Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности макроэкономической модели развития Великобритании






Глава 12. МЕНЕДЖМЕНТ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

 

Общая характеристика страны

 

Территория Великобритании — 244 тыс. км2, население — 60, 4 млн человек (2007 г.). Большая часть жителей страны, четыре пятых, проживают в городах, которые занимают 11% территории страны. В мировой экономике Великобрита­ния по совокупному объему производимого ВВП занимает шестое место. По па­ритету покупательной способности величина ее ВВП в 2006 г. составила прибли­зительно $2, 1 трлн.

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (так звучит полное название страны) — конституционная монархия, номинальной главой ко­торой с 1952 г. является королева Елизавета П. Великобритания возглавляет и объединение бывших колоний и доминионов Британской империи — Содруже­ство наций (Commonweals of Nations), в которое на сегодняшний день входит 50 стран, включая Канаду, Индию, Новую Зеландию, Малайзию, Сингапур, ЮАР.

Наиболее важными полезными ископаемыми, которыми располагает Велико­британия, являются нефть и газ, добываемые на континентальном шельфе в Се­верном море. Кроме того, Великобритания располагает определенными запасами угля и известняка. Таким образом, у страны есть собственные энергоресурсы, но прочими полезными ископаемыми она наделена недостаточно, их приходится импортировать. Земельные ресурсы страны, площади суши, пригодные для веде­ния сельского хозяйства, составляют 77% территории Великобритании.

Великобритания имеет выгодное географическое положение, которое с давних времен делало страну великой морской державой. Над Великобританией прохо­дят и международные воздушные коридоры, соединяющие Европу и Северную Америку. Весьма значительны и трудовые ресурсы страны, объединяющие не только квалифицированных рабочих, но и видных мыслителей и ученых. Велико­британия — это родина капиталистического способа производства. Страна и в на­стоящее время продолжает поддерживать классические традиции капитализма, развивая свою экономику на принципах свободного предпринимательства. Экономика государства основана на частном предпринимательстве, доля частного сектора в общем объеме выпуска страны превышает 80%. Частный сектор обеспе­чивает свыше 3/4 всей занятости в стране. Политика правительства Великобри­тании гарантирует самые благоприятные условия для развития предпринима­тельства.

 

Особенности макроэкономической модели развития Великобритании

Главной отличительной особенностью макроэкономических особенностей разви­тия Великобритании является то, что страна развивается не на основе принципов социального рыночного хозяйства, как Германия или Франция, а использует нео­либеральную, англосаксонскую модель развития. Поэтому модель британской экономики наиболее близка к США и очень сильно отличается от континенталь­ных европейских стран.

Основы современной неолиберальной модели развития английской экономи­ки были заложены в 1979 г., когда в стране была осуществлена политика «тэтчеризма», названная так по имени знаменитой «железной леди» Маргарет Тэтчер лидера британских консерваторов и премьер-министра страны в 1979-1990 гг «Тэтчеризм» в Великобритании точно так же, как и «рейганомика» в США, пред­полагал неоконсервативные реформы в экономике, направленные на снижение активной роли государства в экономике. Причем «тэтчеризм» начал осуществ­ляться раньше «рейганомики», что было связано с более ранней победой на выбо­рах консерваторов в Великобритании, чем в США. Тем не менее на М. Тэтчер и ее будущую команду реформаторов решающее значение при выборе нового курса страны оказали американские профессора, пропагандировавшие идеи неолибе­рализма.

Экономическая политика правительства Великобритании в период нахожде­ния у власти консерваторов включала в себя ряд программ.

Поддержка рыночного механизма и предпринимательства, эффективности и гибкости экономической системы, которая осуществлялась через:

политику приватизации (с 1979 по 1994 г., когда у власти находились кон­серваторы, программа приватизации принесла в государственный бюджет $134 млрд, были проданы такие гиганты английской экономики, как British Telecom, British Coal и многие другие);

дерегулирование (издержки и административные расходы государства на ре­гулирование экономики были существенно при этом уменьшены);

налоговые реформы (налоговое бремя на физических и юридических лиц было значительно снижено: базовая ставка индивидуального подоходного налога стала равняться 25%, а налог на прибыль корпораций снизился до 30%).

Снижение расходов правительства с 47, 5% ВВП в 1982 г. до 41, 6% в 1996 г. (в 2003 г. доля государственных расходов в ВВП соответствовала 42, 2%), при этом государственный сектор производит в настоящее время около 8% ВВП. Для сниже­ния расходов были проведены реформы в социальной сфере, по сути дела приведшие к отказу от принципов прежней системы, напоминавшей социальное рыночное хо­зяйство континентальных европейских стран. Однако при этом стимул к трудовой Деятельности у населения был значительно повышен, а с иждивенческими настро­ениями в обществе было практически покончено.

