Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ итогов реализации программы творческих проектов






Альтернативная практика социально-педагогической работы проводимой в рамках предлагаемой программы творческих проект вскрыла потребность детей с различным уровнем физического, психического развития и общей культуры в серьёзном освоении ими ранее не известных сред. Конечно, при условии активного участия самих детей и подростке постоянной модификации организации детского жизненного пространства. Организация метода творческих проектов —это трудоёмкий организационно сложный процесс, требующий привлечения дополнительных кадров, выработки системы ведущих научных и педагогических и, решения целого комплекса материально-финансовых проблем. Однако, воспитательный эффект данного вида организации деятельности детей и подростков в условиях летней лагерной смены значительно превосходит «затраты», вложенные в его организацию.

 

Социальная значимость, востребованность и методическая основа деятельности Студенческого педагогического отряда круглогодичного действия «Бумеранг».

Руководитель студенческого педагогического отряда «Бумеранг» комитета Ставропольского края по делам молодежи

Краснояруженская Е.А.

Не секрет, что студенческие педагогические отряды представляют студентам необходимое поле деятельности, где можно проявить самостоятельность, они организуются на почве практически нужных задач, что обуславливает актуальность и востребованность объединения молодыми людьми. Здесь они спорят, думают, ищут решения проблем, выдвигают новые идеи, творчески самореализуются. Они примечательны и тем, что свободны, подвижны, находятся в тесном соприкосновении с жизнью.

Возрождение педагогического движения в Ставропольском крае, а с ним и увеличение количества педагогических отрядов в регионе свидетельствуют о том, что такие объединения жизненно необходимы, актуальны и востребованы.

Кроме того, достаточно близкие возрастные характеристики студентов по отношению к младшему поколению, и знание ими особенностей детской и подростковой субкультуры, позволяют будущим специалистам объективно излагать причины многих проблем и конфликтов, связанных с личностным ростом ребенка. Не стоит забывать и о том, что студент – это потенциальный или уже реально существующий лидер детского, молодежного или разновозрастного коллектива, созданного с целью организации интересного развивающего досуга за счет включения ребят в социально-полезную и значимую деятельность.

В 2004 году на базе Школы отрядного вожатого при содействии краевой общественной организации «Союз молодежи Ставрополья» с целью общественного воспитания и содействия личностному развитию молодежи края, был создан первый круглогодичный студенческий педагогический отряд «Бумеранг», что явилось важнейшим моментом в деле возрождения и развития педагогического движения в регионе. Активно включившись в социально-значимую деятельность, отряд в небольшие сроки организовал в городе и крае работу в таких направлениях как: работа на базе детских образовательно-оздоровительных лагерей, которая предусматривает организацию отдыха детей и подростков в каникулярный период; работа с трудными детьми, детьми-сиротами, которая предполагает взаимодействие и сотрудничество с детскими домами и приютами; работа Школы вожатского мастерства по обучению участников педагогического отряда.

С целью обеспечения успешности педагогической деятельности вожатого в загородном оздоровительном лагере, в СПО «Бумеранг» разработана система подготовки вожатых. Она включает: лекционно-практические занятия, самостоятельную работу студентов и инструктивно-методический сбор.

Теоретическая подготовка предполагает:

Ø ознакомление студентов с научно-методическими основами организации летнего отдыха школьников;

Ø изучение современных методик и технологий организации жизнедеятельности временного детского объединения;

Ø рассмотрение компонентов психолого-педагогического сопровождения временного детского объединения (отряда).

Результатом практической подготовки вожатых является:

Ø умение планировать жизнедеятельность отряда школьников разного возраста;

Ø владение методами и методиками организации воспитанников в организационный, основной и заключительный периоды смены;

Ø развитие организаторских и коммуникативных способностей будущих вожатых.

Основными формами обучения и повышения вожатского мастерства являются:

Ø лекционно-практические занятия;

Ø инструктивно-методический сбор;

Ø методические консультации;

Ø участие СПО «Бумеранг» в слетах, выставках, фестивалях студенческих педагогических отрядов;

Ø стажировка вожатых в центрах детского отдыха федерального и регионального значения.

