Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О каком состоянии бытия человек помнит, оставляя тело, о сын Кунти, того состояния он безусловно достигнет в следующей жизни.






КОММЕНТАРИЙ: Здесь говорится о смене состояния бытия, которая происходит в момент смерти. Человек, который оставляя в конце жизни тело, думает о Кришне, достигает трансцендентной природы /обители/ Верховного Господа, но не следует думать, будто того же состояния достигает тот, кто в момент смерти думает не о Кришне, а о чем-то другом. Этот вопрос мы должны изучить /рассмотреть/ особенно внимательно. Как умереть в надлежащем состоянии сознания /ума/? Махараджа Бхарата, который несомненно был великой личностью, умирая, думал об олененке, и в следующей жизни получил тело оленя. Несмотря на то, что, став оленем, он помнил обо всем, что делал в предыдущей жизни, он был вынужден оставаться в теле животного. Безусловно, те мысли, которые возникают в уме человека в течение жизни, накапливаясь, определяют характер его мыслей в момент смерти; таким образом уже в этой жизни мы творим свою будущую жизнь. Тот, кто проживает жизнь в гуне благости, постоянно думая о Кришне, будет помнить о нем и в свой смертный час. Это поможет ему достичь трансцендентной природы Кришны. Если человек поглощен трансцендентным служением Кришне, его следующее тело будет трансцендентным (духовным), а не материальным. Поэтому для того, чтобы изменить состояние своего бытия в конце жизни, лучше всего повторять Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

 

ТЕКСТ 7

тасмат сарвешу калешумам анусмара йудхйа ча

майй арпита-мано-буддхирмам эваишйасй асамшайах

тасмат-поэтому; сарвешу-во все; калешу-времена; мам-Меня; анусмарапродолжай помнить; йудхйа-сражайся; ча-также; майи-Мне; арпитапредавшись; манах-умом; буддхих-разумом; мам-ко Мне; эва-непременно; эшйаси-ты вернешься; асамшайах-без сомнения.

Поэтому, Арджуна, ты должен всегда думать /помнить/ обо Мне в форме Кришны /как о Кришне; в облике, образе Кришны/ и вместе с тем сражаться, исполняя свой долг. Посвящая Мне все свои действия и держа ум и разум сосредоточенными на Мне, ты без сомнения придешь ко Мне /достигнешь Меня; вернешься в Мою обитель/.

КОММЕНТАРИЙ: Это наставление, которое Кришна дал Арджуне, имеет огромное значение для всех людей, занятых материальной деятельностью. Господь не говорит о том, что человек должен отказаться от выполнения своих обязанностей или от деятельности, которой он занимается. Продолжая выполнять их, он в то же время должен помнить о Кришне, повторяя Харе Кришна. Это поможет ему очиститься от материальной скверны и занять ум и разум деятельностью, связанной с Кришной. Тот, кто повторяет имена Кришны, непременно достигнет Его высшей планеты, Кришналоки.

 

ТЕКСТ 8

абхйаса-йога-йуктеначетаса нанйа-гамина

парамам пурушам дивйамйати партханучинтайан

абхйаса-йога-практикуя; йуктена-занимаясь медитацией; четаса-ум и разум; на анйа-гамина-не отклоняясь; парамам-Всевышнего; пурушам-Личность Бога; дивйам-трансцендентную; йати-достигнет; партха-о сын Притхи; анучинтайан-постоянно думая о.

Тот, кто медитирует на Меня как на Верховную Личность Бога, чей ум постоянно занят мыслями обо Мне, кто никогда не сходит с пути преданного служения, о Партха, непременно вернется ко Мне.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе Господь Кришна говорит о том, как важно всегда помнить о Нем. Чтобы помнить о Кришне, необходимо повторять маха-мантру Харе Кришна. Повторяя и слушая звуки имени Верховного Господа, мы занимаем свои уши, язык и ум в служении Ему. Эта трансцендентная медитация, которую совсем нетрудно выполнять, поможет нам достичь Верховного Господа. Пурушам значит наслаждающийся. Хотя живые существа являются пограничной энергией Верховного Господа, они осквернены соприкосновением с материальной энергией. Он считают себя наслаждающимися, но их нельзя назвать верховными наслаждающимися. Здесь ясно сказано, что Верховным наслаждающимся является Верховная Личность Бога в Его различных проявлениях /формах/ и экспансиях, таких как Нараяна, Васудева и т.д.

