Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы прогнозирования






Метельская Е.А.

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Конспект лекций

Для студентов бакалавриата

по направлению «Менеджмент»

 

Краснодар 2014


ББК 65.291.231.1

УДК 334

М 54

 

Рецензенты:

Горбатовский А.И.

канд. экон. наук, профессор кафедры маркетинга

и управления предприятием КубГТУ

Романов А.А.

канд. экон. наук, профессор кафедры менеджмента,

маркетинга и предпринимательства ЮИМ

 

 

  М 54   Метельская Е.А. Бизнес-планирование. Конспект лекций для студентов бакалавриата по направлению «Менеджмент». – Краснодар: ЮИМ, 2014. – 64 с.   В учебном пособии в краткой форме рассматриваются основные вопросы дисциплины «Бизнес-планирование». Предназначено для студентов бакалавриата направления подготовки «Менеджмент» всех форм обучения.   Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом ЮИМ (протокол №10 от10.06.2014 г.)

 

Ó ЧОУ ВО ЮИМ

Ó Метельская Е.А., 2014


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. МЕТОДОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ.. 5

1.1 Сущность планирования и плана. 5

1.2 Планирование как область знания. 6

1.3 Типы планирования. 7

1.4 Принципы планирования. 9

Контрольные вопросы.. 10

2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И БИЗНЕС-ПЛАН.. 10

2.1 Сущность стратегического планирования. 10

2.2 Сущность и необходимость бизнес-планирования. Значение бизнес-плана. 12

Контрольные вопросы.. 14

3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ.. 14

3.1 Методы планирования. 14

3.2 Методы прогнозирования. 15

3.3 Информационное обеспечение планирования. 17

3.4 Плановые показатели, нормы и нормативы.. 18

Контрольные вопросы.. 20

4. ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ.. 21

4.1 Понятие, источники и методы выработки бизнес-идеи. 21

4.2 Сущность и значение бизнес-модели. 23

4.3 Организация процесса бизнес-планирования. 24

4.4 Содержание, основные этапы и требования к разработке бизнес-плана. 26

Контрольные вопросы.. 28

5. ТЕХНОЛОГИЯ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ.. 28

5.1 Общая часть. Резюме. 29

5.2 Описание предприятия. 30

5.3 Описание продукции. 30

5.4 Анализ рынка и конкурентов. 31

5.5 План маркетинга. 33

5.6 План продаж.. 34

5.7 План производства. 36

5.8 Организационный план. 38

5.9 Анализ и оценка рисков. 38

5.10 Финансовый план. 39

5.10.1 План доходов и расходов (прибылей и убытков). 40

5.10.2 План движения денежных средств. 44

5.10.3 Прогнозный баланс. 47

Контрольные вопросы.. 48

6. ИНСТРУМЕНТАРИЙ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ.. 48

6.1. Показатели для финансового анализа. 48

6.1.1 Основные группы финансовых коэффициентов. 48

6.1.2 Показатели ликвидности. 50


6.1.3 Показатели деловой активности. 51

6.1.4 Показатели структуры капитала. 53

6.1.5 Показатели рентабельности. 54

6.1.6 Инвестиционные показатели. 55

6.2 Анализ безубыточности проекта. 56

Контрольные вопросы.. 57

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ……………………………………………………………..56

ГЛОССАРИЙ.. 58

ЛИТЕРАТУРА.. 62

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ... 62

 

 

 


МЕТОДОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ

 

1.1 Сущность планирования и плана.

1.2 Планирование как область знания.

1.3 Типы планирования.

1.4 Принципы планирования.

 

 

Сущность планирования и плана

 

Планирование играет важную роль для достижения успеха в любой деятельности – как человека, так и фирмы и общества в целом.

Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики становится возможной лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, прогнозов социально-экономического развития предприятий.

Как показала практика, применение планирования создает для предприятий целый ряд преимуществ:

- без проработки системы внутрифирменного планирования нельзя считать механизм управления предприятием эффективным;

- планирование является мощным фактором организационного развития предприятия;

- планирование создает основу для четкой слаженной работы всех структурных подразделений предприятия и т.д.

