Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ум беспокоен, неистов, упрям и очень силен, о Кришна, и я думаю, что укратить его труднее, чем сдержать ветер /ураган/.






КОММЕНТАРИЙ: Ум настолько силен и упрям, что порой ре берет верх над разумом, хотя должен находится у него в подчинении. Человеку, живущему в миру, которому постоянно приходится преодолевать множество препятствий, несомненно, очень трудно держать ум под контролем. Он может установить искусственное равновесие ума по отношению к друзьям и врагам, но в конечном счете таким людям это не под силу, ибо обуздать ум труднее, чем сдержать ураган /ный ветер/. В Ведах («Катха Упанишад» 1.3.3-4) сказано:

атманам ратхинам виддхишарирам ратхам эва ча

буддхим ту саратхим виддхиманах праграхам эва ча

индрийани хайан ахурвишайамс тешу го-чаран

атмендрийа-мано-йуктамбхоктетй ахур манишинах

Индивидуальная душа едет /сидит/ на колеснице материального тела, которой правит возница-разум. Ум-это поводья /вожжи в руках возницы/, а чувства-кони. Взаимодействуя /общаясь/ с умом и чувствами живое существо то наслаждается, то страдает/. Так утверждают великие мудрецы». Разум должен руководить умом, но ум столь силен и упрям, что порою может даже взять над разумом верх /подчинить себе разум/, подобно тому как какое-нибудь инфекционное заболевание может оказаться сильнее самых эффективных лекарств. Обуздать ум можно только занимаясь йогой, но для Арджуны, который был светским человеком, этот метод оказался непосильным. Что же тогда говорить о современных людях? Арджуна использует здесь замечательное сравнение: Ни один человек не в силах остановить разбушевавшийся ветер. Еще труднее усмирить необузданный ум. Самый легкий метод, позволяющий контролировать ум, дал людям Господь Чайтанья, который велел им в состоянии полного смирения повторять Харе Кришна-мантру, великую песнь освобождения ума. Предписанный Им метод заключается в следующем: са ваи манах кришна-падаравиндайох. Человек должен думать только о Кришне, лишив свой ум возможности заниматься какой-либо другой деятельностью.

 

ТЕКСТ 35

шри-бхагаван увача

асамшайам маха-бахомано дурниграхам чалам

абхйасена ту каунтейаваирагйена ча грхйате

шри-бхагаван увача-Господь, Личность Бога, сказал; асамшайам-безусловно; маха-бахо-о сильнорукий; манах-ум; дурниграхам-трудно обуздать; чаламбеспокойный; абхйасена-занимаясь; ту-но; каунтейа-о сын Кунти; ваирагйена-через отречение; ча-также; грхйате-можно контролировать.

Господь Шри Кришна сказал: О сильнорукий сын Кунти, обуздать беспокойный ум, безусловно, чрезвычайно трудно, но вполне по силам тому, кто занимается соответствующей практикой, отказавшись от материальной деятельности.

КОММЕНТАРИЙ: Верховный Господь согласился с Арджуной в том, что усмирить упрямый ум чрезвычайно трудно. Вместе с тем Он сказал, что это можно сделать с помощью соответствующего метода и отказа от материальной деятельности. В чем же заключается этот метод? Люди нынешнего века не способны выполнять строгих правил и предписаний, живя в освященном месте, медитируя на Сверхдушу, ограничивая деятельность ума и чувств, соблюдая обет воздержания, оставаясь в уединении и т.д. Однако тот, кто следуют методу сознания Кришны, занимаются преданным служением Господу, которое складывается из девяти видов деятельности. Первым и самым главным из них является слушание повествований о Кришне. Это очень могущественный трансцендентный метод, позволяющий очистить ум от всякой материальной скверны. Чем больше человек слышит о Кришне, тем больше он получает знаний и тем быстрее отказывается от всего, что отвлекает его ум от Кришны. Не позволяя уму заниматься деятельностью, не связанной со служением Господу, преданный быстро овладевает наукой отречения, называемой ваирагья. Следуя принципу ваирагьи, человек отказывается от материальной деятельности и занимается ум духовной деятельностью. Духовного отречения, ко которому стремятся имперсоналисты, достичь гораздо труднее, чем занять ум деятельностью в сознании Кришны. Этот метод вполне осуществим /реален/, потому что когда человек слушает повествования о Кришне, в нем естественным образом развивается привязанность к Высшему Духу /духовному началу/. Такую привязанность называют парешанубхава, духовным удовлетворением. Оно подобно чувству удовлетворения, которое испытывает голодный человек, утоляя свой голод. С каждым кусочком съеденной пищи это удовлетворение возрастает и человек ощущает новый прилив сил. Точно также, занимаясь преданным служением Господу, человек испытывает трансцендентное удовлетворение и его ум постепенно отстраняется от объектов чувств. Этот процесс напоминает процесс выздоровления больного, который получает квалифицированную медицинскую помощь и соблюдает соответствующую диету. Слушание повествований о Господе Кришне-эффективное средство лечения пораженного болезнью ума, а вкушение пищи, предложенной Кришне-диета, необходимая страждущему пациенту. Таков процесс лечения с помощью метода сознания Кришны.

 

ТЕКСТ 36

асамйататмана йогодушпрапа ити ме матих

вашйатмана ту йататашакйо 'ваптум упайатах

асамйата-необузданный; атмана-ум; йогах-самоосознания; душпрапахтрудно достичь; ити-таково; ме-Мое; матих-мнение; вашйа-находящийся под контролем; атмана-ум; ту-но; йатата-стремясь; шакйах-на практике; аваптум-достичь; упайатах-соответствующими средствами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.