Повторяя Харе Кришна, преданный сможет все время думать /будет все время помнить/ об объекте поклонения, каким является для него Верховный Господь в одной из Его форм: Нараяны, Кришны, Рамы и т.д. Постоянно повторяя святое имя, он очиститься от материальной скверны и в конце жизни перенесется в царство Бога. Йоги медитируют на Сверхдушу, находящуюся у них в сердце; точно также, повторяя Харе Кришна, преданный всегда держит ум сосредоточенным на Верховном Господе. Ум очень беспокоен и неустойчив, поэтому его необходимо заставить думать о Кришне. Ведические писания часто приводят в пример гусеницу, которая все время думает о том, чтобы стать бабочкой и превращается в бабочку в этой же жизни. Точно также, если мы будем постоянно думать о Кришне, то в конце жизни получим такое же тело, каким обладает Кришна.

 

ТЕКСТ 9

кавим пуранам анушаситарам

анор анийамсам анусмаред йах

сарвасйа дхатарам ачинтйа-рупам

адитйа-варнам тамасах парастат

кавим-того, кто знает все; пуранам-старейшего; анушаситарам-властелина; анох-чем атом; анийамсам-меньше; анусмарет-всегда думать о; йах-того, кто; сарвасйа-всего сущего; дхатарам-хранитель; ачинтйа-непостижимый; рупамчья форма; адитйа-варнам-сияющая, словно солнце; тамасах-тьмы; парастатза пределами.

Преданный должен медитировать на Верховного Господа как на всеведущего, старейшего Властелина, который меньше мельчайшего; как на того, кто поддерживает все сущее и недоступен восрпиятию материальных чувств, кто является непостижимым и всегда остается личностью. Он сияет, словно солнце и, будучи трансцендентным, находится за пределами материальной природы /возвышается над материальной природой/.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе описан процесс медитации на Всевышнего. Самое главное заключается в том, что Верховный Господь не безличен и не является пустотой. Человек не может медитировать на что-то безличное или на пустоту. Это очень трудно. Однако процесс медитации на Кришну не представляет никаких трудностей, и он по сути дела изложен в этом стихе. Прежде всего, Господь это пуруша, личность, и мы должны/будем думать о Раме и о Кришне как о личностях. Но о ком бы вы ни думали, о Раме или о Кришне, к Ним обоим можно отнести все, что сказано в этом стихе «Бхагавад-гиты». Господа называют кави: Ему известно прошлое, настоящее и будущее, поэтому Он знает все. Господь-старейшая личность, поскольку Он является источником всего сущего; все исходит от Него. Кроме того, Он-верховный повелитель вселенной, хранитель и наставник /духовный учитель/ всего человечества. Он меньше мельчайшего. Размеры живого существа составляют одну десятитысячную кончика волоса, но Господь так непостижимо мал, что входит в сердце этой мельчайшей частицы. Поэтому говорится, что Он меньше мельчайшего. Будучи Всевышним Господом, Он может войти в атом, а также в сердце мельчайшего живого существа и в форме Сверхдуши контролировать все его действия. Принимая столь ничтожные размеры, Он остается вездесущим хранителем мироздания. Это Он поддерживает все планетные системы. Мы часто изумляемся тому, как эти огромные планеты держатся в воздухе. Здесь сказано, что с помощью Своей непостижимой энергии Верховный Господь поддерживает все эти огромные планеты и галактики. В связи с этим большое значение имеет употребленное здесь слово ачинтйа («непостижимый»). Мы не в силах представить себе и охватить умом энергию Бога, поэтому ее называют непостижимой (ачинтйа). Кто станет спорить с этим? Пронизывая Собой весь материальный мир, Господь тем не менее находится за его пределами. Мы не можем понять как устроен и действует даже этот материальный мир, который столь незначителен по сравнению с духовным миром-так как же нам постичь то, что лежит за пределами материального мира? Ачинтйа это то, что находится за пределами материального мира, то, во что невозможно проникнуть, опираясь на аргументы, логику и проводя философские изыскания, то, что является непостижимым. Поэтому люди, обладающие разумом, должны, избегая бессмысленных дискуссий и споров, признать авторитет таких священных писаний, как Веды, «Бхагавад-гита», «Шримад-Бхагаватам», и следовать изложенным в них принципам. Тогда они смогут обрести истинное знание.