Сущность внутрифирменного планирования рыночных отношениях заключается в следующем:

- в научном обосновании предстоящих экономических целей развития фирм;

- в выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению в будущем наилучших качественных и количественных результатов.

Планирование – это процесс постановки целей и определение того, что должно быть сделано для их достижения. Планирование по своей сути связано с процессами переработки информации. Данные и информация, поступающие на входе, перерабатываются с помощью определенных методов и инструментов в информацию, получаемую на выходе, т.е. в альтернативные варианты плана.

Планирование по своей сути непосредственно связано с разработкой будущего, выбором путей и средств его достижения.

План – это документ, в котором зафиксированы плановые задания (в виде целей, задач, мероприятий, программ, работ), определяющие последовательность, порядок и сроки выполнения работ для достижения поставленных целей, необходимые ресурсы и желаемые результаты деятельности.

Главная цель планирования состоит в том, что бы быть действенным инструментом для достижения целей предприятия.

 

Планирование как область знания

Планирование выделилось в самостоятельную область знаний в начале XX века. Как и любая деятельность, планирование характеризуется методологией и организацией. Обе эти характеристики тесно связаны между собой.

Методология планирования – это выбор совокупности принципов, подходов, способов организации и методов планирования для эффективного решения проблем и достижения его целей.

Организация планирования – это способ упорядочения определенных действий в соответствии с их составом, структурой и характерными особенностями. Объектом организации выступает сам процесс планирования.

Одна из важных задач менеджеров состоит в том, чтобы сознательно выбирать и конструировать методологию планирования. Применяемые в планировании технология и инструментарий только тогда эффективны, когда они опираются на эффективную методологию.

Разные предприятия и организации могут выбирать и использовать различную методологию планирования. В современной методологии планирования центральное место занимает системный подход.

Для достижения целей планирования предполагается использование определенных методов и методик.

Под методами в планировании обычно понимают некоторые способы, приемы, процедуры планирования, имеющие существенное значение и позволяющие успешно решать ту или иную конкретную задачу.

Методика планирования –это совокупность методов, связанных общностью решаемой задачи, выполняющая функцию методической инструкции. Планированиекак функция управления имеет свой объект и предмет. Планирование применяется в различных социально-экономических системах (корпорациях, предприятиях или организациях, их структурных звеньях). Указанные системы могут выступать объектом планирования.

Предметом планирования является сама деятельность и отношения, которые охватывают отдельные элементы системы (объекта планирования) и ее взаимодействие с внешней средой. Они реализуются в ходе совместной деятельности по разработке целей, определению путей и способов, а также комплекса мер по достижению целей.

Однако планирование – это не только наука, но и в определенной степени искусство. Ведь само предвидение будущего – это творческий, интеллектуальный, мыслительный процесс, в котором соединяются профессиональные знания, опыт, навыки и интуиция субъектов планирования.

Типы планирования

Рассмотрим основные типы классификации планирования на предприятии.

По содержанию планов следует выделять технико-экономическое, оперативно-производственное планирование, организационно-технологическое, социально-трудовое, снабженческо-сбытовое, финансово-инвестиционное, бизнес-планирование и другие.

Каждый из перечисленных типов планирования предусматривает выбор своей системы плановых показателей, сроки выполнения, конечные и промежуточные результаты. Так, организационно-технологическое планирование предусматривает разработку плановых норм по расходованию основного и дополнительного сырья, материалов, норм отходов и потерь, составление рецептур, карт технологического процесса и контроль за их выполнением. Технико-экономическое планирование охватывает всю техническую, производственную и финансовую деятельность. Социальное планирование рассматривает вопросы социально-квалификационной структуры работающих на предприятии, повышения их квалификации и образовательного уровня, улучшения условий труда и быта и другие вопросы социального развития коллектива предприятия.

