведения или личностных черт;

• проявление эмпатии и принятия клиента с целью создания у него ощущения эмоциональной теплоты того пространства, в котором он находится;

• формирование у клиента ощущения естественности, неторопли­вости процесса консультирования;

• поддержание атмосферы доверия и состояния контакта с клиен­том в течение всего процесса консультирования, а не только на его начальных этапах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.