Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О положении женщины в обществе




Более века тому назад одна высокоодаренная женщина, та самая, которуювы не жалуете, сударыня, -- Жорж Санд -- мужественно вела борьбу заэмансипацию женщин. Внесем ясность: требования Жорж Санд ни в коей мере неудовлетворили бы женщин нашего времени. Ее не интересовало политическоеравенство полов, поскольку она не считала его ни возможным, ни желательным.Она требовала прежде всего равенства в области чувств. Что она под этим понимала? Что женщина нс должна быть вынуждаемаотдаваться без любви. Вынужденное соединение людей казалось Жорж Сандпреступным и кощунственным, даже если оно освящалось браком: " Женщинадолжна иметь право отказа. Я утверждаю, я верю, что надо или любить всемсвоим существом, или жить, сохраняя целомудрие..." По ее мнению, грехзаключается не в уходе женщины от нелюбимого человека к любимому, а в жизнис тем, кого она не любит, даже если это ее муж. Мужчины не признавалиравенства в сфере чувств. " В любви с женщинами обращаются, как скуртизанками, -- писала Санд, -- в супружеской жизни -- как со служанками.Их не любят, лишь пользуются их услугами и тем не менее надеются подчинитьих требованию неукоснительной верности..." Во имя какой справедливости, вопрошала она, мужчины требуют от женщинхранить верность, хотя сами, когда речь заходит о них, считают ее ненужной исмехотворной? Почему женщина должна оставаться целомудренной, а мужчинаможет себе позволить быть безнравственным волокитой и развратником? На этоможно было бы ответить, что многие женщины той поры не были ницеломудренными, ни верными. Но несправедливость заключалась в другом: этиженщины считались преступными; уличив в супружеской измене, их моглиподвергнуть тюремному заключению; изменив мужу, они теряли честь даже вглазах своих собственных детей, между тем как на мужей, заводивших любовныеинтрижки, все смотрели так, как смотрят на пьяниц или, скажем, гурманов, тоесть со снисходительной веселостью, весьма близкой к сообщничеству. Такоенеравенство в области чувств, считала Санд, делало трудным для женщины умнойи деликатной достижение счастья -- как в свободной любви, так и в браке. Жорж Санд требовала также экономического равенства для обоих полов. Вте времена замужняя женщина не могла свободно распоряжаться ни своимзаработком, ни своим имуществом. До выхода замуж сама Жорж Санд (вернее, Аврора Дюпен) была пол новластной владелицей поместья Ноан, унаследованного ею от бабушки.Выйдя замуж, она должна была передать управление поместьем супругу, которыйчуть было не разорил ее. Муж в те времена бесконтрольно распоряжался общимдостоянием супругов. Замужество как бы пожизненно обрекало женщину назависимость от мужчины, даже если по своему рождению или положению она былавыше. Права на развод практически не существовало, так что женщине былоочень трудно избавиться от такого порабощения. Жорж Санд требовала дляженщины, как и для мужчины, права свободного расторжения брачного союза иправа свободно распоряжаться своими доходами. Таковы были границы еефеминизма. Он не затрагивал вопросов гражданского равенства. Не то чтобы онасама не имела политических воззрений: она была пылкой республиканкой исоциалисткой; но она не требовала для женщин ни права голосовать, ни правабыть избранными. И тут она -- нам это сегодня очевидно -- ошибалась, ибоименно благодаря гражданскому равенству женщина мало-помалу приблизилась кравенству и в экономической области. С тех пор как женщины начали приниматьучастие в голосовании, депутаты, заинтересованные в их голосах, начали сбольшим уважением относиться к их устремлениям и правам. Однако в области нравов мало что изменилось. И сегодня половина всегочеловечества живет как бы в рабстве: огромное число женщин продолжаютсчитать, что для того, чтобы выжить, им нужно продавать свое тело, причемэта необходимость всячески вуалируется различными мифами и обрядами. Противэтого морального рабства законодатель почти бессилен. Освобождение женщин-- дело рук самих женщин. Оно будет медленным, ибо женщинам надоосвободиться не только от тирании мужчин, но и от тех представлений омужчинах и о самих себе, которые все еще в них живут. " Оба пола, быть может, гораздо ближе друг другу, чем принято считать, -- сказал Рильке. -- И великое обновление мира будет, без сомнения, состоятьвот в чем: мужчина и женщина, освободившись от заблуж дений, перестанутсмотреть друг на друга как на противников. Они объединят свою человеческуюсущность, чтобы вместе -- серьезно и терпеливо -- нести тяжкий груз плоти, которым они наделены от века... В один прекрасный день слова " девушка" и" женщина" будут обозначать не просто пол, отличный от мужского, но нечтоприсущее только им. Они перестанут быть просто дополнением и обретутзаконченную форму бытия -- возникнет женщина в ее истинной человечности".Когда этот день придет, освобождение женщины станет также и освобождениеммужчины. Ибо тиран -- одновременно и раб. Прощайте.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.