По уровню управления на предприятии выделяют следующие виды планирования:

- на высшем уровне – фирменное, корпоративное, заводское или иные системы планов, относящиеся к высшему управленческому звену или в целом ко всей хозяйственной организации;

- на среднем уровне управления – цеховое;

- на нижнем уровне – производственное, которое может охватывать отдельные объекты планирования: участок, бригаду, рабочее место.

По методам обоснования различают рыночное, индикативное, административное или централизованное планирование.

На предприятиях с государственной, федеральной, муниципальной и другими формами общественной собственности преобладает централизованное или административное планирование.

В хозяйственных товариществах и акционерных обществах и на других предприятиях с частной формой собственности применяются виды рыночного или индикативного планирования. Важнейшими экономическими регуляторами в этих видах планирования служат соответственно механизмы свободных рыночных отношений, система взаимосвязанных индикаторов или показателей, централизованные или директивные решения вышестоящих органов управления.

Рыночное самопланирование основано на взаимодействии спроса, предложения и цен на производимые товары и услуги.

Индикативное планирование – это по существу государственное регулирование цен и тарифов, действующих ставок и видов налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и других макроэкономических показателей.

Централизованное или директивное планирование предусматривает установление вышестоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей натуральных объемов производства продукции, номенклатуры выпуска и сроков поставки товаров, а также многих иных экономических нормативов.

Эти три системы внутрифирменного планирования не противоречат одна другой и могут применяться одновременно в той мере, в какой требует расширение или сужение зоны использования того или иного вида планирования.

По времени действия планирование бывает:

- долгосрочное или перспективное, охватывающее от 3 до 10 лет;

- среднесрочное – от 1 года до 3 лет;

- краткосрочное, охватывающее неделю, декаду, квартал или год.

Все три типа планирования должны увязываться между собой и не противоречить друг другу.

По сфере применения:

- межцеховое;

- внутрицеховое;

- бригадное;

- индивидуальное.

Их объектом служит соответствующая производственная система или подразделение предприятия.

По стадиям разработки:

- предварительное;

- окончательное.

На первом этапе обычно разрабатываются проекты планов, которые после их утверждения на втором этапе получают затем силу закона.

По степени точности планирование может быть укрупненным и уточненным. Точность планов зависит в основном от применяемых методов планирования, нормативных материалов и сроков планирования, от уровня профессиональной подготовки и производственного опыта экономистов-менеджеров или плановиков-исполнителей.

По типам целей, учитываемых в планировании, выделяют оперативное (тактическое) и стратегическое планирование.

По ориентации идей планирования в прошлое, настоящее и будущее:

- реактивное – планирование, нацеленное в прошлое;

- инактивное – планирование, основанное на идеях настоящего;

- преактивное – нацеленное в будущее;

- интерактивное – основанное на лучших идеях прошлого, настоящего и будущего.

 

Принципы планирования

 

Впервые общие принципы планирования были сформулированы Анри Файолем. Рассмотрим их.

1. Необходимость. Он означает повсеместное и обязательное принятие планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Прежде чем действовать, мы должны знать чего хотим и что можем. Отсутствие плана сопровождается колебаниями, ошибками. Этот принцип особенно важен в условиях рынка, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на предприятии.

2. Единство планов. Он предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия. На отечественных предприятиях наряду с техпромфинпланом существуют отдельные планы. Например: план производства и продажи продукции, план расходов и доходов, план технического, организационного или финансового развития, частичные планы производственных подразделений и функциональных служб. Все эти планы должны быть тесно увязаны с общим планом так, чтобы всякое видоизменение отдельных разделов плана или показателей тотчас же переносилось в общий план.

3. Непрерывность планов. Планирование должно осуществляться постоянно и без остановки, на смену одному плану должен приходить без перерыва другой: один товар своевременно заменяется по требованию рынка другим.

Непрерывность означает также постепенный переход от стратегических планов к тактическим, а затем оперативным.

4. Гибкость. Этот принцип тесно связан с непрерывностью и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности.