 

ТЕКСТ 10

прайана-кале манасачалена

бхактйа йукто йога-балена чаива

бхрувор мадхйе пранам авешйа самйак

са там парам пурушам упаити дивйам

прайана-кале-в момент смерти; манаса-опираясь на ум; ачалена-не отклоняясь; бхактйа-с любовью и преданностью; йуктах-занимается; йога-балена-силой мистической йоги; ча-также; эва-безусловно; бхрувох-двух бровей; мадхйемежду; пранам-жизненный воздух; авешйа-сосредоточив; самйак-полностью; сах-он; там-это; парам-трансцендентной; пурушам-Личности Бога; упаитидостигает; дивйам-духовного царства.

Тот, кто в момент смерти сосредотачивает жизненный воздух в межбровье и опираясь на ум, окрепший в занятиях йогой, с любовью и преданностью думает о Верховном Господе, непременно достигнет Верховной Личности Бога.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь ясно сказано, что в момент смерти человек должен с любовью и преданностью думать о Верховном Господе, сосредоточив на Нем свой ум. Тем, кто занимается йогой, рекомендуют сосредоточить жизненный воздух в межбровье (в области агья-чакры). В данном стихе Господь говорит о системе шатчакра-йоги, которая предусматривает медитацию на шесть чакр. Чистый преданный не занимается этим видом йоги, так как он всегда находится в сознании Кришны и в момент смерти помнит о Верховном Господе по Его милости. Об этом говорится в четырнадцатом стихе.

Особого внимания заслуживает употребленное в этом стихе слово йога-балена, так как, не занимаясь йогой-шат-чакра-йогой или бхакти-йогой, человек не сможет подняться на трансцендентный уровень в момент смерти. Он не сможет вдруг вспомнить о Верховном Господе; для этого необходимо заниматься тем или иным видом йоги, в особенности бхакти-йогой. Поскольку в момент смерти ум приходит в состояние сильного беспокойства, человек должен достичь трансцендентного уровня, посвятив свою жизнь занятиям йогой.

 

ТЕКСТ 11

йад акшарам веда-видо ваданти

вишанти йад йатайо вита-рагах

йад иччханто брахмачарйам чаранти

тат те падам санграхена правакшйе

йат-тот, который; акшарам-слог ом; веда-видах-те, кто изучил Веды; ваданти-говорят; вишанти-входят; йат-в который; йатайах-великие мудрецы; вита-рагах-живущие в отречении; йат-тот, которого; иччхантахжелая; брахмачарйам-в воздержании; чаранти-жить; тат-об этом; те-тебе; падам-положении; санграхена-вкратце; правакшйе-я расскажу.

Великие мудрецы, изучившие Веды и произносящие омкара, живут в отречении и поднимаются на уровень Брахмана. Чтобы достичь такого совершенства, необходимо жить в воздержании от половой жизни. Сейчас я вкратце расскажу тебе о методе, который поможет тебе освободиться из материального плена /о пути, который приведет тебя к освобождению из материального плена/.

КОММЕНТАРИЙ: Господь Шри Кришна рекомендовал Арджуне шат-чакра-йогу, занимаясь которой, йог направляет поток жизненного воздуха в межбровье. Допуская, что Арджуна может и не знать о методе шат-чакра-йоги, Господь собирается рассказать о нем в нескольких последующих стихах. Господь говорит, что хотя Брахман один, Он существует во множестве проявлений и форм. Имперсоналисты, например, отождествляют Брахмана в ашкарой, или омкарой. В этом стихе Кришна рассказывает /ведет речь/ о безличном Брахмане, которого достигают мудрецы, живущие в отречении.

