Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникация. 1. Методологические основы психологического консультирования пред­ставляют собой те теоретические основания и программы






 

1. Методологические основы психологического консультирования пред­ставляют собой те теоретические основания и программы, кото­рые обеспечивают консультанту теоретическую и практическую опору в процессе консультирования.

В понятие методологических основ психологического консультирования входят:

· механизмы, обеспечивающие достижение целей психологического консультирования;

· теоретические принципы в определении сущности и природы личности.

2. Механизмы психологического консультирования определяются как продуктивные процессы, обеспечивающие достижение целей консультирования.

Выделяются 4 основных механизма, каждый из которых является основополагающим в различных психологиче­ских подходах:

* осознание;

* спонтанность проявлений;

* переживание;

* коммуникация.

3. Осознание определяется как достижение клиентом глубокого понимания самого себя и своей психической жизни, а именно ее интрапсихического уровня:

· ранее неосознаваемых конфликтов и переживаний;

· особенностей мотивации и паттернов поведения;

· эмоционального реагирования;

· взаимоотношений с самим собой и окружающими.

Осознание как механизм обеспечивает становление у клиента адекватного (конгруэнтного) понимания " образа Я" за счет выведения в область сознания тех элементов, которые ранее кли­ентом не осознавались.

Заслуга выделения осознания в качестве продуктивного меха­низма терапии принадлежит 3. Фрейду — основателю психоди­намического направления в психотерапии, который впервые подчеркнул его терапевтическое значение и использовал осозна­ние в качестве одного из сильнейших терапевтических механизмов. Процесс осознания клиентом своих подавленных и вытесненных чувств, событий, конфликтов и т. п. имеет ряд характерных особенностей, которые используют практически все психологи­ческие направления, но в каждом из них эти особенности мо­гут описываться и толковаться по-своему.

Выделяются следую­щие характерные черты процесса осознания:

* инсайт, который означает внезапное, до этого момента не суще­ствующее в сознании клиента понимание им:

· причин проблемы;

· особенностей ситуации;

· своих внутренних конфликтов;

· природы своего поведения;

· скрытых мотивов;

· ролей, которые он играет, и того, какую функцию эти роли вы­полняют в его жизни, мешая или помогая нормально функцио­нировать;

* катарсис, определяемый как эмоциональное потрясение, пере­живаемое клиентом, сопровождающееся аффективной разряд­кой и возникающее в результате полученного им инсаита;

* сопротивление, препятствующее осознанию и, следовательно, изменениям личности клиента, продуцируемое самим клиен­том и не осознаваемое им. Подведение консультантом клиента к осознанию своего сопротивления является одним из факторов успешности психотерапевтической и консультативной работы.

4. Спонтанность означает умение быть свободным от стереотипов в поведении и мыслях и действовать творчески, каждый раз опираясь на себя и ситуацию и сбрасывая привычные роли, то есть спонтанность означает внутреннюю свободу человека. Тер­мин был введен Я. Морено — основателем психодрамы — одного из подходов в групповой психотерапии, цель которого — созда­ние для пациента всех необходимых условий, обеспечивающих спонтанное выражение чувств, связанных с наиболее важными для него проблемами.

Спонтанность как механизм психологичес, состоит в том, чтобы побудить человека:

• сбросить свои повседневные роли;

• избавиться от стереотипов;

• стать раскованным и творческим.

Обучение клиента спонтанности как способу существования и функционирования является также целью психотерапевтиче­ской работы.

5. Переживание рассматривается в психологическом консульти­ровании как принятие клиентом чего-либо не только и не столько через интеллект, сколько через эмоциональную сферу, в результате чего то, что переживает клиент (эмоция, проблема, осознание какой-либо своей части и т. п.), становится частью его самого, его внутренней феноменологии. Внутренняя феноменология — это все то, что вмешает в себя:

• весь опыт;

• все сферы его личности;

• паттерны (образцы) поведения;

• эмоции;

• чувства;

• телесная оболочка;

• внешнее окружение, которое присутствует в нем в виде образов.

Переживание непосредственно связано с механизмом осознания и не может происходить неосознанно. Переживание — это высшая степень осознания и принятия. Переживание является тотальным процессом, то есть захватывает ум, чувства, вообра­жение, телесные реакции человека. Термин " переживание" был выделен в 60-е гг. психологами гуманистического направления в психотерапии — К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом.

6. Коммуникация определяется как способ построения терапевти­ческих диалогов между клиентом и консультантом, то есть ка­ким образом происходит общение — через метафору, образы, символы, обсуждение ситуации, представлений клиента и т. п.).

Коммуникация может осуществляться как на вербальном, так и на невербальном уровнях общения".

· вербальный способ коммуникации включает в себя беседу, кото­рая служит основным способом осуществления консультатив­ного процесса;

невербальный способ коммуникации представляет собой внесловесное общение, в процессе которого консультантом и клиен­том используются внеречевые знаковые системы:

- мимика;

- жесты;

- голос;

- интонация;

- взгляд и т. п.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.