Изменения в технике, технологии и организации производства приводят обычно к снижению расхода запланированных ресурсов и к необходимости уточнения первоначальных планов. Поэтому все планы должны содержать резервы, именуемые «надбавками безопасности» или «подушками», величину которых надо планировать.

5. Принцип точности. Всякий план должен составляться с такой точностью, которую желает достичь само предприятие с учетом его финансового положения, положения на рынке и других факторов.

При оперативном и краткосрочном планировании требуется более высокая степень точности плановых показателей, при стратегическом или долгосрочном планировании можно ограничиться выбором общей цели и составлением приближенных расчетов.

В науке и практике широкую известность имеют и современные общеэкономические принципы: системность, целенаправленность, комплексность, оптимальность и другие. Они подробно раскрыты в научной и учебной литературе по планированию.

На основе этих, а также общеэкономических принципов осуществляется планирование.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятиям «планирование», «план».

2. В чем состоит сущность внутрифирменного планирования?

3. Дайте характеристику методологии и организации планирования.

4. Что такое методы и методика планирования?

5. Расскажите о типах планирования на предприятии.

6. Дайте характеристику принципам планирования.

 

2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И БИЗНЕС-ПЛАН

2.1 Сущность стратегического планирования.

2.2 Сущность и необходимость бизнес-планирования.

 

 

Сущность стратегического планирования

 

Весь процесс планирования в экономической организации можно разделить на две стадии:

1. Разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование).

2. Определение тактики реализации выработанной стратегии. (оперативное, или тактическое планирование).

Рассмотрим сущность стратегического планирования.

Понятие «стратегия» – греческого происхождения. Оно означало искусство генерала находить правильные пути к достижению победы.

Стратегия экономической организации – это совокупность ее главных целей и основных способов достижения данных целей. Это общие направления ее деятельности. Стратегия – это не функция времени, а функция направления.

Стратегический план указывает, какие маркетинговые действия предприятие должно осуществить, почему они необходимы, кто отвечает за их реализацию. В стратегическом плане должно быть определено, какими производствами будет заниматься предприятие, план реализации товаров или услуг, план рыночной деятельности.

Сущность стратегического планирования заключается в ответе на три важнейших вопроса:

- В каком положении предприятие находится в настоящее время?

- В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?

- Каким способом достигнуть желаемого положения?

Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического планирования как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического планирования связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.

По своему предметному содержанию стратегическое планирование обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия.

В основе стратегического планирования лежат стратегические решения.

Стратегические решения – это управленческие решения, которые:

- ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений;

- сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;

- связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия.

К числу стратегических решений можно отнести:

- реконструкцию предприятия;

- внедрение новшеств (новая продукция, новые технологии);

- организационные изменения (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);

- выход на новые рынки сбыта;

- приобретение, слияние предприятий и т.д.

Стратегическое планирование – это логическая последовательность нескольких этапов, включающих совокупность процедур. По своему характеру их можно объединить в две группы: стратегический анализ (анализ внешней среды, внутрифирменный анализ, анализ сильных и слабых сторон фирмы) и стратегическое проектирование (определение миссии, определение стратегического положения, установление целей, планирование реализации стратегии). Следует отметить, что последовательность отдельных процедур зависит от стадии жизненного цикла фирмы, от наличия предыдущего стратегического плана, но, в конечном счете, все они в совокупности составляют замкнутый цикл стратегического планирования.

 

Сущность и необходимость бизнес-планирования.

 

Под бизнес-планированием понимают процесс выработки действий по достижению целей предприятия. Основная форма бизнес-планирования – составление бизнес-плана. В рыночной экономике бизнес-план используется во всех формах предпринимательства независимо от масштабов, формы собственности и организационно-правовой формы фирмы.

Бизнес-план – это план развития вида бизнеса, основанный на стратегическом анализе и вытекающий из стратегических решений по виду бизнеса.

Бизнес-план необходим при решении следующих задач:

- открытие нового дела;

- перепрофилирование существующего предприятия, выбор новых видов деятельности;

- подготовка заявок для получения кредитов;

- обоснование предложений по приватизации государственных предприятий.

Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности предприятия на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Другими возможными целями разработки бизнес-плана являются:

- получение кредита;

- привлечение инвестиций;

- уяснение степени реальности достижения намеченных результатов;

- доказательства определенному кругу лиц целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой и др.

Бизнес-план дает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, определяет зоны риска, предлагает пути их снижения. В этом документе решаются как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные установлением контактов и взаимоотношений с другими фирмами и организациями.

Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в то же время как необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В нем характеризуются основные аспекты предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно может столкнуться, и определяются способы их решения. Следовательно, бизнес-планирование – одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная деятельность.

Идея составления бизнес-планов родилась в США более 30 лет назад. Зарождение и развитие молодых высокотехнологичных компаний потребовало немалых финансовых средств. Предприниматели стали активно обращаться в финансовые организации за получением денежных средств. Благодаря венчурному капиталу были созданы такие гиганты как Intel, Microsoft, Apple, Compaq, Federal Express, Xerox, Yahoo, Amazon. Чтобы понять, для каких целей венчурной компании требуются денежные средства, инвесторы стали требовать представления в письменной форме ответов на интересующие их вопросы. Накопленный опыт использования бизнес-планов был усовершенствован и впоследствии вошел в практику бизнеса. Он распространился из США в Европу и другие страны. С переходом к рыночной экономике в ходе проведения широкомасштабных экономических реформ бизнес-планы стали использоваться российскими компаниями.

Правильно составленный бизнес-план дает перспективу развития фирмы и отвечает на основной вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли дело те доходы, которые окупят затраты сил и средств? Благодаря бизнес-плану у руководства появляется возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес-плана, включающего детальный анализ экономических и организационных вопросов, заставляет мобилизоваться.

Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

- определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;

- оценить затраты, соизмерить их с ценами продаж и определить потенциальную прибыльность проекта;

- выявить соответствие кадров предприятия и условий мотивации их труда требованиям по реализации поставленных целей;

- проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;

- предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается сущность стратегического планирования?

2. Приведите примеры стратегических решений.

3. Что понимается по бизнес-планированием?

4. Дайте определение бизнес-плана.

5. В чем заключается значение бизнес-плана.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ

 

3.1 Методы планирования.

3.2 Методы прогнозирования.

3.3 Информационное обеспечение планирования.

3.4 Плановые показатели, нормы и нормативы.

 

 

Методы планирования

 

К основным методам бизнес планирования относятся:

- балансовый;

- опытно-статистический;

- нормативный;

- экономико-математический.

Каждый из указанных методов включает десятки, а то и сотни разновидностей, приемов и способов расчета.

Балансовый метод характеризуется установлением материально-вещественных и стоимостных пропорций в показателях. Обычно применяется в виде уравновешивающих таблиц, содержащих наличие и источники образования ресурсов, и соответствующие потребности. С его помощью проверяется обоснованность расчетов, взаимоувязка разделов и показателей на различных этапах планирования. Примером может служить баланс рабочего времени, баланс производственных мощностей, трудовых ресурсов.

Опытно-статистический метод характеризуется ориентацией на фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя. Такой метод планирования является достаточно простым и широко используется в плановых расчетах. Хорошо известны такие приемы этого метода, как расчет по средней арифметической, посредством скользящей средней, экспертный, расчет по ежегодному проценту изменений и др. Но этот метод имеет существенный недостаток – плановый показатель будет отражать сложившийся уровень работы с его погрешностями в прошлом.

Нормативный метод (метод технико-экономических расчетов) основан на использовании норм и нормативов расхода живого и овеществленного труда для определения переменных величин. Используется для обоснования количественной меры плановых заданий или технико-экономических расчетов.

Примером могут служить разрабатываемые и широко используемые в практике нормы расхода сырья, материалов, топлива, труда, финансовых ресурсов на единицу продукции, ставка налогов и др.