Монетарная политика. Для борьбы с инфляцией, которая к моменту прихода М. Тэтчер к власти составляла более 13%, проводилась кредитно-денежная поли­тика по классическим канонам монетаризма. Контролировалось количество де­нег в обращении, а важнейшим инструментом монетарной политики стали краткосрочные процентные ставки. За счет их достаточно высокого уровня в период всей деятельности консерваторов Великобритании удалось привлечь значитель­ное количество иностранного капитала и сохранить большую часть национально­го капитала.

В целом «тэтчеризм» осуществлялся в соответствии с концепцией экономики предложения, предполагавшей отход от кейнсианской идеи приоритета спроса в пользу поддержки предложения. Экономика предложения включала в себя:

• отмену прямого государственного контроля;

• стимулирование конкуренции на внутреннем рынке;

• минимальное государственное регулирование, переход к косвенным меха­низмам макроэкономического контроля правительства над ситуацией в эко­номике;

• селективную поддержку ряда сфер, в которых рыночные механизмы оказыва­ются неэффективными, но которые жизненно необходимы для всего националь­ного хозяйства (атомная энергетика, некоторые виды транспорта и т. п.);

• приватизацию, активизацию роли частного сектора в экономике.

В результате государство избавилось от прежних неэффективных и убыточ­ных предприятий, которые стали высокодоходными в руках частного сектора, оста­вив себе либо эффективные государственные предприятия, либо жизненно важ­ные сферы экономической активности. Новая роль государства — это косвенное регулирование экономики через монетарную и фискальную политику, обеспе­чение экономического роста при низком уровне инфляции и здоровых государ­ственных финансах. Кстати, то, что Великобритания проводит свою собственную политику борьбы с инфляцией, используя неоконсерватизм, стало причиной вы­бытия фунта стерлингов в 1992 г. из европейского механизма валютных курсов.

Примером успешного функционирования прежде убыточных государственных компаний в руках частного сектора может служить авиакомпания British Airways. Убыточная государственная авиакомпания смогла уже через два года стать рен­табельной и войти в десятку крупнейших авиакомпаний мира, перейдя в резуль­тате приватизации под частное управление и контроль. Сейчас British Airways — одна из крупнейших авиакомпаний мира, она возглавляет мощный авиаальянс Oneworld, под ее контролем находится множество английских региональных и ино­странных авиакомпаний.

Консерваторам и их лидеру М. Тэтчер удалось добиться значительных успехов именно в изменении философии бизнеса в стране. Через приватизацию и усиле­ние роли сферы услуг, в которой создавались рабочие места для высвобож­давшейся в промышленном секторе рабочей силы, Великобритания получила высокоэффективную структуру современной смешанной экономики. Новая кор­поративная культура Великобритании предполагает лидерство частного бизнеса, отсутствие преград для его развития со стороны государства. В стране создан благоприятный экономический климат, замечательные условия для инвестиро­вания.

Отличие английской модели экономики от немецкой или французской модели социального рыночного хозяйства, менее активная роль государства и свобода частного предпринимательства являются следствием радикальных экономиче­ских реформ М. Тэтчер. Хотя английские неоконсервативные реформы не обо­шлись без социальных конфликтов, самое главное, что удалось сделать М. Тэт­чер, это разрушить социально-экономические основы коллективистских традиций британцев, стимулировать свободный рынок и личную ответственность предпри­нимателей и работников. Кстати, «железная леди» получила свое символическое прозвище именно за бескомпромиссность в борьбе за либеральные принципы, за решительную позицию по отношению к необходимости сокращения социальных программ.

Несмотря на первоначальный успех неоконсервативных программ реформи­рования британской экономики, в конце 1980-х гг. популярности у консервато­ров несколько поубавилось. В немалой степени этому способствовало не только активное наступление правительства на систему социальных гарантий британ­цев, но и ситуация в экономике. В 1987 г. произошел кризис на фондовом рынке страны, что вызвало новую волну инфляции и значительное повышение уровня процентных ставок, ограничившее доступ населения и предпринимателей к кре­дитным ресурсам.

В 1990 г. М. Тэтчер сменил ее последователь Джон Мейджер, действовавший также в соответствии с принципами неоконсерватизма. С точки зрения процесса европейской экономической интеграции политика правительства консерваторов отличалась особой ролью Великобритании в ЕЭС и ЕС. Тэтчер и Мейджер стре­мились противопоставить британскую модель экономики традиционному соци­альному рыночному хозяйству большинства стран — членов ЕЭС/ЕС, в связи с чем между Великобританией и континентальными европейскими странами возника­ли частые разногласия по вопросам единой европейской экономической политики. Строительство единого европейского дома также объективно заставляло скорректировать консервативный курс развития Великобритании.