В ведической системе образования учеников с самого начала учат произносить слог ом; живя в доме духовного учителя и соблюдая целибат, они овладевают знанием о высшем безличном Брахмане. Таким образом они постигают два аспекта Брахмана. Этот метод имеет огромное значение для духовного развития ученика, но в настоящее время оставаться брахмачари (неженатым человеком, соблюдающим целибат) практически невозможно. Социальная структура современного общества настолько трансформировалась, что молодой человек не может оставаться брахмачарием с самого начала своего ученичества /обучения/. В мире так много разного рода учебных заведений, но нет ни одного, где бы учили принципам брахмачарйи. Тому, кто не соблюдает целибат, очень трудно продвигаться в духовной жизни. Поэтому Господь Чайтанья провозгласил, что в соответствии с предписаниями шастр, в век Кали действенен лишь один метод постижения Всевышнего: повторение святых имен Господа Кришны-Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

 

ТЕКСТ 12

сарва-дварани самйамйамано хриди нирудхйа ча

муридхнй адхайатманах пранамастхито йога-дхаранам

сарва-дварани-все врата города-тела; самйамйа-контролируя; манах-ум; хриди-в сердце; нирудхйа-сосредоточив; ча-также; муридхни-на голове; адхайасосредоточив; атманах-души; пранам-жизненный воздух; астхитах-находясь в; йога-дхаранам-состоянии йогического транса.

Йог должен прекратить всякую чувственную деятельность. Закрыв врата чувств и сосредоточив ум на Сверхдуше в сердце, а жизненный воздух-в верхней части головы, он погружается в состояние транса.

КОММЕНТАРИЙ: Чтобы заниматься йогой, следуя изложенному здесь методу, необходимо прежде всего закрыть доступ к чувственным удовольствиям. Это стадия пратьяхары, на которой йог должен отвести свои чувства от объектов чувств. Познающие органы чувств -глаза, уши, нос, язык и орган осязания -необходимо держать под полным контролем, и им не следует позволять заниматься удовлетворением самих себя. Таким образом йог сможет сосредоточить свой ум на Свехдуше, находящейся в сердце, и поднять /переместить/ поток/и/ жизненного воздуха в верхнюю часть головы. Этот метод йоги был подробно описан в шестой главе. Но как уже говорилось заниматься этой йогой в нынешний век просто /практически/ невозможно. Самым лучшим методом духовного самоосознания является метод сознания Кришны. Если человек сможет держать свой ум постоянно сосредоточенным на Кришне в преданном служении, ему будет совсем нетрудно все время находится в состоянии транса, или самадхи.

 

ТЕКСТ 13

ом итй экакшарам брахмавйахаран мам анусмаран

йах прайати тйаджан дехамса йати парамам гатим

ом-сочетание букв /слог/ ом (омкара); ити-таким образом; эка-акшарам-один /единственный/ слог; брахма-абсолютный; вйахаран-произнося; мам-обо Мне (Кришне); анусмаран-помня; йах-тот, кто; прайати-уходит; тйаджан-оставляя; дехам-это тело; сах-он; йати-достигает; парамам-высшей; гатим-обители /цели/.

Если тот, кто занимается этой йогой и произносит священный слог ом, состоящий из трансцендентных звуков, оставляя тело, будет помнить о Верховной Личности Бога, он непременно достигнет духовных планет.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь ясно сказано, что ом, Брахман и Господь Кришна неотличны друг от друга. Безличным звуковым символом Кришны является слог ом, который однако содержится в мантре /входит в мантру/ Харе Кришна. В писаниях сказано однозначно, что повторение Харе Кришна мантры является методом духовного самоосознания для современной эпохи. Тот, кто, оставляя в конце жизни тело, произносит Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, достигает духовных планет, в соответствии с избранным им методом духовного самоосознания. Преданный Кришны попадает на планету Кришны, Голоку Вриндавана. Персоналисты также отправляются на многочисленные планеты Ваикунтхи, рассыпанные в духовном небе, тогда как имперсоналисты остаются в брахмаджьоти.

 

ТЕКСТ 14

ананйа-четах сататамйо мам смарати нитйашах

тасйахам сулабхах партханитйа-йуктасйа йогинах

ананйа-четах-с умом, сосредоточенным; сататам-всегда; йах-тот, кто; мамобо Мне (Кришне); смарати-помнит; нитйашах-постоянно; тасйа-ему; ахамМеня; су-лабхах-очень легко достичь; партха-о сын Притхи; нитйа-постоянно; йуктасйа-занятому; йогинах-преданному.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.