Экономико-математические методы и модели. Сущность их состоит в том, что они позволяют с меньшими затратами времени и средств находить количественное выражение взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях. В современных условиях практически любой показатель может быть запланирован посредством экономико-математического метода. Применение этой группы методов способствует устранению субъективизма в планировании и повышает научный уровень обоснованности плана. Однако применение этих методов требует точного математического описания экономической задачи и часто экспертной оценки полученных данных. Наиболее распространены в современных условиях методы теории вероятности (корреляции, регрессии, теории игр), математического программирования, методы имитации и др.

В последнее время особую популярность приобрели такие методы бизнес планирования, как:

- метод чувствительности;

- проверка устойчивости;

- предельного анализа;

- нормы прибыли на вложенный капитал.

Эти методы присущи планированию в условиях рыночной экономики и в советской практике не рассматривались.

Поскольку бизнес-планирование начинается с проведения стратегического анализа внешней и внутренней среды бизнеса, то в этом случае используются методы STEEP-анализа и SWOT-анализа.

 

Методы прогнозирования

Прогнозирование – это предсказание будущего на основании накопленного опыта и текущих предположений относительно него. Прогнозирование представляет собой сложный процесс, по ходу которого необходимо решать большое количество различных вопросов. Для его производства следует применять в сочетании различные методы прогнозирования, которых на сегодняшний день существует огромное множество, но на практике используются всего 15-20. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Метод экспертных оценок. Суть данного метода заключается в том, что в основе прогноза лежит мнение одного специалиста или группы специалистов, которое основано на профессиональном, практическом и научном опыте. Различают коллективные и индивидуальные экспертные оценки. Этот метод часто используется при оценке персонала.

Метод экстраполяции. Основная идея экстраполяции – изучение сложившихся как в прошлом, так и настоящем стойких тенденций развития предприятия и перенос их на будущее. Различают прогнозную и формальную экстраполяцию. Формальная экстраполяция основывается на предположении о том, что в будущем сохранятся прошлые и настоящие тенденции развития предприятия. При прогнозной – настоящее развитие увязывают с гипотезами о динамике предприятия с учетом того, что в будущем изменится влияние на него различных факторов. Следует знать, что методы экстраполяции лучше применять на начальной стадии прогнозирования, чтобы выявить тенденции изменения показателей.

Методы моделирования. Моделирование – это конструирование модели на основании предварительного изучения объекта и процессов, выделение его существенных признаков и характеристик. Прогнозирование с использованием моделей включает в себя ее разработку, экспериментальный анализ, сопоставление результатов предварительных прогнозных расчетов с фактическими данными состояния процесса или объекта, уточнение и корректировку модели.

Метод экономического прогнозирования (экономический анализ) заключается в том, что какой-либо экономический процесс или явление, имеющее место на предприятии, расчленяется на части, после чего выявляется влияние и взаимосвязь этих частей на ход и развитие процесса, а также друг на друга. При помощи анализа можно раскрыть сущность такого процесса, а также определить закономерности его изменения в будущем, всесторонне оценить пути достижения поставленных целей. Поскольку экономический анализ – это неотъемлемая часть и один из элементов логики прогнозирования, он должен осуществляться на макро-, мезо- и микроуровнях. Используется при планировании производства на предприятии.

Процесс экономического анализа можно подразделить на несколько стадий:

- постановка проблемы, определение критериев оценки и целей;

- подготовка необходимой для анализа информации;

- аналитическая обработка информации после ее изучения;

- разработка рекомендаций о возможных путях достижения целей;

- оформление результатов.

 

Информационное обеспечение планирования

 

Информационное обеспечение планирования – это процесс сбора, обработки, формализации данных о развитии процессов на рынке товаров и услуг (среда функционирования предприятия); о состоянии и изменении нормативно-законодательной базы (условия деятельности предприятия); о динамике показателей деятельности предприятия и его состоянии в прошлом и настоящем (развитие предприятия); об успешности усилий по повышению эффективности работы предприятия и др.