Окончательное поражение консерваторы понесли в 1997 г., когда население, устав от засилья консерваторов во власти, оказало поддержку партии лейбори­стов, надеясь на возвращение к социальной ориентации в макроэкономической политике правительства и рост доходов за счет перераспределительной роли го­сударства. Однако тогдашний премьер-министр страны Э. Блейер не стал менять прежний экономический курс М. Тэтчер и Д. Мейджера. Такие позиции Блейера и партии лейбористов объяснялись в первую очередь тем, что британская модель смешанной экономики оказалась более эффективной по сравнению с большин­ством европейских стран. Эту модель отличают минимум государственного вме­шательства в экономику и максимум частной инициативы. Великобритания идет в ногу с научно-техническим прогрессом, перестройка отраслевой структуры ее экономики вывела на первый план отрасли высоких технологий, в которых созда­ется значительное количество высокооплачиваемых мест. Темпы роста экономи­ки составляли в конце XX в. порядка 2, 5-3, 5%, уровень безработицы примерно вдвое ниже, чем в Германии или Франции.

Из-за того, что экономика Великобритании находится в лучшем структурном положении, чем национальное хозяйство Франции и Германии, план Э. Блейера предполагает противостояние Великобритании политике двух вышеназванных стран, которые будут стараться использовать для укрепления своих позиций европейский валютный союз и единую валюту евро. Великобритания продолжает занимать свою принципиальную позицию в ЕС прежде всего потому, что интеграция при гегемонии Германии и Франции с их социально-рыночным хозяйством будет означать для Великобритании отход от прежних принципов либерализма экономике. В противном случае Великобритании придется действовать точно так же, как и большинству стран ЕС: увеличивать налоги и уровень государственного регулирования экономики. Поэтому не случайно, что, хотя сам Блейер в отличие от своих предшественников не имел ничего против европейской интеграции, Великобритания не вошла в европейский экономический и валютный союз и не стала вводить евро с января 1999 г.

Британская модель экономики благодаря усилиям консерваторов и сохранению прежних достижений лейбористами является потенциально более сильной и конкурентоспособной, чем немецкая и французская социально-рыночные модели. В этой связи Великобритания не случайно активно борется с Германией и Францией за европейское экономическое лидерство. Современная макроэконо­мическая ситуация в Великобритании имеет следующие основные особенности:

Относительно низкий уровень безработицы (5% в 2004 г.). Великобрита­ния демонстрирует высокоэффективную модель рынка труда с довольно низ­ким уровнем государственного регулирования на этом рынке, что обеспечи­вает неплохие показатели занятости. Британский рынок труда отличают значительное число рабочих мест, создаваемых в частном секторе; низкие индивидуальные подоходные налоги, стимулирующие занятость; ликвида­ция препятствий в мобильности рабочей силы. Для повышения мобильно­сти рабочей силы были внесены изменения в пенсионную систему страны, согласно которым теряет былую значимость непрерывный трудовой стаж, а люди, часто меняющие работу, не лишаются пенсии. Для облегчения пере­мены места жительства в связи со сменой работы была проведена и реформа на рынке жилья. В июне 1999 г. Э. Блейер провозгласил манифест, поддер­живающий гибкий рынок труда и отмену государственных ассигнований на его субсидирование, что должно стимулировать создание рабочих мест в част­ном секторе экономики, а также заставить британцев более активно предла­гать свои услуги на рынке труда. Реформа «государства благоденствия», по Блейеру, предполагала также создание рабочих мест для молодежи, для чего правительство предполагает потратить около $6 млрд.

Благоприятная налоговая политика. Налоговый климат Великобритании является одним из самых благоприятных в Западной Европе: низкий уро­вень индивидуальных подоходных и корпоративных налогов, налоговые льготы для инвесторов. Правительство Блейера даже предполагало пойти еще дальше своих консервативных предшественников в сфере снижения на­логов: минимальная ставка индивидуального подоходного налога должна была быть сокращена до 10%, однако этого не произошло.

Благоприятный инвестиционный климат. Хорошую инвестиционную обста­новку в стране обеспечивает не только ее благоприятный налоговый климат, но и достаточно низкие в сравнении с предыдущим периодом процентные ставки (около 5%), а также общее благоприятное состояние экономики стра­ны и высокий уровень конкуренции на внутреннем рынке. Государство создало неплохие условия для привлечения в экономику иностранного капитала, особенно в сферу высоких технологий. В стране, в частности, ведут активную деятельность такие мировые ТНК — лидеры НТП, как Motorola, Nokia, Epson, Ford, BMW, Samsung и многие другие (в Великобритании действует свыше 13 тыс. иностранных компаний). До трети всех иностранных инвестиций в ЕС направляется в Великобританию, в том числе около 40% американских капи­таловложений — в экономику Евросоюза. Особенно ощутимы иностран­ные инвестиции в производстве компьютеров и в автомобилестроении. Все вышеназванное гарантирует Великобритании стабильные темпы экономи­ческого роста, сильную национальную валюту. Великобритания среди дру­гих развитых стран мира отличается и высокими темпами роста произво­дительности труда, которые в 1980-1990-е гг. составили в среднем порядка 5% в год, а ныне снизились до 2% (2003 г.), что все равно неплохо.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.