Программа подготовки студентов к выполнению функций вожатого состоит из трех взаимосвязанных компонентов: теоретико-практического; учебно-технологического; учебно-методического.

Теоретико-практический блок. Теоретическая подготовка представляет собой аудиторные лекционно-практические занятия, которые знакомят студентов с понятиями: «летний отдых», «досуг ребенка», нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность оздоровительно-образовательного учреждения и вожатого, социальным и возрастным портретом современных детей и подростков и особенностями работы с ними.

Раздел «Организация жизнедеятельности временного детского объединения в условиях оздоровительного лагеря» раскрывает специфику программ воспитательной работы в лагере, основные методы, приемы и формы работы с детским объединением на организационном, основном и заключительном периодах смены, знакомит студентов с методикой планирования деятельности.

Результатом теоретической подготовки выступает: знание студентами структуры смены в лагере, основных приемов организации досуговой деятельности детей и подростков, владение процедурой планирования жизнедеятельности отряда на смену, умение целенаправленно работать с методической литературой (подбирать игры, конкурсные задания, вопросы для викторины и т.п.).

Практическая подготовка представляет собой инструктивно-методический сбор на базе детского загородного оздоровительного лагеря. Учеба вожатых, участников инструктивно-методического сбора, проводится в виде сюжетно-ролевой игры, в которой студенты включаются в массовые творческие дела, работают в мастер-классах (игровой, песенный, коммуникативный, оформительский и др.), организуют жизнедеятельность своего отряда. Массовыми творческими делами обычно бывают: торжественное открытие и закрытие сбора смотр утренней зарядки, изготовление отрядного уголка, вожатский концерт, творческие конкурсы и т.д. Результатом практического этапа обучения являются: знание методики организации разнообразных досуговых дел, умение организовывать различные формы работы с детьми и подростками, пополнение педагогической копилки вожатого интересными сценариями, разработка конкретных дел.

Учебно-технологический блок подготовки предполагает некоторый опыт практической деятельности студентов в роли вожатого временного детского объединения. Формой работы со студентами являются лекционно-практические занятия, раскрывающие методику и технологию психолого-педагогического сопровождения смены.

Учебно-методический блок подготовки рассчитан на студентов, которые стремятся повысить свою вожатскую квалификацию, расширить свои умения для выполнения функций старшего вожатого детского оздоровительного лагеря. Для них организуются специальные (индивидуальные или групповые) методические консультации по программному обеспечению жизнедеятельности смены в загородном оздоровительном лагере с учетом его специфики (лесной, морской, профильный лагерь и др.).

Таким образом, формирование педагогической компетентности будущего вожатого, являющейся основой деятельности в учреждениях оздоровительно-образовательной направленности, реализуется путем системного освоения студентами всеми главными компонентами педагогического знания и формирования педагогических умений.

За период обучения у вожатого уже формируется свой методический багаж, в котором собраны игры, песни, сказки, тренинги, легенды и т.д.

Исходя из опыта работы, вожатые студенческого педагогического отряда «Бумеранг» предлагают небольшой блок материалов по различным видам досуговой деятельности детей и подростков, малым и большим формам работы с детским коллективом: игры на знакомство, творческие развлекательные программы, сюжетно-ролевые игры, короткие ценные практические советы.

Наша маленькая методическая копилка призвана помочь вожатому найти общий язык со своим отрядом, т.к. став вожатым, вы столкнетесь с совершенно новой жизнью, которая идет по своим законам, вы увидите детский летний лагерь не глазами ребенка, а глазами взрослого, организатора, творца, если хотите, и одновременно глазами человека, ответственного за жизнь и здоровье детей.

Успех в работе вожатого зависит только от него самого. У хорошего, заводного вожатого, у которого всегда есть " в кармане" игры и веселые розыгрыши, который внимательно следит за ребятами, старается их понять, не бывает " плохого отряда" или " плохих детей".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.