Роль информационного обеспечения процесса планирования трудно переоценить, так как от качества, полноты и достоверности информации зависит обоснованность плановых расчетов, а в последующем и эффективность управленческих решений, построенных на этих расчетах. Кроме того, формализация плановых расчетов, использование современных информационных технологий невозможны без соответствующего качественного информационного ресурса. Если учесть, что расчеты осуществляются на перспективу разного временного горизонта, то необходима достаточно достоверная информация не только о прошлом и настоящем, но и о будущих условиях функционирования предприятия. Значение информации подтверждается и такими данными: опрос американских бизнесменов показал, что, по их мнению, 70% успеха фирмы зависит от оперативной и достоверной информации.

Информационное обеспечение процесса планирования состоит из следующих элементов:

- сбор, обработка и передача данных о внешней и внутренней среде предприятия;

- выбор и использование методов и приемов обобщения и анализа информации, в том числе с использованием программных средств;

- техническое обеспечение передачи и обработки информационных потоков.

Для плановых расчетов важно сформировать базу данных разного временного диапазона на основе их целевой подборки, обработки и использования.

Поставщиками информации могут быть:

- структурные подразделения данного предприятия в соответствии с их функциями и направлениями деятельности;

- поставщики товаров, сырья, услуг;

- официальные органы статистики и предприятия, занимающиеся сбором и обработкой информации, готовящие конъюнктурные обзоры и прогнозы социально-экономического развития страны, регионов, отраслей, видов экономической деятельности;

- государственные органы власти (местного самоуправления), обеспечивающие пропорциональность и оптимальность развития отдельных отраслей, видов экономической деятельности регионов и устанавливающие налоговые и другие платежи, а также систему льгот и государственного протекционизма;

- покупатели в соответствии с их опросами, интервью, другими разовыми или постоянными исследованиями их предпочтений;

- средства массовой информации, ярмарки, выставки, торговые дома, биржи и другие мероприятия.

Поставщики информации могут предоставлять информацию как о прошлом и настоящем, так и о будущем возможном развитии экономики, страны, региона, доходах населения и др. Эта информация может быть платной и бесплатной, обработанной (обобщенной) и первичной; прогнозной и плановой, что необходимо учитывать при проведении плановых расчетов.

Источниками информации являются:

- законодательно-правовые документы, регламентирующие деятельность предприятия: Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Положения по бухгалтерскому учету и т. д.;

- бухгалтерская и статистическая отчетность;

- Интернет и другие средства информационных коммуникаций;

- реклама и другие сообщения рекламного характера;

- результаты выборочных обследований;

- литература: книги, журналы, официальные издания;

- бюллетени цен и конъюнктурные обзоры;

- аналитическая и статистическая информация, полученная по заказам.

Плановые расчеты также имеют достаточно высокую информационную ценность. Пользователями плановой информации предприятия могут быть как внутренние структуры, которым доводятся планы для обеспечения их выполнения, так и внешние пользователи. При этом такая информация может быть как открытой, так и конфиденциальной. Поэтому для внешних пользователей информация по планам носит адресный характер и предусматривает только те показатели, которые не составляют коммерческую тайну и могут быть полезны внешнему пользователю.

 

Плановые показатели, нормы и нормативы

 

Свободные рыночные отношения основаны на взаимодействии современных законов и нормативов, необходимых плановых требований и показателей, учитывающих интересы производителей и потребителей товаров.

Показатель – это качественно определенная переменная величина, которой может соответствовать множество количественных значений. Показатели должны обладать:

- достоверностью;

- свойствами меры, т.е. быть измеряемыми и вполне определенными;

- достаточностью, т.е. полно характеризовать существенные стороны производства или сбыта продукции;

- однозначностью;

- гибкостью, адаптивностью и способностью отражать все изменения условий функционирования объекта планирования;

- оперативностью;

- лаконичностью, т.е. высокой информационной насыщенностью.

В зависимости от содержания плановые показатели подразделяются на следующие основные группы: количественные и качественные, натуральные и стоимостные.

Количественные показатели отражают объемы производства продукции, прибыли, численность работающих и т. д. в абсолютных величинах.

Качественные показатели – относительные величины. Например: повышение производительности труда, прирост эффективности, снижение затрат и др., выражающие соотношение между количественными показателями.

Натуральные показатели характеризуют материально-вещественное содержание плана предприятия и измеряются в специфических единицах, соответствующих особенностям каждого вида товара – в литрах, килограммах, метрах и т. д.

Стоимостные показатели позволяют соизмерять в денежном выражении любые виды товаров, услуг или работ.

Особое значение в планировании имеют технико-экономические нормы и нормативы.

Любой из фундаментальных вопросов рыночной экономики (что производить, сколько выпускать, когда поставлять и др.) может быть наиболее успешно решен с помощью системы планово-экономических нормативов и норм, нацеливающих всякое производство товаров, выполнение работ и оказание услуг на удовлетворение потребностей людей и получение высокого конечного результата производственно-финансовой деятельности.

Норма – мера затрат труда и расхода сырья, энергии, материалов и т. д. в абсолютном измерении на производство единицы продукции при заданных нормальных средних условиях. Норма устанавливает индивидуальное значение (величину) расхода ресурсов на единицу продукции в определенных условиях предприятия, его подразделения или другого уровня. Они создаются для соответствующих локальных условий рабочего места или определенного типа производства и должны отражать как общие закономерности, так и специфические особенности развития предприятия и изменения затрат экономических ресурсов при допустимых ограничениях в планируемые сроки их использования. Нормы разрабатываются обычно на краткосрочный, заранее установленный период их применения в заданных отраслевых или корпоративных условиях с учетом взаимодействия конкретных производственно-технических, организационно-экономических, социально-трудовых и многих других факторов. Все применяемые нормы должны всегда соответствовать тем условиям, для которых они были разработаны и предназначены, и пересматриваться в соответствии с изменением нормообразующих производственных факторов.

Норматив – это эталон расхода различных ресурсов на производство единицы продукции, значение которого должно соответствовать достигнутому уровню развития рыночных отношений при полной степени использования техники, передовой технологии, прогрессивной организации производства и требуемой квалификации персонала. Это значит, что нормативы должны отражать оптимальные или эффективные условия развития отечественного производства и передовые методы выполнения работы. Они служат своего рода мерилом, с которым сравниваются плановые и действительные затраты. Соответственно этому нормативы должны обеспечивать высокую или достигнутую степень эффективности производства, как правило, не ниже установленного рынком нормального или необходимого уровня превышения результатов над затратами. Любой норматив как единая плановая величина может быть применен на уровне предприятия, отрасли и на более высокой ступени хозяйствования. Действующие плановые нормативы поэтому определяют не только величину затрат ресурсов на производство единицы продукции или работы, но и уровень эффективности развития как отдельного предприятия, так и всей рыночной системы либо страны в целом.

При планировании применяют пять основных групп норм и нормативов:

1) удельные нормы материальных затрат сырья, материалов, комплектующих изделий, энергии и т. д.;

2) нормативы использования орудий труда – машин, оборудования, инструментов;

3) организационные нормативы – длительность рабочего периода, времени обращения, объем незавершенного производства, запасы сырья, продолжительность освоения проектных мощностей и др.;

4) нормы качества продукции – соответствие стандартам;

5) нормы окупаемости затрат и прибыльности производства.

Контрольные вопросы:

1. Расскажите об основных методах планирования.

2. Дайте определение понятию «прогнозирование».

3. Расскажите о методах прогнозирования.

4. Что такое информационное обеспечение планирования?

5. Расскажите о роли информационного обеспечения процесса планирования.

6. Расскажите о поставщиках и источниках информации.

7. Расскажите о плановых показателях, нормах и нормативах.


ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ

4.1 Понятие, источники и методы выработки бизнес-идеи.

4.2 Сущность и значение бизнес-модели.

4.3 Организация процесса бизнес-планирования.

4.4 Содержание, основные этапы и требования к разработке бизнес-плана.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.